Урок литературы в 9 классе «Есть ли место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью?»

7
0
Материал опубликован 6 April 2017 в группе

 Русская литература. Урок в 9 классе.

Тема: «Есть ли место милосердию

в столкновении сильной личности с посредственностью?»

(Анализ повести «Княжна Мери». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Сологубовская Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы средней школы №34 г.Минска

Республика Беларусь, город Минск

Цель:

1) способствовать углублению представлений учащихся об идейно-художественном своеобразии романа, раскрытию значения уважительного отношения к человеческой личности, совершенствованию умения портрета в художественном произведении, исследованию образов Печорина и Грушницкого, мотивов их поступков;

2) создать условия для развития речи учащихся, воображения, творческих способностей, формирования умений анализировать, делать выводы, аргументировать, работать с текстом произведения, отвечать на проблемные вопросы;

3) содействовать формированию ценностного и гуманного отношения к человеческой жизни, уважения, внимания к чужой личности, умения проявлять милосердие и благородство по отношению к ближнему.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, Н.С. Мартынова; картинки, отображающие ключевые моменты произведения; фрагмент аудиокниги «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского; дидактический материал: стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», отрывки из произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Эпиграфы:

 

У всех глубоких вещей двойственный облик, только посредственность всегда одинакова.

Эрих Мария Ремарк

Личностями не рождаются, личностями становятся

А.Н. Леонтьев.

Тип: комбинированный

Ход учебного занятия

1. Мотивационно-установочный этап урока. Целеполагание.

Задача: способствовать выбору цели учащимися, созданию определённого эмоционального настроения.

Создание благоприятной психологической обстановки (климата) на уроке:

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбка ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их.

Вступительное слово учителя: Ребята, вы задумывались когда-нибудь о том, почему некоторые люди притягивают наше внимание, к ним невольно тянешься, или же, наоборот, они вызывают необъяснимую неприязнь? А иные, вроде, и хорошие, но не вызывают у нас ни интереса, ни желания сблизиться, сдружиться с ними? Как вы думаете, с чем это связано? (Индивидуальность, яркость, сила привлекают наше внимание; серость, ординарность, слабость – наоборот).

Беседа. Задача: познакомить с новыми понятиями (личность, посредственность); способствовать определению темы занятия учащимися.

- Молодцы, ребята! Действительно, человек, обладающий исключительными качествами личности и проявляющий их в обыденной жизни, привлекает к себе внимание. Он может нравиться или не нравиться нам, но обязательно вызовет какие-либо чувства. Чего нельзя сказать о заурядной, посредственной личности. Скажите, может, кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую проблему мы постараемся решить? (Мы будем говорить о сильной и о посредственной личностях)

- Замечательно. Но для того чтобы понять, что отличает исключительную личность от посредственной, нам необходимо дать определения этим понятиям.

Определение понятий личность и посредственный человек.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

1. Личность

1) а) Совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое "я".

б) Образ такого отдельного "я", воплощенный в произведениях искусства.

2) а) Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения.

б) перен. Человек с ярко выраженной индивидуальностью, необыкновенный в каком-л. отношении.

3) а) Человек как член общества.

2. Посредственный человек - бездарный, ничем не выдающийся человек.

- Ребята, вы уже имеете представление о том, чем отличается сильная личность от посредственности. И те и другие нас окружают постоянно, мы и сами являемся представителями той или иной категории. И порой в результате взаимодействия случается трагедия. Обращение к эпиграфу (Ремарк). Может, вы вспомните случаи из биографий или художественных произведений, когда столкновение сильной личности и посредственности приводило к трагедии? (А.С. Пушкин был убит Ж. Дантесом, М.Ю. Лермонтова убил Н.С. Мартынов)

Работа по вариантам. Задача: способствовать умению сопоставлять явления реальной действительности и художественного произведения, делать самостоятельные выводы

- Молодцы! Но чтобы определиться с тем, кто из названных людей был личностью, а кто посредственностью, я предлагаю вам познакомиться с воспоминаниями современников о них. У вас на партах есть распечатки с необходимой информацией. Работаем в парах: 1-й вариант читает воспоминания о М.Ю. Лермонтове, 2-й вариант – о Н.С. Мартынове, затем вы делитесь информацией с соседом по парте и совместно делаете выводы: кто был более сильной личностью? У вас на выполнение задания не более 2-х минут.

