Философия понимания истории в поэзии Н.Рубцова
Автор публикации: Е. Самарцева, ученица 11 класса
Исследовательская работа
Философия понимания истории в поэзии Н.Рубцова
Самарцева Елена
11 класс
Средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз
Научный руководитель:
учитель русского языка и
2022 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1. Блоковское влияние на поэтическое мироощущение Рубцова……………………………………………………………………….….4
2. Сопоставительный анализ стихотворения Блока
«Опять над полем Куликовым…» и Рубцова «Видения на холме»…………6
3. Связь истории и современности в идейном содержании
поэзии Рубцова…………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Приложение ……………………………………………………………………...18
Введение
2021 год отмечен двумя юбилейными датами: 85-летием со дня рождения и 50-летием со дня смерти Николая Михайловича Рубцова.
Историческая миссия любого поэта состоит в том, чтобы представлять прекрасное и вечное своего времени и, может быть, даже предсказывать будущее. Такой путь и избрал Николай Михайлович Рубцов. Общая,
объединяющая тема рубцовской лирики – смысл человеческой жизни. Поиск этого смысла, духовное странствие по Руси нынешней и минувшей –подлинное содержание поэзии Рубцова.
Цель работы: при помощи различных видов литературоведческого анализа углубить понимание поэзии Н. Рубцова на материале художественного воплощения исторической и философской темы.
Задачи:
- выявить идейно-художественные ориентиры и ощущения от литературы предшествующей эпохи;
- сделать вывод о сходствах и различиях в видении авторами философского понимания истории, подтвердить это разборами стихотворений;
- рассмотреть общую тенденцию в раскрытии смысла человеческого бытия через призму истории и современности Рубцова-поэта и Рубцова-человека.
Предмет исследования: текст стихотворений А.Блока «Опять над полем Куликовым…» и Н. Рубцова «Видения на холме».
Гипотеза исследования: философское понимание истории двух великих поэтов Блока и Рубцова – это важная составляющая их поэзии, которая несет в себе глубокий человеческий смысл.
Методы исследования:
- поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);
- мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация их положений);
- сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Опять над полем Куликовым…» и Н. Рубцова «Видения на холме»;
- диагностика (анкетирование учащихся).
Актуальность исследования заключается в пробуждении у учащихся интереса к поэзии Рубцова и Блока через знакомство со стихотворениями философской проблематики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, олимпиадам, в учебной и внеурочной деятельности.
Новизна исследования определена новым взглядом на творчество поэтов Блока и Рубцова в свете проблемы понимания истории России путем сравнительного анализа стихотворений А. Блока «Опять над полем Куликовым…» и Н. Рубцова «Видения на холме».
Работа состоит из трех глав. В первой главе осуществляется выявление связей Рубцова с классической русской литературой, изучаются интертекстуальные связи Рубцова с Блоком. Во втором разделе проводится сравнительный анализ стихотворений Рубцова и Блока. Третья глава посвящена рассмотрению художественного воплощения философии понимания истории Рубцова в связи с современностью.
Блоковское влияние
на поэтическое мироощущение Рубцова
Я чуток, как поэт,
Бессилен, как философ—
так сказал однажды о себе Николай Рубцов в стихотворении «Ночное ощущение». Поэт не видит в себе способности к отвлеченному умствованию, чужд рассудочности, но философия в лирике и не есть голое умозрение.
Целостный образ мира в живом единстве человека и природы, прошлого и настоящего, способность прозрения — это свойства лирики именно философской. Глубина и тонкость ее усиливается за счет того, что единство мира открывается Рубцову в противоречиях, они существуют от века и выражают сущность бытия. «Все во мне, и я во всем!..»— мог бы повторить Рубцов слова Тютчева. Поэт как бы вбирает в себя беспредельность мира природы и глубину человеческой истории. «История народа принадлежит поэту», — писал А. С. Пушкин в письме Н. И. Гнедичу. Слова эти стали крылатыми и положили прочное основание одной из самых плодотворных традиций русской лирики. От одного поколения поэтов к другому, своеобразно осмысливаясь, переходит мысль о времени, о месте человека в историческом процессе. [1]
Уважая прошлое, тревожно размышляя о будущем, резко отвергает настоящее А. Блок. Отвергает с точки зрения идеала, который в настоящем никогда не получает реализации — он недостижим: «Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет...»
