Предварительный просмотр презентации
Философы I века
Аполлоний Тианский Аполлоний Тианский (Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς, 1 год н. э. — 98 год н. э.) — философ-неопифагореец. Сохранилось 97 подложных писем, приписываемых Аполлонию. Аполлоний родился в состоятельной семье в каппадокийском городе Тиане. Рано увлекшись философией и аскезой, он провел свою юность при храме Асклепия в городе Эги, прошёл пятилетний искус молчания и всю свою дальнейшую жизнь до глубокой старости провел в странствиях. Наследство, оставшееся после смерти родителей, он отдал своим братьям. Отправившись путешествовать, он прошёл всю Малую Азию и попробовал проникнуть даже в Индию, чтобы познакомиться с учением браминов. Везде он выступал как проповедник-моралист и уверял, что может предсказывать будущее и творить чудеса. Будучи обвинён при воцарении Домициана в возбуждении в Египте мятежа в пользу Нервы, он был заключен в тюрьму, предстал добровольно перед судом и был оправдан. Объехав ещё раз Грецию, Аполлоний поселился в Эфесе, где основал Пифагорейскую школу, и умер в возрасте почти 100 лет от роду, отказавшись от приглашения Нервы ехать в Рим.
Филон Александрийский Филон Александрийский (Филон Иудейский, Philon Alexandreos; ок. 25 до н. э., Александрия — 50 н. э.) — выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и своим учением о Логосе. Филон связывал догмы иудейской религии с греческой философией (Платон, стоицизм, Пифагор), специально разрабатывал учение о логосе, который он изображает то в виде высшей идеи, то в виде верховного архангела (наместника Божьего). Истинность платоновской и стоической философии заключается, согласно Филону, уже в Торе. Иудейские законы — законы природы, имеющие значение для всех людей. Человека он считал интеллектуальным существом, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением. Задачей человека является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза.
Философы II века
Климент Александрийский Кли́мент Александри́йский (греч. Κλήμης ο Αλεξανδρεύς, лат. Clemens Alexandrinus, Titus Flavius Clemens; ок. 150, предположительно Афины — ок. 215, Палестина) — один из отцов церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство. С 190 г. - главный наставник александрийского огласительного училища - в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях "Увещевание язычников", "Наставник" и "Строматы" (греч. - смесь, разное) Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете и в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими апологетами, противопоставлявшими философскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими "высшее знание", открытое только избранным, Климент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера - необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время - фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Климент постулирует единство веры и знания.
Марк Аврелий Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) — римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Учителем философии Марка был Максим Клавдий. В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность. Сочинения Наедине с собой Размышления.
Философы III века
Ориген Ориге́н (греч. Ωριγένης, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — 254, Тир) — греческий церковный деятель и философ; наставник древней христианской богословской школы в Александрии (203—231), затем — настоятель основанного им в 232 году монастыря в Кесарее (Палестина). Разработал учение об апокатастасисе, за которое был обвинён ортодоксами в ереси. До наших дней не дошёл его главный труд Гекзапла — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого завета с целью установления критически выверенного текста. Учение Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианское богословие, выступавшее уже как система — это выражается в его полемическом труде, направленном против Цельса, в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о Логосе: Бог — это действующее провидение; Христос является образом Бога Отца: «Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца: по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, через который мы познаем Отца»; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Перечень сочинений Оригена включал около 2000 «книг» (в античном смысле слова). Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии: «телесном» (буквальном) «душевном» (моральном) «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у Оригена, например, впервые встречается термин «богочеловек»). Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей.
Порфирий Порфи́рий (Πορφύριος, настоящее имя Малх, или Мелех) (232/233, Тир — 304/306, Рим) — древнегреческий философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина (с 262/263), автор его жизнеописания, издатель его сочинений. Был известен в различных областях философии и религии; работал в сфере математики, гармоники, грамматики, риторики, истории. Из философских работ Порфирия наиболее известно «Введение в Категории Аристотеля», известное также под названием «О пяти звучаниях». Трактат излагает логическое учение о признаках понятия (род, вид, видовое различие, признак собственный и несобственный/случайный). Рядом с теоретическими трактатами известны работы Порфирия по практической философии. В них он излагает учения о политических добродетелях; об очищении от аффектов; о добродетелях, обращающихся к уму; о добродетелях, в которых сам ум становится образцом для духовной жизни. Порфирий придавал большое значение практической мистике, которую во многих сочинениях защищал и оправдывал. Порфирий писал также космологические и астрологические сочинения, полемические работы против христианства и др. Большое сочинение «Против христиан», давшее ранние образцы библейской критики, было уничтожено в 448; от него сохранились лишь фрагменты.
Философы IV века
Саллюстий Саллю́стий (лат. Sallustius, IV в.) — античный философ-неоплатоник Пергамской школы неоплатонизма, ученик Ямвлиха (предп.), друг Юлиана Отступника (предп.). Под именем Саллюстия остался небольшой, но важный трактат «О богах и о мире». В компактной и ясной форме трактат дает отчетливую трактовку основных проблем неоплатонизма. Саллюстий всецело стоит на позиции трех основных неоплатонических ипостасей. В трактате подробно обсуждается вопрос о вечности космоса, о его неразрушимости, о связанности с богами. В абсолютном смысле космос вообще никогда не был создан, как и не подлежит никакой гибели; космос — отражение идеального мира; идеальный мир не подлежит не только гибели, но и никаким изменениям; поэтому космос также неизменен, какими бы изменениями ни было наполнено его фактическое существование. Что касается реального космоса, то он есть только энергия идеальной потенции, то есть ее материальное воплощение. По Саллюстию, боги делятся на сверхкосмических и космических. Сверхкосмические — те, которые создают сущности, ум и души (каковое разделение есть домировая триада Ямвлиха, ср. Ямвлих, «О египетских мистериях», II 7). Космические боги, далее, делятся у Саллюстия на создающих мир (Зевс, Посейдон, Гефест), одушевляющих (Деметра, Гера, Артемида), упорядочивающих-согласователей (Аполлон, Афродита, Гермес), охраняющих (Гестия, Афина, Apec) его. Другие боги принадлежат этим двенадцати основным, например, Дионис — Зевсу, Асклепий — Аполлону, Хариты — Афродите. Точно так же, по Саллюстию, существует двенадцать космических сфер: сфера Гестии — земля, Посейдона — вода, Геры — воздух, Гефеста — огонь, Артемиды — луна, Аполлона — солнце. Далее следуют сферы Гермеса, Афродиты, Ареса и Зевса. Это — те небесные сферы, которые обычно именуются латинскими названиями Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Дальнейшая сфера, под обычным названием Кроноса (Сатурна), отнесена к Деметре. Последняя сфера эфира отнесена к Афине. Уран же, или небо, объединяет всех богов. Далее, в нисходящем порядке системы, у Саллюстия возникает вопрос о человеческой жизни по ее существу. Идеальное происхождение человека заставляет его утверждаться в добродетельной жизни, как в личной, так и в государственной. Саллюстий говорит о религиозных обязанностях человека, например о жертвоприношениях, с выводами о том, как нужно относиться к безбожникам и к преступникам. Известнейшее выражение Саллюстия: «Миф — это то, чего никогда не было и никогда не будет, но что всегда есть».
Синезий Сине́зий (др.-греч. Συνέσεῖος; 370/375, Кирена — 413/414, Александрия), христианский богослов, философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Гипатии; епископ птолемаидский. Трактат о снах Синезий был автором трактата «О снах» («De insomniis»), одной из лучших работ на эту тему, которые были написаны учителями церкви. Синезий считал сновидения чрезвычайно важным источником в постижении человека. Он верил, что сны могут возвысить человеческий дух до самых высоких сфер, чтобы там обрести истинное понимание тайн космоса. Синезий допускал, что сны могут быть использованы для предсказания будущего, хотя и предостерегал против чрезмерного и слепого доверия к различного рода сонникам, поскольку каждый человек — существо совершенно уникальное. Помимо этого, Синезий советовал вести личный дневник — так называемую «ночную книгу», в который аккуратно и своевременно записывать свои сны. Сочинения Сохранились следующие сочинения Синезия: Обращение к императору Аркадию, «De regno» («О царской власти»); «Dio, sive de suo ipsius instituto», в котором Синезий отмечает свое решение посвятить себя истинной философии; «Encomium calvitii» («Хвала плеши») , пародия на «Хвалу волосам» Диона Хрисостома; «De providentia», в двух частях (также известно как «Сказки Египта»); «De insomniis», трактат о снах; «Constitutio»; «Catastasis», описание падения римской Киренаики; 159 писем; 10 гимнов; 2 проповеди; очерк по изготовлению и использованию астролябии. Не сохранились: руководство по разведению собак; стихотворения, упоминающиеся в письмах Синезия.
Философы V века
Аврелий Августин Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». Этапы творчества Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» («Против академиков» [то есть скептиков, 386 г.], «О порядке» [386 г.], «Монологи» [387 г.], «О жизни блаженной» [386 г.], «О количестве души» [388 — 389 гг.], «Об учителе» [388 — 389 гг.], «О музыке» [388 — 389 гг.], «О бессмертии души» [387 г.], «Об истинной религии» [390 г.], «О свободной воле» или «О свободном решении»[388 — 395 гг.]); цикл антиманихейских трактатов. Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты. Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах». Учения Августина О бытии Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Бог, мир и человек Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.
Гипатия Гипа́тия (Ипа́тия) Алекса́ндрийская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; 370—415), женщина-ученый, математик, астроном, философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Философское учение В прежние времена Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан. В настоящее время в отношении её собственного «изуверства и фанатизма» существуют сомнения. Сегодня многие полагают, что Гипатия была, наоборот, философом, который ко всем прочим религиям относился лояльно. Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в своей высокой оценке гражданских добродетелей. Гипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем». Научные труды Гипатия, как считается, изобрела ареометр, составила карту известных в то время небесных тел. Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы: комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта; редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея; редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида; комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского; «Астрономический канон».
Философы VI века
Давид Анахт Дави́д Ана́хт (арм. Դավիթ Անհաղթ, Давид Непобедимый; конец V века — 1-я половина VI века), армянский философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Наибольшую известность получил трактат «Определения философии». В трактате Давид осуждает скептицизм и релятивизм, отстаивает значение и ценность философской мысли. Философия разделяется на теоретическую и практическую. Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, опирающаяся на практические нужды человека; целью — постижение сущего. Практическая философия на основе результатов теоретической должна вести души людей к добродетели. В отношении философии существует шесть подходов-определений: Во-первых, философия есть не только наука о сущем, но о сущем как о таковом, о природе сущего. Во-вторых (по Платону), философия есть наука о божественных и человеческих вещах (то есть, философия оперирует крайними или предельными категориями). В-третьих, философия есть забота о смерти; при этом смерть понимается здесь не в буквальном смысле, но в логическом, как становление, не пустое и не лишенное назначения, но такое, в котором достигаемая цель так или иначе присутствует в каждом моменте. В-четвёртых, философия есть уподобление Богу. При этом такое уподобление снова следует понимать логически; то есть в аспектах общекачественном, разнокачественном, разновидном и символическом; и если философия есть уподобление Богу, то это не есть какое-нибудь частное уподобление, но самое общее. В-пятых (по Аристотелю), философия есть «искусство искусств и наука наук». При этом когда мы говорим «наука наук» или «искусство искусств», первая категория в этих двух парах понятий, очевидно, обладает гораздо более общим характером. Геометрия, например, есть тоже наука, фонетика есть тоже наука и т. п., но ни то, ни другое не есть ни «наука наук», ни «искусство искусств». В-шестых, если философию определяют как «любовь к мудрости», используя этимологию самого термина «философия», что, в таком случае, есть собственно мудрость? Мудрость есть цель самого разума, или истинная наука о сущем, то есть о Боге. При этом Давид проводит пять различений способности познания: ощущение (всегда только частичное), воображение (частичное знание об отсутствующей вещи), мнение (основанное и не основанное на знании причин), размышление (общее знание, основанное на знании причин) и разум (научное знание).