- Мне кажется, что, сделав такие глубокие выводы, вы без труда сможете мне назвать не только тему нашего урока, но и цель. Однако не следует забывать об одной важной особенности: нельзя ни в коем случае отождествлять автора и героя. Итак, кто может сказать, какова тема нашего занятия? (Столкновение между сильной личностью и посредственностью)

- Хорошо, а какова цель урока? (Понять, что приводит к трагической развязке при столкновении личности и посредственности)

Обобщающее слово учителя: Да, вы правы. Сегодня мы с вами будем разговаривать о столкновении сильной личности и посредственности в процессе общения и взаимодействия. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, животных, растений – на всём протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Проанализировав повесть «Княжна Мэри», мы попытаемся ответить на проблемный вопрос: есть ли место милосердию в названном выше столкновении?

II. Осмысление содержания

Учитель: Прежде чем приступить к анализу повести «Княжна Мери», необходимо, на мой взгляд, проверить: внимательно ли вы читали произведение, готовясь к занятию. Обратите внимание на доску. Вы видите перед собой несколько картинок, все они, так или иначе, связаны между собой и картинкой в центре и отражают ключевые моменты произведения. Ваша задача - определить, как каждая картинка связана с предыдущей и с центральной, назвав соответствующий эпизод произведения. Есть ли у вас вопросы? Вам понятно задание? Тогда приступаем.

- Вы удивительно внимательные чтецы! Но для того чтобы ответить на непростой вопрос, который стоит перед нами, нам необходимо углубиться в текст произведения и проанализировать ключевые моменты, связанные с Григорием Александровичем Печориным и Грушницким.

2. Аналитическая беседа по повести «Княжна Мери»

Учитель: С Печориным вы знакомились и в предыдущих главах. Кто сообщал нам сведения об этом герое? (Максим Максимович, путешествующий офицер)

- Чем отличается форма повествования в повести «Княжна Мери» от предыдущих повестей? (Повествование ведется от первого лица в форме дневниковых записей)

- Какие преимущества имеет такая форма повествования? (Искренность, исповедальность. Герой пишет для самого себя, несмотря на многочисленные обращения к возможным читателям, что также позволяет лучше познакомиться с натурой Печорина).

- Дневник этот представляет большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. С каким новым персонажем мы знакомимся в повести? (Юнкер Грушницкий, давний приятель Печорина).

- Из чьих уст мы получаем сведения об этом герое? Что мы должны учитывать, знакомясь с Грушницким через личный дневник Григория Александровича? (О Грушницком мы узнаем из уст Печорина. Мы должны понимать, что даже при установке на полную искренность, человек не застрахован от пристрастности. Печорин далеко не святой, поэтому мы должны учитывать, что он может быть предубежден против Грушницкого).

- Как Печорин характеризует Грушницкого?

- Почему герои только внешне проявляют дружеские отношения, а в душе недолюбливают друг друга?

- Как Грушницкий описывает «водяное общество»? А Печорин? Как это характеризует героев?

- Какие чувства испытывает Грушницкий к княжне Мери? Почему он начинает за ней ухаживать?

- Что толкает Печорина к знакомству с Лиговскими? Почему он стремится влюбить в себя княжну?

- Как это характеризует наших героев?

- Что стало причиной открытого конфликта между Печориным и Грушницким?

- В какую тайну по стечению обстоятельств проникает Печорин?

- Какие чувства его обуревают во время того, как он подслушивает, и после того, как заговор состоялся?

- Что стало причиной дуэли? Какие качества проявляют герои в этом эпизоде?

- Как ведет себя Печорин во время дуэли? Как это его характеризует? Способен ли он проявить милосердие или благородство по отношению к противнику?

