Музыкально – литературная композиция Е.Нюкалопо книге стихов Т.Карповой
«Где обедал кашалот?»
Музыкально – литературная композиция Е.Нюкало
по книге стихов Т.Карповой
Цели:
Знакомство с творчеством Ульяновской поэтессы Татьяной Карповой и с композитором Еленой Нюкало.
Расширение кругозора ребят.
Воспитание бережного отношения к природе и к окружающему нас миру.
Оборудование:
Медиацентр, аудиоцентр, доска, географическая карта, книжная выставка
Учитель:
- Посмотрите, какую интересную книгу я взяла в нашей школьной библиотеке.
Это книга стихов Ульяновской поэтессы Т. Карповой. Она посвящена морским обитателям и поэтому у книги такое необычное название: «Где обедал кашалот?».
* А вы знаете кто такой кашалот? (это кит)
* А где он живет, знаете? (в море)
* А если он живет в море, значит, это какое животное? (морское)
* А каких морских животных вы ещё знаете? (дельфин, тюлень и т.д.)
* А что такое крыжовник знаете? (это ягода)
* А морской крыжовник вы видели? (нет)
* А огурец морской вы не едали? (нет)
* А хотите узнать обо всём этом? (да)
-Тогда, слушай мою команду: «Поднять якоря! Свистать всех наверх!
Путешествие по книге ульяновской поэтессы « Где обедал кашалот?» начинаем!»
(учитель надевает фуражку капитана, дети - бескозырки)
Звучит шум прибоя, учитель – капитан читает стихи:
Названы были Чёрным и Белым,
Красным и Жёлтым и Синим моря.
Карту смотри, терпеливым будь, смелым.
Юнги все вы, ну, а я – капитан корабля!
Исполняется песня: "МОРЕ – ЭТО РАДОСТЬ!"
ноты Е.Нюкало, Т.Карповой "Море"
PDF / 326.6 Кб
1.Море дарит нам прохладу, море – греет нас.
Море – это просто радость, море – это класс!
Мы у моря отдыхаем, слушаем прибой.
Море ластиться, вздыхает,
Море ластиться, вздыхает,
Манит за собой, манит за собой.
2.В ласковых волнах плескаться, плавать и нырять,
За большой медузой гнаться, ракушки искать.
В блёстках солнца изумрудно, светится вода.
Знаешь, я не позабуду, знаешь, я не позабуду
Море никогда, море никогда!
Юнга:
- Смотрите, смотрите! Дельфины! (показывает на экран со слайдом, на котором - дельфин)
1 ученик:
Киты небольшие в морях обитают,
Иначе дельфинами их называют.
Не жабрами – лёгкими дышат они
И в море проводят все ночи и дни.
Дельфин морякам помогает в пути
Корабль среди рифов и скал провести.
Всё могут дельфины: смеяться, свистеть…
Нам умных животных надо беречь.
2 ученик:
Нетороплив морской конёк, с хвостом - колечком вместо ног.
Чтоб километр преодолеть, ему придётся «попыхтеть»
И «горбунку» уютно в нём, подводный луг коньку как дом,
Теряет хищник интерес и никогда его не ест.
3 ученик:
Водится в море Рыба – игла.
«Копьё» своё острое приберегла
Она для врагов и нежданных гостей
Пожалуйста, будь осторожнее с ней!
4 ученик
Живёт она в море и пятится,
Недаром зовут каракатица.
Умело врага отвлекает,
«Чернила» тотчас выпускает.
«Завеса» легко повисает в воде,
Моллюска за нею не видно нигде.
И щупальца любит она выпускать
С присосками, чтобы врагов напугать.
5 ученик
Прозрачна она, словно вся из слюды,
Так много в теле её воды.
Почувствует шторм, уйдёт в глубину,
Опустится в тёмную тишину.
Медуза – «крапива» и жжёт горячо,
Если заденешь её плечом.
Дорогой своей пусть медуза плывёт
На суше под солнцем она не живёт.
