Статья на тему «Веб-квест как одна из форм организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся»

5
0
Материал опубликован 17 April 2021

Веб-квест как одна из форм организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся

Васильева Наталья Геннадьевна,

преподаватель русского языка и литературы

1 квалификационной категории;

Пантелеева Людмила Геннадьевна,

преподаватель английского языка

без квалификационной категории

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский политехнический техникум»,

г. Архангельск

Аннотация. В статье рассматривается одна из современных форм внеурочной деятельности – веб-квест, приводятся их виды, дается краткая характеристика каждого. Также представлена разработка веб-квеста к Всемирному дню поэзии «Поэзия. Любовь. Весна» и описание его проведения в ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» г. Архангельск.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитательная работа, веб-квест, ДОТ.

 

В настоящее время в образовательном сообществе активно обсуждаются такие вопросы, как способы повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам, организация внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся, создание условий для раскрытия их творческих способностей, их самоутверждения, открытие перспектив для будущего развития личности.

Большое внимание уделяется интерактивным методам обучения как инструменту, наиболее эффективно позволяющему создавать ситуации активного взаимодействия обучающихся, что в свою очередь ведет к включенному, осознанному участию в познавательном процессе и приобретению необходимых знаний и умений.

Интерактивные формы внеурочной деятельности – это такие формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, которые предполагают «усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения» [2; с. 488]. Причем это касается обеих сторон учебного процесса: обучающихся и педагогов. Ведь использование интерактивных форм педагогом побуждает его к постоянному самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту, развитию, стимулирует творчество. Используя ту или иную интерактивную форму, педагог не только стремится с ее помощью развить логические и аналитические способности обучающихся и стимулировать их интерес к знаниям, но и вынужден постоянно определять собственные педагогические возможности, примерять их к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет учителя, пока он осознает, что интерактивные формы являются действенным педагогическим средством, а их использование в учебном процессе – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит [1; c. 35].

Одной из современных интерактивных форм учебных занятий и внеурочной деятельности являются образовательные веб-квесты – проблемные задания с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета [3; с. 549].

Типологически веб-квесты делятся на три группы. Для удобства их классификация представлена в виде схемы (рисунок 1) [4].

 

 

r1618643941.png

Рисунок 1. Типы образовательных веб-квестов.

 

Особенности типов веб-квестов по тематике и области знаний понятны из их названий. Остановимся подробнее на краткосрочных и долгосрочных. Целью первых является приобретение обучающимися новых знаний и встраивание их в систему уже существующих. Работа с таким квестом может занимать один-три академических часа. Они могут быть легко использованы на занятиях по многим учебным дисциплинам и на внеурочных мероприятиях [4]. Долгосрочные же веб-квесты направлены на расширение и уточнение знаний, понятий. Результатом работы с таким квестом должны стать умение глубоко анализировать полученные знания и трансформировать их. Работа над долгосрочным веб-квестом может вестись от одной недели до месяца, а может занимать целый учебный период или даже учебный год [4].

В любом случае, к какому бы типу ни относился веб-квест, главной его особенностью является то, что часть информации или вся информация целиком для самостоятельного или группового участия обучающихся в работе с ним находится на различных веб-сайтах. Организация заданий (маршрутных листов) квеста в этом случае предполагает наличие отдельных вопросов (как вариант – блоков вопросов) и перечень адресов в интернете, где можно получить необходимую информацию. Кроме того, вопросы должны быть сформулированы так, чтобы при посещении сайта обучающиеся вынуждены был производить отбор нужного им материала из всего объема информации, представленной на веб-ресурсе.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной. Ниже мы представляем нашу самостоятельную оригинальную разработку, посвященную Всемирному дню поэзии. Традиционно в Архангельском политехническом техникуме мероприятия, посвященные этой дате, проводятся в очном формате, однако пандемия Covid-19 внесла свои коррективы в учебно-воспитательный процесс, и коллективом авторов данной статьи было принято решение о проведении всех мероприятий в онлайн-формате. Частью этих мероприятий стал веб-квест «Поэзия. Любовь. Весна», созданный с помощью бесплатного конструктора сайтов wix.com [5]. Ссылка на сайт была размещена в официальной группе техникума в социальной сети «В контакте» [6].

 

 

v1618643983.png

Рисунок 2. Главная страница веб-квеста «Поэзия. Любовь. Весна».

 

Обучающимся было предложено разделиться на команды или принять участие в квесте в индивидуальном порядке, зарегистрировавшись через соответствующую Google-форму [7], а также ознакомиться с маршрутами квеста и инструкциями по их прохождению (рисунок 3).

 

 

g1618644011.png

Рисунок 3. Основные страницы веб-квеста «Поэзия. Любовь. Весна».

