12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Казакова Надежда Сергеевна20
3

Индивидуальный творческий проект Игра «Математический бой»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………...... 2

Глава1. Математические игры……………………………….. 3

Глава2. Математическая игра «Морской бой»……………… 4

Заключение…………………………………………………….. 6

Список литературы…………………………………………… 7

Приложение игра «Морской бой»

Введение

Многим не нравятся школьные уроки, такие как алгебра и геометрия, поэтому мы решили сделать изучение предметов в виде игры, чтобы это было интересно и увлекательно. Ведь в 7 классе начинается изучение этих предметов и хотелось бы, чтобы интерес к изучению появился и не пропадал, но подростки любят компьютерные игры, так как в них можно ошибаться и начинать всё с начала – это не всегда полезно в реальной жизни. Самые полезные компьютерные игры для детей – это обучающие. Мне захотелось переделать популярную игру «морской бой» ещё и под познавательную, это и подвигло меня на создание данной игры. Эту игру учитель может использовать для проведения уроков, также может использовать любой человек интересующейся алгеброй или геометрией для проверки своих знаний. И даже одноклассники могут собраться в небольшой компании и определить кто из них лучше знает математику.

Основная цель - разработка и применение математической игры « Морской бой » на внеклассных занятиях по математике.

Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр:

Развитие мышления;

Организация свободного времени;

Воспитание сотрудничества и коллективизма;

Приобретение новых знаний, умений и навыков.

Мотивация учебной деятельности и др.

Своими задачами при создании проекта я считаю:

Сформировать навык сбора и обработки информации;

Узнать какие математические игры существуют;

Разработать математическую игру «Морской бой»

Глава1. Математические игры

Приведем классификацию игр по схожести правил и характера проведения. Данная классификация будет включать в себя следующие виды игр:

o Настольные игры;

o Викторины;

o Математические конкурсы;

o КВНы;

o Математические лабиринты;

o Бои;

Некоторые из выше перечисленных видов игр могут быть включены в другие, более большие математические игры, как один из их этапов. Теперь же рассмотрим конкретно каждый вид.

1.1 Настольные игры

К настольным играм относят такие математические игры как математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Подготовительный этап таких игр проводится в основном перед самой игрой, на нем разъясняются в основном правила игры. Настольные математические игры не рассматриваются как отдельная форма внеклассного занятия, а используются обычно как часть занятия, могут быть включены в другие математические игры. Дети могут играть в них в любое свободное время, даже на перемене (например, разгадывать какую-либо головоломку).

Математическое лото. Правила у игры те же, что и при игре в обычное лото. Каждый из учеников получает карту, на которой написаны ответы. Ведущий игры берет пачку карточек, на которых написаны задания и вытаскивает одну из них. Читает задание, показывает всем участникам игры. Участники решают задания устно или письменно, получают ответ, находят его у себя на игральной карточке. Закрываю этот ответ специально заготовленными фишками. Выигрывает тот, кто первый закроет карточку. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим. Можно заготовить жетоны таким образом, что после закрытия всей карты, у учащегося получился с помощью этих жетонов рисунок, тем самым можно проверить правильность

закрытия карты. Перед началом игры можно провести разминку, на которой вспоминаются формулы, правила, знания, необходимые для проведения игры.

Игры со спичками. Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна, учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить.

Очень нравятся детям игры-головоломки. В них нужно расположить особым образом определенные фигуры или числа в таблице. Возможен и другой вариант такой игры. Например, игра, где из различной формы кусочков бумаги нужно собрать фигуру, да еще попытаться найти, как можно больше различных вариантов сбора.

Так же встречаются настольные игры-поединки между двумя участниками. Это такие игры как крестики-нолики в различных вариациях, игры на шахматной доске, игры с использованием спичек и многие другие. В таких играх необходимо выбрать нужную, выигрышную стратегию. Проблема и заключается в том, что сначала нужно догадаться какая именно стратегия является выигрышной. В математике даже существует такой тип нестандартных задач, где как раз нужно найти выигрышную стратегию игры и обосновывать ее математически (теория игр).

