12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубень Лариса Викторовна16


XIV ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

_______________________________________________________



Направление науки: гуманитарные.


Номинация: «Психология и педагогика».



Дистанционное обучение – новая форма организации обучения.


Автор: Чермакова Анастасия Алексеевна,
учащаяся 11 класса


Руководитель: Дубень Лариса Викторовна


Образовательная организация: МБОУ Сокольниковская СОШ



2020

год

Содержание



Введение

3-4

Глава I. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.

5 - 13

Понятие дистанционного обучения.

5-7

История развития дистанционного обучения.

7-9

Достоинства и недостатки дистанционного обучения.

9-13

Глава II. Изучение отношения субъектов образовательного процесса к дистанционному обучению.

14-17

Заключение.

18

Литература

19

Приложения

20 - 25



Введение.

Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности в образовательный процесс, обучение проходит посредством сети Интернет, почтовой связи и с помощью других средств и методик, позволяющих обмениваться информацией.

Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией, а так же неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-19, весной 2020 года был введен карантин. Учебный процесс был выстроен с учетом новых реалий. Школы и другие образовательные учреждения вынужденно перешли на дистанционное обучение.

Актуальность и практическая значимость дистанционного обучения определили выбор темы научно-исследовательской работы:истанционное обучение – новая форма организации обучения".

Цель исследования: выявление отношения участников образовательного процесса к новой форме организации обучения.

Объект исследования: дистанционное обучение.

Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.

Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения в школе и отвечает запросам участников образовательного процесса: родителям, педагогам, обучающимся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:

определить понятие "дистанционное обучение";

выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;

проанализировать отношение субъектов (обучающиеся, родители, педагоги) образовательного процесса к дистанционному обучению на примере МБОУ Сокольниковской СОШ;

сделать выводы и рекомендации на основе полученных данных.

Использовались следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения, анкетирование с применением дистанционных технологий.

Работа будет полезна для педагогов, родителям и детям, находящимся на дистанционном обучении.




Глава 1.

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.

Понятие дистанционного обучения.





Исследование научной литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, текстов журнальных статей показали, что существует большое количество определений и толкований данного понятия, а также отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия "дистанционное обучение" (ДО). Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование  - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО  является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение", на наш взгляд, является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение - это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.

Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ "Об образовании" дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем любая система обучения имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.



История развития дистанционного обучения.


В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), Fern Universitätin Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.

В 2020 году из-за Коронавирусной Инфекции — COVID-19 более 1,5 миллиарда учащихся школ и ВУЗов России переведены на дистанционное обучение, впервые за всю историю.








Достоинства и недостатки дистанционного обучения.


Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия учащегося с обучающей системой:

возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;

возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций;

возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.

Доступность и открытость обучения – еще одно из главных достоинств ДО. Дистанционное обучение предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет учащимся не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Еще одно достоинство дистанционного обучения – это доступ к качественному образованию. Свобода и гибкость этого способа получения образования предполагают новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных заведений. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.).

Дистанционное обучение дает возможность получить образование инвалидам и людям с различными отклонениями.

ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Такая система обучения заставляет учащегося заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих учебных заведений, учащийся, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Использование современных технологий и дистанционного обучения нам предоставляется возможность легко формировать виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.

Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого очного общения между учащимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Выход из этой ситуации мной предложен следующий: составлять рабочие программы как с учетом использования дистанционного образования, так и очных встреч, которые помогают учащемуся не чувствовать себя отделенных от общества.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Так же проблемой является и возрастной ценз педагога, который будет использовать дистанционное обучение в своей деятельности, т.к. с возрастом ухудшается мобильность применения новых технологий.

К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося
с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Мы узнали, что среда дистанционного обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, и другие.

Педагогическая деятельность СДО сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать учащегося (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Так большая часть средств уходит на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Для создания курса требуется широкий круг специалистов: дизайнер, тьютер, специалист по методам контроля. Совокупное время работы составляет огромное время, что несет за собой существенные финансовые затраты.

Таким образом, дистанционное обучение – это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. СДО призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.





Глава II. Изучение отношения обучающихся, родителей, педагогов к дистанционному обучению.





Практическое исследование отношения субъектов образовательного процесса к дистанционному обучению проводилось в МБОУ Сокольниковской СОШ при помощи дистанционных технологий. В google формах были созданы анкеты для обучающихся, родителей и педагогов. В Дневнике.Ру были расположены ссылки на анкеты.

Анкета для родителей

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeJB7LOlKpsKWKmsIQJ-MXnsHURicXrVo27KDJpt-HGG9QdMg/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0


Анкета для педагогов

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfJIK6GXuXdL1LxiIQwE6VyafRKHABvtOItDAr9DvV4cqEg_A/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0

Анкета для ребят

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScmQNbYy2ZfGyyPELjqZSIydafHgZWa4P-yGjYXL5kME6VKNw/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0



t1638213158aa.png

Всего приняло в анкетировании 321 человек (приложение1):

самыми активными респондентами оказались родители – 157 человек,

обучающиеся – 135 человек,

педагоги- 29 человек.

t1638213158ab.gif

На главный вопрос анкеты «Хотели бы вы продолжить обучение дистанционно?» большинство родителей и педагогов ответили отрицательно. Мнения детей оказались противоположными по отношению к взрослым.



t1638213158ac.gif

Главными трудностями, с которыми столкнулись педагоги - технические проблемы в использовании оборудования и программного обеспечения (71, 4 %), а так же недостаточное владение интернет-технологиями (53,6%). Для родителей самым сложным было отсутствие непосредственного общения с учителем (87,2%), оказание помощи ребенку при ДО (61,5 %), а так же недостаточное владение компьютерными технологиями (33,3%). Для детей больше всего беспокоило отсутствие «живого» общения с учителем - 57,8% опрошенных, отсутствие общения с одноклассниками – 40%, а у четверти опрошенных детей совсем не было трудностей в процессе дистанционнго обучения.

Уровень владения информационной грамотности у педагогов ниже среднего. Полее половины опрошенных (55,2 %) не владеют навыками работы с системами обмена мгновенных сообщений (Skype, Zoom, Discord), с программами обработки фото и видеоматериалов (56,6 %).

Родители критично относятся к данной форме обучения: «Ни одно дистанционное обучение не сможет заменить школьную жизнь», «Дети должны учиться в школе очно! Должны учиться жить в обществе!», «Невозможно научить ребёнка всему, что необходимо дистанционно, необходимо непосредственное общение детей с учителями. Скажу больше - это самообучение, практически все решается самостоятельно. Ребёнок плохо усваевает тему за темой, что в совокупности влияет на успеваемость в целом. Школа дисциплинирует детей, а дистанционное обучение расхолаживает». В мнениях родителей присутствуют и рациональные предложения: «Проводить обучение в онлайн режиме в программе Zoom, так как видеоуроки более приближены к реальным условиям в классе», «Должны проводиться видео уроки с преподавателями», «Учителям надо научиться работать с программами, которые позволяют видеть детей, а детям видеть и слышать учителя, а не просто давать задания типа "найди и изучи сам"».

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Дети оказались наиболее подготовленными к новой форме обучения;

Педагоги имеют ниже среднего уровень владения интернет-технологиями;

Родители не одобряют данную форму организации обучения.

В результате полученных выводов можно рекомендовать следущее:

Педагогам повысить уровень информационной компетенции, можно посредством дистанционного обучения, например курс «Дистанционное обучение: организация процесса и использование бесплатных ресурсов» https://study-home.online/

Детям быть более организованными, дисциплинированными, стараться поддерживать родителей;

Родителям и близким ребенка важно сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье;

Всем участникам процесса использовать советы профессионалов, например психологов https://rospsy.ru/node/394, https://www.b17.ru/blog/249255/





Заключение



Дистанционное обучение – это новая форма образования, которая развивается колоссальными темпами, этому способствует и развитие сети Интернет, и рост ее информационных и коммуникационных возможностей. Оно имеет ряд преимуществ и недостатков, потому что это новый феномен в образовании, который прогрессирует, но при этом остается недоработанным по различным причинам. Это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. Оно призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества. Выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, связанных с организацией дистанционного образования, в силу того, что эти проблемы сложны и многоаспектны.



Литература.

Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.

 Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17

Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.

















Приложение 1.

Дети


t1638213158ad.png

t1638213158ae.pngt1638213158af.png

t1638213158ag.png



t1638213158ah.png


t1638213158ai.png





Педагоги

t1638213158aj.png

t1638213158ak.png


t1638213158al.png

t1638213158am.png




Родители


t1638213158an.png

t1638213158ao.png















t1638213158ap.png

t1638213158aq.png

25


Автор материала: А. Чермакова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.