Обучающимся также был предложен список источников, который для соблюдения общей эстетической концепции сайта был представлен в виде кликабельных векторных изображений (рисунок 4):

1. Сайт портала Культура.рф – https://www.culture.ru/literature/poems;

2. Библиотека русской поэзии – https://slova.org.ru/;

3. Интернет-библиотека «Википедия» – https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница;

4. Сайт для изучения русского языка RealLanguage.Clubhttps://reallanguage.club/russkij-yazyk-10-klass/;

5. Видео-хостинг Youtube - https://www.youtube.com/;

6. Справочно-информационный портал Грамоту.ру – http://gramota.ru/

 

 

q1618644033.png

Рисунок 4. Список источников для прохождения веб-квеста «Поэзия. Любовь. Весна».

 

Результатом прохождения каждого маршрута веб-квеста должна была стать цитата, посвященная тематике маршрута. Ввести свой ответ нужно было в форму в конце маршрута (рисунок 5). После окончания сроков проведения квеста его организаторы через личный кабинет владельца сайта определяли, кто быстрее всех дал правильный ответ, и объявляли итоги квеста его участникам.

 

 

e1618644064.png

Рисунок 5. Пример формы для введения ответа.

Помимо объявления результатов и награждения победителей, на заключительном этапе проведения веб-квеста было проведено анкетирование обучающихся. По его результатам стало очевидно, что подобная форма внеурочной деятельности имела успех в среде подростков. Они отмечали такие положительные для себя моменты, как возможность использования смартфонов для участия в квесте, условия прохождения, не привязанные к строгим рамкам учебного расписания, эстетичность оформления сайта. Некоторых веб-квест вдохновил на создание собственных подобных онлайн-продуктов с помощью бесплатных конструкторов сайтов.

Поскольку тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, задания отличаться разной степенью сложности, а результаты их прохождения, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в разных формах, веб-квесты являются универсальным форматом для организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся.

 

Список использованных источников:

1. Сафонов, В. И., Сафонова, Л. А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в педагогическом образовании [Текст]: учебное пособие. – Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т., 2009. – 84 с.

2. Сорокина, Т. Н., Сутягина, Е. А. Web-квест как форма организации внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Т. Н. Сорокина, Е. А. Сутягина // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 5 (6). – С. 488-492. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/web-kvest-kak-forma-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti, свободный (дата обращения : 17.04.2021). – Загл. с экрана.

3. Сутягина, Е. А. Образовательный web–квест как форма организации эффективного процесса обучения (на примере МОУ СОШ №33 г. о. Саранск) [Электронный ресурс] / Е. А. Сутягина // Science Time: Международная научно-практическая конференция, материалы. – 2015. – № 11 (23). – С. 549-554. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-web-kvest-kak-forma-organizatsii-effektivnogo-protsessa-obucheniya-na-primere-mou-sosh-33-g-o-saransk, свободный (дата обращения : 15.04.2021). – Загл. с экрана.

4. Кудаева, Н. Б. Виды и формы веб-квестов [Электронный ресурс] / Кудаева Н. Б. // Учебный курс «Образовательная технология веб-квест» // Образовательная соцсеть nsportal [офиц. сайт] : Образовательная социальная сеть nsportal. – Йошкар-Ола, 2012. – Электрон. данные. – Режим доступа : https://nsportal.ru/vu/fakultet-inostrannykh-yazykov/obrazovatelnaya-tehnologiya-veb-kvest/vidy-i-formy-veb-kvestov, свободный (дата обращения : 15.04.2021). – Загл. с экрана.

5. «Поэзия. Любовь. Весна» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Литературный веб-квест «Поэзия. Любовь. Весна». – Электрон. дан. – Архангельск : Архангельский политехнический техникум. – Электрон. дан. – Архангельск, 2021. – Режим доступа : https://zaranarch3.wixsite.com/poetry, свободный (дата обращения : 17.04.2021). – Загл. с экрана.

6. «Поэзия. Любовь. Весна» [Электронный ресурс] // ГАПОУ АО «АПТ» [сообщество в vk.com] // ГАПОУ АО «Арх. политехн. техн.». – Архангельск, 2021. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://vk.com/arhpoliteh?w=wall-182315844_1698, свободный (дата обращения : 15.04.2021). – Загл. с экрана.

7. Анкеты участников веб-квеста «Поэзия. Любовь. Весна» [Электронный ресурс] // Облачное хранилище Google Disk. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://drive.google.com/drive/folders/1cHG6z7QYdRAdrffyd0olFh8UgjiGd2uZ?usp=sharing, доступ по предоставленной ссылке (дата обращения : 15.04.2021). – Загл. с экрана.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.