Эколого-психологическое занятие-игра «Земля в наших руках»
Актуальность:
2017 год объявлен президентом РФ годом экологии. Актуальность данной темы заключается в том, что всестороннее развитие обучающихся в рамках экологического подхода в системе психолого-педагогического воспитания и образования – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура современного поколения может изменить удручающее будущее нашей планеты[1].
Цель: формирование и развитие эмпатии к окружающей среде, умение кооперироваться при достижении совместного результата.
Задачи:
коррекция, формирование и развитие экологических установок обучающихся;
развитие сенсорно-перцептивных процессов у обучающихся при контактах с природными объектами.
Категория участников образовательного процесса: обучающиеся 9 класса.
Основные материалы: бейджи с именами участников, магнитофон с музыкой "Голоса природы", "Шум моря", памятка "Как я могу сберечь природу?", плакат "Правила группы", плакаты с высказываниями известных людей о экологии и её проблемах, человечек, сделанный из коры дерева.
Результаты: расширение экологических знаний обучающихся, закрепление у обучающихся интереса и положительного настроя на работу по экологическому направлению.
Продолжительность: 1 час 45 минут.
Количество участников: 12 человек.
Рекомендации по применению: занятие-игра предназначено для детей младшего школьного возраста.
Содержание занятия-игры: Упражнение для знакомства:Цель - подготовить детей к работе, создав доброжелательную атмосферу.
Ориентировочное время: 5 минут.
Процедура: звучит музыка: "Голоса природы", "Шум моря"; участники друг за другом продолжают фразу: "Не хочу хвалиться, но я...".
Упражнение "Правила группы":
Ориентировочное время: 5 минут.
Материалы: плакат с правилами группы.
Процедура: правила группы написаны на плакате. Педагог-психолог объясняет их детям. После коллективного утверждения данных правил тренинг продолжается.
Правила группы:
доверие;
искренность;
уважение друг к другу;
недопустимость оценок друг друга;
общение по принципу "здесь и теперь";
высказываться только от своего имени;
как можно больше контактов и общения на занятии-игре;
активное участие в занятии-игре.
Упражнение "Ожидания":
Ориентировочное время: 10 минут.
Материалы: человечек, сделанный из коры дерева.
Процедура: дети и педагог-психолог становятся в круг, ведущий берёт в руки человечка, сделанного из коры дерева и произносит фразу: "Сегодня я узнаю..., научусь...", затем передаёт его следующему. Таким образом, участники делятся друг с другом своими ожиданиями от занятия-игры.
Игра "Ассоциации":
Цель: активный настрой участников, подготовка их к дальнейшей работе.
Ориентировочное время: 10 минут.
Процедура: дети садятся на стулья, которые расставлены кру́гом, затем по очереди называют ассоциации к словам, произнесённым педагогом-психологом: растения, река, окружающая среда, завод, отрава, роща, экология, атмосфера, смерч, затопление, люди.
Актуализация проблемы педагогом-психологом:
В наше время многих людей, в том числе и детей, тревожит экологическая обстановка на Земле.
В нашем детстве стало больше дорогих вещей, красивых игрушек, модной одежды, но в мире мы видим отравленную воду, разрушенную почву, обеднённые леса и загрязнённый воздух [2].
Наше занятие - это попытка помочь изменить своё отношение к природе. Ребята из волонтёрского отряда сняли социальную видеорекламу о проблемах экологии нашего города, давайте её посмотрим.
Экологическая видеореклама о проблемах экологии:
Ориентировочное время: 15 минут.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, флешка с видеорекламой.
Процедура: на экране демонстрируется ролик о проблемах экологии. В конце просмотра каждый участник делится ощущениями, которые у них вызвал ролик.
Упражнение "Знаки":
Цель: развитие эмпатии, стимулирование воображения.
Ориентировочное время: 10 минут.
Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: дети получают задание вообразить и нарисовать знаки, которые можно было бы установить в лесу или на улицах города. Знаки должны будут предупреждать или запрещать выполнять действия, причиняющие вред окружающей природе.
В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленными другими.
Упражнение "Кто ходит в гости по утрам...":Цель: развитие эмпатии, стимулирование идентификации.
Ориентировочное время: 15 минут.
Материалы: бумага, карандаши, ручки.
Процедура: дети работают в парах. На столе у педагога-психолога лежат карточки с изображениями насекомых и птиц. Каждый выбирает себе карточку того, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем детям предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому насекомому или птице, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и всё, что угодно.
Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить те эмоции, которые могло бы испытать насекомое или птица, получив такой подарок.
Упражнение "Флора и фауна"Цель: расширение стратегий взаимодействия с объектами природы.
Ориентировочное время: 15 минут.
Материалы: вырезки из газет и журналов на тему «Флора и фауна», листы А3, фломастеры, клей, ножницы.
Процедура: дети делятся на группы. На столе у педагога-психолога лежат вырезки из газет и журналов на тему «Флора и фауна». После их просмотра детям предлагается составить на листе формата А3 коллаж. Тему выбирает сама группа. Упражнение заканчивается «выставкой», которая после тренинга монтируется на стене фойе школы.
Подведение итога занятия:
Ориентировочное время: 10 минут.
Процедура: всем участникам занятия-игры раздаются анкеты "Откровенно говоря ...", дети заполняют и отдают их педагогу-психологу. Перед выходом детям выдаётся памятка "Как я могу сберечь природу?", затем они прощаются и уходят.
Содержание анкеты:
Имя
Во время занятия-игры я понял, что ...
Самым полезным для меня было ...
Мне не понравилось...
Больше всего мне понравилось...
На следующем занятии я хотел бы ...
На месте ведущего я ...
Литература:
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996. 480 с.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.
Варавина Наталия Владимировна
Кадилина Янина Александровна
Уфимцева Виктория Алексеевна