Музыкально – литературная композиция Е.Нюкалопо книге стихов Т.Карповой

5
1
Материал опубликован 3 February 2018 в группе

«Где обедал кашалот?»

Музыкально – литературная композиция Е.Нюкало

по книге стихов Т.Карповой

Цели:

Знакомство с творчеством Ульяновской поэтессы Татьяной Карповой и с композитором Еленой Нюкало.

Расширение кругозора ребят.

Воспитание бережного отношения к природе и к окружающему нас миру.

Оборудование:

Медиацентр, аудиоцентр, доска, географическая карта, книжная выставка

Учитель:

- Посмотрите, какую интересную книгу я взяла в нашей школьной библиотеке.

Это книга стихов Ульяновской поэтессы Т. Карповой. Она посвящена морским обитателям и поэтому у книги такое необычное название: «Где обедал кашалот?».

* А вы знаете кто такой кашалот? (это кит)

* А где он живет, знаете? (в море)

* А если он живет в море, значит, это какое животное? (морское)

* А каких морских животных вы ещё знаете? (дельфин, тюлень и т.д.)

* А что такое крыжовник знаете? (это ягода)

* А морской крыжовник вы видели? (нет)

* А огурец морской вы не едали? (нет)

* А хотите узнать обо всём этом? (да)

-Тогда, слушай мою команду: «Поднять якоря! Свистать всех наверх!

Путешествие по книге ульяновской поэтессы « Где обедал кашалот?» начинаем!»

 

(учитель надевает фуражку капитана, дети - бескозырки)

Звучит шум прибоя, учитель – капитан читает стихи:

Названы были Чёрным и Белым,

Красным и Жёлтым и Синим моря.

Карту смотри, терпеливым будь, смелым.

Юнги все вы, ну, а я – капитан корабля!

                                     Исполняется песня:   "МОРЕ – ЭТО РАДОСТЬ!"

ноты Е.Нюкало, Т.Карповой "Море"
PDF / 326.6 Кб

1.Море дарит нам прохладу, море – греет нас.

Море – это просто радость, море – это класс!

Мы у моря отдыхаем, слушаем прибой.

Море ластиться, вздыхает,

Море ластиться, вздыхает,

Манит за собой, манит за собой.

 

2.В ласковых волнах плескаться, плавать и нырять,

За большой медузой гнаться, ракушки искать.

В блёстках солнца изумрудно, светится вода.

Знаешь, я не позабуду, знаешь, я не позабуду

Море никогда, море никогда!

Юнга:

- Смотрите, смотрите! Дельфины! (показывает на экран со слайдом, на котором - дельфин)

1 ученик:

Киты небольшие в морях обитают,

Иначе дельфинами их называют.

Не жабрами – лёгкими дышат они

И в море проводят все ночи и дни.

Дельфин морякам помогает в пути

Корабль среди рифов и скал провести.

Всё могут дельфины: смеяться, свистеть…

Нам умных животных надо беречь.

2 ученик:

Нетороплив морской конёк, с хвостом - колечком вместо ног.

Чтоб километр преодолеть, ему придётся «попыхтеть»

И «горбунку» уютно в нём, подводный луг коньку как дом,

Теряет хищник интерес и никогда его не ест.

3 ученик:

Водится в море Рыба – игла.

«Копьё» своё острое приберегла

Она для врагов и нежданных гостей

Пожалуйста, будь осторожнее с ней!

4 ученик

Живёт она в море и пятится,

Недаром зовут каракатица.

Умело врага отвлекает,

«Чернила» тотчас выпускает.

«Завеса» легко повисает в воде,

Моллюска за нею не видно нигде.

И щупальца любит она выпускать

С присосками, чтобы врагов напугать.

5 ученик

Прозрачна она, словно вся из слюды,

Так много в теле её воды.

Почувствует шторм, уйдёт в глубину,

Опустится в тёмную тишину.

Медуза – «крапива» и жжёт горячо,

Если заденешь её плечом.