- Как ведет себя Грушницкий? Как это его характеризует? Способен ли он проявить милосердие или благородство по отношению к противнику?

- Итак, скажите мне, пожалуйста, кто из наших героев является сильной личностью, а кто посредственной? (Печорин – сильная личность, яркая индивидуальность, а Грушницкий, в сравнении с Печориным, является посредственной личностью. Он несколько жалок и смешон).

- Да, Печорин является сильной личностью, несомненно, что, в некотором роде, он герой своего времени. Но положительная или отрицательная эта личность? Вот в чем вопрос. Грушницкий становится посредственностью только в сравнении с Печориным или это его натура? А если его сравнить с драгунским капитаном, так ли он зауряден? Как вы считаете?

Работа в группах. Задача: способствовать умению выделять в тексте ключевые моменты для раскрытия определенной темы.

- Чтобы ответить на множество вопросов, которые сыплются как из рога изобилия, я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить следующее задание: укажите те поступки героя, которые раскрывают положительные черты личности, а также те, которые свидетельствуют о дурных наклонностях. 1-я группа работает с образом Печорина, а 2-я группа – с образом Грушницкого. На выполнение задания у вас 2 минуты. Не забывайте, что работа в группе имеет определенные правила: сотрудничество, уважение, умение слушать и слышать. Не нарушайте их!

Представление результатов работы в группах.

Обобщающее слово учителя: Итак, Григорий Александрович Печорин – удивительная, сильная личность, хотя и неисключительная, неположительная в полном смысле этого слова. Он притягивает к себе внимание, как магнит. Однако он не способен быть милосердным, хотя может быть благородным. Грушницкий имеет в себе задатки сильной личности, которые не успели развиться в силу возраста или по причине обостренного слепого самолюбия. В сравнении с Печориным он сильно проигрывает и представляет собой заурядность, посредственность, но в сравнении, например, с драгунским капитаном он все же яркая личность. Он не способен ни к благородству, ни к милосердию. Вот так мнение общества, условностей, принципов способно уравнять сильную личность и посредственность.

5. Прослушивание и анализ фрагмента из аудиокниги «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского

Учитель: Отличительной чертой исключительной личности является глубокое уважение к человеку, понимание ценности жизни ближнего, способность прощать и проявлять милосердие. Такую личность удалось запечатлеть великолепному писателю 19 века Федору Михайловичу Достоевскому, с творчеством которого вы будете знакомиться в 10 классе. Старец Зосима – один из героев последнего романа писателя. В молодости был офицером не хуже и не лучше Печорина и Грушницкого, а вот личностью оказался уникальною. В чем его уникальность? На этот вопрос вы мне ответите после того, как прослушаете фрагмент аудиокниги.

- В чем же проявилась уникальность личности старца Зосимы?

- О чем нас заставляет задуматься этот фрагмент? (Личностью человека делают его поступки, которые совершаются во благо ближнего. Умение любить, прощать, сострадать - отличительное качество подобных людей).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Учитель: Да, ребята, жестокость - отличительная черта мертвой души, но у человека всегда есть выбор: умереть душевно или остаться живым, а следовательно, чувствовать, сострадать, любить. Мне вспомнилась одна история, которая, я думаю, будет вам любопытна и кое-что прояснит в теме нашей беседы.

К императору Наполеону пришла мать одного солдата, осуждённого на смерть, и просила о помиловании.

- Он осуждён по справедливости, - сурово сказал император.

- Я пришла просить не справедливости, а милости.

- Ваш сын не заслужил милости, – прервал её Наполеон.

- Государь, - тихо сказала мать, – милость не заслуживается, а её оказывают… Поэтому и прошу о помиловании.

Эти слова глубоко тронули сердце Наполеона, и преступник был прощён.

