Инклюзивное образование в доу: будущее или настоящее?

0
0
Материал опубликован 12 January 2022

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ: БУДУЩЕЕ ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ?

Смирнова С.А. (Калуга)


Один из серьёзных вызовов современного мира – это постоянно растущее число детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о росте числа детей с ограниченными возможностями здоровья на 9,4%.

В среднем если взять группу в 30 чел., то это по 3 чел. ежегодно.

Меняется мир, меняются дети, должна меняться педагогика.

Она должна становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже налаженный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

В нашем детском саду инклюзивное образование реализуется в 5 группах комбинированной направленности, которые посещают 65 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: это дети с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В практике работы используем следующие формы реализации содержания инклюзивного образования:

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Педагоги в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники.

После каждого занятия родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные занятия решают, как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит форма ресурсного круга – специально организованное, занятие, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Интересной формой является - киноклуб. Воспитанники совместно смотрят мультфильмы и фрагменты детских фильмов, а потом педагог организует совместное обсуждение. Ещё одна эффективная форма - работа в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого нашими воспитателями были разработаны парциальные программы «Маленькие путешественники», «Маленький исследователь» и другие.

Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие, музыкальные и спортивные занятия. Главное при встречах - позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий. Важно то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, – и этим, с одной стороны, помогают своим детям, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, и новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы условия для воспитания и обучения

Первое условие – это профессиональная подготовленность педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.

Для реализации целей инклюзивного образования в ДОУ работают специалисты разного профиля: учитель-логопед, учитель-дефектолог(тифлопедагог), педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по ИЗО.

Совместно с Калужским государственным университетом организованно обучение воспитателей и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Преподаватели ВУЗа проводят семинары, тренинги и мастер-классы.

Наши педагоги принимают активное участие в вебинарах, семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства регионального и федерального уровня.

При поддержке регионального отделения Общества «Знание» все педагоги освоили программу ZOOM и теперь общение с родителями стало более доступным и мобильным.

За годы практики сложился профессиональный образ воспитателя, работающего в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ: это педагог, который: имеет знания по возрастной педагогике и психологии, семейной педагогике, нейропсихологии, дефектологии, владеет разнообразными методами обучения и воспитания. Не просто владеет, но и использует свои знания, чтобы понять и оценить многообразие детей в группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

Следующее условие это – эффективная организация взаимодействия между участниками образовательных отношений.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, родители:

Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

Оказывают друг другу помощь, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

Большое внимание мы уделяем обновлению предметно пространственной развивающей среды. Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями.

С целью обогащения и расширения предметно пространственной среды мы закупили: интегрированный лечебно-диагностический комплекс «Школьник», включающими 7 компьютерных игр; нейротренажёры (межполушарные доски различной конфигурации, балансиры, качалки-балансиры, рокетборды, массажные-полусферы), умное зеркало, которое широко используется в логопедии и интерактивный пол использующий технологию дополненной реальности.

Практика работы по инклюзивному образованию свидетельствует о том, что

необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.



Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. – М.: «Мозаика-Синтез», 2011.

Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга», 2010.

Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: «Просвещение», 2009.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.