Урок ИЗО «Волшебные краски и их помощницы кисти. (Основные и составные цвета)» для начальной школы
Тема урока: «Волшебные краски и их помощницы кисти.
(Основные и составные цвета)»
Планируемые результаты:
Личностные: будут способствовать развитию изобразительных способностей, чувства цвета, красоты, удовлетворения от работы, наблюдательности, эстетического вкуса, проявят свой творческий потенциал при выполнении задания.
Метапредметные: отработают умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале на основе полученной информации принимать практические решения. контролировать свои действия при совместной работе.
Предметные: научатся грамотно работать кисточками, гуашью; смешивать краски, получать новые цвета.
Оборудование урока:
для учащихся: акварельный лист бумаги А4, гуашь, кисти.
для учителя: презентация, методические таблицы, технологические карты выполнения работы, готовые работы.
Словарная работа: основные и составные цвета
Этап урока |
Содержание урока (Деятельность учителя) |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Орг. момент |
Пришли ребята в светлый класс, И вы поздравьте нас сейчас: Учимся всегда писать, считать, А сейчас мы станем рисовать. |
Приветствовать учителя |
Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Повторение ранее изученного (актуализация знаний) |
Как называется урок, на котором мы учимся рисовать?(изобразительное искусство) Но чтобы научиться рисовать, нам нужны определенные принадлежности. Проверим, все ли принадлежности есть у вас на партах? Для этого отгадайте загадки и проверьте, есть ли нужный предмет у вас на парте. 1) Черный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там линия пройдет. (Карандаш) 2) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка) 3) Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота, Там, глядишь, - красота. (Краски) Какой предмет есть еще у вас на парте? Кто знает, как он называется? (палитра) Как вы думаете, для чего она нужна? (для размешивания красок) |
Отвечать на вопросы учителя, разгадывать загадки, проверять свою готовность к уроку. Высказывать свои предположения, опираясь на свой жизненный опыт. |
П: строить речевое высказывание в устной форме; Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Л: восприятие и характеристика художественных образов |
3. Сообщение темы и цели урока |
А вам нравятся волшебные превращения? (Да) Ребята, а, как вы думаете, зачем сегодня вы принесли с собой палитру? (будем смешивать цвета) Сегодня мы с вами побудем немного волшебниками и научимся одни цвета краски превращать в другие. Хотите научиться? (Да) Тогда за работу! |
Предполагать целевые установки урока. |
П: строить речевое высказывание в устной форме; Р: принимать и сохранять учебную задачу П: воспринимать информацию на слух. |
4. Знакомство с новым материалом с элементами пед. показа |
Сегодня вас ожидает встреча с волшебным и сказочным миром красок, миром цвета. Почему волшебный и сказочный?» — спросите вы. А в этом вы убедитесь сами, когда послушаете сказку… (Сказка Духановой Людмилы Алексеевны переработана и иллюстрирована) Звучит музыка «Давным-давно , в одной волшебной стране жили по соседству две сказочные принцессы-кисточки. Они жили совсем рядом. Из окон башен своих дворцов они могли видеть друг друга, но в гости они не ходили и не дружили, потому что каждая из них была красавица из красавиц. И ни одна не могла согласиться с тем, что другая принцесса-кисточка равна с ней по красоте. Девочки иногда бывают такими задаваками! Они и вправду были красавицами. Одна из них была ЖЕЛТАЯ, как солнышко весеннее, одуванчик золотой! И солнце в ее королевстве было самое желтое! И лимоны и одуванчики, да вот только и листья и трава, и даже вода в пруду были тоже желтого цвета. (Приложение №1) Вам, хотелось бы жить в таком королевстве, где все вокруг только желтым цветом? Ответы детей. Да, тоскливо видеть один желтый цвет кругом… А у другой — били самые красные яблоки в саду, самые прекрасные красные розы, правда ,красными были и небо и море, и даже красные кошки гуляли по красным крышам. Так тревожно, когда вокруг тебя все красного цвета. Эту принцессу звали….КРАСНАЯ. (Приложение №2) А самое интересное то, что принцессы-кисточки были еще и очень сильными соперниками, потому что с ними по соседству жил прекрасный принц, у которого было самое синее небо и самая синяя, пресиняя вода в реке, синие васильки, одуванчики, розы, и даже огурцы на грядках за дворцом были тоже синие-пресиние. Обе кисточки хотели дружить с принцем и вместе гулять. А принц был категорически против соперничества сказочных красавиц, ведь он так хотел проводить время с обеими подружками. (Приложение №3) Но вот однажды, он придумал неожиданную встречу для красной и желтой кисточек, позвав их обеих гулять. Но случилось что-то невероятное…. Принц, идя на место встречи с желтой принцессой, увидел рыдающую красную принцессу. (Приложение №4) Она расстроилась и совершенно не хотела гулять вместе. Неожиданно для всех, её слезы оказались волшебными. Они смешали краски всех трех королевских друзей и они дружно ахнули!( открывается доска и дети видят изображение радуги и цветущей поляны). Они увидели — какой замечательный разноцветный мир окружает их! Маленькие принцессы воскликнули: «Как прекрасен мир земной, разноцветный шар земной!» Лишь теперь они поняли, что их красота равнозначна, а общая дружба может творить настоящие чудеса. Небо стало синее во всех трех королевствах, и разноцветная радуга объединила все три дворца.. Луг пылал многообразием красок — зеленая трава, оранжевые бархотки, лиловые колокольчики. Принцессы и принц бегали по лугу и радовались сказочному разноцветью всего мира! (Приложение №5) Вот какие чудеса произошли в сказочном королевстве. Ребята, о чем говорит нам эта сказка? (цвета в содружестве составляют еще более красивые цвета). Ребята, посмотрите какой разноцветный луг появился возле королевств, благодаря слезам желтой принцессе-кисточке. А сможете ли вы создать такой шедевр, ведь у нас на столах только три цвета краски? Что мы будем делать? Ответы детей: » Мы смешаем эти три цвета.» Правильно! Мы их смешаем, как смешали все эти краски волшебные слёзы в нашей сказке о принце и принцессах. Ребята, а давайте попробуем это сделать вместе на отдельном листе или не палитре.