- Что значит оказать милость? Какое современное слово является синонимом к этому выражению? (Милосердие - милое сердце, т.е. способное проявлять любовь ко всему живому, оказывать милость, быть милостивым)

Учитель: Милосердие оказывают, не ожидая воздаяния и наград. И в этом проявляться высота человеческой личности, но, к сожалению, ни Печорин, ни Грушницкий не были к этому способны. Давайте с вами попробуем зашифровать слова «личность» и «заурядность». На каждую букву предложенных слов подберите качество человека.

Л - любовь

и - искренность

ч - честь

н - надежность

о - отзывчивость

с – сострадание

т - твердость

ь – бесконечность в проявлении этих качеств

з - зависть

а - агрессивность

у - упрямство

р - равнодушие

я - язвительность

д - двуличие

н - насмешливость

о – озлобленность

с - самолюбие

т - тщедушность

ь - бесконечность в проявлении этих качеств


 

Учитель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Мне почему-то вспомнилось стихотворение Евгения Евтушенко, которое вы изучали в 8 классе. Я вам его прочту, а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как это стихотворение связано с темой нашего занятия? О чем оно заставляет нас задуматься? Распечатки со стихотворением у вас на столах.

Учитель: Я думаю, что теперь вы готовы ответить на вопрос, который встал перед нами в начале урока: есть ли место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью? Почему? (Личностью является каждый человек, станет ли он сильной личностью зависит только от него. Но милосердию всегда должно быть место в отношениях между людьми, потому что способность к его проявлению является показателем сильной и исключительной личности)

III. Заключительный этап. Подведение итогов урока

а) Заключительное слово учителя: Ребята, вы хорошо потрудились, и я надеюсь, что те выводы, к которым вы пришли, оставят след в вашем сердце, а если так, то у человечества есть надежда на мирное и счастливое будущее. Изменить мир можно, только изменив себя. В течение всего урока мы беседовали о личности и посредственности, работали с художественными текстами и биографиями и пришли к выводу, что милосердию всегда есть и должно быть место в жизни настоящего человека. Обращение к эпиграфу (Леонтьев). Есть такие качества личности, которые ценны в любую эпоху, в любой ситуации и среди любого народа.

Завершая сегодняшний урок, хочется вас спросить: ценны ли те качества, о которых мы говорили, в современном нам мире? Могли бы назвать человека, обладающего ими, сильной личностью? Почему?

Выразите одним предложением те мысли, которые вы унесете с собою с урока, или эмоции, которые вызвала наша сегодняшняя беседа.

б) Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок

в) Домашнее задание.

Перечитать главу «Фаталист», составить план.

Дополнительное задание: подготовить устное сообщение о том, как эпизод дуэли в повести «Княжна Мери» связан с главой «Фаталист». Подобрать аргументы из текста.

Рефлексия. Перед тем, как вы выйдете из учебного кабинета, я прошу вас взять со стола два листочка, на которых написаны качества личности – отрицательные и положительные. Среди положительных выберите самое важное для вас, а среди отрицательных выберите такое качество, которое вызывает самые негативные эмоции.

Возьмите листочки и прикрепите к соответствующей картинке.

Спасибо вам за активную работу на уроке! Всего доброго!

Приложение 1

Воспоминания современников

Из воспоминаний Акима Павловича Шан-Гирея, троюродного брата М.Лермонтова:

"В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре, также играли мы часто в шахматы... Всё это неоспоримо убеждает меня в мысли, что байронизм был не больше как драпировка; что никаких мрачных мучений, ни жертв, ни измен, ни ядов лобзанья в действительности не было; что все стихотворенья Лермонтова, относящиеся ко времени его пребывания в Москве, только детские шалости, ничего не объясняют и не выражают; почему и всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведёт к невер ному заключению..."

