Воспитательная программа
«Вместе весело шагать»
Пояснительная записка
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
Воспитательная программа предназначена для обучающихся начальных специальных (коррекционных) классов VI вида и рассчитана на 4 года. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из главных задач воспитательной деятельности на начальной ступени является формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами. Для детей с ДЦП достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе и самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Преодолеть трудности в первую очередь помогают родители. Но повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения обостряет страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей. Между педагогом, ребенком и родителями необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы развитию ребенка, создавали условия для его самодвижения. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет хорошо и уютно. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов. На это направлена воспитательная программа «Вместе весело шагать», основная идея которой - «Не для детей, а вместе с детьми».
Цель: создание оптимальных условий для вовлечения родителей в воспитательный процесс для раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств, необходимых для его самореализации
Задачи:
обогащение личности ребенка с двигательными нарушениями знаниями об окружающем и социальном мире;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры;
развитие творческих способностей;
коррекция двигательных навыков, необходимых для бытовой деятельности;
коррекция межличностных отношений;
осуществление индивидуально ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи детям и родителям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно здоровую личность:
принцип сотрудничества и сотворчества;
принцип доверия и поддержки;
принцип гуманности;
принцип доступности;
личностно-ориентированное воспитание;
деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности);
компетентностный подход (формирование способностей и умений, позволяющих правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни).
Формы и методы работы, используемые в практике общения с родителями и детьми:
- анкетирование, тестирование, беседа, дискуссионные вопросы;
- открытые просмотры детской деятельности;
- анализ результатов детского творчества (рисунки, высказывания);
- просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов;
- игровые задания, спортивные соревнования;
- открытые тематические классные часы и уроки;
- экскурсии, конкурсы, викторины, ролевые игры, коллективная творческая деятельность (КТД);
- родительские собрания;
- коллективные и индивидуальные проекты
Педагогические технологии:
1. «Навстречу друг другу» (автор Попова М.Н.) - система укрепления родительско-детских отношений через тактильно-эмоциональное взаимодействие в досуговом и праздничном пространстве. Стимулирование изменения поведения родителей под эмоциональным влиянием ребенка, развитие эмпатии, нравственно-эмоциональной культуры и ответственности родителей за внутрисемейную психологическую среду.
2. Гуманно-личностная Ш.А.Амонашвили - воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства.
3. Здоровьесберегающие - предотвращение перегрузок воспитанников и сохранение их здоровья.
4. ИКТ позволяют увеличить объем нового материала, предоставляют возможность виртуальных экскурсий и поиска информации, для представления результата проекта, повышается познавательный интерес.
5. Игровые
6. Технологии сотрудничества – создание условий для активной совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей в разных ситуациях.
7. Технологии проведения КТД – создание условий для самореализации детей в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
формированию личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, умения оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, брать ответственность на себя и разделять ее с другими;
формированию нравственных и эстетических представлений;
преодолению барьеров в общении, развитию умения понимать себя и других;
развитию творческой инициативы;
созданию атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций, душевного благополучия, ситуации успеха.
овладению детьми умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у родителей правильного представления о воспитании детей, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе, повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Ресурсное обеспечение программы:
кадровое обеспечение: администрация школы, классный руководитель, преподаватели музыкальной школы Баренцева региона, медицинские работники центра, социальный педагог, педагог-психолог, логопед-дефектолог;
партнеры: организация родителей детей с ОВЗ «Благодея», родительский клуб «Огонек души» при ГБУ АО ОЭРЦ, детский юношеский пресс-центр ГБУ АО ОЭРЦ, библиотеки города, досуговые культурные центры
материально-техническое обеспечение: материальная база школы, опорно-экспериментального реабилитационного центра (ОЭРЦ), материально-техническая база организаций, сотрудничающих со школой.
Мониторинг воспитательной работы
Индикаторы |
Инструменты мониторинга |
Уровень воспитанности |
Методика Н.П.Капустина |
Удовлетворённость обучающихся и родителей школьной жизнью |
Методика А.А.Андреева, Е.Н.Степанова |
Изучение интересов детей и родителей, занятость детей во внеурочное время |
Анкетирование, наблюдение, социологические опросы |
Удовлетворенность родителей работой педагога |
Методика Е.Н. Степанова |
Изучение межличностных отношений, лидерских качеств |
Социометрия, наблюдение |
Нравственная воспитанность уч-ся |
методика М.И.Шиловой |
Изучение запросов родителей |
Анкетирование, индивидуальные беседы с педагогом, психологом, соцработником |
Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Воспитательная программа «Вместе весело шагать» включает эти направления и дополнительный блок - работа с семьей.