Примером такой игры может служить следующая игра. На стол кладутся спички в ряд. Играют двое игроков. Они по очереди берут одну, две или три спички. Выигрывает тот, кто берет последнюю спичку.

1.2 Математические викторины

Казалось бы, этот тип игры тоже мог бы быть включен в предыдущий тип игр, но ярко выраженной игровой ситуации в них не наблюдается. Математические викторины очень часто включаются в математические вечера, в занятии математического кружка, используются как этап другой математической игры.

Математические викторины легко организовать. В них может принять участие каждый желающий. Суть их заключается в том, что участникам задаются вопросы, на которые они должны ответить. Викторины проводятся по-разному, в зависимости от числа участников.

Если участников не очень много, то каждый вопрос или задача зачитываются человеком, проводящим викторину. На обдумывание ответа дается несколько минут. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Если ответ не полный, то можно предоставить возможность высказаться еще и другому

участнику. За правильный ответ присуждается определенное количество очков.

Если же участников много, то текст всех вопросов и задач выписываются на доске, на отдельных плакатах или раздаются школьникам на отдельных листах, где они пишут ответы и краткое объяснение. Потом листочки сдаются жюри, где они проверяются, подсчитываются баллы.

Победителями становятся участники, набравшие наибольшее количество баллов.

Возможны случаи, когда викторины проводятся для команд. В этом случае каждой команде зачитывается определенное количество вопросов, возможны варианты ответов на них. Участники команд должны за определенное время ответить правильно на как можно большее количество вопросов. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов. Вопросы, задаваемые командам должны быть равноценными.

С помощью викторин можно не только заинтересовать учащихся математикой, используя необычной формы вопросы, но и проконтролировать уровень их знаний предмета (особенно в том случае, когда она проходит в письменной форме).

Рассмотренные выше игры могут включаться во внеклассные занятия по отдельности, а могут и в своей совокупности составлять большой блок игр, занятие в игровой форме, то есть большую математическую игру. Эта игра может быть проведена в различных формах. В зависимости от характера проведения таких игр различают следующие виды:

1.3 Математические конкурсы

Математические конкурсы можно рассматривать как часть большой игры или вечера (например, конкурс капитанов). Так же конкурс можно рассматривать как соревнование по выполнению какой-либо работы или проекта (конкурс на лучшую математическую сказку, конкурс на лучшую математическую газету и т.п.). Здесь же будут рассматриваться математические конкурсы как отдельные самостоятельные мероприятия, математические игры, в состав которых могут входить как их элементы другие более мелкие математические игры (например, викторины, эстафеты и др.).

Математические конкурсы – это соревнования, которые могут проводиться как между отдельными участниками игры, так и между командами. Это наиболее часто используемый тип математических игр. К нему можно отнести такие игры как «Звездный час», «Счастливый случай», «Колесо математики» и другие.

В конкурсе всегда есть победитель и он единственный, возможен случай и ничьей. При проведении математических конкурсов обычно присутствуют не только сами участники игры, но и зрители, болеющие за них. Поэтому в таких видах игр всегда предусмотрены и задания (конкурсы) для зрителей.

Особой подготовки участников к игре не требуется. В основном нужно лишь собрать команду и разобрать примерные задания. Данный тип игр настолько разнообразен и универсален, что позволяет проводить внеклассные занятия по математике как можно чаще в форме математической игре, и тем самым привлечь к ним больше учеников. Школьники заинтересовываются и даже иногда сами изъявляют желание придумать свою математическую игру и провести ее.

1.4 КВНы

КВН – это тоже математический конкурс. Но он настолько популярен и необычен, что его можно отнести в отдельную группу математических игр.

КВНы проводятся между несколькими командами. Эти команды заранее готовятся к игре, придумывают приветствие другим командам, домашнее задание, в виде представления.

Сам КВН тоже может проводиться в виде какого-нибудь представления, разыгрываются небольшие сценки между конкурсами, может быть в форме путешествия. Помещение, в котором проходит игра, ярко и красочно оформляется. На КВНах обычно присутствуют зрители, поэтому предусматривается и конкурс для зрителей. Так же эта игра предполагает наличие жюри.

