Родительское собрание «Профилактика вредных привычек у младших школьников»
Тема: Профилактика вредных привычек у младших школьников»
Цель:
Объединить усилия семьи и школы в профилактике вредных привычек у младших школьников.
Форма:
Мастерская общения.
Участники:
Родители, классный руководитель.
Подготовительный этап:
Анкетирование учащихся и родителей по проблеме собрания.
Оборудование, оформление:
Презентация, информационные материалы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
План
1. Возрастные особенности, психологические факторы, способные спровоцировать риск раннего приобщения детей к одурманивающим веществам.
2. Роль семьи в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста.
З. Обмен опытом семейного воспитания, рекомендации родителям.
Разговор на «трудную» тему
Подрастают наши дети…. Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня разговор пойдет о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда они перечеркивают всю жизнь. Это алкоголизм, наркомания. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркомании? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Немного статистики.
Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн.
От общего числа наркоманов в России по статистике:
20% - это школьники;
60% – молодежь в возрасте 16-30 лет;
20% - люди более старшего возраста.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно здесь.
По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.
Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет.
На сегодняшний день существует немало наименований наркотических веществ.Среди подростков наибольшее распространение получили:
Спайс – это травяная курительная смесь. Особую популярность приобрела в среде студентов и школьников, так как относительно дешевая и доступная. В состав "спайса" входят растения, каждое из которых является сильным галлюциногеном, употребление может привести к нарушениям в психике. Часто последствием употребления курительных смесей является резкое повышение артериального давления. Увеличение при этом происходит так стремительно, что только лишь опытный врач может оказать первую медицинскую помощь. В считанные минуты после начала процесса оно подскакивает до предельных значений, при этом медики просто не успевают добраться до пострадавшего вовремя, и как следствие кровоизлияния и смерть.
Насвай-наркотическое вещество, в состав которого входит табак. Насвай в разы увеличивает риск возникновения раковых заболеваний, заражения различными кишечными инфекциями, задержки психического развития. В конечном счете, употребление насвая может привести к желанию принимать более сильные наркотики. Насвай ни в коем случае нельзя сочетать с алкоголем, а также очень сложно рассчитать дозу, поэтому новички часто теряют сознание
Экстази самый распространенный наркотик среди нынешней молодёжи. По некоторым данным, экстази принимали хотя бы 1 раз свыше десяти миллионов человек, основная часть которых молодежь. Некоторые из тех, кто попробовал 1 раз экстази, потом стали постоянно употреблять его. Если экстази употреблять с алкоголем, то велика вероятность летального исхода. Бывали случаи, когда даже после 1 употребления экстази молодые люди умирали.
Алкоголизм в России принимает угрожающие масштабы.
В стране насчитывается 12 миллионов злоупотребляющих алкоголем. Еще совсем недавно многие не без основания считали, что абсолютное большинство среди алкоголиков составляют мужчины. Сегодня все больше возрастает процент употребляющих алкоголь среди женщин и подростков.Подростковый алкоголизм стремительно молодеет. В настоящее время пик самого массового приобщения к «питию» перешел в возрастную группу 14-15 лет. Эту же группу в массовом порядке начинает захватывать и наркомания.
Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Взрослые уверены, что ещё рано беседовать со своими детьми на такую трудную тему. Однако современные исследования свидетельствуют, что к 7-9 годам мальчики и девочки неплохо осведомлены в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет. Эта информативность детей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, младшие школьники знают, что употребление алкоголя, курение, а тем более наркотики опасны для здоровья человека. Объяснить же, чем именно они опасны, дети, конечно, ещё не могут.
С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ, или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой. В сознании ребёнка возникает так называемый (информационный) диссонанс — одновременное присутствие противоречивых сведений об одурманивающих веществах. Именно это противоречие является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю.
Сегодня возраст начала употребления алкоголя, наркотических веществ постепенно снижается. Есть дети уже в 6-7 лет, попробовавшие алкогольные напитки за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в укромном месте. Существует убедительное доказательство того, что чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к ним.
