Внеклассное мероприятие на тему «Толерантность в 21 веке»
Тема: «Толерантность в 21 веке»
«В наше время, когда нетерпимость
среди людей приобретает грандиозные
масштабы, этот вопрос стал очень актуальным.»
«Ни один народ в мире не одарен какой-либо способность преимущественно перед другими».
Цель: формирование толерантное взаимодействие в сфере образования, необходимость создания толерантной среды.
Задачи:
- ознакомление с понятием «толерантности»;
- показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
- создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
- осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.
Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости. Это то, что прививают вам родители, о чем напоминают учителя, это то, что мы ждем от окружающих.
Как часто с языка срываются слова: «Терпеть не могу!». Как часто мы кривим губы, демонстрируя иронию по отношению друг к другу, к чьим-то высказываниям. Как часто мы закатываем глаза, выражая неудовольствие чьим-то поведением. Почему? Потому, что их мнение расходится с нашим. А почему мы уверены, что наше мнение единственно правильное?
Есть старая притча: «Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить их. Он выслушал первого и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил « Ты прав». Выслушал второго и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил «Ты прав». Ученик мудреца воскликнул: «Учитель, но так не может быть!». «И ты прав», - ответил мудрец. Каждый имеет право быть правым, но это приводит к противоречиям, противоречия к разногласиям, разногласия к нетерпимости… Как же нам договориться?
Нам нужно научиться быть толерантными, терпимыми.
В жизни человека возникает много конфликтных ситуаций, однако противоречия и конфликты нужно решать, стараясь выяснить различия, с уважением к другому человеку, чтобы не разрушить отношения с теми, с кем вам надо будет жить дальше – с учениками, родителями, учителями. Существует много способов разрешения конфликта. Один из них – это понимание сути проблемы.
Культура мира определяется Правами Человека, а в школьной жизни мы на что опираемся? На правила поведения учащихся в школе. Правила поведения – это договоренность о правах и обязанностях, оно доводятся до сведения и принимаются всеми учащимися. Каждый несет ответственность за нарушение этих правил. За то, что происходит вокруг нас лежит ответственность на вас. Вокруг себя надо создать атмосферу радости и дружелюбия.
Равноправное существование и сотрудничество всех людей, независимо от их национальной принадлежности – основополагающая задача строительства гражданского общества и правового государства. Однако в последнее время российское общество стало свидетелем целого ряда насильственных акций, направленных против нерусских народов, присутствует в нашей жизни национальная нетерпимость к выходцам с Кавказа, из республик Средней Азии, проживающих на территории с преимущественно русским населением.
.Нам надо познакомиться с культурой и традициями людей, приезжающих к нам , чтобы понять, почему они ведут себя так, а не иначе, то есть нам надо учиться быть толерантными.
Толерантное поведение – проявление нравственной культуры и достоинства личности; агрессия – выявляет худшие черты в человеке: жестокость, бескультурье, агрессивность, бездуховность.
Напишите, пожалуйста, на листе бумаги добрые, хорошие слова своему соседу или соседке по парте и прочитайте их. Подумайте, какие добрые слова вы скажите учителю перед уходом из школы и запишите их, какие хорошие слова вы скажите при встрече родителям.
Скажите, по отношению к кому нам надо учиться быть толерантными?
В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.
Причины национальных противоречий.
Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия культур, связано с широким спектром причин, наиболее существенными из которых, на наш взгляд, являются следующие.
Во-первых, это причины национально-исторического порядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов существования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно изменилась этнополитическая ситуация в соотношении русских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими странами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.
В последние годы были высказаны различные, порой противоположные точки зрения по поводу вхождения в состав России народов Сибири и Северного Кавказа. «Знаменитая» Кавказская война, продолжавшаяся свыше 50 лет, происходила в двух основных районах Северного Кавказа: на Востоке — Чечне и Дагестане, и на Западе — населенных адыгскими племенами (абадзехами, шапсугами, убыхами). В этой войне выполнялась поставленная Николаем I «важнейшая» задача — «покорение горских народов или истребление непокорных». В этническом самосознании многих северокавказских народов из поколения в поколение экстраполировался совершенный по отношению к ним стереотип исторической несправедливости, «обогащенный» сталинскими репрессиями 1944 г., т. е. массовыми депортациями этих народов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Исследователи отмечали, что у чеченцев, например, в массовом сознании как бы спрессовалось социальное время, в их представлениях слились воедино две разные эпохи, символизируя стремление народа к исторической самостоятельности. Последующие военные действия в Чечне подтвердили, что «антидудаевская» кампания 1994-1996 гг. лишь усилила у чеченцев желание полной суверенизации от России.
Другим примером наличия довольно глубоких пластов этнического самосознания, в котором может воспроизводиться чувство «исторической несправедливости», явился возникший с начала 90-х гг. конфликт в Татарстане, имевший в ряде своих аспектов характер межнационального противостояния между татарами и русскими в республике. Историческая память татар из поколения в поколение воспроизводила идею суверенного национального государства, «родного» для себя Казанского ханства, завоеванного Московским государством в середине XVI в. и ставшего одним из вассалов «Российского царства».
