12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акманова Наиля Ахмадулловна2073
Россия, Башкирская респ., с.Исянгулово
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
4

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста»

Акманова Н.А., учитель-логопед
МАДОУ детский сад «Солнышко» с.Исянгулово

Цель:    повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики для речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

систематизировать знания педагогов по проблеме развития речевого дыхания детей;

показать необходимость организации работы по развитию речевого дыхания дошкольников;

показать значение дыхательной гимнастики, как одного  из средств  профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;

познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

обучить приёмам проведения дыхательных упражнений;

демонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики;

научить изготавливать нетрадиционное оборудование для проведения дыхательной гимнастики.

План проведения мастер-класса:

1.Теоретическая часть. 

1.1. Речевое дыхание – основа звучащей речи.

1.2. Требования ФГОС ДО к развитию речевого дыхания дошкольников и их отражение в Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой».

2. Практическая часть.

2.1.Дыхательная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста.

2.2.Демонстрация приемов проведения дыхательной гимнастики с использованием дидактических пособий - тренажеров для дыхательной гимнастики;

2.3. Изготовление тренажеров для проведения дыхательной гимнастики.

3. Заключение.


Будете заботиться о своём дыхании – проживёте долго и счастливо

Индийский мудрец

Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью?

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОО здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы развитие и воспитание детей происходили без ущерба их здоровью, а наоборот способствовали его укреплению.

Одной из составляющих общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.

Общеизвестно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. «Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут.

Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. А как научить ребенка правильному речевому дыханию, чтобы ребёнок смог верно произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдая необходимые паузы.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости и развития речевого дыхания является дыхательная гимнастика.

Дыхательная  гимнастика очень широко используется в коррекционной логопедической работе, потому что без правильного дыхания невозможна  и хорошо звучащая речь.

А работа по развитию речевого дыхания является обязанностью только коррекционных педагогов?

Пункт 2.6 Федерального государственного стандарта дошкольного образования называет в качестве одной из важнейших направлений развития и образования детей, т.е. образовательной области, речевое развитие дошкольников, которое включает в себя «владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

А как представлено данное направление в нашей программе, по которой мы работаем, в программе « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ? ( «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. —4-е изд., перераб.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. — 352 с.)

В ней отражены требования ФГОС ДО к развитию речевого дыхания дошкольников :

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»(стр.114) .

Хочу обратить ваше внимание на то, что в содержании психолого-педагогической работы в нашей Программе по образовательной области «Развитие речи» указано «Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания» (стр.115,117 во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет), младшей группе (от 3 до 4 лет), средней группе (от 4 до 5 лет).

Это значит, задача воспитателя состоит в том, чтобы способствовать развитию речевого дыхания, научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада)  проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Одна из задач сегодняшнего мастер-класса продемонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики и упражнения на развитие речевого дыхания.

Дыхательные упражнения делятся:

на упр., вызывающие длительный направленный выдох (вертушки (фабричные, самодельные с клоуном, с бабочками,.. веселая карусель, аквариум, предметы на воде…,

игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – бумажные кегли, вату, бумажку, легкие шарики…

игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),

упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),

упражнения с проговариванием звуков, основная цель которых в игровой форме способствовать развитию длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдоха и выдоха через нос и рот; активизации губных мышц.

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков – ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрыв­ных (смычных) согласных звуков — «п», «б», «т», «д», «к», «г».

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксирован­ный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат («ц», «ч») и групп согласных звуков разного способа образова­ния («тс», «пл», «вр» и т.д.).


Параметрами правильного ротового выдоха являются:    

выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Требования к выполнению дыхательной гимнастики:

перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности;

одежда не должна стеснять движений;

не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи;

упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа;

необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы);

речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение;

обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;

лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми группы.

Дыхательную гимнастику можно проводить:

во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;

во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку;

после дневного сна;

в свободной деятельности детей.

Для детей младших групп можно предложить такие упражнения для дыхательной гимнастики:

Упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

1. «Звуки вокруг нас»

Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «а-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «о-о-о!» Самолёт в небе гудит? «у-у-у!» А как пароход на реке гудит? «ы-ы-ы

2. «Пузырь»

Ход игры: Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху.