(Показываю ребятам «фокус» с перемешиванием воды трех цветов между собой) К желтому цвету приходит в гости красный. Берем желтый цвет, не должно быть много воды, будьте внимательны, а затем возьмем небольшое количество красной гуаши и смешаем. Что получилось? Какой цвет? (оранжевый) Он добавляет ему яркости и превращает в оранжевый. Красный цвет, повстречавшись с синим, делается. Красного берем больше, синего совсем немного, потому что он темный и мы можем переусердствовать и получить грязь. Что получается? (фиолетовый).. Синий – сливаясь с желтым, становится … зеленым. (Приложение №6) Все художники эти три цвета — красный, синий и желтый — называются основными цветами, потому, что с их помощью можно получить другие цвета: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Их назвали составными цветами, т.к. их можно составлять из основных цветов (прикрепляются на доску таблички с надписями «основные цвета» и «составные цвета»). Вы теперь не просто ученики, а юные художники, которые знают волшебные свойства красок и смогут изобразить яркие полянки, используя только три основных цвета. |
Воспринимать рассказ учителя на слух, выделять главную мысль, видеть главное в информации. Поддерживать учебный диалог с учителем. Отвечать на вопросы учителя, аргументируя свое предположение. Экспериментировать вместе с учителем с красками, уметь грамотно пользоваться кисточками, красками. Усваивать новые художественные понятия. |
П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме П: воспринимать информацию на слух. П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. П: воспринимать информацию на слух. К: аргументировать свою позицию К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
5. Пед. показ |
Но для начала я покажу, каким образом вы будете работать, и какие приёмы вам помогут в работе. Сели все красиво и внимательно слушайте: Очень важно правило – мы пишем с вами полянку сразу красками, без набросков карандашом, попробуете себя в роли художника-профессионала. Кто не знает, я напоминаю, что художники не рисуют, а пишут картину, поэтому будем с вами грамотными и будем правильно употреблять слова. В голове придумали свою полянку, пофантазировали. Итак, начинаем мы с травки, вы можете смешивать цвета на палитре, а можно сразу на листе, как это делаю я. Чтобы получить зеленый цвет, какие цвета нужно смешать? (желтый и синий) Я начинаю с желтого цвета, его больше, чтобы не затемнить нашу полянку. Я заполняю некоторое пространство травой небольшими мазками, они могут быть в разном направлении или наоборот. Но вот сейчас я решила написать цветок. Теперь беру другой цвет, например, просто красный и пишу вот такой необычный цветок методом «от пятна», увеличивая лепестки, также рядом изображу цветок фиолетового цвета, какие цвета смешиваем? (красный и синий) Синего мало! Молодцы, таким образом, я заполняю весь лист. Полянка должна получиться максимально яркой и необычной. Чтобы серединки цветов получились более реалистичными, я покажу вам один секрет художников. Для этого вам нужно взять совершенно сухую кисть, набрать совсем немного краски, у меня это будет желтая краска и методом «тычка» наносим серединку цветка. Чтобы показать более темные места можно взять синий цвет и добавить точек. Этим же методом можно изображать очень маленькие цветы, которые издали будут смотреться очень эффектно. Для этого лучше использовать несколько цветов красок. А теперь проговорите последовательность вашей работы. Ваша творческая задача на урок: придумать самую красочную полянку, ее изобразить при помощи только трех основных цветов. |
Смотреть педагогический показ учителя, усваивая последовательность работы, осваивать новые методы изображения. Проговаривать план работы, настраиваться на творческую задачу и ее решение. |
К: участвовать в учебном диалоге; строить понятные речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение. Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Л: восприятие и характеристика художественных образов Р: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану |
7. Практическая работа |
Итак, ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду. (Хожу по рядам, слежу за работой учащихся, устраняю ошибки. За 5 минут до конца урока предупреждаю учащихся об окончании работы) |
Самостоятельно работать в соответствии с планом. |
Л: формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. |
8. Итог урока |
Ребята, что нового на уроке вы узнали? Какие краски вам помогли сегодня стать волшебниками? Что такое основные цвета? Составные? Какие были трудности? |
Участвовать в учебном диалоге, подводить итоги своей работы. |
П: выделять главное из всей полученной информации К: троить грамотные и понятные речевые высказывания |
9. Выставка работ |
Молодцы! У вас получились замечательные работы. Прошу выставить все свои работы (у доски) и посмотреть исполнение работ других учеников. |
Оценивать свои работы и работы других, уметь сравнивать, видеть свои достижения. |
Р: осуществлять самооценку и самоанализ своей работы |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6