Утренняя гимнастика как одна из форм применения здовьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в условиях школы-интернат
«Утренняя гимнастика как одна из форм применения зровьесберегающих технологий
во внеурочной деятельности в условиях школы-интернат»
учитель физической культуры
ГКОУ «Котовская школа-интернат»
Синицина Елена Анатольевна
Цель: ознакомление и распространение опыта работы.
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки с записанными понятиями.
Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах кооперативного обучения, работа в группах, практикум.
Вступление:
- Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами об использовании здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности, а именно об утренней гимнастики.
Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.
Ответы педагогов.
- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, устранение перезагрузки. В современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным Министерства Здравохранения лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. За период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Смертность превышает рождаемость.
Многие годы дети проводят в стенах образовательных учреждений, практика обнаружила, что лишь малую часть выпускников можно отнести к числу здоровых. Современная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований показали, что все изменения в здоровье детей происходят именно в период обучения детей в школе.. За это время 70% детей из категории здоровых переходят в группу детей страдающих какими-либо заболеваниями. Ситуация усугубляется ещё и тем , что из семьи и детского сада приходят 80% детей имеющие различные заболевания.. В таких катастрофических условиях одним из приоритетов в образовании являются здоровьесберегающие технологии, которые должны помочь предотвратить ряд проблем.
Основные вопросы, которые изучает воспитатель, по здоровьесберегающим направлениям.
1. Организация внеурочной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Работа по предупреждению утомляемости.
3. Роль семьи в формировании у школьников здорового образа жизни.
4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья детей.
- Я вам предлагаю работу в группах кооперативного обучения..
Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.
(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)
Задание . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.(разделить учителей на 2 группы по 3-4 человека, на столе листы А-4, и ручки)
(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)
- Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
Задание “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
- Вы заметили, что мы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.
- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека? ( “Здоровье”)
Ученые утверждают, что здоровье народа определяется
на 17–20 % – экологическими,
на 8–10 % – биологическими (наследственными) факторами,
на 8–10 % – состоянием медицины
и на 45–55% образом жизни.
Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья воспитатель в стенах школы-интерната?.
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии.
Мы не будем останавливаться на видах здоровьесберегающих технологий, так как вы их прекрасно все знаете. А поговорим об утренней зарядке, как одной из форм применения здоровьесберегающих технологий. Ведь именно с утренней зарядки начинается день ребенка после пробуждения и как мы организуем ее, какие условия создадим для нее, от этого будет зависеть атмосфера обучения и для межличностного общения детей. Воспитанник, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Значение утренней гимнастики, ее задачи.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов повышает жизнедеятельность организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Структура и содержание утренней гимнастики.
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.
В теплое время года утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в холодное время года – в помещении. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и по возможности проводят влажную уборку.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений.
С этой целью включают: построения (в колонну, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности.
Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Подбор упражнений, составление комплексов
В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение недели. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)
Условия проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение.
Так как утренняя гимнастика в школе-интернате рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:
Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).
Использовать разные формы проведения гимнастики.
Я считаю, что утреннюю зарядку целесообразно проводить с музыкальным сопровождением, так как выполнение упражнений под музыку повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений воспитанников, увеличению амплитуды, пластичности движений
И сегодня я хочу предложить материал для проведения музыкальной утренней гимнастики с использованием ИКТ. (диски)
И в заключении я хочу прочитать вам старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”
- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.
Литература
Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.
Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, - М., 1983. - 232 с.
Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса. Э.И. Гоникман, - М., 1996.
Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики. Е.Л. Журавлева, - Кемерово, 1996.