3. «Пускание корабликов»

Оборудование: кораблики, таз с водой, значки с названием городов.

Ход игры: Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, как бы произнося звук ф. Но вдруг налетает порывистый ветер «П-п-п…» - дует ребёнок.

4. «Ныряльщики»

Ход игры: Дети разводят руки в стороны, делая вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

5. «Насос»

Ход игры: «Хотите покататься на велосипедах, но надо накачать воздух в шины. Воздух выходит из насоса и сердито свистит с-с-с. Накачали и поехали, но вдруг шина сдувается и шипит ш-ш-ш».

6. «Снежинки»

Ход игры: Воспитатель: «Снежинки красивые, но ещё и очень тонкие и нежные. Давайте на них подуем. Сначала сомкнём губы, затем тихо дунем на снежинку п»

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Весёлая метелица»

Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненная кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

Ход игры: Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются снежинки.

2. «Шар лопнул»

Ход игры: «Как воздух выходит из лопнувшего шарика ш-ш-ш-ш».

3. «Кто лучше надует шарик?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.

4. «Лес шумит»

Ход игры: Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.

5. «Песня ветра»

Оборудование: лёгкий колокольчик «песня ветра»

Ход игры: Подвесить колокольчик на уровне лица ребёнка и предложить ему подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный звук получается. Затем предложить подуть сильнее – звук стал громче. Выдох должен быть плавным.

6. «Загони мяч в ворота»

Оборудование: самодельные ворота небольшого размера, кусочки ваты, скомканные в шарики.

Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.

Представленные упражнения являются каплей в списке всех упражнений по дыхательной гимнастике, но и они помогут педагогам организовать работу по развитию правильного речевого дыхания.


t1616773419aa.pngМы будем делать пособие, с помощью которого можно научить детей правильно вдыхать воздух через нос и выдыхать через рот.

Для этого мне понадобился материал: картон белый и цветной, нитки, клей клей -карандаш, ножницы, скотч и простой карандаш.

t1616773419ab.jpgВырежем разных бабочек по две, чтобы получились двухсторонние, приклеиваем их друг к другу, предварительно вставив в серединку нитку, и обклеим бабочек скотчем для прочности. Далее делаем трафарет, по которому делаем три заготовки - одну из белого картона и две из цветного. Склеиваем их между собой, приклеив между ними ниточку с бабочкой.



СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ:

1.Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика. Виды гимнастики, для развития речи детей:

артикуляционная гимнастика;

дыхательная;

релаксационная;

пальчиковая гимнастика;

игровой массаж, самомассаж.

2. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Заключение

За счёт постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной, ребёнок может произнести на выдохе определённое для данного возраста количество слов.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:

Возраст ребёнка

Количество слов на выдохе в норме

Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года

2-3 слова

2-3 мин.

3-4 года

3-5 слов

3-4 мин.

4-6 лет

4-6 слов

4-6 мин.

6-7 лет

5-7 слов

5-7 мин.

Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.

Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием способствует улучшению показателей развития речевого дыхания у детей и снижению уровня их заболеваемости. Это формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Систематическое проведение дыхательной гимнастики обеспечивает:

нормальное функционирование голосового аппарата;

способствует сохранению плавности речи;

способствует правильному использованию интонационных средств выразительности;

способствует правильному соблюдению пауз, таким образом дыхательная гимнастика является одной из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.

Благодарю за внимание!


Использованная литература:

Белякова  М.В. «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста» https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dyhatelnaja-gimnastika-kak-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Березина Г. В. Использование здоровьесберегающих технологий в формировании речевого дыхания у дошкольников. https://urok.1sept.ru/

Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014 г.112с.

Зарубина С.В. Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/07/doklad_4.docx

4. Иванова А.С. Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/09/obuchayushchiy-seminar-dlya-pedagogov-dyhatelnaya-gimnastika-s-detmi

5.Черкасова Н.А. Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать!»https://infourok.ru/master-klass-po-dihatelnoy-gimnastike-2724472.html


Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.