Тренинг развития коммуникативных навыков и преодоления школьной тревожности для учащихся первых классов «Вместе весело шагать»
«Вместе весело шагать» – тренинг развития коммуникативных навыков и преодоления школьной тревожности для учащихся первых классов
Наблюдая первоклассников видно, что проблемы адаптации и коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждом классе присутствуют дети с высоким уровнем тревожности при низком уровне коммуникации.
Именно для таких детей были разработаны данные занятия. Это десять занятий с использованием изо- и сказкотерапии.
Когда ребенок работает в группе в непринужденной обстановке, сочиняя сказки о своих трудностях и рисуя их, он становится более общительным, преодолевает тревогу и застенчивость.
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Упражнение «Добрый клубок».
Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.
2. Упражнение «Какая рука у соседа».
Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).
3. Установление правил.
Цель: регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств.
Совместно вырабатываются правила поведения на занятии:
- говорить по одному
- не перебивать того, кто говорит
- не применять физическую силу
- никого не оскорблять, не дразнить.
Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на доске во время всех последующих занятий.
4. Упражнение «Аппликация».
Цель: развитие навыков эффективного общения.
Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать по несколько заготовок и составить из них какую-то картинку. Фигурка выкладывается на парте. Ее можно наклеить на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «чтобы было красиво». Аппликация остается в помещении группы.
5. Рефлексия.
Дети встают в круг. По очереди говорят, что им понравилось на занятии и что не понравилось и почему.
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Упражнение «Сделай как я».
Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.
2. Упражнение «Перечисли правила».
Цель: закрепление правил и принятие детьми ответственности за их соблюдение.
Каждый участник получает листок бумаги. Задача – пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.
3.Упражнение «Мне нравится…».
Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке. Таким образом, в кругу должны побывать все желающие.
4.Прощание.
Дети благодарят друг друга за совместную работу. Прощаются , подбирая для этого самые теплые слова для всех участников группы.
ЗАНЯТИЕ 3.
1. Упражнение «Ласковое имя».
Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится в центр круга.
2.Упражнение «Назови слово».
Цель: развитие познавательных процессов, формирование уверенности в себе.
Дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву.
3. Упражнение «Мои школьные трудности».
Цель: вербализация личных целей участия в группе.
Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей» первоклассника: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем получают по листу бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему, даются советы, как поступить ребенку, попавшему в ту или иную ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.
4. Прощание.
Упражнение «Настроение».
Цель: создание между участниками доверительных отношений.
Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение. Затем прощаются друг с другом.
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: переживание чувства радости, создание атмосферы принятия.
Дети сидят в круге. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом игра продолжается , пока не будет охвачены все дети.
2. Упражнение «Зеркало».
Цель: формирование желания общаться, быть активным.
Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.
3.Упражнение «Сказка».
Цель: вербализация участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме.
Ребятам предлагается картинка, по которой необходимо сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу – каждый говорит по одному предложению. Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть продолжена в индивидуальном режиме: «В сказках всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал нашей сказки?». Дети со страхом самовыражения нуждаются в помощи ведущего.
4.Упражнение «А вот бы…».
Цель: развитие фантазии, доверительных отношений.
Дети стоят в круге. Ведущий произносит фразу: «А вот бы..». Дети продолжают ее: «Стать невидимкой, найти волшебную палочку…» и т.д.
5.Прощание.
Дети высказывают по кругу пожелания всем участникам на завтрашний день.
ЗАНЯТИЕ 5.
1. Упражнение «Комплимент».
Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.
Дети сидят в круге. Приветствуют друг друга и говорят что-нибудь приятное любому участнику группы. Если кто-то из детей не получил комплимент, то психолог его сам или просит об этом детей.
2. Упражнение «Отгадай».
Дети садятся в круг, ведущий каждому по очереди кидает мяч. Поймавший мяч должен отгадать загадку о лесе: о животных, о деревьях, насекомых, цветах.
3. Упражнение «Иностранец в школе».
Цель: дать возможность участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».
Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, и никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет узнать что-нибудь о нашей школе. Нужно рассказать о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», «иностранцы» угадывают . Ведущий контролирует выполнение правил.
4.Прощание.
Стоя в кругу, дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, а что нет и почему.
ЗАНЯТИЕ 6.
1. Упражнение «Понять состояние».
Цель: развитие у детей умения понимать эмоциональные состояния людей через мимику, походку, позу.
Дети сидят в круге, выбирается водящий. Он показывает любое эмоциональное состояние с помощью мимики, походки, позы. Остальные угадывают это состояние . Угадавший становится водящим.
2.Упражнение «Пылесос и пылинки».
Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.
Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили и пылинки остановились.
3.Упражнение «Сочинение сказок».
Цель: вербализация и проработка школьной тревожности в безопасной форме.
Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает набор картинок. Необходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закончиться хорошо. По завершении работы сказки представляются другим участникам группы.
4.Упражнение «Поймай комара».
Цель: разрядка остаточного напряжения.
По помещению как будто летает комар (участники на выдохе произносят звук «ззз»). Комар то приближается, то удаляется (показывается силой голоса).
5.Прощание.
Стоя в кругу, дети прощаются друг с другом и благодарят за совместную работу.
ЗАНЯТИЕ 7.
1.Упражнение «Ветер дует на….».
Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные отношения с окружающими.
Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто …. Любит читать, любит мороженое, помогает маме … Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего выполняют все дети.
2.Упражнение «Кто пройдет лучше».
Цель: развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения.
Дети встают в шеренгу напротив ведущего и имитируют ходьбу по разным поверхностям, которые предлагает ведущий (по льду, снегу, грязи, горячему песку, луже).
3.Упражнение «Школа для животных».
Цель: помочь развитию гибкости поведения в ситуации урока.
Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока ( учителем может быть кто-то из участников). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т.д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется, каждый демонстрирует доставшееся поведение.
4.Упражнение «Полянка».
Цель: обучение приемам саморегуляции
Релаксация с визуализацией (под музыку)
5.Прощание.
Дети встают в круг и делятся мнениями о прошедшем занятии.
ЗАНЯТИЕ 8.
1.Упражнение «Волшебная палочка».
Цель: развитие творческого воображения.
Дети сидят в круге. Ведущий волшебной палочкой дотрагивается до одного из детей, и он в кого-либо превращается. Остальные должны узнать, кого ребенок изображает. В превращении участвуют все дети.
2.Упражнение «Да – нет».
Цель: формирование быстроты реакции при ответе на вопросы, создание хорошего настроения.
Выбирается водящий. Каждый из детей должен задать ему вопрос, предусматривающий ответ «да» или «нет».Водящий должен отвечать молча, кивком головы.
3.Упражнение «Урок – перемена».
Цель: развитие эмоционального самоконтроля.
Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, - отвечает этот ребенок.
4.Упражнение «Школа для людей».
Цель: закрепление позитивного отношения к школе.
Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют на тему: «Что мне нравится в школе». Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители.
5.Прощание.
Дети прощаются друг с другом и благодарят за работу.
ЗАНЯТИЕ 9.
1.Упражнение «Волны».
Цель: создание положительного настроения
Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, как выглядит море в разную погоду. Дети изображают волны разной высоты, взявшись за руки. Море во время ветра… Море во время шторма…
2.Упражнение «Морские коньки».
Цель: развитие равновесия, создание радостного настроения от подвижных игр.
Дети изображают морских коньков, подгибая одну ногу, вытягивая руки вдоль туловища. Прыгая на одной ноге, надо толкать друг друга плечами, чтобы заставить встать их на обе ноги.
3.Упражнение «За что меня любит учитель».
Цель: создание рабочей атмосферы, повышение самооценки
Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любит учитель. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или психолог.
4.Прощание.
Дети встают в круг. Каждый участник на память о прошедшем занятии должен подарить всем улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.
ЗАНЯТИЕ 10.
1.Упражнение «Тень».
Цель: развитие внимания, обогащение репертуара телесных ощущений.
Дети стоят парами, лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Один показывает движение , а другой их повторяет. Через некоторое время партнеры меняются ролями.
2.Упражнение «Хлопушки».
Цель: развитие умения передавать ритмический рисунок, создание веселого настроения.
Ведущий хлопает в ладоши, остальные повторяют заданный ритмический рисунок по кругу. Затем рисунок усложняется, и ритм ускоряется.
3.Упражнение «Реши проблему».
Цель: интеграция опыта, полученного на занятиях.
Каждый участник получает свой рисунок с изображением четырех школьных трудностей. Необходимо представить, что в эту ситуацию попал его ровесник, и рассказать ему, как в такой ситуации нужно себя вести. Если отдельные дети дают неконструктивные советы, им можно предложить помощь психолога и группы.
4.Упражнение «Ладошки».
Цель: повышение самооценки через самоанализ достоинств.
Каждый получает листок бумаги. Нужно, приложив ладошку, обвести ее, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое ребенок может найти в себе. Нарисованная ладошка раскрашивается. Законченные рисунки представляются группе, комментируются автором и группой. В завершении устраивается выставка «ладошек».
5.Прощание.
Дети встают в круг. Благодарят друг друга за проделанную работу. Говорят о том, что было интересного и полезного на занятиях. Что им понравилось, а что нет.