12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Воспитательная программа

«Вместе весело шагать»

Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Воспитательная программа предназначена для обучающихся начальных специальных (коррекционных) классов VI вида и рассчитана на 4 года. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из главных задач воспитательной деятельности на начальной ступени является формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами. Для детей с ДЦП достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе и самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Преодолеть трудности в первую очередь помогают родители. Но повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения обостряет страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей. Между педагогом, ребенком и родителями необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы развитию ребенка, создавали условия для его самодвижения. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет хорошо и уютно. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов. На это направлена воспитательная программа «Вместе весело шагать», основная идея которой - «Не для детей, а вместе с детьми».

Цель: создание оптимальных условий для вовлечения родителей в воспитательный процесс для раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств, необходимых для его самореализации

Задачи:

обогащение личности ребенка с двигательными нарушениями знаниями об окружающем и социальном мире;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры;

развитие творческих способностей;

коррекция двигательных навыков, необходимых для бытовой деятельности;

коррекция межличностных отношений;

осуществление индивидуально ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи детям и родителям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;

включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения

Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно здоровую личность:

принцип сотрудничества и сотворчества;

принцип доверия и поддержки;

принцип гуманности;

принцип доступности;

личностно-ориентированное воспитание;

деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности);

компетентностный подход (формирование способностей и умений, позволяющих правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни).

Формы и методы работы, используемые в практике общения с родителями и детьми:

- анкетирование, тестирование, беседа, дискуссионные вопросы;

- открытые просмотры детской деятельности;

- анализ результатов детского творчества (рисунки, высказывания);

- просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов;

- игровые задания, спортивные соревнования;

- открытые тематические классные часы и уроки;

- экскурсии, конкурсы, викторины, ролевые игры, коллективная творческая деятельность (КТД);

- родительские собрания;

- коллективные и индивидуальные проекты

Педагогические технологии:

1. «Навстречу друг другу» (автор Попова М.Н.) - система укрепления родительско-детских отношений через тактильно-эмоциональное взаимодействие в досуговом и праздничном пространстве. Стимулирование изменения поведения родителей под эмоциональным влиянием ребенка, развитие эмпатии, нравственно-эмоциональной культуры и ответственности родителей за внутрисемейную психологическую среду.

2. Гуманно-личностная Ш.А.Амонашвили - воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства.

3. Здоровьесберегающие - предотвращение перегрузок воспитанников и сохранение их здоровья.

4. ИКТ позволяют увеличить объем нового материала, предоставляют возможность виртуальных экскурсий и поиска информации, для представления результата проекта, повышается познавательный интерес.

5. Игровые

6. Технологии сотрудничества – создание условий для активной совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей в разных ситуациях.

7. Технологии проведения КТД – создание условий для самореализации детей в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

формированию личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, умения оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, брать ответственность на себя и разделять ее с другими;

формированию нравственных и эстетических представлений;

преодолению барьеров в общении, развитию умения понимать себя и других;

развитию творческой инициативы;

созданию атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций, душевного благополучия, ситуации успеха.

овладению детьми умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;      

формированию у родителей правильного представления о воспитании детей, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе, повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Ресурсное обеспечение программы:

кадровое обеспечение: администрация школы, классный руководитель, преподаватели музыкальной школы Баренцева региона, медицинские работники центра, социальный педагог, педагог-психолог, логопед-дефектолог;

партнеры: организация родителей детей с ОВЗ «Благодея», родительский клуб «Огонек души» при ГБУ АО ОЭРЦ, детский юношеский пресс-центр ГБУ АО ОЭРЦ, библиотеки города, досуговые культурные центры

материально-техническое обеспечение: материальная база школы, опорно-экспериментального реабилитационного центра (ОЭРЦ), материально-техническая база организаций, сотрудничающих со школой.

Мониторинг воспитательной работы

 

Индикаторы

Инструменты мониторинга

Уровень воспитанности

Методика Н.П.Капустина

Удовлетворённость обучающихся и родителей школьной жизнью

Методика А.А.Андреева,

Е.Н.Степанова

Изучение интересов детей и родителей, занятость детей во внеурочное время

Анкетирование, наблюдение, социологические опросы

Удовлетворенность родителей работой педагога

Методика Е.Н. Степанова

Изучение межличностных отношений, лидерских качеств

Социометрия, наблюдение

Нравственная воспитанность уч-ся

методика М.И.Шиловой

Изучение запросов родителей

Анкетирование, индивидуальные беседы с педагогом, психологом, соцработником

Содержание программы

 

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Воспитательная программа «Вместе весело шагать» включает эти направления и дополнительный блок - работа с семьей.