Все КВНы строятся приблизительно по одному плану, в которых входят традиционные конкурсы:

1. Приветствие. В этом конкурсе команда должна пояснить свое название, рассказать о членах команды, обратиться к соперникам и жюри.

2. Разминка (для команд и болельщиков). Командам даются задания, на которые они должны как можно быстрее ответить. Может проходить в форме викторины.

3. Пантомима. В этом конкурсе обыгрываются различные математические понятия.

4. Конкурс художников. В этом конкурсе нужно изобразить, используя геометрические фигуры, графики функций и т.п., изобразить что-либо, а так же придумать рассказ по своему рисунку.

5. Домашнее задание. Оно должно соответствовать теме КВНа и быть представлено в виде сценки, песни или стихотворения.

6. Конкурс капитанов. Капитанам команд предлагается решить более сложные задачи, чем в разминке. Этот конкур может пройти в форме какой-нибудь небольшой игры-соревнования.

7. Специальные конкурсы. Должны соответствовать теме КВНа, их может быть несколько. Например, исторический конкурс, расшифровка ребуса и др.

Каждый конкурс оценивается жюри определенным количеством баллов, и после его окончания жюри объявляет результаты. В КВНе выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсов.

Математические КВНы имеет такую популярность из-за своей необычной формы проведения и из-за имеющейся на телевидении одноименной передачи, являющейся прообразом данного вида игр. В этой игре участники имеют возможность проявить не только свои математические, но и творческие способности. Школьники с удовольствием принимают участие в таких играх не только как участники, но и как зрители.

Математические КВНы таким образом способствуют развитию интереса к одному из труднейших школьных предметов – математике, которая в этой игре совсем не кажется трудной, а наоборот становиться интересной и занимательной.

 1.5 Математические лабиринты

Данный тип игр был назван так, потому что по свой структуре напоминает лабиринт, с его запутанными ходами. В лабиринте каждый правильно сделанный поворот, поможет тебе выбраться из лабиринта. А если ты сделал хоть один неправильный поворот, то и выбраться из лабиринта не сможешь. Точно также устроены и математические лабиринты. Каждое правильно решённое задание приближает вас к верному конечному результату игры, а единственная ошибка может привести к неверному. Игра проходит поэтапно. Ответ на задание в каждом этапе определяет, на какой этап игры нужно идти дальше. В итоге ты приходишь к конечному результату. Именно он и проверяется. Это может быть ответ на задание последнего этапа, либо какая-нибудь картинка и т.п. Если конечный результат не верный, то надо искать на каком из этапов игры была совершена ошибка и, следовательно, проходить часть лабиринта заново. Таким образом, участники игры учатся не только правильно решать задачи, но проверять свои решения, находить ошибки.

1.6 Математические бои

К такому виду игр относят непосредственно сам «Математический бой», «Морской бой», различные баталии.

В таких боях обычно участвуют две команды, которые соревнуются между собой в уровне имеющихся у них математических знаниях. Участвуют в боях обычно самые сильные и способные ученики в классе, по отношению к математике.

В таких играх также важно не только хорошо уметь решать задачи, но и правильно выбрать стратегию игры.

Правила математического боя:

Игра состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается

собственно и сам бой. Бой состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда одна из команд вызывает другую на одну из задач, решения которых еще не рассказывались. После этого вызванная команда сообщает, принимает ли она вызов, то есть согласна ли рассказывать решение этой задачи. Если да, то она выставляет докладчика, который должен рассказать решение, а вызвавшая команда выставляет оппонента, обязанности которого – искать в решении ошибки. Если нет, то докладчика обязана выставить команда, которая вызвала, а отказавшаяся выставить оппонента.

Ход раунда: В начале раунда докладчик рассказывает решение. Пока доклад не окончен, оппонент может задавать вопросы только с согласия докладчика. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. Если в течение минуты оппонент не задал ни одного вопроса, то считается, что у него нет вопросов. Если докладчик в течение минуты не начинает отвечать на вопрос, то считается, что у него нет ответа. После окончания диалога докладчика и оппонента жюри задает свои вопросы. При необходимости оно может вмешиваться и раньше.

