Презентация по истории «Развитие культуры на Руси во второй половине XIII – XIV в.» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 30 June 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Презентация урока истории России в 6 классе по УМК Торкунова А.В.«Развитие культуры на Руси во второй половине XIII — XIV в.» (презентация к уроку)

Предварительный просмотр презентации

Город – главный соперник Москвы во второй половине XIV века. Московский князь, получивший прозвище «кошель» Святой старец, основатель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший московского князя на битву с монголами в 1380 г. Битва этих двух богатырей русского и монгольского положила начало величайшему сражению 1380 г. Назовите имя московского князя, победителя монголо-татар в сражении 1380 г. и дату его правления. Какое великое сражение произошло 8 сентября 1380 г.? Хан западной части Золотой Орды, противник московского князя в битве 1380 г. Хан восточной части Золотой Орды, разоривший Московское княжество в 1382 г.

Почему Куликовская битва считается одним из самых важных событий в истории нашей страны?

Расскажите об этом событии

В чем же тогда значение Куликовской битвы Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но тем не менее эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. ?

Тема урока: «Развитие культуры на Руси во второй половине XIII — XIV в.» История России , 6 класс

Домашнее задание: Параграф 22 Вопросы и задания на стр.62 . Рабочая тетрадь № Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 63). Задание №3

План: 1.Начало возрождения культуры в русских землях. 2.Книжное дело, летописание. 3. Устное народное творчество, литература. 4. Зодчество. 5. Живопись.

Проблемный вопрос ! (стр. 57) Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

1. Начало возрождения культуры в русских землях. 1. Начало возрождения культуры в русских землях.

Культура народа является частью его истории Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь

Культура народа является частью его истории Тема феодальной раздробленности Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий Тема ликвидации ордынского ига через собирание русских земель

Перечислите факторы развития культуры, используя текст учебника, стр.57 Перечислите факторы развития культуры, используя текст учебника, стр.57 Задание 1. – р.т., стр.93

Начало возрождения культуры в русских землях. Батыево нашествие нанесло большой урон русской культуре. Подумайте, какой?

2. Книжное дело, летописание. 2. Книжное дело, летописание.

2. Книжное дело, летописание. Книги продолжали писать вручную. С середины XIV века на Русь пришёл из Европы новый материал — бумага. Изменился тип письма. Если раньше господствовал устав, то теперь появился полуустав. Буквы стали мельче, потеряли чёткую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым.

Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф». Летописи

3. Устное народное творчество, литература. 3. Устное народное творчество, литература.

Устное народное творчество, литература. ЭПОС – совокупность произведений народного творчества Владимир Красное Солнышко Монгольское нашествие и сложные отношения русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы.

Устное народное творчество, литература. Оформился новый жанр устного народного творчества – исторические песни Авдотья Рязаночка Восстание в Твери 1327 г.

Устное народное творчество, литература. Наиболее распространенный жанр русской литературы XIII-XIV вв. – воинская повесть. «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывают о гибели княжеств, отчаянной борьбы с жестокими завоевателями.

Героями этих сочинений становились личности, чья жизнь оказалась связана с эпохальными событиями в истории Руси. Многих из них Церковь причисляла к лику святых. «Житие святого Александра Невского» рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Жития — это церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях Церкви.

Устное народное творчество, литература. Продолжали создавать жития святых. «Житие Михаила Тверского» Памятник Михаилу Ярославичу Смерть Михаила Тверского

В «Повести о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» дается высокая оценка жизненного подвига князя. Жития, сказания и «хождения»

Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником. Со страниц сочинения встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье — вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Жития, сказания и «хождения»

Софроний Рязанец, автор «Задонщины», повествует о нашествии Мамая на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, о ходе и результатах Куликовской битвы. Повесть проникнута высоким патриотическим духом. Недаром автор не раз обращается мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве». Жития, сказания и «хождения» Сказания — истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны

Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» воссоздает события, потрясшие Русь после блестящей победы на Куликовом поле. В сожженной и разграбленной Москве, пишет автор, были плач, и рыдания, и вопль мног, и слезы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет. Жития, сказания и «хождения»

Евпатий Коловрат Не только печаль наполняла эти произведения. В них слышался и страстный призыв к борьбе. Так, из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём о храбром герое Евпатии Коловрате, громившем врагов. Устное народное творчество, литература.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, в котором он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока, где он жил в 1468 — 1474 гг. Сказочным раем представлялась русским людям Индия. Но как туда добраться, никто не знал. Афанасий первым из русских людей проделал грандиозный путь от тверской пристани на Волге до Калькутты. Жития, сказания и «хождения» Хождения — сочинения о дальних путешествиях

4. Зодчество. 4. Зодчество.