Историческое чувство, столь необходимое для любого поэта, пишет он об истории или о современности, жило в лирике Рубцова совершенно органично; ему не нужно было специально обращаться к тем или иным фактам, чтобы «обыграть» их в своем стихотворении, но достаточно было взглянуть на привычный с детства пейзаж, на дерево, на стог сена в вечереющем поле, где на фоне заката видна мирно пасущаяся лошадь. Мысль поэта обращена к событиям, отмечавшим жизнь родины, а удаленность или близость времен не играла здесь принципиальной роли. То же можно сказать и о Блоке. Блок и Рубцов шли к обретению идеала через патриотическую тему, которая получила в их произведениях масштабный размах. У Блока – лирические циклы «Родина», «На поле Куликовом». У Рубцова патриотическая тема сквозная. Будущее Родины виделось им обоим в мистической дымке. Блок видел будущее двояко. С одной стороны, Россия – это «новая Америка», с другой – «да скифы мы, да азиаты мы». Рубцов просил: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». И боялся, «что не будет над нами таинственной силы», «что, всё понимая, без грусти пойду до могилы». Постоянное, глубоко внутреннее, личное, интимное ощущение России закономерно приводит читателя стихов Рубцова к ассоциациям с Блоком, с его стихами о России: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!». То, что идет из глубины веков, привлекает пристальное внимание Рубцова. В современности он видит следы, живые черты прошлого— этого прежде всего и требует действенный историзм в искусстве. Рубцов глубоко и драматически ощущает, что та таинственная и простая красота, с которой он связал свой идеал добра и поэзии— прошлое, что она неотвратимо отодвигается в глубь времени. Кажется, он прав?.. Но можно ли так страстно и настойчиво, как Н. Рубцов, взывать к прошлому?
«Останьтесь!.. Останься!..»—так можно взывать к тому, что есть в настоящем. Теснится оно и отодвигается — верно! Но это еще не значит, что ушло или с неизбежностью уйдет. Нет, «красота былых времен» с нами, она духовно обогащает нас. Обаяние рубцовской лирики велико, потому что патриотизм и гражданственность — это ее глубинная сущность, выражающаяся в каждом слове, в любой мелодии или интонации, в художественном мышлении самого поэта прежде всего. Утверждая прекрасное и вечное, поэзия Николая Рубцова служит будущему.
2. Сопоставительный анализ стихотворения Блока
«Опять над полем Куликовым…» и
Рубцова «Видения на холме»
Стихотворение «Опять над полем Куликовым…» было
написано Блоком в 1908 году. Оно вошло в цикл «На поле Куликовом», проникнутый не только исторической, но и философской проблематикой.
Это произведение мы можем отнести к философской и патриотической лирике.
Тревожный эпиграф, взятый из Соловьева, уже предвещает неизбежные проблемы и несчастья. Содержание первой строфы перекликается с эпиграфом: мгла над полем "расточилась". Создается ощущение тревоги за будущее, которое передается с помощью метафоры "грядущий день заволокла" и сравнения "словно облаком суровым". Поэт здесь утверждает цикличность развития истории, сопоставляет прошлое, настоящее и будущее. Куликово поле становится для поэта символом великой и трагической судьбы России, стоящей перед выбором собственного пути, находящейся на распутье.
Философскую проблематику обретает и противоборство в душе героя, сердце которого «не может жить покоем», борьба в нем темного и светлого начал. Вообще, «глубокое противоречие между свободой степей и жестким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека», обреченного «на вечный бой». И этот образ грядущего боя становится центральным в этом произведении, что само по себе символично.
Однако грядущий путь России «заволакивает мгла», тревожное настроение создают «плеск и трубы лебедей», собравшиеся тучи. И лирический герой здесь передает свое предчувствие грядущих исторических катаклизмов:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
Стихотворение Блока проникнуто патриотическим пафосом, автор гордится победой русского народа, героической историей страны. Мы чувствуем горячую любовь поэта к родине.[3]
Стихотворение Рубцова «Видения на холме» было написано в 1960 году.
