Пояснительная записка к презентации
философия
PPTX / 8 Мб
роль философии в жизни общества и чему она учит
MP4 / 20.98 Мб
1 ЛЕКЦИЯ
Философия-любовь к мудрости (от греч.phileo-люблю и Sophia-мудрость)возникает в 7-6 веках до н .э.в Древнем Греции и Востоке.(1,2,3 cлайд)
С тех продолжаются споры о значении ,роли и место философии
Для греческого философа Платона философия –это мышление о вечном и непреходящем .
(4 слайд)
Пифагор рассматривал философию как любовь к мудрости и к нравственности.(5 cлайд)
Аристотель видел философию в удивлении ,а предмет ее –в исследовании «первых начал и причин».(6 cлайд).
Одновременно философия помогает познать и цель деятельности .
Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру.
Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:
1) науку, где главная идея – истина;
2) мораль, где идея – добро, и религию – веру в Бога;
3) всё сводится к четвертому – пониманию человека (и общества) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.(7 cлайд)
После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления.
В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и с искусством.
Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)
Наука – систематическое, доказательное и проверяемое знание.
Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости – любовь к науке).
В 20 веке Философию все чаще выводят за границы науки ,за границы познания мира
Камю А.рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем:
«Есть лишь одна по-настоящему философская проблема-проблема самоубийства .Решить ,стоит или не стоит жизнь того ,чтобы ее прожить ,-значит ответить на Фундаментальный вопрос философии.Многие философы сближают философию с искусством .
Испанский философ М.Унамуно писал: «…философия значительно ближе к поэзии ,чем к науке .Все философские системы ,задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени ,были гораздо менее содержательны и жизнеспособны ,чем системы ,в которых выразилась во всей полноте духовная страсть их автора».
Такой широкий диапазон оценок статуса философии-от способности проникновения в первоначала мира до индивидуального самовыражения –свидетельствует о необходимости выяснения соотношения ее с основными формами человеческой духовной деятельности –с наукой ,искусством ,нравственностью и религией .
Философия –это особый вид теоретической деятельности ,предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира .
В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и с искусством.
Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости – любовь к науке).
Науки зародились и развивались как части философии. Сейчас философия и науки развиваются параллельно.
Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.
Философия имеет две важнейшие функции – мировоззренческую и методологическую.
Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это – мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология – учение об эффективных способах достижения целей.
В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В основании философии – мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.
Это выявляет гуманистическую функцию – внимание к человеку.