Если по ходу дискуссии жюри установило, что оппонент доказал отсутствие у докладчика решения и ранее не произошел отказ от вызова, то возможны два варианта. Если вызов на этот раунд был принят, то оппонент получает право (но не обязан) рассказать свое решение. Если оппонент взялся рассказывать свое решение, то происходит полная перемена ролей: бывший докладчик становится оппонентом и может зарабатывать баллы за оппонирование. Если же вызов на этот раунд был принят, то говорят, что вызов был не корректным. В этом случае перемена ролей не происходит, а команда, вызывавшая некорректно, должна снова вызывать соперника в следующем раунде. Во всех остальных случаях в следующем раунде вызывает та команда, которая была вызвана в текущем раунде.

Каждая задача оценивается в 12 баллов, которые по итогам раунда распределяются между докладчиком, оппонентом и жюри.

Бой заканчивается, когда не остается не обсужденных задач, либо-когда одна из команд отказывается от вызова, а другая команда отказывается рассказывать решение оставшихся задач.

Если по окончании боя результаты команд отличаются не больше чем на 3 балла, то считается, что бой закончился вничью. В противном случае побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Может в игре выиграть и жюри.

Этот вид игры являются довольно таки необычными и позволяют привлечь школьников к внеклассной работе по математике, развить их познавательный интерес к предмету.

Выше перечисленные виды игр могут переплетаться, игра может сочетать в себе элементы разных игр. В связи с этим, на практике наблюдается многообразие математических игр. Проведение внеклассных занятий в форме математических игр позволит их разнообразить, привлечь к ним разные группы учащихся: интересующихся математикой, не проявляющих явного интереса, слабых, сильных и т.п. Правильно выбранный вид математической игры с учетом возраста и типа учащихся способствует привлечению большего числа школьников к внеклассной работе по математике, возникновения у них интереса к предмету.

Глава2. Математическая игра «Морской бой»

1. 1 Классический морской бой.

Игра «морской бой» была придумана в 1931 году Милтоном Брэдли. Точнее «настольная игра» выпущена его компанией как коммерческий продукт, после чего слух об этой игре «разлетелся» по всему миру.

Классический морской бой. Начнем с самого популярного варианта морского боя, распространенного во многих странах. Каждый из двух игроков рисует на клетчатом листе бумаги две доски размером 10*10. На первой из них он расставляет свои корабли, а на второй разгадывает расположение кораблей противника. В состав флотилии входят десять кораблей: один линкор (корабль 4*1), два крейсера (3*1), три эсминца (2*1) и четыре катера (1*1). Корабли могут занимать любые поля доски, но не должны касаться друг друга ни сторонами, ни углами.

После размещения флота игроки начинают по очереди стрелять по неприятельской территории, то есть называть поля доски - а3, б7, и9 и т. д. (горизонтали доски будем обозначать числами от 1 до 10, а вертикали - русскими буквами от а до к). После каждого выстрела игрок получает от партнера следующую информацию: "попал", если выстрел пришелся по полю с кораблем; "убил", если это последнее поле корабля (по другим полям, занятым им, попадание произошло раньше); и наконец, "мимо", если поле пустое. В первых двух случаях игрок производит еще один выстрел, и так до первого промаха, после чего очередь хода передается партнеру. Побеждает тот, кто первым потопит все десять кораблей противника.

2.2 Математическая игра

Понятие «занимательная математика» включает множество интересных элементов, которые могут быть использованы как на уроке, так и во внеклассной работе с целью более успешного решения педагогических задач. В данной игре учащиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших «счетоводов» в коллективе. Это игра-развлечение. Она помогает наладить дружественные отношения внутри группы, развить аналитическое мышление, внимание, память, воспитывает у учащихся сознательную дисциплину, способность выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей. Игра формирует интерес к математике, развивает кругозор у учащихся. В данном мероприятии могут участвовать учащиеся 7 – 9 классов.

Цель – содействие развитию мыслительных способностей ученика посредством введения в курс изучения математики интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений.