Прошлое здесь раскрывается в современном, настоящем, получает обратную перспективу. Поэт глубоко осознает и выражает целым рядом художественных средств связи исторических событий давнего прошлого и настоящего, предвидя возможное будущее.
В сознании лирического героя оживают цепи грозных событий: «картины грозного раздора», татаро-монгольское нашествие, затмившее «свет на звездных берегах», другие «страдания и битвы» (о них напоминает многоточие в конце первой строфы), вызывающие у лирического героя Рубцова горестно-сочувственную любовь к Родине, родной старине.
Холм за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее поэту видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом, во временном плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия, принесшего Руси столько горя. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа (например, его стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»).
Строка «картины грозного раздора» напоминает о внутренних междоусобных распрях, ослаблявших Русскую землю, и о растущих распрях между населяющими Землю народами. В многозначном прилагательном «грозный» актуализируется значение «грозящий бедой, гибелью». В результате историческая картина прошлого приобретает более объективный характер и внутренне мотивирует страстное обращение поэта к Родине: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эти пронзительные, тревожные строки захватывают и читателя, заставляя проникнуться тем же чувством глубокой тревоги за судьбы родной страны.
В заключительном стихотворении цикла «На поле Куликовом» Блок прослеживает связь времен, исследуя прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое повторяется в настоящем и будущем, ход развития истории цикличен. Поэта охватывает тревога за будущее России, он предчувствует грандиозные битвы и потрясения.
В стихотворении «Видения на холме» Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и также прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времён есть свои «татары и монголы».
Лирический герой Блока ощущает себя частичкой России, ее истории и быта. Он приобщается к подвигу народа и открыто передает свои чувства.
Лирический герой Рубцова тoже ощущает себя частичкой родной земли, частичкой всего русского народа. Лирическое «Я» поэта сливается со множеством других «Я», oтстоявших свободу родины. В глубине веков судьба героев сливается с многовековой судьбой России.
В небольшом по объему стихотворении дважды употребляет поэт сочетание синонимичных Россия, Русь. Россия в поэзии Рубцова – это Родина, то есть родная страна со своей территорией и государственностью. Русь для него не только территориальное, но и еще очень емкое понятие из области духовно-нравственной. Русь – это Россия, ее народ с его высокой духовной и нравственной культурой, воплотившейся в песнях, сказках в архитектуре «удивительных белоколонных» храмов и церквей; это и «старинная русская самобытность», в которой поэт находил «много прекрасного, поэтического»; это и история земли русской со всеми ее «страданиями и битвами», и «светлый покой родимой земли». Россия здесь – поэтическое обращение к Родине, что подтверждается употреблением местоимения 2-го лица в последующих строчках:
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы...
А Русь воспринимается в этом случае как синтаксически самостоятельное назывное предложение (в составе сложного). Об этом свидетельствует пунктуационное оформление фразы: «Россия, Русь – куда я ни взгляну...», то есть «всюду Русь», всюду то, что так дорого поэту и что не укладывается в понятие «Россия», не исчерпывается им. Перед мысленным
взором лирического героя возникает русская старина, «леса достославные», погосты, ассоциативно вызывающие воспоминания о молитвах. Ряд зрительно воспринимаемых предметов нарушен словом «молитвы», передавая живую естественность мысли. Но также взгляд поэта возвращается к окружающему: избушкам, цветам, скользит по «небесам, горящим от зноя», и снова обращается к земному, привлеченный «шепотом ив у омутной воды». Перечисление не закончено, повторяющийся союз «и» не замыкает ряда, беря на себя роль эмоционально-усилительной частицы.
Это признание, обращенное к России-Родине, звучит непринужденно, искренне и взволнованно. Повтор местоимения «твои, твою», трижды повторенное «люблю», градация в ряду однородных обстоятельств: навек (то есть навсегда), до вечного покоя (то есть доконца жизни) – сообщают этому монологу-признанию высшую степень эмоционального напряжения.
Это эмоциональное напряжение не спадает: в памяти лирического героя всплывают другие «страдания и битвы». Отвлекаясь от исторической конкретики, вэтой строфе поэт прибегает к развернутой метафоре: факты древней истории становятся символом трагических событий «иных времен»: «...со всех сторон нагрянули они, / Иных времен татары и монголы». История повторяется, с той лишь разницей, что на этот раз уже не «тупой
башмак скуластого Батыя», а черные кресты на флагах «небо закрестили».