 

 

 

Направление

Задачи

Формы реализации

Прогнозируемый результат

Наша дружная

семья

(«В семье дружат – живут, не тужат»)

• знакомство с культурой семейных отношений;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка;

• включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности класса и школы;

• воспитание уважительного взаимоотношения между членами семьи

 

• анкетирование,

•тестирование,

• беседа,

•дискуссионные вопросы; • открытые просмотры детской деятельности (открытые тематические классные часы и мероприятия);

• игровые задания;

• экскурсии;

• конкурсы и викторины;

ролевые игры,

• коллективная творческая деятельность (КТД),

•родительские собрания, и консультации для родителей;

•спортивные соревнования;

• коллективные и индивидуальные проекты;

• «Портфолио семьи»

• возможность для социального проектирования успешности детей и членов семьи;

• демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье;

• знание интересов и увлечения родных;

• знание социальных ролей в семье, культуры семейных отношений, биографии своих родителей, предков, родословную;

• умение рассказывать о своей семье, родственниках, родословной, о профессиях своих родителей, родственников

Край наш северный

(«Всякому мила своя сторона»)

• совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания как основы социальной адаптации;

• развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, города;

• формирование активной деятельной позиции;

•овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;

• воспитание бережного отношения к природе, истории, традициям Севера

• анкетирование;

• тематические классные часы гражданско-патриотической направленности;

• экскурсии по городу, в музеи, библиотеки;

•встречи с интересными людьми;

• уроки мужества;

• беседы;

• викторины;

• конкурсы;

• мастер-классы

 

• способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности;

• представление об истории своего города, общеизвестных людях, традициях края;

• умение экологически грамотно вести себя в природе;

• умение отстаивать свое мнение;

• рост социальной активности.

Умей быть умней

(«Век живи – век учись»)

• развитие мотивации к процессу получения знаний;

• ознакомление с ролью научных и учебных исследований в жизни людей;

• знакомство с методами исследований;

• формирование умений осуществлять исследование, работать с информацией, организовывать свою исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

• развитие умений, способствующих саморазвитию;

• воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу

• викторины;

• олимпиады;

• познавательные игры и беседы;

• детские исследовательские проекты;

• конференции;

• интеллектуальные марафоны;

• предметные недели;

• Ломоносовские чтения;

• конкурсы разного уровня

• портфолио достижений

• способность к самоорганизации и решению жизненных задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития;

• воспитание умения учиться

Как прекрасен этот мир

(«За всякое дело берись умело»)

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, мотивации к творческому труду, работе на результат;

• развитие инициативы и способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• помощь в овладении навыками коллективного взаимодействия и общения;

• воспитание умения видеть прекрасное

• творческие конкурсы;

• выставки;

• концерты;

• театральные постановки;

• посещение театров, выставок;

• коллективные и индивидуальные творческие проекты

• активная жизненная позиция;

• потребность в самореализации в творческой деятельности;

• владение навыками самоорганизации

Здоровье всего дороже

(«Здоров будешь - все добудешь»)

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

• развитие психических процессов в ходе двигательной деятельности;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• психолого-медицинская диагностика;

• анкетирование;

• спортивные соревнования;

• тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни;

• беседы с медицинскими специалистами;

• походы;

• дни Здоровья;

• подвижные игры;

• встречи с известными спортсменами

• умение заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;

• соблюдение на оптимальном уровне правил личной гигиены и режима дня;

• составление и выполнение комплексов утренней гимнастики на развитие координации, гибкости, на формирование правильной осанки;

•умение взаимодействовать со сверстниками в ходе двигательной деятельности

В добрый путь

(«Спешите делать добро!»)

• расширение представления о социальном устройстве жизни;

• умение критически оценивать свои поступки, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• коррекция поведения и развития детей;

• создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе;

• сплочение классного коллектива

• виртуальные путешествия;

• дискуссии по проблемам общения;

• КТД;

• мониторинг;

• социальные акции;

• выпуск классной газеты

• приобретение навыков групповой деятельности при разнообразии социальных ролей и позиций;

• проявление сознательного интереса и активное участие в совместных делах;

• сформированность классного коллектива;

• развитие ученического самоуправления;

• активное участие родителей в жизни класса и решении его проблем;

• сопротивление негативному влиянию;


 

Модель выпускника

Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования, имеющий свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности:

человек, знающий свою родословную, малую родину, Родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру, обладающий национальным сознанием российского гражданина;

человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием;

человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий потребность в физическом совершенствовании;

человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей, имеющий уважение к законам и обладающий социальной ответственностью, гражданской активностью;

человек, владеющий культурой поведения, сознающий, что такое духовная и материальная культура, понимающий прекрасное в окружающей действительности, изучающий творчество выдающихся деятелей культуры и искусства

Литература

Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005

Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012

Жук С. Воспитательная система класса на основе литературного произведения//Управление школой, 2009 - №16.

Кудешов П.С. Долгосрочная воспитательная программа класса//Справочник классного руководителя, 2010 - № 3, 4 (Издательский дом МЦФЭР)

Поляшова Н.В. Методические рекомендации по организации здоровьесбережения младших школьников в школах Архангельской области//Реализация регионального компонента в обучении младших школьников. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2006

Тартышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. - М.: Центр Педагогический поиск, 2009

Федеральные образовательные государственные стандарты начального общего образования – М.: Просвещение, 2011

Щипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Степаненко Валентина Ивановна, 09.03.16 в 22:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за программу! Мне понравилось то, что в программе указаны педагогические технологии, которые Вы используете в воспитательной работе. Эту программу можно взять за основу и в массовой общеобразовательной школе!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 10.03.16 в 19:35 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, спасибо за Ваш интерес к моим работам.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 09.03.16 в 22:12 0Ответить Пожаловаться
Согласна, программа интересная! Спасибо за Ваше творчество!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 10.03.16 в 19:38 0Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, благодарю Вас за Ваше внимание к моему творчеству.
Рагулина Любовь Давыдовна, 18.08.17 в 23:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за творческую работу!!!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 19.08.17 в 21:23 0Ответить Пожаловаться
Любовь Давыдовна, благодарю за Ваш отзыв к моей работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.