Задачи:

Образовательные: закрепить в игровой, занимательной форме изученный ранее материал, опираясь на знания учащихся по математике;

Развивающие: обеспечить условия для развития математических способностей и логического мышления у учащихся; познавательных и творческих способностей, остроту мышления и наблюдательности.

Воспитательные: воспитывать культуру коллективного общения; способствовать формированию положительной мотивации учения.

Ожидаемый результат:

1)Повышение интереса учащихся к предмету 2)Выполнение ребятами дополнительных развивающих заданий; 3)Развитие аналитического мышления, внимания, памяти.

«Морской бой» - излюбленная игра и малышей, и старших школьников. Главная цель – «потопить» корабли противника путем прямого попадания в корабль. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К. Координаты цели определяются именем столбца и строки. В эту игру могут играть 2 команды. Игровое поле – одно для обеих команд. Это квадрат больших размеров, который находится на видном месте, всего 100 клеток. На игровом поле размещены «корабли»: четырехпалубный, трехпалубные, двухпалубные и однопалубные. Все клетки «кораблей» закрашены. Клетки вокруг кораблей обозначены буквами, соответствующими разделу математики или темы. «А» - алгебра; «С» - задачи на смекалку; «Г» - геометрия; «Л» - логические задачи; «М» - о математике; «Т» - термин. Остальные клетки пустые. Участникам необходимо «потопить» все корабли. По очереди команды делают выстрелы (указывают координаты на игровом поле). Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то команде сразу начисляется 1 очко и дается право на следующий выстрел. Если произошло попадание в букву (знак вопроса), то это значит, что необходимо ответить на вопрос. Команде задается соответствующий вопрос. На обдумывание ответа –1 минута.

Если ответ правильный, команда также получает 1 очко, но право на следующий выстрел достаётся следующей команде. Игра завершается после того, как участники «потопят» все корабли. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

 

А

   

А

А

Л

     

2

А

 

Г

Л

     

А

   

3

А

 

А

 

Л

А

А

А

   

4

А

А

А

 

А

Г

Г

А

   

5

 

А

 

А

       

А

 

6

А

А

 

Г

Г

С

А

С

А

 

7

 

А

Г

А

     

М

 

Г

8

Т

     

А

А

А

   

А

9

 

Г

Л

А

А

   

А

Л

 

10

         

А

А

     
 

 

2.3 Правила игры

Для определения того, какая из команд первая начнет "стрельбу", командам задается вопрос. Команда, ответившая первой, начинает игру. "Стрельба" идет поочередно.

Если выстрел команды попадает в корабль, то команде сразу начисляется 1 очко, и дается право сделать следующий выстрел.

Если попали в задание, то задание нужно выполнить.

Задание выполнено верно – 1 очко, нет – право ответа переходит к другой команде, и выстрел тоже делает другая команда

Если выстрел «мимо» – ход переходит к другой команде

На обдумывание вопроса –1 минута

Игра продолжается до тех пор, пока все «корабли» не окажутся «потопленными».

Побеждает команда, набравшая больше количество баллов.

Заключение

В ходе проделанной работы мы приходим к следующим выводам:

Сформировали навык сбора и обработки информации;

Узнали какие математические игры существуют;

Разработали математическую игру «Морской бой»

  • Цель достигнута: разработали математическую игру «Морской бой» для применения на внеурочных занятиях по математике.

    Поставленные задачи решены:

Эту игру учитель может использовать для проведения уроков, также может использовать любой человек, интересующейся алгеброй или геометрией для проверки своих знаний. И даже одноклассники могут собраться в небольшой компании и определить кто из них лучше знает математику.

Продолжением своей работы я вижу разработку этой же игры на материале 8 класса.

Список литературы

Методика проведения математических игр- https://infourok.ru/metodika-provedeniya-matematicheskih-igr-na-vneklassnih-zanyatiyah-po-matematike-995357.html

Математические игры- https://vk.com/doc10404484_461286540?hash=2719f2d9fdc8b3b4ac&dl=100c287c3c34cde42

Интеллектуальная игра по математике «Морской бой»- https://videouroki.net/razrabotki/intellektualnaya-igra-po-matematike-morskoy-boy.html

Автор материала: Д. Шкуренков (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.