Направление |
Задачи |
Формы реализации |
Прогнозируемый результат |
Наша дружная семья («В семье дружат – живут, не тужат»)
|
• знакомство с культурой семейных отношений; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка; • включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности класса и школы; • воспитание уважительного взаимоотношения между членами семьи
|
• анкетирование, •тестирование, • беседа, •дискуссионные вопросы; • открытые просмотры детской деятельности (открытые тематические классные часы и мероприятия); • игровые задания; • экскурсии; • конкурсы и викторины; ролевые игры, • коллективная творческая деятельность (КТД), •родительские собрания, и консультации для родителей; •спортивные соревнования; • коллективные и индивидуальные проекты; • «Портфолио семьи» |
• возможность для социального проектирования успешности детей и членов семьи; • демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье; • знание интересов и увлечения родных; • знание социальных ролей в семье, культуры семейных отношений, биографии своих родителей, предков, родословную; • умение рассказывать о своей семье, родственниках, родословной, о профессиях своих родителей, родственников |
Край наш северный («Всякому мила своя сторона»)
|
• совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания как основы социальной адаптации; • развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, города; • формирование активной деятельной позиции; •овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире; • воспитание бережного отношения к природе, истории, традициям Севера |
• анкетирование; • тематические классные часы гражданско-патриотической направленности; • экскурсии по городу, в музеи, библиотеки; •встречи с интересными людьми; • уроки мужества; • беседы; • викторины; • конкурсы; • мастер-классы
|
• способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности; • представление об истории своего города, общеизвестных людях, традициях края; • умение экологически грамотно вести себя в природе; • умение отстаивать свое мнение; • рост социальной активности. |
Умей быть умней («Век живи – век учись»)
|
• развитие мотивации к процессу получения знаний; • ознакомление с ролью научных и учебных исследований в жизни людей; • знакомство с методами исследований; • формирование умений осуществлять исследование, работать с информацией, организовывать свою исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат; • развитие умений, способствующих саморазвитию; • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу |
• викторины; • олимпиады; • познавательные игры и беседы; • детские исследовательские проекты; • конференции; • интеллектуальные марафоны; • предметные недели; • Ломоносовские чтения; • конкурсы разного уровня • портфолио достижений |
• способность к самоорганизации и решению жизненных задач; • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития; • воспитание умения учиться |
Как прекрасен этот мир («За всякое дело берись умело») |
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, мотивации к творческому труду, работе на результат; • развитие инициативы и способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • помощь в овладении навыками коллективного взаимодействия и общения; • воспитание умения видеть прекрасное |
• творческие конкурсы; • выставки; • концерты; • театральные постановки; • посещение театров, выставок; • коллективные и индивидуальные творческие проекты |
• активная жизненная позиция; • потребность в самореализации в творческой деятельности; • владение навыками самоорганизации |
Здоровье всего дороже («Здоров будешь - все добудешь») |
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми; • развитие психических процессов в ходе двигательной деятельности; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; • формирование потребности в здоровом образе жизни; |
• психолого-медицинская диагностика; • анкетирование; • спортивные соревнования; • тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни; • беседы с медицинскими специалистами; • походы; • дни Здоровья; • подвижные игры; • встречи с известными спортсменами |
• умение заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих; • соблюдение на оптимальном уровне правил личной гигиены и режима дня; • составление и выполнение комплексов утренней гимнастики на развитие координации, гибкости, на формирование правильной осанки; •умение взаимодействовать со сверстниками в ходе двигательной деятельности |
В добрый путь («Спешите делать добро!»)
|
• расширение представления о социальном устройстве жизни; • умение критически оценивать свои поступки, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • коррекция поведения и развития детей; • создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; • сплочение классного коллектива |
• виртуальные путешествия; • дискуссии по проблемам общения; • КТД; • мониторинг; • социальные акции; • выпуск классной газеты |
• приобретение навыков групповой деятельности при разнообразии социальных ролей и позиций; • проявление сознательного интереса и активное участие в совместных делах; • сформированность классного коллектива; • развитие ученического самоуправления; • активное участие родителей в жизни класса и решении его проблем; • сопротивление негативному влиянию; |
Модель выпускника
Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования, имеющий свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности:
человек, знающий свою родословную, малую родину, Родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру, обладающий национальным сознанием российского гражданина;
человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием;
человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий потребность в физическом совершенствовании;
человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей, имеющий уважение к законам и обладающий социальной ответственностью, гражданской активностью;
человек, владеющий культурой поведения, сознающий, что такое духовная и материальная культура, понимающий прекрасное в окружающей действительности, изучающий творчество выдающихся деятелей культуры и искусства
Литература
Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005
Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012
Жук С. Воспитательная система класса на основе литературного произведения//Управление школой, 2009 - №16.
Кудешов П.С. Долгосрочная воспитательная программа класса//Справочник классного руководителя, 2010 - № 3, 4 (Издательский дом МЦФЭР)
Поляшова Н.В. Методические рекомендации по организации здоровьесбережения младших школьников в школах Архангельской области//Реализация регионального компонента в обучении младших школьников. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2006
Тартышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. - М.: Центр Педагогический поиск, 2009
Федеральные образовательные государственные стандарты начального общего образования – М.: Просвещение, 2011
Щипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004
Степаненко Валентина Ивановна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Долгобородова Лариса Анатольевна