В нашей недавней истории проводившаяся нередко на местах политика «тихой ассимиляции» камуфлировалась заботой «о расцвете и сближении наций». Несмотря на издававшиеся в бывших российских автономиях газеты и журналы, на функционирование национальных театров и фольклорных ансамблей, проводившиеся «декады культуры» различных народов, в реальности росло ощущение сворачивания национальных и этнических культур, сужения сферы употребления родного языка, особенно малочисленных народов.
Поэтому не случайно, что исторические причины современных межнациональных конфликтов тесно переплелись, во-вторых, с причинами национально-административного, культурно-автономизационногохарактера, выражающего стремление каждого народа приобрести статус национально-суверенного государственного образования.
На наш взгляд, попытки «выбить» для себя национально-государственный статус связаны не только с желаниями тех или иных этнократов приобрести должность «президентов» и ковровые дорожки в аэропортах, как об этом заявляют федеральные чины, но также со стремлением таким путем сохранить свою этнокультурную и языковую самобытность. При отсутствии закона о культурно-национальных автономиях, в условиях продолжающейся не один год дискуссии о местном самоуправлении, не существует пока иного, чем наличие национально-административного суверенитета, действенного механизма защиты национальной атрибутики, даже несмотря на принятый в 1991 г. Закон «О языках народов РСФСР», в котором декларируется «создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов РСФСР.».
В реальности взаимоотношения различных народов в рамках единого государства превращаются, что было и до недавнего времени в России, в мощное давление одной культуры на другую.
К третьей группе причин межнациональных конфликтов мы относим национально-психологические, которые синтезируют в себе сложные механизмы формирования национального самосознания, выделения себя в качестве самостоятельного субъекта по принципу «мы — они». Острота межнациональных противоречий и конфликтов нередко обусловлена уровнем действительных интересов и возможностью их реализации в сферах национального развития. Искаженные формы национальных интересов превращаются в национальную идею. Массовое ослепление, убежденность в абсолютной значимости такой национальной идеи порождают агрессивные формы поведения, провоцируют различные группы людей определенной национальности на стремление доказать приоритет именно «своих» национальных интересов над всеми другими.
Причиной межнациональных конфликтов нередко становятся скрытые этнопсихологические стереотипы негативной направленности. Поводом для возникновения межнационального напряжения может стать любая нестабильная общественная ситуация, особенно в тех случаях, когда в одной «экологической нише», соприкасаются чуждые друг другу этносы.
В самосознании особо заметную роль играют представления о самих себе, т. е. автостереотипы (это набор положительных характеристик), а также стереотипы оценочного отношения к другим народам (с негативной направленностью). По результатам опроса, проведенного в 1991 г. в двенадцати европейских странах, в том числе и в России, охватившего 13 тыс. респондентов. Удельный вес лиц основной национальности в конкретной стране (в процентах), которые недолюбливают проживающих рядом с ними представителей определенных национальных меньшинств, выглядит следующим образом:
Современная система образования породила ряд противоречий. Их причиной является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.
Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.
Практическая часть
1. «Чем мы не похожи».
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального несходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой неодинаковый цвет волос (или, мы с тобой разной национальности). Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
2. «Сходства и различия».
Разбиться на группы и каждая группа составляет список того, что объединяет ее членов.
Анализ:
Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других членов группы?
Есть ли что-нибудь, что объединяет вас?
Есть ли что-нибудь, что отличает вас?
Нравится ли вам быть похожим на других или предпочитаете от всех отличаться?
Какими должны быть ваши друзья похожими на вас или совсем другими?
у кого голубые глаза -
у кого карие глаза -
у кого зеленые глаза -
тот, кто умеет играть на балалайке, музыкальном инструменте, гитаре, гармони, баяне, (на национальном инструменте)
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Обсуждение:
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
Упражнение «Волшебная бумага».
Учитель:
Возьмите листы белой бумаги (листы формата А 4 заранее приготовлены на каждого члена группы и в файле лежат на столе), закройте глаза, молча и четко выполняйте мои команды:
Сложите лист бумаги пополам, прогладьте сгиб.
Сложите лист еще раз пополам.
Оторвите от листа маленький кусочек.
Сложите лист еще раз пополам.
Оторвите от листа маленький кусочек.
Разверните лист и откройте глаза.
У всех ли получились одинаковые листы? Почему? Сделайте вывод. (Все мы очень разные: кто-то четко выполняет команды, кто-то невнимательно слушает команды, кто-то проявляет творчество).
Учитель:
Вот также происходит и в жизни: кто думает своей головой, кто-то следует советам друзей. А кто-то просто плывет по течению.
А легко ли в жизни противостоять соблазну попробовать наркотик, всегда ли мы отдаем отчет своим поступкам и действиям? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.
Мы – разные
На огромном белом свете
Очень разные есть люди:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
У одних – большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить,
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить.