12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское
0

Интермедиальность как авторская стратегия формирования смысла в лирике П. Верлена и Б.Л. Пастернака

Интермедиальность как авторская стратегия формирования смысла в лирике П. Верлена и Б.Л. Пастернака



Перикова Ксения, ученица 11 класса МБОУ СОШ №8

Научный руководитель: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8

Аннотация: В статье рассматривается специфика сравнения интермедиальности как художественной константы, с помощью которой создаются образы в произведениях П. Верлена и Б.Л. Пастернака.

Ключевые слова: Интермедиальность. Б.Л. Пастернак. Живопись в художественном тексте.

Abstract: The article discusses the specifics of comparing intermediality as an artistic constant, with the help of which images are created in the works of P. Verlaine and B.L. Pasternak.

Key words: Intermediality. B.L. Pasternak. Painting in a literary text.


Искусство представляет собой многоплановую систему, элементами которой выступают различные виды искусства. Внутрисистемные отношения видов искусства характеризуют две тенденции, как известно, стремление к синтезу, а также сохранение своей независимости. Наиболее актуальным и существенным для нас является феномен интермедиальности как способа возможного синтеза в литературе при изучении художественного произведения, его анализа.

Предметом статьи выступает интермедиальность как авторская стратегия формирования смысла в творческом наследии П. Верлена и Б.Л. Пастернака.

Объектом являются лирические произведения П. Верлена и Б.Л. Пастернака.

К понятию интермедиальность существует множество подходов, но наиболее четким, на наш взгляд, является определение, предложенное Н.В. Тишуниной. Так, интермедиальность в узком смысле понимается ею как «особый тип внутритекстовых взаимосвязей в художественном произведении, основанный на взаимодействии языков разных видов искусств» [Тишунина 1998: 4]. Интермедиальность в широком смысле - это «создание целостного полихудожественного пространства в системе культуры, создание метаязыка культуры» [Тишунина 2000: 17].

Феномен интермедиальности в пространстве литературного произведения может быть воплощен на различных уровнях:

1) присутствие в тексте имен деятелей, названий произведений, терминологии другого вида искусства (уровень именования);

2) аллюзии и реминисценции на произведения другого вида искусства, аллюзивное использование образов, мотивов и сюжетов другого искусства (уровень темы);

3) художественный перевод: например, различные виды экфрасиса (уровень смысла);

4) заимствование принципов образопостроения другого искусства (уровень формы).

Интермедиальность поэтического наследия гениального русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака весьма разнообразна. В качестве примера можно обратиться к стихотворениям «Гамлет» и «Чудо» из романа «Доктор Живаго». В контексте интермедиальных стратегий данные произведения имеют связи с различными видами искусств. Они напрямую связаны с мотивной организацией особого прецедентного текста для всей мировой литературы, Библией. Я считаю, что это значительно повлияло на интермедиальный аспект не только отдельно взятых лирических произведений, но и всего романа. Так, стихотворение «Гамлет» построено на мотиве Гефсиманского сада - своеобразном мотиве моления о чаше. Произведение написано и от Гамлета, в том смысле, что воссоздает его положение, и одновременно от исполнителя роли Гамлета, от человека в положении Гамлета (уровень именования). Но все сконцентрировано вокруг мотива Гефсиманской молитвы Христа. Именно поэтому, по мысли филолога А.М. Шагалова, театр и жизнь, Шекспир и Евангелие - все сливается, образуя смысловое поле колоссального объема [Шагалов http://a-m shagalov.ru/publ/publikacii/nauchno_metodicheskie_publikacii/stikhotvorenie_b_pasternaka_gamlet_v_aspekte_intertekstualnykh_svjazej/2-1-0-14 ]. Разрешение лишь дано в концовке стихотворения: «Но продуман распорядок действий, / И неотвратим конец пути. // Я один, всё тонет в фарисействе. // Жизнь прожить – не поле перейти» [Пастернак 2021: 526]Побеждает «замысел упрямый», то есть предназначение, судьба: Гамлет (и сам герой, и его современный, в широком смысле, двойник) остается Гамлетом - и оказывается в новом, роковом для него и жертвенном положении (уровень темы).

Также можно обнаружить синтез с отечественной живописью начала ХХ века, с ее вниманием к историческим реалиям в изображении евангельских сюжетов. Так, в картинах на библейские темы Н.Н. Ге, присутствуют образы и топонимы, связанные с этико-религиозным аспектом. В связи с этим стихотворение «Чудо» может выступать в роли образопостроения к работе Н.Н. Ге «Христос в Гефсиманском саду», изображающей одиноко стоящую фигуру Христа среди пустынной местности (уровень формы). («Все стихло. Один он стоял посредине, а местность лежала пластом в забытьи») [Пастернак 2021: 540].

Интермедиальность как авторская стратегия формирования смысла в лирике П. Верлена напрямую связана с жанром импрессионизма и в живописи, и в поэзии как ведущего фактора декаданса и историко-литературного процесса XX века в Европе. В пейзажных зарисовках Поля Верлена природа неразрывно связана с душой воспринимающего лирического героя. Единства природных образов и переживаний героя поэт добивается также с помощью суггестивности - использования намеков, ассоциативных связей в передаче настроений читателю.

Так, действие «Галантных празднеств» проходит среди изящных мраморных статуй, колоннад классического пространства версальского парка. Герои и персонажи сборника - это тени или лунные силуэты, погруженные в «дымчатые очертания парков и садов». Стихотворение «На Катке» художественно убедительно воплощает это:

«И сколько бы весной сирень
Ни источала запах перца,
Им наполняя яркий день,
Но это - лишь услада сердца…» [https://stihi.ru/2012/09/02/3971].

Все эти атрибуты, словно перенесены из картин Ватто, Буше. .Стремление к созданию внутренне замкнутого мира впервые  находит у П. Верлена свое талантливое воплощение именно в пейзажной теме Ватто, представившего в своих картинах «лирический, несравненный по тонкости,  но ирреальный и тревожащий этой ирреальностью мир»  [Елизарова М.Е. и Михальская Н.П http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/simvolizm-verlen-rembo.htm ].

В «Сентиментальной прогулке» роль «цветов грусти» как мифопоэтической модели играют кувшинки на фоне пруда. Образ этот навеян произведением Ламартина «Озеро», в котором возникал образ кувшинок, уподобляемый утопленнице. Можно обнаружить здесь трансформацию образов «Офелии» Рембо. Кувшинки - цветы, связанные с невероятной меланхолией. Водная гладь, на которой они растут, может вызывать страх. У Верлена образ мертвой возлюбленной заменен на образ привидения, которое приходит поэту в тишине пруда, заросшего кувшинками и тиной, на водной глади которого возникают пугающие блики. Об этом говорят следующие строки: «Свивался, как призрак, усталый, больной. Сливаясь с туманом, с моими слезами, Пугливые птицы звенели крылами…» [lhttps://www.askbooka.ru/stihi/pol-verlen/sentimentalnaya-progulka.html].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интермедиальность как авторская стратегия формирования смысла в лирике П. Верлена и Б.Л. Пастернака проявилось на уровне макросмысла, раскрытия общности мировоззренческих установок, близости философских и эстетических концепций, подходов к постижению бытия и интерпретации явлений окружающей действительности, определяющих приоритетность предметов познания. В данном случае речь идет о постижении законов объективного мира сквозь призму мира субъективного. Анализ микросмысловых связей заключается в постижении смысла создаваемых поэтами «картин» в контексте всего произведения в целом в соответствии со смысловыми доминантами.




Список литературы

Верлен П. Эл. Ресурс.: https://stihi.ru/2012/09/02/3971

Елизарова М.Е. и Михальская Н.П.: История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 в. Курс лекций. Символизм. П. Верлен. А. Рембо:Источник: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/simvolizm-verlen-rembo.htm

Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. -М.: Эксклюзивная классика, 2021. - 765 с.

Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: Опыт интермедиального анализа. СПб., 1998. - 159 с.

Тишунина Н. В. Интермедиальность: к определению границ понятия // «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований» СПб., 2000. С. 17

Шагалов А.М. http://a-m-shagalov.ru/publ/publikacii/nauchno_metodicheskie_publikacii/stikhotvorenie_b_pasternaka_gamlet_v_aspekte_intertekstualnykh_svjazej/2-1-0-14

Автор материала: К. Перикова (11 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.