Отрывки из автобиографических записок Мартынова Н.С., убийцы поэта:

"В 1832 году поступил юнкером в лейб-гусары, в эскадрон гвардейских юнкеров, М.Ю. Лермонтов. Наружность его была весьма невзрачна; маленький ростом, кривоногий, с большой головой, с непомерно широким туловищем, но вместе с тем весьма ловкий в физических упражнениях и с сильно развитыми мышцами. Лицо его было довольно приятное. Обыкновенное выражение глаз в покое несколько томное; но как скоро он воодушевлялся какими-нибудь проказами или школьничеством, глаза эти начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте, зрачки же передвигались справа налево с одного на другого, и эта безостановочная работа производилась иногда по несколько минут сряду. Ничего подобного я у других людей не видал. Свои глаза устанут гоняться за его взглядом, который ни на секунду не останавливался ни на одном предмете. Чтобы дать хотя приблизительное понятие об общем впечатлении этого неуловимого взгляда, сравнить его можно только с механикой на картинах волшебного фонаря, где таким образом передвигаются глаза у зверей. Волосы у него были тёмные, довольно редкие, с светлой прядью немного повыше лба, виски и лоб весьма открытые, зубы превосходные - белые и ровные, как жемчуг. Как я уже говорил, он был ловок в физических упражнениях, крепко сидел на лошади..."

Отрывок из воспоминаний Эмилии Александровны Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей):

«Как сейчас вижу его, - вспоминает она о поэте, — среднего роста, коротко остриженный, большие красивые глаза; говорил он приятным грудным голосом; любил повеселиться, посмеяться, поострить, затевал кавалькады, распоряжался на пикниках, дирижировал танцами и сам очень много танцевал. В продолжении последнего месяца перед смертью он бывал у нас ежедневно. Здесь, в этой самой комнате (зал, где произошла ссора с Мартыновым), он любил рассказывать, танцевать, слушать музыку; бывало, сестра заиграет на пианино, а он подсядет к ней, опустит голову и сидит неподвижно час, другой. Зато как разойдется да пустится бегать в кошки-мышки, так, бывало, нет удержу... Характера он был неровного, капризного, то услужлив и любезен, то рассеян и невнимателен».

Николай Соломонович Мартынов и на самом деле, поражал многих своей самовлюбленностью, не интересовался ничем, что не входило в его мир. Нёс всё в себе самом. С юности он собирался поразить всех своими достижениями, мечтал о высокой карьере, генеральских погонах, был уверен в своих литературных дарованиях, собирался покорять сердца красавиц. Как писал один из яростных защитников Мартынова Д. Д. Оболенский, в своей статье « Н.С.Мартынов» в 1890-х годах для словаря Брокгауза и Ефрона: убийца Лермонтова «получил прекрасное образование, был человеком весьма начитанным и с ранней молодости писал стихи».

Николай Мартынов одевался вычурно и крикливо, вызывая своими пестрыми нарядами усмешку у окружающих, и, естественно, становясь предметом для шуток Лермонтова. Е. Г. Быховец писала: "Этот Мартынов был глуп ужасно, все над ним смеялись; он ужасно самолюбив; карикатуры его беспрестанно прибавлялись; Лермонтов имел дурную привычку острить... Это было в одном частном доме. Выходя оттуда, Мартынка глупый вызвал Лермонтова. Но никто не знал. На другой день Лермонтов был у нас ничего, весел; он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел ,<они> не могли его видеть - и тут ещё любовь: он был страстно влюблён в В. А. Бахметьеву; она ему была кузина.. "

С.Н. Филиппов в статье "Лермонтов на Кавказских водах" (журнал "Русская мысль", декабрь 1890 г.) описывает Мартынова, подтверждая острую наблюдательность насмешливого поэта: "Тогда у нас на водах он был первым франтом. Каждый день носил переменные черкески из самого дорогого сукна и все разных цветов. И всегда все это было разное. К такому костюму он привешивал на серебряном поясе длинный чеченский кинжал без всяких украшений, опускавшийся ниже колен, а рукава черкески засучивал выше локтя. Это настолько казалось оригинальным, что обращало на себя общее внимание: точно он готовился каждую минуту схватиться с кем-нибудь... Мартынов пользовался большим вниманием женского пола. Про Лермонтова я этого не скажу. Его скорее боялись..."

Приложение 2

Евгений Евтушенко

«Людей неинтересных в мире нет…»

С. Преображенскому

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

1961

9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.