Внеклассное мероприятие на тему «К толерантности шаг за шагом» (8–11 классы)
Тема: «Международный день толерантности»
Цель мероприятия: развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов.
Задачи:
Ознакомить обучающихся с понятием толерантности.
Ознакомить обучающихся с критериями толерантности.
Необходимые материалы (оборудование): карта мира, флажки, бумага, ватман, фломастеры, цветок с семью лепестками по количеству участников, листы бумаги формата А4, анкета на каждого участника.
Ход мероприятия
Эпиграф: Самый высокий результат образования — толерантность.
Ритуал приветствия
Ведущий: - Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные народы мира. Давайте здороваться разными способами: рукопожатием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево – вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эстонски), обнявшись по-дружески и т.д. вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым поздоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каждый участник не поздоровается со всеми.
- Послушайте историю.
Знакомство с историей и её обсуждение.
Ведущий:
- История, о которой сейчас пойдёт речь, произошла на рейсе компании Britist Airways. Белая женщина, примерно 50 лет на вид, заняла своё место в самолёте, но осталась очень недовольна, потому что её соседом был чернокожий мужчина.
Ни в чём не провинившийся пассажир раздражал даму своим видом, а потому она задалась целью решить эту проблему.
Женщина вызвала стюардессу. та осведомилась, всё ли в порядке, на что дама ответила:
- Вы разве сами не видите? Я сижу рядом с чёрным! Не могу ни секунды выносить, находясь рядом с одним из дикарей. Пересадите меня на другое место!
Стюардесса вежливо попросила женщину успокоиться, и сказала: хоть практически все места и заняты, они попробуют исправить ситуацию.
Вернувшись через несколько минут, девушка сказала6
- Мадам, в эконом-классе свободных мест действительно не осталось. В бизнес-классе тоже. Но я поговорила с капитаном! Одно свободное место осталось в первом классе. Вообще, это противоречит правилам нашей компании. Но капитан сказал, что это неприемлемо – заставлять человека делить пространство со столь неприятной особой.
После этого стюардесса обратилась к чернокожему мужчине, который всё это слышал, и добавила:
- Поэтому, сер, если хотите, возьмите свою ручную кладь, и я Вас провожу до первого класса.
Пассажиры, которые, притихнув, наблюдали за развитием ситуации, на этом месте встали и зааплодировали.
- В чём смысл этой истории?
- Какие возникают отношения между людьми разных народов, национальностей из-за внешних различий?
- Можно ли оправдать поведение женщины?
- Кто в этой ситуации прав?
- К чему призывает эта история? Чему она учит людей?
Вывод: люди разных народов, национальностей различаются между собой, и часто те, кто смеётся над другими, высказывает своё недовольство, не понимают своей ущербности. Поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу. Быть толерантными.
Введение в тему мероприятия:
- Наше мероприятие посвящено Международному дню толерантности (терпимости), которое ежегодно отмечается 16 ноября.
- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодёжь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
- Выполним с вами следующее упражнение.
Упражнение «Карта нетерпимости».
О б о р у д о в а н и е : карта мира , флажки.
Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты за последние годы и обозначают их на карте с помощью флажков.
Обсуждение:
- Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам?
- Каковы основные причины конфликтов?
- Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать возникновения «горячих точек?»
- Какие качества, помогут человеку избегать конфликтов, или мирно выходить из них? (ведущий подводит детей к понятию «толерантность»)
- Ребята, как вы понимаете значение слова толерантность? (ответы детей)
-Толерантность – уважение и признание равенства всех народов, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – готовность принять других такими, какие они есть.
Все ученые сходятся во мнении, что толерантность – это качество людей, которое только и может спасти мир от саморазрушения.
В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» часто выступают как синонимы.
Составление синквейнов.
О б о р у д о в а н и е: бумага, ватман, фломастеры.
Ведущий предлагает разделиться на микрогруппы и составить синквейн со словом «терпимость». По ходу работы группы зачитывают свои варианты.
Например: Варианты заданий
С помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.
(Снисходительный, великодушный, милосердный).
С помощью глаголов объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.
(Прощает, принимает, понимает).
С помощью законченной мысли в виде предложения объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.
Терпимость – это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо, отличающегося от привычного, то есть допускать, принимать существование этого чего-то или кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
С помощью ключевых слов в виде имен существительных (резюме высказанной мысли) назовите вызываемое у вас ассоциации слова «терпимость».
(Выдержка, примирение, принятие, снисходительность, великодушие)
Ведущий делает вывод:
Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека, также как самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризует человека ответственного и уживчивого. В свою очередь, терпимость и ответственность – черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.
Упражнение «Цветик-семицветик».
Каждому участнику дается вырезанный из бумаги цветок с семью лепестками. В середине цветка участники пишут своё имя, далее по команде ведущего в лепестках по часовой стрелке пишут
любимое время года;
любимое животное;
любимое блюдо;
любимый цвет;
любимого персонажа;
любимый школьный предмет;
любимый фильм (мультфильм);
по завершению этой работы в парах идёт обсуждение темы «Чем мы похожи»; далее ребятам ведущий предлагает закончить фразы:
«Мне интересно общаться с … (называется имя одного из участников), потому что мы оба любим …»;
«Я хочу дружить с …, потому что он(а) любит …».
Игра «Мост»
О б о р у д о в а н и е : листы бумаги формата А4.
Ведущий делит всех участников на две группы: аборигены и миссионеры.
Каждой группе отдельно от другой группы дается установка.
Установка миссионерам.
Племя аборигенов живёт на острове, отдельно от всех цивилизаций. Миссионеры хотят построить мост для того, чтобы приобщить полудикое племя аборигенов к благам цивилизации. Ситуация осложняется тем, что никто не знает языка аборигенов.
Установка аборигенам.
Среди аборигенов выбирается вождь племени и дается установка на проявление усиленной агрессивности, так как в истории их племени уже был опыт общения с миссионерами, который не имел положительных результатов.
Цель игры – выполнить миссию: построить мост и уговорить аборигенов перейти по нему на «Большую землю».
Ход игры
Участники делятся на две группы. Каждой группе после получения установки дается 5-7 минут на подготовку: обсуждение ролей в группе, выработка стратегии; аборигены могут при помощи подручных материалов принять соответствующий имидж дикарей.
После подготовительного этапа миссионеры начинают свою работу (примерно через 15 минут).
По окончании работы проводится рефлексия занятия.
- Удалось ли выполнить миссию?
- Какие установки были получены группами?
- Помогали эти установки или мешали работе?
- Что такое установка?
Участники пробуют дать своё определение. Затем его даёт ведущий: « Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» (Петровский А.В.)
- Какие трудности встречались в работе, как они преодолевались?
- Как установки проявляются в общении между разными народами?
- Скажите, важен, интересен наш сегодняшний разговор каждому из Вас?
- Пройдет не так много времени, и вы покинете стены школы, дома, где вас оберегали и наставляли родители и учителя. Вы вступите в новый для вас мир, где столько препятствий и соблазнов. Вы должны помнить, что нужно с начало узнать человека, а потом уже вынести своё мнение о нём. Нужно быть терпимее и милосерднее, на зло отвечать добром.
МЕТОДИКА
Уровень толерантности и этническое самосознание
И н с т р у к ц и я : ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
№ п/п | Я – человек, который… | Согласен | Скорее согласен | В чем-то согласен, в чем-то нет | Скорее не согласен | Не согласен |
1. | …предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам | | | | | |
2. | … считает, что межнациональные браки разрушают народ | | | | | |
3. | …часто ощущает превосходство людей другой национальности | | | | | |
4. | …считает, что права нации всегда выше прав человека | | | | | |
5. | … считает, что в повседневном общении национальность не имеет значение | | | | | |
6. | … предпочитает образ жизни только своего народа | | | | | |
7. | … обычно не скрывает своей национальности | | | | | |
8. | … считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности | | | | | |
9. | … часто испытывает стыд за людей своей национальности | | | | | |
10. | … считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа | | | | | |
11. | … не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную | | | | | |
12. | … нередко чувствует превосходство своего народа над другими | | | | | |
13. | … любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов | | | | | |
14. | … считает строго необходимым сохранять чистоту нации | | | | | |
15. | … трудно уживаться с людьми своей национальности | | | | | |
16. | … считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей | | | | | |
17. | … безразлично относится к своей национальной принадлежности | | | | | |
18. | … испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь | | | | | |
19. | … готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия | | | | | |
20. | … считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов | | | | | |
21. | … часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности | | | | | |
22. | … считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами | | | | | |
23. | … считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории | | | | | |
24. | … раздражается при близком общении с людьми других национальностей | | | | | |
25. | … всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре | | | | | |
26. | … считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур | | | | | |
27. | … не уважает свой народ | | | | | |
28. | … считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу | | | | | |
29. | … никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам | | | | | |
30. | … считает, что его народ не лучше и не хуже других народов | | | | | |
Благодарим за искренние ответы!
Обработка результатов
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования той или иной этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
Этноэгоизм – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструктора «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или призвание за своим народом права решать проблемы «за чужой счет».
Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, призвание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
Этнофанатизм – готовность во имя так или иначе понятых этнических интересов идти на любые действия, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользоваться ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
«согласен» - 4 балла;
«скорее согласен» – 3 балла;
«в чем-то согласен, в чем-то нет» - 2 балла;
«скорее не согласен» - 1 балл;
«не согласен» - 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, «работающие» на данный тип):
Этнонигилизм (пункты 3, 9, 15, 21, 27).
Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.