Индивидуальный образовательный маршрут по изучению курса «Обществознание» для обучающегося с ОВЗ
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Северская гимназия»
Индивидуальный образовательный маршрут по изучению курса «Обществознание», образовательной области « Общественные науки»
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Выполнил:
Антипова Марина Владимировна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
Куратор:
Сердюк Наталья Николаевна,
зам.директора по УВР,
отв. за организацию
индивидуального обучения
на дому
Северск -2018 г.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе:
Конституции РФ
ФЗ « Об образовании» ст 50, п 1,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Пр. Мин. Обр. науки № 413 от 17.05.2012 ред. от 31.12.2015
ФГОС СОО по обществознанию
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования ( принята ФУМО по общему образованию пр. № 2/16-з от 28.06.2016 г.)
Авторской рабочей программы по обществознанию для 10 – 11 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова М. Просвещение 2007 г.
Адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования
для индивидуального обучения на дому МБОУ «Северская гимназия» учащейся 11 В класса Юлии С.
8.Перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию МинОбрнауки России 2016 -17 уч год;
9.Учебного плана МБОУ «Северская гимназия»;
10.Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Индивидуальный образовательный маршрут для индивидуального обучения обществознанию учащейся 11В класса Юлии С. составлен с учетом
1. Решения МСЭ № 1407.81.70/2017 от 18.10. 2017г.
2. Заключения ТПМП комиссии ЗАТО Северск Томской обл. от 22.11.18 пр. № 37
При написании ИОМ использовался материал примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата ( вариант 6.3), ФГОС НОО для обучающихся с НОДА в пояснительной части. Материал ФГОС ООО для обучающихся с НОДА в пояснительной части
Индивидуальный образовательный маршрут для адаптированного обучения обществознанию в соответствии с психо-физическими возможностями учащегося, рассчитан на 52 часа, 1,5 в неделю, курс экономика и право преподается в количестве 17 часов во 2 полугодии, 1 час в неделю
Юлия С., 1999 г. рождения, обучается в МБОУ «Северская гимназия» с 2016 г. Она является инвалидом с детства, по заключению медико-социальной экспертизы имеет первую группу инвалидности.
Медицинский диагноз- F70.07.G80.0
Заключением территориальной психолого- медико- педагогической комиссии ей рекомендовано обучение по АООП СОО для обучающихся с ОВЗ имеющих сложный дефект ( НОДА, ЗПР). Юлии рекомендована форма обучения как очная, так и с использованием дистанционных, информационно- компьютерных образовательных технологий. В качестве контроля за развитием ребенка, допускается мониторинг освоения образовательной программы, динамики усвоения умений и навыков образовательной деятельности с временным увеличение в 1,5 раза по сравнению с обычным регламентом, установленным для итоговых работ обучающихся. Одним из направлений развития ребенка во внеурочной деятельности подчеркивается возможность нравственно- патриотического воспитания, проведение общественно- полезных практик.
Для Юли психологом школы составлена программа психолого-педагогического сопровождения.
Прогнозируемые результаты при соблюдении рекомендаций
"...1. Овладение базовым содержанием предметной области АООП СОО
2. развитие и совершенствование личных и социальных компетенций и умение применять их в практической деятельности
формирование основ Российской гражданской идентичности..."(из рекомендаций ТПМПК ЗАТО Северск 22.11.18
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Адаптированная программа в содержательной части предполагает системную актуализацию знаний, полученных в основной школе, рефлексию социальных практик в качестве платформы для закрепления полученных знаний.
Юлия С. имеет особенности мыслительной деятельности ,недостаточный собственный социальный опыт, поэтому в ходе освоения АООП по обществознанию закономерно больше внимания уделено знакомству с примерами, основанными на жизненных реалиях, повторению изученного в основной школе
Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута
Дальнейшее развитие личностных качеств, познавательного интереса, мотивации к обучению и достижению поставленных результатов.
Освоение ФГОС СОО по обществознанию в адаптированном варианте
Дальнейшее развитие мыслительной деятельности в процессе принятия социальной, экономической и правовой информации. Соотношение теоретических знаний с социальной практикой
Дальнейшее развитие способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Помощь в социализации и адаптации к окружающей действительности, выбору индивидуальных целей дальнейшего образования
Основные методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности: Индивидуальная очная и дистанционная на платформе программы SKYPE, организация самостоятельной работы по предложенному плану
Формы контроля:
Текущий: устный,
Тематический: устный, тестовый с использованием ИКТ
Итоговый: устный
Личностные результаты освоения АООП СОО по обществознанию
Владения навыками пространственной и социально бытовой ориентировки
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира ее временной-пространственной организации.