Родителям необходимо быть более внимательным к своему ребёнку. Если у него возникают проблемы с учёбой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их немедленно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребёнка сформировался комплекс неполноценности, который может привести к тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего. Тут все способы «хороши», в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, взрослость, пробуя сигареты или алкоголь.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Дети часто, играя, копируют черты человека, который для них является авторитетом. Как правило, это люди старшие по возрасту. А поскольку взрослых ребёнок видит часто с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жизни. В этом возрасте безусловным авторитетом для ребёнка являются его родители. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к пагубной привычке. Зачастую родители (папы, да и мамы) даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребёнка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ничего страшного в этом нет.
Ещё одна поведенческая реакция это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Таким образом, родители должны уяснить, чтобы ребёнок нашёл другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, занятия техническим творчеством, помощь родителям по дому, забота о старших или опека младших в семье и т.д. не скупитесь на похвалы! Дайте ребёнку шанс почувствовать себя хоть где-то успешным. Не забывайте замечать даже самые маленькие продвижения в учёбе!
Родители должны знать и о том, что есть определённые психологические факторы, повышающие риск знакомства младшего школьника с одурманивающими веществами.
Так, в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом характера, таким как чрезмерное заострение некоторых личностных черт.
Для таких детей характерны неспособность длительное время сосредоточиться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений. Поэтому такие дети легко могут попробовать алкогольные напитки, быстрее приобщаются к курению.
Особого внимания требуют в дети с истероидным типом характера. Их отличительной чертой является постоянное стремление быть в центре внимания. Часто им не важно, их хвалят или осуждают — главное, привлечь к себе внимание. Чтобы как-то выделиться, они могут закурить, попробовать спиртное. Они больше, чем другие дети, подвержены внешнему воздействию, чтобы показать свою взрослость, могут совершить необдуманный поступок.
Говоря о психологических особенностях, подчеркну, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю и курению. Реализуется или нет эта предрасположенность, зависит от взрослых, окружающих ребёнка.
Следующий фактор, на котором следует остановиться особо, - особенности семейного воспитания. Важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки).
Причины гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребёнком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне казалось- бы понятная — загруженность на работе. Многие из опрошенных родителей с сожалением говорят, что на общение с собственным ребёнком они могут «выделить» 20-З0 мин. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребёнка, проверить уроки, проследить за чистотой одежды. А разговоры «по душам» со своим чадом уходят на второй план. В такой ситуации находятся многие семьи. И всё же это не тупиковая ситуация. Родители должны понимать, что успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведённого с ребёнком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребёнка, чем длительные нотации.
Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребёнок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному.
Продолжая разговор о профилактике вредных привычек у младших школьников, предлагаю представить ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и... в этот момент голос ребёнка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте мне попробовать!»
Хочу привести следующие статистические данные: около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых.
Как показывают исследования, формирование алкогольных установок как позитивных, так и негативных происходит в младшем школьном возрасте. Известно, что ребёнок уже в дошкольном возрасте хорошо знаком с алкогольными семейными традициями. Положительное отношение к алкоголю формируется у огромного количества дошкольников и младших школьников.
Многие родители считают, что если ребёнок пробует алкогольный напиток, он удовлетворяет своё любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем-то таинственным. Другая точка зрения родителей состоит в том, что если ребёнок постепенно осваивает традиции пития, это, якобы, поможет предотвратить в дальнейшем неумеренное потребление алкоголя. «Пусть лучше попробует алкогольный напиток дома, под моим контролем, чем где-то на улице» - такое мнение бытует часто среди родителей.
Очень опасны и психологические последствия таких родительских экспериментов — в осознании ребёнка снимается внутреннее табу на употребление алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешённых, ведь алкоголь попробовать разрешили родители.
Таким образом, родители должны осознать, что ранний опыт употребления детьми алкогольных напитков неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребёнка и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да ещё близкий знакомый совершенно недопустимое зрелище для ребёнка, особенно если это отец или мать.
Завершая этот непростой разговор, хочется подчеркнуть, что семья способна сформировать у ребёнка устойчивость к пагубным привычкам, но вместе с тем, необдуманная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у детей свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих детям возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотиков и алкоголя. В первую очередь, это формирование у детей культуры здоровья. Научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью, стоить гармонично свои отношения с окружающим миром - важнейшая задача родителей.