Статья «Современные технологии в работе педагога»
Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога».
Автор статьи: Макарова Екатерина Алексеевна, учитель английского языка МОУ Юровская СОШ Раменского района Московской области.
Внедрение в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов потребовало тщательного анализа педагогической деятельности. Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. В этих условиях меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно-ориентированный подход.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий, как традиционных, так и инновационных, однако, наиболее эффективным вариантом следует считать использование их различных комбинаций.
В нынешней ситуации образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого учащегося, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья: необходимо иметь достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности, а также современную предметно-развивающую технологическую среду, которую целесообразно характеризовать как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, реализуемого согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантирующего достижение ключевой цели воздействия.
Современные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей у учащихся как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Проблема выбора технологии должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов, поэтому использование широкого спектра комбинаций педагогических технологий даст возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Использование в урочной и внеурочной деятельности современных педагогических технологий даст возможность учителю совместно с учеником выстраивать индивидуальную траекторию образования, работать над развитием креативности ребёнка, формировать в нём качества лидера и новатора.
Подводя итог, следует также отметить, что тема применения современных технологий в педагогической науке и практике на сегодняшний день актуальна, но противоречива и сложна. Ценность современного образования – это взаимодействие учителя с учеником и их обоюдное взаимоуважение. С применением и использованием современных технологий можно лишиться возможности субъектов педагогического процесса взаимодействовать, потерять часть педагогического компонента – воспитание, оставляя только обучение. Поэтому каждому педагогу необходимо помнить, что в педагогическом процессе кроме педагогических технологий важно использовать в совокупности и современные воспитательные технологии. Иначе говоря, главное для педагога — использовать технологии, в полной мере соответствующие возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей во избежание использования «инноваций ради инноваций».