Дорогой своей пусть медуза плывёт

На суше под солнцем она не живёт.

Капитан - Фу-ух!.. Что - то жарко стало… Куда же мы приплыли?

1юнга - Смотрите, остров! Кокосовые пальмы!

2юнга - Я знаю! Мы в тропики попали!

 

Исполняется песня:  «МЫ В ТРОПИКИ ПОПАЛИ!»

 


ноты, Е.Нюкало, Т.Карпова "Мы в тропики попали"
PDF / 252.28 Кб

       1.Мы в тропики попали,

Нам это не приснилось:

На пальмах обезьяны

Весёлые резвились,

И спелые бананы

Легко они срывали,

И сладкими плодами

Охотно угощали.

       2.Тропические ливни

Нас щедро умывали,

А ветры, словно птицы,

Под небеса взмывали.

Как пёс волна морская

Нас языком лизала,

И от себя нас море

Полдня не отпускало.

       3.Оранжевое солнце

В его волнах светилось,

А к ночи, как монета,

Куда – то закатилось.

На побережье дивном

Следы остались наши,

Чтоб в тропики мы снова

С тобою возвращались.

Капитан:

- Как хорошо!.. Давайте мы здесь немножко отдохнём и поиграем в морскую игру: « Морская фигура»

Море волнуется - раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

Игра повторяется 2 -3 раза.

Дети пытаются изобразить какое - то морское животное. Капитан или юнга спрашивают ребят, какое животное они изобразили или предлагают отгадать зрителям.

 

Можно подготовить ребятам вкусный сюрприз из бананов и апельсинов, которые они увезут с собой с этого острова.

Капитан - Ну, а теперь пора в путь! Поднять якоря! Свистать всех наверх! Путешествие по книге «Где обедал кашалот?» продолжается!

6 ученик

В морях и кашалоты Им в Беринговом море

Выходят на работу, Привольно на просторе

Рыбёшку чтоб поймать. На «пастбищах» бродить,

Они хоть и зубаты, Где вкусного планктона

Жевать им трудновато, Они почти что тонну

Привыкли всё глотать. Готовы проглотить.

7 ученик

По морскому дну пешком Морской петух тем «знаменит»,

Ходит рыба с гребешком. Что очень громко верещит.

На ногах лучах идёт, Он хочет рыбаку сказать

Пищу ловко достаёт. «На суше не могу дышать»

8 ученик

Трепанг, или просто морской огурец.

На ножках - присоски. Какой молодец:

Он может по дну океана ползти!

Он только на грядке не может расти.

Капитан - Ветер холодный и льдины вокруг

Где мы? Не скажешь ли, юный мой друг?

Пурга замела всё, не видно ни зги.

Куда забрели мы? Ты мне подскажи.

Юнга - Я знаю! Я знаю! На Севере мы!

Ученик:

Полярный бродяга - белый медведь.

Ему бы зимою сладко храпеть,

Но спать он не хочет и бродит по льду,

На море студёном он ищет еду.

Ученик:

Пингвин разучился Быстрее подлодки

Как птица летать. Умеет он плыть

Пловцом в Антарктиде И плавниками

Решился он стать. Свободно рулить

Капитан - Закончилась книга, пора возвращаться.

 

1юнга - Смотрите! Там остров!

2юнга - И человек на острове!

3юнга - А давайте узнаем, как называется этот остров, и как на этом острове оказался этот человек.

 

Т.Карпова (Вместо поэтессы можно пригласить библиотекаря, которая расскажет о поэтессе и о острове «Поэзия»)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна Карпова! А замечательный остров, на котором я живу и пишу стихи называется ПОЭЗИЯ. (Небольшой рассказ о творчестве поэтессы).

Для того чтобы написать вот такую тоненькую книжечку мне нужно было прочитать много книг о морях и их обитателях.

С большим удовольствием наблюдала я за вашим путешествием по страницам моей книги «Где обедал кашалот?» А вам понравилось путешествие? Надеюсь, вы узнали много полезного.