Эпитеты «тупой, черный» в контексте приобретают дополнительные значения: тупой – «бессмысленно жестокий»,черный – «зловещий».
Звукопись, ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор «кресты, кресты...», завершающийся многоточием,
обещающим бесконечное множество этих «знаков беды», усиливают чувство предельного эмоционального напряжения, граничащего с отчаянием. И «Я больше не могу!» в начале последней строфы глубоко оправдано психологически. «Не могу» без конкретизирующего глагола
выражает значение полнейшей невозможности и дальше оставаться в плену нахлынувших «видений» прошлой и сравнительно недавней истории Отчизны. Спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони») возвращает лирического героя к солнцу, свету, тишине и покою мирной действительности.[4]
«Опять над полем Куликовым» написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой с чередованием женской и мужской рифмы и содержит четыре строфы. Тревожный эпиграф, взятый из Соловьева, уже предвещает неизбежные проблемы и несчастья. Содержание первой строфы перекликается с эпиграфом: мгла над полем «расточилась». Создается ощущение тревоги за будущее, которое передается с помощью метафоры «грядущий день заволокла» и сравнения «словно облаком суровым». Вторая строфа наполнена ожиданием чего-то страшного. Наступает такая напряженная тишина, что не слышно даже «грома битвы». Мгла явилась образом всепроникающего зла, конца которого не видно, что подтверждает эпитет «разливающейся мглой». Если мы обратим внимание на композицию этой строфы, то заметим, что все строки оканчиваются эпитетом, а вторая строка – словом «мглой». Находясь в конце строки, оно приобретает значимость. Кроме этого, можно провести параллель с первой строфой, там также слово «мгла» стоит в конце второй строки. Таким образом, образ заволакивающей мглы, олицетворяющей зло, становится яснее и значимее.
Но уже в третьей строфе появляется чувство веры в победу России над злом («Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!»). Это чувство передается с помощью эпитетов («высоких и мятежных дней»). Автор обращается к опыту прошлых побед («как бывало»), вспоминает ликования над побежденным врагом, что выражается в образах «плеска и труб лебедей». В заключительной строфе чувствуется беспокойство лирического героя по поводу судьбы его родины («Не может сердце жить покоем»). У него есть предчувствие какого-то события, перемен, причем недобрых, что проявляется в олицетворении («недаром тучи собрались») и в сравнении («доспех тяжел, как перед боем»). В заключительных строках герой обращается к родине с призывом «Молись». В том, что это призыв, мы убеждаемся благодаря повелительному наклонению глагола. Лирический герой предчувствует бой, к которому родина должна быть готова («твой час настал»), он верит в то, что Россия себя проявит в нем.
Таким образом, несмотря на предвещание страшных событий, Блок верит в Россию и возлагает на нее надежды, что не делает стихотворение беспросветно трагичным.[3]
Для стихотворения Рубцова характерна тщательная продуманность композиции. Оно состоит из четырех строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами, но и многоточием, завершающим каждую строфу и как бы заполняющим паузы внутренними раздумьями лирического героя. Важную роль играет графическое выделение в особую строку эмоционально напряженного повтора «Кресты, кресты...». Это тоже своеобразный поэтический жест: лирический герой медленно, сдерживая нарастающее в душе чувство отчаяния, окидывает взором бесконечный ряд крестов – этих молчаливых свидетелей людской беды.
Первая строка стихотворения передает светлое чувство радости жизни: «Взбегу на холм и упаду в траву». «Взбегу» – это полная сил молодость, порыв, энергия; холм, покрытый свежей, зеленой травой – это близость к солнцу, это тепло и ласка природы.
Эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней строфой, образуя кольцевую композицию произведения. Здесь несколькими штрихами поэт создает выразительную, полную гармонии,чарующую картину мирной жизни:
...смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности. Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом «стреноженный». (Треножить – значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги.) Треножат коней только в спокойное, безмятежное время.
Значение «спокойный, лишенный тревог» несут в себе и наречие «смирно», и эпитет «медленное» ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный).Не нарушает тишины и покоя и далекое, но слышное в тишине эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней.