4. Зодчество Каменное зодчество на Руси возродилось только в конце XIII века. Раньше всего начали возводить каменные здания в Новгороде. Храмы были строги, просты по форме, лишены пышных украшений. В основном это небольшие одноглавые церкви, такие, как новгородские церкви Николы на Липне и Спаса Преображения на Ильине улице. Церковь Николы на Липне, 1292 г.

Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными. Зодчество Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.

4. Зодчество Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1374 г. Церковь Федора Стратилата, 1360-1361 гг.

Церковь Фёдора Стратилата- пример совершенных пропорций XIVвек- новый стиль в архитектуре Новгорода: нарядное внешнее убранство храмов

Во второй половине XIV в. возвращается стремление к декоративности. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики. Зодчество Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Церковь Спаса на Ильине улице Расписана в 1378 г. Ф.Греком. Фасад украшен декоративными нишами с фресковыми росписями.

Церковь Иоанна Лествичника, 1329 г. В XIV веке начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси: в Твери, Москве, Коломне. Церковь Спаса на Бору, 1330 г.

В конце XIII в. на Руси началось строительство первых каменных храмов. Они возводились в Новгороде и Твери. Строились Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшалась белокаменными храмами. Зодчество

Одними из древнейших из дошедших до наших дней памятников московского зодчества- Успенский собор в Звенигороде, и собор Спасо-Андроникова монастыря Зодчество

Белокаменный кремль в Москве, 1367 г.

Возводились новые жилые дома и каменные крепости. Их строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика. На границах с крестоносцами — в Изборске и Копорье, на границе со шведами — в Орешке. Зодчество Изборск Копорье Орешек

Псков. Изборская крепость Построена в 1330г. Одно из крупных военных сооружений Руси.

Стены Изборской крепости, XIV в.

Каменное строительство в Москве в XIV веке

Аристотель Фиорованти

Успенский собор Московского Кремля Построен в 1479 г. А. Фиорованти. Собор предназначался для торжественных служб. «Была же та церковь чудна очень величеством и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывала в Руси, кроме Владимирской церкви»

Архангельский собор Московского Кремля (1505-1509) Усыпальница русских царей

Грановитая палата Построена Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Снаружи выложена гранёными плитами. С трёх сторон прорезаны парные окна. Венчает здание четырёхскатная крыша. Парадность зданию Придавала трёхмаршевая лестница вдоль южной стены.

Внутренний вид Грановитой палаты Палата служила парадным залом. Здесь проходили приёмы послов, государственные совещания, Торжественные церемонии.

5. Живопись. 5. Живопись.

5. Живопись XIV в. – начало расцвета русской живописи Известным живописцем того времени был Феофан Грек. Феофан Грек, приехавший из Византии, в конце XIV века работал в Новгороде и Москве. Он писал иконы Расписывал стены храмов. Ему принадлежат интереснейшие книжные иллюстрации. Феофан Грек

Феофан Грек (ок.1337-1405 г.г.) Родился в Византии. На Русь приехал в 70-х годах XIVвека. Сначала работал в Новгороде, а потом в Москве. Ф.Грека отличала смелая живописная манера, интерес к характеру, внутреннему миру человека.

«Святая Троица» Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Роспись предела церкви Спаса Летопись сообщает о том, Что в 1378г. Ф.Грек расписал церковь Спаса на Ильине В Новгороде Изображение Христа на куполе. Ф.Грек представил его суровым, строгим, беспощадным, но не холодным и отрешенным, а пристрастным судьёй, вершителем рода человеческого.

«Серафим» «Лик Христа»

«Преображение» «Богоматерь Донская» Иконы Феофана Грека

Иконостас Со времён Феофана Грека сложилась форма русского иконостаса — перегородки с иконами, отделяющей в храме алтарь от церковного зала, где находятся верующие.

Андрей Рублёв А.Рублёв родился ок.1360г. Монах Троице-Сергиева монастыря. Расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле вместе с Ф.Греком и Прохором из Городца.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации