12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Смирнова Светлана Александровна15 |
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ: БУДУЩЕЕ ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ?
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ: БУДУЩЕЕ ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ?
Смирнова С.А. (Калуга)
Один из серьёзных вызовов современного мира – это постоянно растущее число детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о росте числа детей с ограниченными возможностями здоровья на 9,4%.
В среднем если взять группу в 30 чел., то это по 3 чел. ежегодно.
Меняется мир, меняются дети, должна меняться педагогика.
Она должна становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже налаженный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
В нашем детском саду инклюзивное образование реализуется в 5 группах комбинированной направленности, которые посещают 65 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: это дети с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В практике работы используем следующие формы реализации содержания инклюзивного образования:
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Педагоги в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники.
После каждого занятия родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы условия для воспитания и обучения
Первое условие – это профессиональная подготовленность педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.
Для реализации целей инклюзивного образования в ДОУ работают специалисты разного профиля: учитель-логопед, учитель-дефектолог(тифлопедагог), педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по ИЗО.
Совместно с Калужским государственным университетом организованно обучение воспитателей и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Преподаватели ВУЗа проводят семинары, тренинги и мастер-классы.
Наши педагоги принимают активное участие в вебинарах, семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства регионального и федерального уровня.
При поддержке регионального отделения Общества «Знание» все педагоги освоили программу ZOOM и теперь общение с родителями стало более доступным и мобильным.
За годы практики сложился профессиональный образ воспитателя, работающего в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ: это педагог, который: имеет знания по возрастной педагогике и психологии, семейной педагогике, нейропсихологии, дефектологии, владеет разнообразными методами обучения и воспитания. Не просто владеет, но и использует свои знания, чтобы понять и оценить многообразие детей в группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
Следующее условие это – эффективная организация взаимодействия между участниками образовательных отношений.
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, родители:
Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
Оказывают друг другу помощь, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
Большое внимание мы уделяем обновлению предметно пространственной развивающей среды. Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями.
С целью обогащения и расширения предметно пространственной среды мы закупили: интегрированный лечебно-диагностический комплекс «Школьник», включающими 7 компьютерных игр; нейротренажёры (межполушарные доски различной конфигурации, балансиры, качалки-балансиры, рокетборды, массажные-полусферы), умное зеркало, которое широко используется в логопедии и интерактивный пол использующий технологию дополненной реальности.
Практика работы по инклюзивному образованию свидетельствует о том, что
необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. – М.: «Мозаика-Синтез», 2011.
Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга», 2010.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: «Просвещение», 2009.