 

Автор книги «Где обедал кашалот Т.Карпова

Давайте проведём небольшую викторину для самых внимательных и любознательных.

1вопрос - Какие «цветные моря» ты знаешь? (Чёрное, Красное,Белое…)

2 вопрос - Она вся состоит из воды? Кто это? (медуза)

3 вопрос - Умное морское животное млекопитающее? (дельфин)

4 вопрос - Кто отпугивает врагов чернилами? (каракатица)

5 вопрос - Кто любит есть «розовую кашу» из мелких рачков - планктона? (кашалот)

 

 

Исполняется песня: «УГАДАЙ!»   Песня – загадка

 


ноты Е.Нюкало, Т.Карпова "Угадай"
PDF / 568.22 Кб

 

1.У кого на брюхе рот –

Сразу угадаешь?

Где обедал кашалот:

Что об этом знаешь?

Где морские огурцы

Лопают обжоры?

В море видели пловцы

И морской крыжовник.

 

2.А в какой из дальних стран

Льды почти не тают?

Сколько соли океан

И моря вмещают?

Где растёт Великий риф?

Кто из рыб летает?

Обо всём из умных книг

Ты, дружок, узнаешь.

Т.Карпова - Молодцы ребята!

Совсем недалеко от меня есть ещё один замечательный остров. Живёт на этом острове добрая волшебница. Зовут её Нюкало Елена Ивановна. Она учитель музыки и композитор. А волшебство её заключается в том, что она превращает стихи в песни. И сегодня вы исполняете песни, которые Елена Ивановна написала на мои стихи. Плывите к ней на остров и может быть она раскроет вам тайну, как рождается музыка и песни.

Е.Нюкало – (или учитель музыки, который расскажет о творчестве композитора и об острове «Музыка»)

- Здравствуйте, ребята рада видеть вас на острове МУЗЫКА. Это удивительный и волшебный остров. Потому что стихи на этом острове обретают новое качество у них появляется МЕЛОДИЯ и они превращаются в ПЕСНЮ. Мелодия для стихотворения, как крылья, которые позволяют стихам зазвучать одновременно разными голосами. И этот коллектив исполнителей мы назовём?.. Правильно! ХОР или АНСАМБЛЬ.

В жизни всё большое состоит из малого, а малое стремится стать большим. Ручьи стекаются в реки, а реки в моря и океаны. Жизнь человека часто сравнивают с потоком реки или с состоянием моря.

Спокойный поток реки или штиль на море – мирная и спокойная жизнь. Сильный, бурлящий поток или шторм на море – жизнь нелёгкая, наполненная тревогой и опасностями.

У Татьяны Александровны есть замечательное стихотворение «Река детства». Эта река, по которой вы сейчас «плывете», объединит вас в море под названием «Жизнь». Сюда сольются все ваши знания, умения и таланты. И от того насколько будут глубокими и разнообразными ваши знания, и насколько вы станете интересными людьми, настолько будет интересна и ваша жизнь.

Доброго вам пути!

Исполняется песня или читаются стихи .

«РЕКА ДЕТСТВА»


ноты Е.Нюкало Т.Карпова "Река детства"
PDF / 219.75 Кб

 

1.По берегу жизни

Вдоль детства реки

Иду, собирая букет

Весёлые кашки, цветы васильки

Ромашки – в них солнышка свет!

 

Припев: Над речкою детства

Вновь ветер кружит.

И бьется о берег волна.

Река моей жизни

Всё дальше бежит

Где нить горизонта видна.

2.Порой настигает ненастье в пути

И солнце нещадно печёт,

Но надо до радуги яркой дойти

И все неудачи не в счёт.

Мне ноги согреет горячий песок

И жажду, роса утолит

Мне звонкая птаха подаст голосок

И вера меня окрылит.

Припев: И будут цвести для меня васильки,

Ромашки мне скажут привет

По берегу жизни,

Вдоль детства реки,

Иду я на солнечный свет.

Е.Нюкало


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии