Конспект урока истории в 6 классе «Всеобщая история средних веков. Образование и философия»
Тема урока: Образование и философия. Дата: ________________
Цель урока: создать на уроке атмосферу, соответствующую указанному периоду из истории Средних веков; сформировать представление о образовании, известных философах и деятелях того времени; на примере событий воспитывать нравственную культуру учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть понятия «культура» и «духовные ценности»; изучить состояние образования в Западной Европе в период классического средневековья;
Воспитательные: подвести учащихся к пониманию важности образования в процессе формирования культурной личности; воспитывать настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере студентов средневековых университетов, развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.
Развивающие: развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Предметные: характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: урок настроения.
Средства обучения: Учебник «Всеобщая история Средних веков 6 класс» Е.В. Агибалова, Г.М. Донской под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе; компьютер, проектор, доска.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Микромодуль художественного образа (3 мин)
3. Микро-модуль личностно-смыслового мышления (5 мин)
4. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни (25 мин)
5. Микромодуль событийного действия (5 мин)
6. Микромодуль актуализации и проповеди. Закрепление материала. (5 мин)
7. Домашнее задание (1 мин)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Дневники на край стола, учебники, тетради. Садитесь. Сегодня на уроке мы погрузимся в атмосферу средневекового , окунемся в события, которые повернули ход истории человечества.
II. Микромодуль художественного образа.
Учитель зачитывает стихотворение
Старый философ.
Он был философ и библиофил
Любил он добрых, упрямых не любил
Он всех прощал, не сдерживая слез
Быть великодушным так легко
Когда расцвел склероз
Не помнил ничего, что бы мешало жить
Он легким был, и мог в мечтах парить
Он слыл средь нас, настоящим мудрецом
Он был учителем студентам и отцом
В других философах я вижу гордецов
Коль нет склероза, нет и восхищенных слов
Ум и амбиция – какая самовлюбленная пара
Какая уж тут наука, студентам бедным кара
Он был...
Какие чувства вызвали у вас эти строки? Почему?
Кто знает, о каком историческом событии шла речь? Когда оно имело место быть? Верно. Сегодня мы поговорим об образовании в Западной Европе в Средние века и известных философах того времени.
III. Микромодуль личностно-смыслового мышления.
На слайде цитата, Пьера Абеляра, а рядом – его портрет: «Всякое знание – благо, а вера, не просветленная разумом, недостойна человека».
Как вы понимаете смысл этих слов? Что хотел донести философ?
Абеляр смело провозглашает, что «вера, не просветленная разумом, недостойна человека». Итак, не механической привычкой, не слепым доверием, а личным усилием должен завоевать человек свою веру. Высокая оценка такого личного усилия в вопросах познания связана с высокой оценкой его и в вопросах практической нравственности.
Можно ли смотреть на историю и современную нам действительность через призму событий связанных в вопросах постижения науки? Нужно ли думать сегодня о судьбе своей страны, или достаточно всё делать только на благо себе?
IV. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни.
Учитель:
Обратите внимание на иллюстрации на экране, которые переносят нас в события, происходившие в Западной Европе в первые столетия средневековья.
В Раннее Средневековье образование в основном, можно было получить в монастырях. Потребность в грамотных людях привела к тому, что школы стали открываться в городах, например, при ремесленном цехе.
Самостоятельное изучение материала (стр. 173-175).
Первые университеты
Название | Страна |
Болонский (1088 г.) | |
Парижский (1150 г.) Тулузский (1229 г.) | |
Оксфордский (1167 г.) Кембриджский (1229 г.) | |
Проверяется несколько работ.
Как вы думаете, что такое культура?
Культура – понятие обширное. На уроке мы затронем только некоторые его стороны: образование, науку и философию. На других уроках истории вы продолжите знакомство с другими сторонами культуры.
V. Микромодуль событийного действия.
Учитель:
На протяжении изучения темы «Образование и философия» вы выполняли задание. Вы смотрели на Европу и мир начала Средневековья глазами людей XXI века. Исследовали настроения, царившие в народе на момент многочисленных открытий.
Обсуждение в группах проблем связанных с открытиями в различных областях, противоречий между представлениями народа и развитием науки.
Рассказ учителя. Ученики во время рассказа вносят имена в таблицу:
Имя | Годы жизни | Основное содержание учения |
| 1079—1142 | Считал, что нужно свободно мыслить, чтобы получать новое знание, и полагаться не на авторитеты, а на свой разум |
| 1090—1153 | Отрицал способность разума познавать мир, считал, что лишь милость Божья может открыть людям тайны мироздания |
| ок.1214— после 1292 | Считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания, предвидел многие изобретения и открытия будущего |
| 1225/1226— 1274 | Создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений |
Философия – слово греческого происхождения, буквально означает любовь к мудрости. Наиболее яркими философами того времени были Пьер Абеляр, Бернар Клервосский, Роджер Бэкон и Фома Аквинский.