Способность к пониманию социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Метапредметные результаты освоения АООП СОО по обществознанию
Способность планировать , контролировать оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи учителя
Продолжение овладения умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи учителя
Продолжение овладения умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при сопровождающей помощи учителя
Способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников
Предметные результаты( стандарт)
Формирование гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией РФ
Понимание роли России в многообразном меняющемся мире
Формирование умения представлять и оценивать получаемую информацию, имеющую отношение к общественному развитию и роли личности в нем с целью интерпретации различных источников
Сформированность представлений об обществе как целостной развивающейся системе
Сформированность представлений об основных тенденциях развития мирового сообщества
Сформированность умений применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
Сформированность умений поиска информации из различных источников
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» по адаптированной программе среднего общего образования выпускник на базовом уровне может научиться:
Тема. Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека; определять роль духовных ценностей в обществе; распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; различать виды искусства; соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
представлять различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; различать абсолютную и относительную истины; выявлять особенности научного познания; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; выявлять связь науки и образования, находить факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; выражать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Тема. Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, находить информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем современности.
Тема. Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; различать пути достижения экономического роста. оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции,; выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; называть причины безработицы, различать ее виды; высказывать суждения о направлениях государственной политики в области
занятости; различать поведение собственника, работника, потребителя и приводить примеры ситуаций, связанных с реализацией гражданами своих экономических интересов; приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
Тема: Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации; иметь представление о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, Иметь представление о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов. Различать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; различать позитивные и негативные девиации, знать примеры последствий отклоняющегося поведения для человека и общества. Определять возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; приводить примеры этносоциальных конфликтов и способов их разрешения на основе полученной информации ; представлять основные принципы национальной политики России на современном этапе;
Раскрывать роль семьи в современном обществе; характеризовать социальные институты семьи и брака; высказывать понимание демографической ситуации в стране; формулировать суждения о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Тема Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку политических режимов различных типов в общественном развитии; иметь представление о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; применять полученные знания о нормах гражданского права на примерах практических ситуаций; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, выделять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
приводить примеры функционирования различных партийных систем; иметь представление о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать суждение о значении участия граждан в политике.
Тема Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов; выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
раскрывать содержание гражданских правоотношений; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, демонстрировать знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.1
Содержание программы обучения по предмету « Обществознание» 11 класс
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (14 Ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение.. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Источники финансирования бизнеса. Роль государства в экономике. Общественные блага. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (10 Ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая элита Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 Ч)
Гуманистическая роль естественного права. Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ
. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.2
Материально- техническое обеспечение:
Автоматизированное рабочее место ученика( системный блок, монитор, устройства ввода -вывода информации, мфу стандартные) операционная система Windows
Учебники: Обществознание( базовый уровень) Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. М.: Просвещение, 2013г, бумажный и электронный варианты
Экономика 10-11 класс под редакцией А.Г. Грязновой М. Интеллект- центр2015г. электронный вариант.
Обществознание в таблицах и схемах 10-11 класс. электронный вариант
Универсальная рабочая тетрадь по экономике ред. Киреев М 2013 г электронный вариант
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Юлии С. 11 В класс
ПО КУРСУ «Обществознание»(51ч) 1,5 часа в неделю
Программа: авт. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
М.: Просвещение, 2013
Тематическое планирование по курсу «Экономика и право»
учебник_Экономика 10-11 класс под ред. __Грязновой А.Г., Думной Н.Н.М. Интеллект-центр 2015 г.
2 полугодие. 1 час в неделю
(17 учебных недель)
урока |
Тема урока |
Кол часов |
Форма проведения |
примечание |
1 |
очно |
|||
2 |
1.1 Экономика, её роль в жизни общества |
1 |
очно |
Актуализация знаний |
3 |
1.2 Типы экономических систем. |
1 |
очно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
4 |
1.3 Экономический цикл, его основные фазы. |
1 |
очно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
5 |
1.4 Экономический рост |
1 |
очно |
Актуализация знаний |
6 |
1.5 Экономическое содержание собственности. |
1 |
очно |
Рабочая тетрадь |
7 |
1.6 Право собственности. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация. |
1 |
дистанционно |
Актуализация знаний |
8 |
1.7 Производство: структура, факторы, виды |
1 |
дистанционно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
9 |
1.8 Предпринимательство. |
1 |
очно |
|
10 |
1.9 Рынок как особый институт. |
1 |
очно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
11 |
Многообразие рынков в современной экономике. |
1 |
дистанционно |
Актуализация знаний |
12 |
Деньги. Денежное обращение. Инфляция. |
1 |
дистанционно |
Рабочая тетрадь |
13 |
Валютный курс. Валютный рынок |
1 |
очно |
|
14 |
Банки и банковская система. |
1 |
очно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
15 |
Государственный бюджет его сущность и роль. Государство в экономике |
1 |
дистанционно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
16 |
Подготовка к экзамену в форме ГВЭ |
1 |
очно |
Электронный конспект вопроса ГВЭ |
17 |
Подготовка к экзамену в форме ГВЭ |
очно |
Юлия С. претендует на получение региональной медали за достижения в обучении и успешную сдачу ГВЭ по обществознанию. Планирует поступать в педагогический колледж
1 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования" одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) I.2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО Обществознание; АООП СОО для индивидуального обучения на дому МБОУ «Северская гимназия» 2018 г.
2 Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73. АООП СОО по обществознанию МБОУ « Северская гимназия» 2018