Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему «Вода на Земле»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока:№29. Вода на Земле (урок № 6 в разделе «Природа Земли.»)
Базовый учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, М. Дрофа, 2012 г. География. Начальный курс.
Цель: формирование знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.
Задачи урока:
· Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.
· Развивающие: создать условия для развития умения работать с текстом учебной статьи, географической картой, с материалами мультимедийной презентации; составлять описание по плану.
· Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание географических следствий истории исследования поверхности Земли
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы учащихся: комбинированная
Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
№№ п/п |
Название этапа урока |
Название использ. ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
время |
1 |
Организация на урок |
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
1мин |
2 |
Актуализация темы |
|
Постановка проблемного вопроса:- Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.) Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке. - Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.) - В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.) - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.)
|
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Формулируют название темы урока (Р) .Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П)
|
5мин |
|
Мотивация и целеполагание Изучение нового материала |
|
Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-». Утверждения: 1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы. 2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу. 3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды. 4. Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу. 5. Тихий океан омывает берега всех материков Земли. - Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен? И т.д. (Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя). |
Предлагают свои варианты (…)(К,Р)
|
3 мин
|
4 |
|
|
Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей. - Используя текст учебника на стр. 113, п. 1, § 23, дополните схему (слайд 5, 6)
Состав гидросферы ……………… ……………… ……………… 96,5%) (Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.) - Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.) - Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.) «Хоть в это поверить не очень легко,Но Волги вода есть в реке Лимпопо…) И. Якимов (слайд 7) - Как вы думаете, возможно ли это? Используя слайд 8, учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме выполнить задания и ответить на вопросы: - Чем малый круговорот воды отличается от большого? - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан? - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой? - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны. - Итак, главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан (слайд 9). Изучение водной оболочки Земли мы начнём именно с него. Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10), он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов). Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11). |
Учащиеся разбиваются на две группы (средние и древние века) (К).
Анализируют текст и выбирают необходимые сведения (П)
Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной информацией (К)
|
9 мин
10мин |
5 |
Физминутка (здоровьесберегающий компонент) |
|
«Пантомима» Покажи, как прыгать по камушкам перебираясь через ручей, как передвигают руками когда лезут по канату |
Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К) |
2 мин |
6 |
практикум |
|
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану (слайд 12). Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. План описания:1. Какое место занимает по площади; 2. С какими другими океанами связан; 3. какие материки омывает Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием слайда 11, настенной карты.
|
Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам.(К,П,Р)
Исправляют ошибки, выставляют оценки(Р) |
10мин |
7 |
Рефлексия |
|
Учитель предлагает учащимся вернуться к игре «верю – не верю» и снова в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-». (1-, 2+, 3-, 4+, 5-) |
Ребята проверяют записи в тетради, и дополняют или исправляют сделанные записи(Р, П) |
3мин |
8 |
Итог урока |
|
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з : § 23, читать, уметь отвечать на вопросы по изученному материалу |
Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).
|
2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
План |
Тихий океан |
… |
1. Какое место занимает по площади? |
Первое |
|
2. С какими другими океанами связан? |
с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым |
|
3. Какие материки омывает? |
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку |
|
Пункт плана |
Атлантический океан |
Индийский океан |
Северный Ледовитый океан |
1 |
второе |
третье |
четвертое |
2 |
с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым |
с Тихим и Атлантическим |
с Тихим и Атлантическим |
3 |
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду |
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку |
Северную Америку, Евразию |