В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр, на его лекции собирались ученики со всей Европы. Абеляр считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать, таким образом, новое знание. Не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам церкви. Нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.
Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем стал Бернар – аббат монастыря Клерво (Бернар Клервосский).
Бернар Клервосский имел славу святого еще при жизни, отличался редким красноречием, пользовался огромным влиянием. Он отрицал способность человека познать мир. Удел смертных – молиться и верить, только вера по милости Божьей может открыть человеку тайну мироздания.
Спор Бернара и Абеляра – столкновение двух разных взглядов на мир и человека, Веры и Разума. В XII веке разум уступил вере. Пьер Абеляр долгое время подвергался гонениям, его учение было осуждено церковью.
Роджер Бэкон считал, что только опыт позволяет проверить истинность знаний. Он предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти: телескоп, летательный аппарат, автомобиль. За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провел в монастырской тюрьме.
Схоластика. Одним из самых величайших достижений средневековой философии и культуры в целом была схоластика – «школьная философия», бесплодное умствование, оторванное от реальной жизни.
Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум не должен ставить под сомнение веру. Они полагали, что все рассуждения должны быть строго логичными, иначе можно прийти к опасным заблуждениям. Именно схоласты усердно разрабатывали логику – способность правильно мыслить, выстраивать правильные цепочки рассуждений.
Схоластика родилась в XI в., её расцвет пришелся на творчество Фомы Аквинского, который создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений. Книга «Сумма теологий» - его главный труд.
Вскоре после смерти Фомы Аквинского церковь приняла его учение, позже Аквинский был причислен к лику святых. Со временем схоластика теряет свое значение, хотя на ее почве были воспитаны многие мыслители.
Традиции, созданные средневековыми университетами, наукой, философией сыграли огромную роль в развитии европейской мысли.
VI. Микромодуль-проповедь.
Повторяется вопрос, звучавший ранее: Можно ли смотреть на историю и современную нам действительность через призму событий в Западной Европе в средневековье? Нужно ли думать сегодня о судьбе своей страны, или достаточно всё делать только на благо себе? Ученики, обогащенные новой информацией, по-новому смотрят на события тех лет и пытаются провести исторические параллели с актуальной для них действительностью.
Далее следует обсуждение стихотворения автора Кёя, представленного на слайде:
Средневековье
Я знаю, что такое Тёмный век,
Он полон нищеты, чумы и смерти,
Душевных и физических калек,
Хоть и сейчас их много на планете.
Безумство веры в эти годы правит бал,
Необразованность кладёт людей на дыбу,
Каждый второй точит на первого кинжал,
Каждый десятый катит в гору свою глыбу.
Войны за войнами, победы/пораженья,
Во имя Бога, идеалов и идей,
И ведь никто не думал ни мгновенья
О том, как будет лучше для людей.
И пусть все рыцари трезвонили о чести,
Сейчас мы знаем: это только миф,
На совесть каждого легло предательств двести,
Как будто это был обычный норматив.
А что о знати... Что сказать о знати?
Интриги, страсть наживы и разврат,
Не забываем о тщеславии их, кстати...
Что их ждало возле небесных врат?
Казалось бы, за что любить то время,
Тот серый мир, утопленный в грязи,
Несущий молчаливо своё бремя,
Не смеющий ни разу возразить?
А я люблю за романтизм дороги,
За башни замков, острия мечей,
И за победные, конечно же, восторги,
И за задиристых турнирных лихачей.
За все те книги, что, конечно, по мотивам,
И за другие, что с фантастикой сплелись,
Но больше всех дороже в этом мире
Герои, что когда-то родились.
Для них то время было самым страшным,
Никто не дожил до преклонных лет,
Но всё ж меняли мир они отважно,
И сохраняли в своём сердце свет.
Пусть скажут, что и в них пороки,
Я не поверю лживой сей молве,
И если подводить итоги:
Люблю тот век за мир, что в голове.
Заключение: Возникшая в средние века система образования и воспитания обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка. В эту продолжительную эпоху по сути произошло становление модели современного образования. Прообразом начального образования послужили приходские и городские школы, профессиональное образование преподавалось в цеховских и гильдийских школах, а первые университеты дали мощный толчок развитию просвещения и научного знания человечества.
Современное общество во многом опирается на достижения научной мысли и культурный пласт созданный выдающимися учёными, мыслителями, художниками и творцами средневековья.
Домашнее задание:
§ 26. Вопрос 3, письменно.