12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурьянова Евгения Петровна427
Россия, Башкирская респ., Уфа

4



Жизнь человека.

Дневник солдатской памяти

План

В жизни всегда есть место подвигу.

Дневник деда.

Детство.

Первый бой.

Воспоминания.

Заключение.





Говорят, что в жизни всегда есть место подвигу… И размышляя о ее смысле, я всегда вспоминаю своего деда. Ведь ни один подвиг для меня не сравнится с тем, что совершили русские солдаты в годы Великой Отечественной войны. Семидесятипятилетняя годовщина Великой Победы - дата значимая и величественная и повод вспомнить об этих героях. В этой дате горькая судьба нескольких поколений тех, кто прошел через кромешный ад войны. И только жаль, что с каждым годом меньше остается живых свидетелей и участников событий тех страшных лет. Солдаты, офицеры, партизаны, подпольщики… Многие из них так и не дожили до Победы.

Но нашей семье повезло. Мой прадед с нами встречает 75-ю годовщину Великой Победы. Когда мы приехали к нему домой, он достал толстую тетрадь, в которой ежедневно в течение всей своей долгой жизни вел записи. Для меня просто непостижим этот огромный труд. Раньше я думал, что на такое способен только Л.Н.Толстой, о котором нам рассказывали на уроке литературы. А оказывается, что мой собственный прадед, обычный человек, не ленился каждый день записывать всю свою жизнь… И она стоит того, чтобы ее записать.

Мой прадедушка Абзалтдин Багаутдинов родился в 1924 году в деревне Староакбулатово в семье крестьянина-середняка. Учился в Акбулатовской, Чургулдинской и Шулгановской школах. Вот что он вспоминает в своем дневнике: «Три года ходил в Шулгановскую школу. Не пропустил ни одного урока ни в стужу, ни в метель. Мне нравилось ходить в одиночку. Не знаю, почему-то не очень охотно шел на общение с мальчишками. Оттого что я был физически слабым, мама кормила меня ржаными кренделями». Для меня, современного школьника, «отравленного» «сникерсами» и «чупа-чупсами», есть что-то трогательное и горькое в этих «крендельках».

Одновременно с аттестатом об окончании школы Абзалтину вручили повестку в армию: «Утром нескольких деревенских парней проводили на военную службу. 23 августа 1942 года только что заступивших на службу новобранцев приняли в Южноуральское пулеметное училище. Почти пять месяцев спали на матрасах, набитых соломой. Я заболел и попал в больницу. Так я не смог окончить училище. Отправили в Алкино, а оттуда на фронт в составе вновь сформированной части. Это был 219-й стрелковый полк, входящий в 71-ю Краснознаменную гвардейскую дивизию. До 7 июля 1943 года в составе этого полка стоял на передовой линии обороны. Нашу часть разместили между Белгородом и Курском. Когда немцы попытались взять нас в окружение, мы тотчас поднялись в атаку. Это был мой первый бой». Читая эти простые строчки, я как будто вижу перед собой этих совсем молодых ребят, неопытных, но готовых на все ради победы.

« Вот идем по ржаному полю. Фашисты, завидев нас, открыли огонь. За каких-то несколько минут поле было перепахано воронками от снарядов. Пока добежали до леса, столько наших солдат полегло. Схватка длилась несколько дней. Из ста с лишним солдат в живых осталось лишь восемь», - читаю пожелтевшие от времени страницы дневника, и понимаю, что так было не раз. Прадед участвовал во многих сражениях, тяжелых и кровопролитных, но судьба была к нему милостива. Со страниц дневника до меня доносятся разрывы снарядов, гул самолетов, стрекот пулеметов и … тишина, тишина, наполненная то отчаянием, то надеждой.

« Был еще один случай. Нашу часть пополнили штрафниками. Было приказано прорвать вражеское кольцо и освободить одну деревню. Я был в это время пулеметчиком-наводчиком. Рано утром противник открыл огонь. Мы заняли вражеские окопы, многие из фашистов хотели сдаться в плен, но штрафники никого не пощадили, перестреляли. Вскоре в низине показалась деревенька. Мертвая тишина. Тихо наблюдаем. Я начал стрелять из пулемета. В деревне всполошились. Пули сыпали градом. Немцы попрятались в кукурузном поле невдалеке. Мы стреляли безостановочно, пока не прошли деревню. Перестрелка продолжалась еще долго. Противник открыл артиллерийский огонь по деревне. Один снаряд со свистом пронесся над нами и взворвался в воздухе. Осколком меня ранило в левую руку. Отправили в госпиталь. Наша рота была окружена и уничтожена немцами. Я снова остался жив». «Жив» - в этом слове столько всего. Я даже представить себе не могу, каково это: ежедневно находиться на краю гибели, знать, что каждая минута может быть последней… Но идя в бой, мой прадед не думал о том, чего стоит его собственная жизнь. Как и миллионы других простых солдат, он думал о своей земле, о близких, которые ждут его дома, и о том, что будет с ними, если враг победит. Он шел вперед ради жизни, ради будущего, своего и своих детей. Уже потом, вернувшись с войны и отстроив эту прекрасную новую жизнь, он вспоминал прошедшее и писал дневник своей памяти, дневник нашей общей памяти, дневник одной человеческой жизни, в которой отразилась целая эпоха.

Абзалтин остался жив. Жив на счастье всех родных и близких, но то, что он пережил, не должно быть забыто. Это наша боль и наша гордость, наша память и наше достояние. Я восхищаюсь своим прадедом и всеми солдатами, отстоявшими для нас родную землю. И очень постараюсь во всем быть его достойным и следовать тем правилам жизни, которым он научил меня. Для меня жизнь человека- не просто существование ради благ и успеха, а поступки и дела, достойные нашей родины и наших предков.

Приложение



t1578671791aa.jpg



t1578671791ab.jpg

t1578671791ac.jpg

t1578671791ad.jpg

Автор материала: А. Искаков (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.