Индивидуальный итоговый проект Профилактика плоскостопия у младших школьников
Автор публикации: К. Наумова, ученица 11 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 пос.Жигалово
Индивидуальный итоговый проект
Профилактика плоскостопия у младших школьников
Выполнила: Наумова Ксения Андреевна,
обучающаяся 11 класса
Руководитель: Затонская М.А.,
учитель физической культуры
Жигалово, 2022
Цель проекта: Коррекция плоскостопия у младших школьников в ходе урочной деятельности.
Задачи:
Изучить дополнительные источники по теме проекта.
Выявить категорию школьников, нуждающихся в коррекции плоскостопия.
3. Разработать комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
4. Изготовить практическое пособие для использования в коррекционно- развивающихся упражнений.
5. Формировать у младших школьников практические навыки коррекции плоскостопия.
Плоскостопие – это патологическое уплощение стопы, которое приводит к нарушению ее амортизационной функции, к болезненным изменениям в позвоночнике и скелете в целом (рис. 1).
0 – полая стопа 1 – нормальная стопа
2 – уплощенная стопа 3 – плоская стопа
Рис. 1. Отпечаток стопы при плоскостопии
Деформация стопы, как и его прогрессирование, приводит к тому, что у человека появляются различные негативные последствия плоскостопия:
Постепенное усиление болевых ощущений, которые могут проявляться как неприятные недомогания в ступнях, в бедренных мышцах, коленках, спине, голове;
Косолапость;
Неестественность осанки, которая приводит к искривлению позвоночника, образование сколиоза или других негативных последствий на позвоночнике (остеохондроз, грыжевое выпячивание);
Врастания одного или нескольких ногтей;
Развитие различных патологий, которые напрямую связаны с деформацией ступни (образование мозолей, искривление пальцев, неврит, появление шпор).
Таким образом, больной страдает не только от самого плоскостопия, но и от конкретных осложнений деформации костей его ступни.
Анализ медицинских карт учащихся начальных классов показал, что в нашей школе есть младшие школьники с проблемами плоскостопия. Именно им будет адресован мой проект.
Чтобы проект стал практически значимым и мог использоваться на уроках физической культуры, я выявила эффективные методики профилактики плоскостопия.
Итак, для коррекции плоскостопия используют следующие методики:
Массаж
Это один из самых приятных и эффективных методов профилактики и лечения заболевания. Для получения желаемого результата необходимы регулярные и длительные сеансы. Делать массаж должен опытный специалист с большим практическим опытом работы с детьми и специальной подготовкой.
Во время процедуры массируется не только стопа, но и вся нижняя конечность. В домашних условиях массаж можно делать при помощи специальных приспособлений (валики, шарики, массажный коврик).
Ношение удобной обуви
Обувь должна быть изготовлена из натуральных материалов на небольшом каблуке. Внутри должна быть специальная стелька, которая приподнимает свод стопы. При этом обувь не должна быть узкой или чересчур свободной.
Закаливание
При контакте с холодом сосуды подошвы начинают рефлекторно сжиматься, а при контакте с теплом разжиматься. Таким образом, закаливание позволяет держать мышечную систему стоп в тонусе.
Использование специальных массажеров
Обычно массажерами являются деревянные устройства с шипами, закрепленные на оси, которые необходимо вращать ногами. Можно поставить такой массажер под стол, чтобы ребенок пользовался им, когда делает уроки или рисует.
Физические нагрузки
Чем больше ребенок бегает, прыгает, ходит, занимается спортом, тем лучше снабжаются кровью его связки, кости, мышцы на ногах.
Массажный коврик
Его можно купить в магазине или сделать своими руками и выполнять упражнения по массированию стопы.
Ходьба босиком
В летнее время желательно, чтобы ребенок больше гулял босиком по неровным поверхностям (морскому дну, земле, гальке, песку и др.). Это отличная тренировка для стопы предотвращает развитие плоскостопия.
Рассмотрев наиболее доступные и эффективные методики, я сформировала комплекс упражнений и изготовила массажный коврик для уроков физической культуры. Они и стали готовыми продуктами моего проекта.
Комплекс упражнений представлен в буклете, который я подготовила для учащихся с выявленными проблемами плоскостопия. Буклеты были вручены обучающимся с выявленными проблемами плоскостопия.
Массажный коврик изготовлен из натуральной ткани и элементов бросового материала, что говорит об экологичности готового продукта. Данный коврик апробирован на уроках физической культуры и пополнил материальную базу спортивного зала (рис. 2).
Рис. 2. Использование массажного коврика на уроке физической культуры
Конечно, за период реализации моего проекта невозможно полностью вылечить плоскостопие школьника, однако профилактические меры, которые предполагает проект все же дают положительный эффект, так как в ходе упражнений снимается мышечное напряжение в стопах, а значит, увеличивается степень комфортности при ходьбе и беге и работоспособность в целом. Именно о таком эффекте говорят участники моего эксперимента в ходе социологического опроса.
Социальная значимость проекта заключается в том, что в настоящее время плоскостопие наблюдается достаточно часто у младших школьников. Готовый продукт моего проекта является частью профилактических мероприятий и поможет частично исправить ситуацию через использование простого и в то же время эффективного массажного коврика на уроках физической культуры.
Использованные источники
Настольная книга учителя физической культуры /Авт. – сост. Г.И. Погодаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., пере-раб. и доп. – М.: физкультура и спорт, 2000 – 496 с.
Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2017. – 464 с.
Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. –Волгоград: Учитель, 2009. -185 с.
Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирование, игры и упражнения / авт.-сост. К.Р. Мамедов. – 2-е изд., стереотип. –Волгоград: Учитель, 2018. – 83 с.
Профилактика развития плоскостопия [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: https://infourok.ru/proektnaya-rabota-na-temu-profilaktika-razvitiya-ploskostopiya-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-4644475.html