Творческая мастерская психологической направленности «Вятская земля»
Творческая мастерская психологической направленности
«Вятская земля»
Цель: создание условия для снятия эмоционального напряжения у участников группы, посредством работы с «волшебными красками», развитие умения работать в группе.
Задачи:
-формировать любовь к родному краю, посредством знакомства с ее богатствами и ресурсами;
-воспитывать умение слышать и слушать друг друга в процессе работы, давать устную рефлексию.
-активизировать кинестетический канал восприятия информации в процессе изготовления «волшебных» красок.
-развивать воображение;
Необходимые материалы: игрушка-символ, основы – фигурки (рыбки, звезды, камешки, черепашки, ежики), кисточки, основа на листе ватмана с изображением речки, песочной полоски берега и неба, Для изготовления «волшебных красок»: мука, соль крупная, масло растительное, гуашь, клей ПВА, ведерко с водой, салфетки, клеенка и формочки для разведения красок.
Возраст участников: разновозрастная группа от 8 до 16 лет.
Время проведения: 45-50 минут.
Ход занятия
1.Организационный этап:
Упражнение «Вятские дары»
Ведущий предлагает участникам занятия назвать то, чем богата вятская земля. (Например: река – вода, рыба; поля, леса – растительный и животный мир и т.п.)
Упражнение «Покажи, что назову»
Ведущий предлагает ребятам показать то, что он назовет с помощью мимики и жестов. (Например: птицы – все машут крыльями; рыбы – все изображают рыб, складывают ладони вместе и, вытянув их вверх, имитируют движение рыбки хвостиком; звери – каждый показывает того, кого захочет).
2. Основной этап
Притча о волшебной рыбе
Это было или не было, да только люди говорят, что в Вятке в давние времена водилась «Волшебная» рыба, вид ее удивлял всех рыбаков. Они про эту рыбу рассказывали разные истории и наделяли ее чудесными свойствами. Говорят, что если такую рыбку съешь, то начнешь понимать язык всего живого на Земле: о чем шепчет листва, что может рассказать ветер, о чем судачат рыбы в реке и многое другое. Но время шло, и однажды люди заметили, что «волшебной» рыбы становиться все меньше и меньше, а затем она и вовсе пропала. И о ней, о ее чудесных свойствах можно узнать лишь из историй рыбаков.
Я предлагаю нам с вами представить, как могла выглядеть эта «волшебная» рыба. Но так как она была чудесной, то и рисовать мы будем ее с помощью «волшебных» красок, которые сейчас вместе приготовим.
Состав красок - это частички того, что есть на просторах нашей Вятки, чем она богата. Для начала разделимся на пары. Возьмите одну из емкостей на пару, в ней вы будете замешивать свою «волшебную» краску. Вятские просторы окружают золотые пшеничные поля, собрав пшеницу, из нее изготавливают что? Верно, муку. Она и будет основой для наших необычных красок. Возьмите горсть муки, положите ее в свою емкость, ощутите какая она, перебирая ее между пальцев. Какая мука на ощупь? Также земля Вятская богата солями, солеными водами. Возьмите щепотку соли и перемешайте ее с мукой. Что теперь вы ощущаете в ладонях? Выращивают на земле Вятской культуру, из которой потом делают растительное масло. Вот немного растительного масла и добавьте в свою емкость, теперь все перемешайте пальцами. Мы живем на великой реке, она полноводна. Вода обладает целительными свойствами, а краскам придает живость и энергию. Постепенно мы насыщаем наши краски водой. Посмотрите, что напоминает вам состав «волшебных» красок? Конечно же, тесто. Добавляя в наше чудесное «тесто» клей, мы вспоминаем о том, что в речке живут разные рыбы, они связаны между собой единым водным пространством. Речные просторы, в котором жила «волшебная» рыба огромны и темны, а если вы помните, то вид этой рыбы удивлял людей. Посмотрите на те гуашевые краски, которые стоят перед вами, выберите ту, которая вам больше нравится, и добавьте ее в тесто. Теперь аккуратно перемешайте свою «волшебную краску», чтобы она была не слишком жидкой, но и не очень густой, найдите «золотую середину». Вот наши краски и готовы. Они необычные, разноцветные, поставьте все краски на середину стола. Пора пришла и «волшебной» рыбе появится, возьмите по одной бесцветной рыбке (если ребенку 7 – 8 лет, то ему предлагается индивидуально раскрасить камешек, ежика или звезду) и раскрасьте ее «волшебными» красками. (В это время включается музыка, ведущий наблюдает за детьми и оказывает им помощь).
Как только наши рыбки высохнут, мы отправим их на речные просторы (обращение ведущего к листу ватмана).
3. Итоговый этап: рефлексия и подведение итогов занятия
Ведущий просит ребят поделиться своими мыслями, чувствами и ощущениями от изготовления «волшебных красок», способа рисования ими, а также выполнению совместной деятельности, если работали в паре. После того как прошла рефлексия ведущий предлагает ребятам назвать, а что нового и интересного они для себя узнали. Затем он благодарит детей за работу на занятии.