Статья «Сущность и основные особенности формирования аудитивных умений в начальной школе»
Сущность и основные особенности формирования аудитивных умений в начальной школе
Аудирование - процесс понимания устной речи. Его сущность в различении объектов и узнавании объекта при сопоставлении с хранящимся в памяти эталоном.
Очевидно, что различение и узнавание возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха. Значит, речевой слух является одним из важнейших механизмов аудирования.
Выделяются четыре основных механизма аудирования:
1) Речевой слух – один из них. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи.
2) Для понимания устной речи одного речевого слуха недостаточно. Узнанную единицу речи необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней. Значит, память является следующим важным механизмом аудирования.
3) Часто случается, что восприятие текста происходит в условиях помех, недоговоренностей, недостатка внимания. В такой ситуации понимание услышанного обеспечивается механизмом вероятностного прогнозирования.
Вероятностное прогнозирование – это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.
Смысловое определяется знанием контекста и возможных ситуаций с использованием определенных структур, клише, речевых формул.
Структурное: каждое слово имеет определенный спектр сочетаемости. Появление новых слов значительно ограничивает возможность употребления других слов.
Смысловое прогнозирование подкрепляется структурным, структурное – смысловым.
4) Говоря о формировании навыков и развитии умений аудирования нельзя забывать о механизме артикулирования.
При аудировании происходит внутреннее проговаривание речи, то есть артикулирование. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, лучше поймёт и запомнит её.
Итак, обучение аудированию должно предусматривать формирование механизмов речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования и артикулирования.
Как любой речевой процесс аудирование имеет свои трудности. Они возникают в связи с условиями, в которых осуществляется восприятие на слух, языковыми особенностями воспринимаемого материала и несовершенным функционированием механизмов аудирования.
Несовершенное функционирование механизмов аудирования вполне естественно на начальном этапе обучения. Обучение аудированию и заключается в развитии и совершенствовании таких механизмов. А извне их функционированию мешают условия, в которых осуществляется восприятие на слух. Это внешние помехи, отсутствие визуальных опор, индивидуальные особенности источника речи, её темп и уровень избыточности.
Помехи при восприятии возникают от внешнего шума (разговоры в классе, движение транспорта на улице, крики, некачественная магнитная запись и тому подобное) и индивидуальные особенности предъявления речи.
К индивидуальным особенностям речи относятся: произношение, дикция, тембр, выразительность, паузы хезитации (нерешительности), слова-паразиты, темп речи и уровень избыточности. Важно сохранить такие факторы как тембр, произношение, выразительность в их многочисленных вариантах.
Темп речи лучше всего измерять количеством слогов в минуту.
Практика показала, что ответы учащихся улучшались на 17%, когда они имели возможность наблюдать говорящего человека. Речь идет о таких опорах, как жесты, мимика, движение губ, то есть всё то, чем характеризуется контактное общение.
Итак, существуют трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи. Важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Важно ещё понимать речь людей разного возраста. Считается, что тот, кто понимает речь детей до 5 лет на иностранном языке аудирует на уровне носителей языка. Трудно понимать подростков и людей пожилого возраста в силу возрастных особенностей артикуляции.
Английский язык – язык международный. В условиях ведения диалога культур надо научиться понимать различные диалекты английского языка, а не только литературный вариант.
Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала: незнакомая лексика, идеоматические выражения, разговорные формулы, специальные термины, аббревиатуры.
Чем обширнее словарный запас учащихся, тем легче им понимать речь на слух. Но это отнюдь не значит, что все слова должны быть понятны. Особенно это касается разговорных формул, клише, идиом. Смысл этих выражений не всегда обусловлен значением слов, в них входящих.
При обучении аудированию учитель ориентируется на опыт учащихся, корректирует его и выбирает соответствующую структуру работы с аудиотекстом. К этой же группе языковых сложностей можно отнести и эллипсисы, то есть фразы, в которых пропущены некоторые члены предложения, но которые обиходны для носителей языка и понятны в контексте участникам диалога.
Завершая перечисление возможных языковых сложностей, хотелось бы отметить группу слов, отличающихся высокой точностью, которые представляют значительное препятствие для запоминания речи на слух даже для опытных переводчиков.
К этим словам относятся числительные, названия дней недели, месяцев, собственные имена, географические названия. Они очень коварны, так как часто не несут личностно значимой информации, а значит, практически не запоминаются со слуха. И пока мы расшифровываем смутно знакомое слово, следующие за ним слова теряются, проходят мимо, унося с собой иной раз, суть сказанного.
Таким образом, обучение аудированию имеет ряд языковых сложностей, связанных как с внешней средой, так и с индивидуальными особенностями источника устной речи.
К основным целям обучения аудированию можно отнести:
-понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе при наличии незнакомых языковых средств;
-понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание;
-готовность детей к обучению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
Для того чтобы определить методику развития умений в аудировании, нам предстоит обратиться к помощи психологов и лингвистов. Исследования в области психологии, главным образом главным образом сформулированные Н.И.Жинкиным, закономерности различения и узнавания при слуховом восприятии, значительно помогли методистам в определении основных механизмов аудирования. Знание этих механизмов необходимо учителю чтобы развить умения у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершенствования этих умений через систему упражнений и заданий.
Формирование- процесс развития и становления явления под влиянием внешней воспитательной, обучающей и социальной среды. Так определила формирование Коджаспирова Г.М.
Итак, сформированность речевого умения – это такая степень обученности, при которой наличествует способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе речевой деятельности.
Умение не представляет собой фиксированную величину. По мере обучения уровень сформированности умения растет, умения развиваются и обретаются новые навыки. От навыков умение отличается своей продуктивностью. Навык репродуктивен, повторяет проторенные пути. В умении же проявляется творческое начало индивидуума.
С.Л.Рубинштейн определяет умения как «компоненты сознательно выполняемой деятельности, образующиеся путем упражнений и тренировки».
А.А.Леонтьев говорил, что «для осуществления общения недостаточно сформированных речевых навыков, необходимы речевые умения. Умения предполагают творческую деятельность».
Е.И.Пассов определяет умения как «сознательную деятельность, основанную на системе подсознательно функционирующих действий и направленную на решение коммуникативных задач».
Аудитивные умения – умение слушать и понимать аудиозапись или речь (Н.И. Жинкин).
Технология - определённое научное направление. В образовании чаще всего используется понятие «информационные технологии обучения» (ИТО) –то есть совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. ИТО – педагогическая технология, использующая специальные способы, программы и технические средства (кино, аудио-, видеосредства, компьютеры и другое) для работы с информацией.
Понятие «компьютерные технологии обучения» (КТО) часто используются в том же смысле, что и ИТО. Но ИТО могут использовать компьютер как одно из средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения.
Технология обучения предполагает научный подход к содержанию обучения. Это лингвистическое содержание, включающее строго отобранный материал (предложения, тексты, речевые структуры); и психологическое содержание (формируемые навыки, умения, овладение речевыми действиями и операциями).
И, наконец, формирование чаще всего определяется как процесс развития и становления явления под влиянием внешней воспитательной, обучающей и социальной среды. Так определила формирование Коджаспирова Г.М..
Таким образом, аудирование – процесс понимания устной речи. Оно должно предусматривать формирование механизмов речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования и артикулирования. При формировании аудитивных умений (АУ) необходимо помнить об основных трудностях, возникающих в процессе аудирования, таких как влияние окружающей среды, несовершенное функционирование механизмов аудирования и индивидуальные особенности речи.