Статья «Основные понятия, требования к организации модульного обучения»
Ефимова Ю. Н.,
учитель английского языка
МАОУ «Лицей №5»
Основные понятия, требования к организации модульного обучения
Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Несмотря на достаточную зрелость модульного обучения как в содержательном, так и в возрастном аспекте, до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения. [7;5]
Конышева А. В. определяет модуль как целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. [5; 154].
Таким образом можно определить сущность модульного обучения – содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки – модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Модули могут быть обязательными и элективными.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний. [11; 19]
Рейтинг — дословно с английского — это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин — «индивидуальный, кумулятивный индекс». В вузовской практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год).
Рейтинговая система эффективна в следующем. Во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу; во-вторых, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100-балльной шкалы оценок; в-третьих, создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения; в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения. В их числе:
рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу
студента и его результаты на экзамене (зачете);
совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;
заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.
Для удобства сравнения рейтинги рассчитываются по 100-балльной шкале. Для перевода рейтинга в четырехбалльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 — неудовлетворительно (2), от 50 до 69 — удовлетворительно (3), от 70 до 84 — хорошо (4), от 85 до 100 — отлично (5).
Наиболее известны 20-балльная (которая используется за рубежом) и 100-балльная система. При 20-балльной системе все контрольные работы также исчисляются по этой шкале, а общая оценка вычисляется как средняя. При 100-балльной системе общая оценка есть простая сумма оценок за отдельные контрольные мероприятия. Предпочтительнее вторая модель, хотя математически они эквивалентны. Что касается предлагаемой шкалы перевода (условно «55—75—90»), то кроме нее, возможны и другие, например, «55—75—90», «60—75—90». Во всех западных системах граница положительной оценки составляет половину от максимума. [6; 45]
Следует отметить то, что переход от традиционного к модульному и дистанционному образованию предполагает использование различных технологий как педагогического, так и управленческого характера. Реализация этих технологий требует от педагога и управленца использования разнообразных алгоритмов и процедур.
Решение проблемы проектирования модульной программы и модулей и обеспечения ими обучающихся является лишь первым шагом в организации модульного обучения. Особую важность представляет собственно организация модульного обучения, что и будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
Принцип модульности позволяет конструировать курс по предмету из отдельных блоков с учетом внутрипредметных связей. Построение курса из отдельных модулей должно соответствовать определенной структуре, с тем, чтобы отдельные модули, выстраиваясь в единый, логически завершенный курс, не противоречили образовательному стандарту.
Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Кроме того, модульная система организации учебно-воспитательного процесса ориентируется на развитие обучаемого и предполагает в начале изучения каждого модуля мотивационный этап. Отбор содержания материала модуля должен предполагать не только соответствие образовательному стандарту, но и организации познавательной деятельности, развитию профессиональных навыков и творческих способностей будущих учителей. Для реализации творческой направленности учебного процесса важна не только мотивация и отбор содержания с учетом внутрипредметных связей, но и отбор содержания, по возможности в полной мере учитывающий межпредметные связи. Каждый модуль должен содержать как темы, обязательные для изучения всеми студентами, так и темы для углубленного изучения, например, в виде тем для курсовых работ или проектов. [4;45]
Литература:
Нормативные документы:
Примерное положение об организации учебного процесса в вузе с использованием зачётных единиц: Приложение к письму Минобразования России от 9 марта 2004 года. №15 – 55 357ин/15.
Список литературы:
Болонские преобразования и гуманитарный вуз: проблемы, приоритеты, перспективы. Реферативный бюллетень. Российский государственный гуманитарный университет. - М., 2005.
Болонский процесс и его значение для России./Ред.-сост. С. Медведев. - М., РЕЦЭП, 2005.
Болонский процесс и качество образования//Вестник высшей школы. 2003 №8.
Бочарова, О. Е.Применение модульно-рейтинговой технологии при обучении студентов в педагогической вузе/ О.Е. Бочарова. М., 2004.
Конышева, А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку/ А. В. Конышева. Минск, 2005.
Кукушин, В. С. Рейтинговая система контроля/В.С.Кукушин. М., 2006.
Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. М., 2006.
Положение о модульно - рейтинговой системе подготовки студентов. Саратов, 2005г.
Положение о рейтинговой системе контроля качества обучения. Новосибирск, 2004.
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов тюменского государственного нефтегазового университета. – Тюмень, 2004.
Принципы модульного обучения: методическая разработка для преподавателей/ Сост. О. Г. Проворова; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2006.
Стандарт модульно-рейтинговой системы подготовки студентов в КГПУ им. В.П. Астафьева (проект), Красноярск, 2006.
Теория и методика обучения иностранному языку: Программа курса. Специальность 033200 – «Иностранный язык»/Сост. В. П. Белогрудова, Е. Ю. Панина; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2003.
Чистохвалов, В.Н. Как функционирует система кредитных единиц в классическом университете // http://www.rudn.ru/?pagec=292
Чошанов, М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие./М. А. Чошанов. - М, 1996.
www.bologna.spbu.ru/question1.php#question1
www.csd.tsu.ru/WebDesign/bpros.nsf/news/0109200514
www.mediabooks.ru/bolon.html
www.mma.ru/article/id39606/from3
www.prof.msu.ru/publ/book6/c66
www.sociocom.by.ru/html/info
www.teacher-edu.ru/wmc/bol/1075465573