Композиционной основой произведения служит контраст между«видениями» прошлого и реальностью, которая смягчает мрачные предчувствия лирического героя. Контрастом «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя в четвертой, заключительной строфе. Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных звезд безбрежное мерцанье) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью, спокойных звезд.[4]
Таким образом, в обоих произведениях на протяжении стихотворения меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и
настроений лирических героев. Строки «Теперь твой час настал. – Молись!» и «Россия, Русь! Храни себя, храни!» читаются в них как великий, святой завет потомкам.
Заключение
Лирика Блока с её мотивами страданий, поисков смысла жизни, стремления выйти на прямой путь – «открытый взорам», чувством любви к Родине, стремлением к празднику, восторгу души повлияла на лирику Рубцова, соединив её с «серебряным» веком русской литературы. Свой путь лирические герои Блока и Рубцова мыслят как дорогу к свету. Но у Блока само понятие «счастье» игнорируется, так как оно отступает перед чем-то более высоким, чем земные представления о вселенской гармонии. У Рубцова лейтмотивом звучит надежда на лучшую жизнь и воскрешение для другой, неведомой человеческому сознанию жизни.
Таким образом, философское понимание истории двух великих поэтов Блока и Рубцова – это важная составляющая их поэзии, которая несет в себе глубокий человеческий смысл.История в поэзии Рубцова – это осмысление себя как части русского народа, частью России, государства с древними историческими корнями, огромной духовной историей, выразительным и образным языком.
По результатам анкетирования в 10-11 классах почти все (65%) утверждают, что знакомство с поэзией Рубцова произошло в школе. Стихи Н.Рубцова «Тихая моя родина» (72%), «Родная деревня» (71%), «В горнице» (49%), «Звезда полей» (49%), «Крещенские морозы» (15%), «Утро на море» (9%) называют лучшими. Более половины опрошенных (58%) знают, что стихи Н. Рубцова переведены на музыку. Самыми распространенными песнями считают «В горнице» (44%) и «Букет» (9%). Также респонденты с удовольствием посетили бы мероприятия, посвященные жизни и творчеству поэта: литературно-поэтический вечер (47%), экскурсию в музей (36%). Большинство респондентов (68%) считают поэзию Рубцова актуальной и сегодня.
В предисловии к сборнику «Волны и скалы» (1962 г.) Рубцов писал: «Чёткость общественной позиции поэта считаю не обязательным, но важным и благотворным качеством. Этим качеством не обладает в полной мере, по-моему, ни один из современных молодых поэтов. Это – характерный знак времени. Пока что чувствую этот знак и на себе».[9]Но на самом деле в лице Н. Рубцова мы имеем большого национального поэта, лирика-гражданина, который судьбой своей остро поставил вопрос о содержании нашей жизни, о ее духовной наполненности.
Список использованной литературы
Издания произведений:
1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Москва, «Дрофа», 2002;
2. Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
3. Рубцов Н. Русский огонек: Стихи, воспоминания, проза, письма в двух томах. Вологда: КИФ «Вестник», 1994;
Статьи:
Оботуров В. Искреннее слово. – Москва, «Советский писатель», 1987;
А. И. Павловский. Время и Родина в поэзии Николая Рубцова.
https://rubtsov-poetry.ru/critica/pavlovskiy.htm$
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00351211414980489988;
Г. А. Основина. Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи. https://www.booksite.ru/rubtsov/data/galinaosnovina.pdf;
Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982
Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель Белокурова С.П., Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, КИФ "Вестник", 1994;
Кожинов В. Николай Рубцов. Москва, «Советская Россия», 1976;
Электронная версия © Белокуров А.А.;
Интернет-источники
Бараков Виктор ОТЧИЗНА И ВОЛЯ. Книга о поэзии...-
www.booksite.ru/fulltext/otc/hiz/nai/vol/ya/7.htm
Александр Блок: Дитя Гоголя –
blok.lit-info.ru›blok/kritika/ditya-gogolya.htm
Мария Корякина. «Душа хранит». Последняя осень... -https://biography.wikireading.ru/33872 Электронная библиотека - https://bookscafe.net/Приложение 1
А.Блок
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
Н.Рубцов
ВИДЕНИЯ НА ХОЛМЕ
Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.
Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России.
Кресты, кресты...
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной -
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...