Капитан - Фу-ух!.. Что - то жарко стало… Куда же мы приплыли?
1юнга - Смотрите, остров! Кокосовые пальмы!
2юнга - Я знаю! Мы в тропики попали!
Исполняется песня: «МЫ В ТРОПИКИ ПОПАЛИ!»
ноты, Е.Нюкало, Т.Карпова "Мы в тропики попали"
PDF / 252.28 Кб
1.Мы в тропики попали,
Нам это не приснилось:
На пальмах обезьяны
Весёлые резвились,
И спелые бананы
Легко они срывали,
И сладкими плодами
Охотно угощали.
2.Тропические ливни
Нас щедро умывали,
А ветры, словно птицы,
Под небеса взмывали.
Как пёс волна морская
Нас языком лизала,
И от себя нас море
Полдня не отпускало.
3.Оранжевое солнце
В его волнах светилось,
А к ночи, как монета,
Куда – то закатилось.
На побережье дивном
Следы остались наши,
Чтоб в тропики мы снова
С тобою возвращались.
Капитан:
- Как хорошо!.. Давайте мы здесь немножко отдохнём и поиграем в морскую игру: « Морская фигура»
Море волнуется - раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
Игра повторяется 2 -3 раза.
Дети пытаются изобразить какое - то морское животное. Капитан или юнга спрашивают ребят, какое животное они изобразили или предлагают отгадать зрителям.
Можно подготовить ребятам вкусный сюрприз из бананов и апельсинов, которые они увезут с собой с этого острова.
Капитан - Ну, а теперь пора в путь! Поднять якоря! Свистать всех наверх! Путешествие по книге «Где обедал кашалот?» продолжается!
6 ученик
В морях и кашалоты Им в Беринговом море
Выходят на работу, Привольно на просторе
Рыбёшку чтоб поймать. На «пастбищах» бродить,
Они хоть и зубаты, Где вкусного планктона
Жевать им трудновато, Они почти что тонну
Привыкли всё глотать. Готовы проглотить.
7 ученик
По морскому дну пешком Морской петух тем «знаменит»,
Ходит рыба с гребешком. Что очень громко верещит.
На ногах лучах идёт, Он хочет рыбаку сказать
Пищу ловко достаёт. «На суше не могу дышать»
8 ученик
Трепанг, или просто морской огурец.
На ножках - присоски. Какой молодец:
Он может по дну океана ползти!
Он только на грядке не может расти.
Капитан - Ветер холодный и льдины вокруг
Где мы? Не скажешь ли, юный мой друг?
Пурга замела всё, не видно ни зги.
Куда забрели мы? Ты мне подскажи.
Юнга - Я знаю! Я знаю! На Севере мы!
Ученик:
Полярный бродяга - белый медведь.
Ему бы зимою сладко храпеть,
Но спать он не хочет и бродит по льду,
На море студёном он ищет еду.
Ученик:
Пингвин разучился Быстрее подлодки
Как птица летать. Умеет он плыть
Пловцом в Антарктиде И плавниками
Решился он стать. Свободно рулить
Капитан - Закончилась книга, пора возвращаться.
1юнга - Смотрите! Там остров!
2юнга - И человек на острове!
3юнга - А давайте узнаем, как называется этот остров, и как на этом острове оказался этот человек.
Т.Карпова (Вместо поэтессы можно пригласить библиотекаря, которая расскажет о поэтессе и о острове «Поэзия»)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна Карпова! А замечательный остров, на котором я живу и пишу стихи называется ПОЭЗИЯ. (Небольшой рассказ о творчестве поэтессы).
Для того чтобы написать вот такую тоненькую книжечку мне нужно было прочитать много книг о морях и их обитателях.
С большим удовольствием наблюдала я за вашим путешествием по страницам моей книги «Где обедал кашалот?» А вам понравилось путешествие? Надеюсь, вы узнали много полезного.
Автор книги «Где обедал кашалот Т.Карпова
Давайте проведём небольшую викторину для самых внимательных и любознательных.
1вопрос - Какие «цветные моря» ты знаешь? (Чёрное, Красное,Белое…)
2 вопрос - Она вся состоит из воды? Кто это? (медуза)
3 вопрос - Умное морское животное млекопитающее? (дельфин)
4 вопрос - Кто отпугивает врагов чернилами? (каракатица)
5 вопрос - Кто любит есть «розовую кашу» из мелких рачков - планктона? (кашалот)
Исполняется песня: «УГАДАЙ!» Песня – загадка
ноты Е.Нюкало, Т.Карпова "Угадай"
PDF / 568.22 Кб
1.У кого на брюхе рот –
Сразу угадаешь?
Где обедал кашалот:
Что об этом знаешь?
Где морские огурцы
Лопают обжоры?
В море видели пловцы
И морской крыжовник.
2.А в какой из дальних стран
Льды почти не тают?
Сколько соли океан
И моря вмещают?
Где растёт Великий риф?
Кто из рыб летает?
Обо всём из умных книг
Ты, дружок, узнаешь.
Т.Карпова - Молодцы ребята!
Совсем недалеко от меня есть ещё один замечательный остров. Живёт на этом острове добрая волшебница. Зовут её Нюкало Елена Ивановна. Она учитель музыки и композитор. А волшебство её заключается в том, что она превращает стихи в песни. И сегодня вы исполняете песни, которые Елена Ивановна написала на мои стихи. Плывите к ней на остров и может быть она раскроет вам тайну, как рождается музыка и песни.
Е.Нюкало – (или учитель музыки, который расскажет о творчестве композитора и об острове «Музыка»)
- Здравствуйте, ребята рада видеть вас на острове МУЗЫКА. Это удивительный и волшебный остров. Потому что стихи на этом острове обретают новое качество у них появляется МЕЛОДИЯ и они превращаются в ПЕСНЮ. Мелодия для стихотворения, как крылья, которые позволяют стихам зазвучать одновременно разными голосами. И этот коллектив исполнителей мы назовём?.. Правильно! ХОР или АНСАМБЛЬ.
В жизни всё большое состоит из малого, а малое стремится стать большим. Ручьи стекаются в реки, а реки в моря и океаны. Жизнь человека часто сравнивают с потоком реки или с состоянием моря.
Спокойный поток реки или штиль на море – мирная и спокойная жизнь. Сильный, бурлящий поток или шторм на море – жизнь нелёгкая, наполненная тревогой и опасностями.
У Татьяны Александровны есть замечательное стихотворение «Река детства». Эта река, по которой вы сейчас «плывете», объединит вас в море под названием «Жизнь». Сюда сольются все ваши знания, умения и таланты. И от того насколько будут глубокими и разнообразными ваши знания, и насколько вы станете интересными людьми, настолько будет интересна и ваша жизнь.
Доброго вам пути!
Исполняется песня или читаются стихи .
«РЕКА ДЕТСТВА»
ноты Е.Нюкало Т.Карпова "Река детства"
PDF / 219.75 Кб
1.По берегу жизни
Вдоль детства реки
Иду, собирая букет
Весёлые кашки, цветы васильки
Ромашки – в них солнышка свет!
Припев: Над речкою детства
Вновь ветер кружит.
И бьется о берег волна.
Река моей жизни
Всё дальше бежит
Где нить горизонта видна.
2.Порой настигает ненастье в пути
И солнце нещадно печёт,
Но надо до радуги яркой дойти
И все неудачи не в счёт.
Мне ноги согреет горячий песок
И жажду, роса утолит
Мне звонкая птаха подаст голосок
И вера меня окрылит.
Припев: И будут цвести для меня васильки,
Ромашки мне скажут привет
По берегу жизни,
Вдоль детства реки,
Иду я на солнечный свет.
Е.Нюкало
Лещёва Светлана Николаевна