Псевдо-Дионисий Ареопагит Дионисий Ареопагит, Псевдо-Дионисий (V в. или начало VI в.), богослов, мистик. Автор четырех трактатов — «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «Таинственное богословие» — и десяти посланий, написанных от лица сщмч. Дионисия Ареопагита (Деян 17:34; память 4 января, 3 октября), но несомненно относящихся к гораздо более позднему времени. Этот корпус текстов представляет собой высшую точку развития христианского неоплатонизма. Автор развивает учение о двух способах богопознания — катафатическом (положительном), возводящем человека к Богу по лестнице аналогий, и более совершенном — апофатическом (отрицательном), приводящем человека к «мраку незнания», когда путем таинственного обóжения личность преодолевает даже свой ум, чтобы воссоединиться с живым и непознаваемым Богом. Соединил умозрительное богословие с экклезиологией, представив церковную иерархию неразрывной с небесной. Оказал огромное влияние на позднейшее христианское богословие.
Философы VII века
Иоанн Лествичник Иоа́нн Ле́ствичник (греч. Ἰωάννης τῆς Κλίμακος; 525—602 или 649) — христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым в Православной (в лике преподобного, память в 4-ю неделю (воскресение) Великого поста и 30 марта по Юлианскому календарю) и Католической церковью (память 30 марта). Иоанн Лествичник аккумулировал духовные и аскетические традиции египетских монастырей. Он является автором «Лествицы» (от ст.-слав. «лестница») (варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Книга написана в середине VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12). Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Иоанн также написал книгу «К пастырю» об обязанностях духовных пастырей. Сочинения Иоанна Лествичника включены в 88-й том Patrologia Graeca.
Хуэй-нэн Хуэй-нэн (кит. трад. 慧能, упр. 惠能, пиньинь Huìnéng, 638—713) — патриарх китайского чань-буддизма, одна из важнейших фигур в традиции. Хуэй-нэн был шестым патриархом чань, последним официальным патриархом. После него были только неофициальные «патриархи» различных школ и направлений. В японской традиции Хуэй-нэн известен под именем Дайкан Эно. Он отстаивал непосредственный (прямой) и «внезапный» подход к буддистской практике и просветлению, и в связи с этим считается основателем южной школы Чань («внезапного просветления»). История Жил в древнем Китае. С именем Хуэй-нэна связана знаменитая «Сутра Помоста Шестого Патриарха», ставшая одним из важнейших текстов традиции.
Философы IX века
Ал-Кинди Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах ал-Кинди (араб. أبو يوسف يعقوب إبن إسحاق الكندي, англ. Abū Yūsuf Yaqūb ibn Ishāq al-Kindī, умер. ок. 873) — знаменитый арабский философ и учёный, уроженец Басры, работал в «Доме мудрости» в Багдаде. Был фаворитом халифов ал-Мамуна (813—833) и ал-Мутасима (833—842), покровителей мутазилитов, представителей раннего калама. При ал-Мутаваккиле (с 842) подвергался гонениям. Ал-Кинди является автором около 250 трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрономии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus. Ал-Кинди первым в исламском мире обратился к философским трудам Аристотеля, став основоположником перипатетизма на мусульманском Востоке. Ему принадлежат «Обзор сочинений Аристотеля», «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения», «Об определениях и описаниях вещей». Следуя Аристотелю, ал-Кинди утверждал, что «извечное — это то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Существование извечного не обусловлено чем-то иным; не имеющее причины извечное не уничтожается и не изменяется, поскольку не является телом. В качестве такого не имеющего определения начала ал-Кинди называл материю, которая выступает как первичное по отношению к форме, порождающей видовые различия, творящей вещи, являющейся их потенцией. Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом, не может стать предметом исследования, а значит и предметом философии, изучающей лишь такие вещи, природу которых она может познать.
Иоанн Скот Эриугена Иоанн Скотт Эриугена (Johannes Scotus Eriugena; ок. 810—877) — один из крупнейших мыслителей Средневековья, ирландец по происхождению, хорошо знал латинский и греческий языки. Вместе с другими учёными монахами вынужден был эмигрировать на континент из-за интенсивных норманнских вторжений. По приглашению реймского епископа Гинкмара принял участие в теологическом споре о божественном предопределении, результатом чего стал его трактат «О предопределении». Огромное идейное влияние псевдо-Ареопагита сказалось в трактате Эриугены «О разделении природы». Главный труд Иоанна Скотта Эриугены, в котором он изложил свою собственную философскую систему, — «О разделении природы» в пяти книгах (ок. 862—866). Тонкость, глубина, радикальность взглядов Иоанна Скотта Эриугены, изложенных в его сочинении, не были поняты современниками, и лишь много лет спустя, в 1050 это произведение было осуждено папой Львом IX как еретическое, а впоследствии, когда обнаружилось его опасное влияние, даже приговорено к сожжению папой Гонорием III в 1225 году (внесено в Индекс запрещённых книг в 1684 году). Его называли «первым отцом схоластики», а также «Карлом Великим схоластической философии». Если Карл Великий в начале средних веков объединил светскую монархию и церковную иерархию, то Эриугена создал всеобъемлющую, единую систематическую философскую систему, которая разрабатывалась последующими поколениями.
Философы X века
Ар-Рази Мухаммад ибн Закария Рази (около 865, Рей — около 925, там же) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. Философское учение В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх. В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии: истина — едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, по мнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не Священное Писание. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критику со стороны мусульманских мыслителей X — XI веков, в частности Аль-Фараби.
Аль-Фараби Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби (873—950) — знаменитый мусульманский философ и один из крупнейших представителей восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Alpharabius. Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия. Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир. Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины — небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами. К философским сочинениям аль-Фараби относятся: «Слово о субстанции» «Существо вопросов» «Книга о законах» «Книга о постоянстве движения вселенной» «О смысле разума» «Книга о разуме юных» «Большая сокращенная книга по логике» «Книга введения в логику» «Книга доказательства» «Книга об условиях силлогизма» «Трактат о сущности души» «Слово о сновидениях» «Книга об определении и классификации наук» «Книга о смысле философии» «Книга о том, что нужно знать для изучения философии» «Примечания к философии»
Философы XI века
Ансельм Кентерберийский Ансе́льм Кентербери́йский (лат. Anselmus Cantuariensis; в Италии известен как Ансельм из Аосты, итал. Anselmo d'Aosta; 1033, Аоста, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери) — католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093). Представитель рационализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078). Доказательства бытия Бога Ансельм считал веру основой рационального знания. Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога). Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог. Бог как совершенство Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о себе).
Евфимий Афонский Преподобный Евфимий Афонский, также Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (груз. ექვთიმე ათონელი, Эвктиме Атонели; ок. 955 — ок. 1028) — грузинский и византийский философ и учёный, православный монах. Почитается как святой, память совершается 13 (26) мая и 12 (25) июля. Происходил из богатого рода, племянник эристави Торнике, основателя грузинского монастыря на Афоне. В детстве он был отдан заложником византийскому императору в Константинополь, где с успехом окончил книжное обучение, был отпущен на свободу и стал монахом в афонской Афанасьевской лавре. Со временем встал во главе грузинского монастыря Ивирон, проявил себя как видный богослов и книжник. Согласно житию, Евфимий даже отказывался от игуменства, чтобы сосредоточиться на переводе всего Священного Писания на грузинский язык. Владея грузинским, греческим и другими языками, перевёл около 100 религиозных и философских сочинений. Среди них есть «Мудрость Балахвари» — переложение популярнейшей на христианском и мусульманском Востоке повести о Варлааме и Иоасафе, которая, в свою очередь, основана на жизнеописании Будды. Огромно значение его переводов произведений греческой философии, теологии и юриспруденции на грузинский язык.
Философы XII века
Абеляр Пьер Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; 1079— 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Преподавал теологию в Париже; стремился совместить религиозную веру с логикой и здравым смыслом. В труде «Да и нет» смело вскрывал противоречия в суждениях церковных авторитетов. Утверждал необходимость изучения наследия великих ученых и философов прошлого, в частности, Платона и Аристотеля. Автор многих философских и богословских произведений, стихотворений, автобиографической повести «История моих бедствий», где выразительно показал жестокость и фанатизм католической церкви того времени. Высказывания Абеляра: - Если же мы сможем доказать, что одни и те же слова употребляются различными авторами в разных значениях, то мы легко отыщем решение многих противоречий. - Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание, ибо, сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины. - В то время, как с веками и сменой времен возрастают человеческие знания обо всех сотворенных вещах, в вере же, заблуждения в которой грозят величайшими опасностями, нет никакого движения вперед.
Лу Сяншань Лу Сяншань (кит. 陆象山, пиньинь Lù Xiàngshān) или Лу Цзююань (кит. 陸九淵, пиньинь Lù Jiǔyuān) (1139-1193) — китайский философ эпохи Сун, основоположник неоконфуцианской «школы сердца» (心学). Его учение концептуализировано в двух наиболее известных афоризмах: «Вселенная есть моё сердце (сознание, 心), моё сердце есть Вселенная», а также «Сердце и Универсальный Принцип (Ли 理) суть одно». Эти афоризмы обнаруживают связь между учением Лу и буддизмом, с одной стороны, а также с философской «школой принципа» Чжу Си — с другой (Лу был другом и оппонентом Чжу Си). Несмотря на идейное сходство, его отношение к буддизму было негативным: Лу называл его «эгоистичной доктриной» и противопоставлял конфуцианской этике. «Школа сердца» Лу Сяншаня утвердилась как оппозиция теории Чжу Си благодаря дальнейшему развитию в учении Ван Янмина (1472—1529).
Философы XIII века
Бонавентура Бонавенту́ра (настоящее имя Джованни Фиданца; 1221, Боньяреджо, Тоскана — 15 июля 1274, Лион) — средневековый теолог, францисканский схоласт, генерал францисканского ордена. Алхимик. Философские и теологические взгляды Бонавентура полагал, что платоновские идеи существуют. Однако, по его мнению, совершенное познание идей дано только Богу. С большим уважением Бонавентура относился к св. Августину. Он также поддерживал онтологическое доказательство существования Бога Ансельма Кентерберийского. Попытки синтезировать христианство с учением Аристотеля Бонавентура считал враждебными христианству. Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые он объединяет под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведёт человека шестью ступенями познания, — величайшим благом. Это подробно обосновывается им в схоластическом сочинении «Itinerarium mentis in Deum» и в мистическом сочинении «Reductio artium in theologiam». Выбор проблем в философии задаётся теологией и есть только три метафизических проблемы: творение, экземпляризм (индивидуация) и воссоединение с Богом через озарение (иллюминация). Согласно учению Бонавентуры, у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу как отражение Бога, самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней творения, так есть 6 степеней созерцания, за которыми следует высшее благо, слияние с Божеством. Из сочинений Бо