Исследовательская работа по литературному краеведению «Судьбы репрессированных людей в творчестве уватского поэта М.С. Кожевникова»

5
0
Материал опубликован 25 July 2017 в группе

«Судьбы репрессированных людей в творчестве уватского поэта М.С. Кожевникова».

Курмашева Анастасия Денисовна

Россия, Тюменская область, село Горнослинкино, МАОУ « Горнослинкинская СОШ», 10 класс

Содержание.

I. Аннотация. 2 стр

II. Введение 3 стр.



III……Научная статья

а). История освоения Чебунтана. 6 стр.

б). Репрессии в Уватском районе. 7 стр.

в) Судьба детей врагов народа. 8 стр.

г) Уватский мини- гулаг. 10 стр.

д). Воспоминания детства. 11 стр.

IY. Заключение. 13 стр.

Y. Список литературы. 15

Краткая аннотация.

В исследовательской работе автором рассмотрены судьбы репрессированных людей в Уватском районе Тюменской области в творчестве местного поэта Михаила Семеновича Кожевникова. В результате анализа его произведений доказано, что Уватский район стал мини - гулагом в годы репрессий. Репрессированные испытали все тяготы репрессий, проявившиеся в нарушении гражданских прав. Обращение к стихотворениям поэта заставляет читателя по-новому оценить настоящее, осознать человека как творца. В духовном богатстве и мужестве предков мы черпаем уверенность для преодоления трудностей настоящего, осознаем безграничные возможности человеческого разума и воли. Материалы исследования могут использованы для изучения истории и культуры малой родины.

Введение

Актуальность. Тяжелые страницы жизни нашего народа связаны с периодом репрессий 30-50-х годов XX века. Коснулись они и жителей Уватского района. Самым трагическим последствием репрессий стали человеческие потери. Сегодня установлено, что расстрелы на территории Тюменской области происходили в 5 городах: Тюмени, Тобольске, Ишиме, Салехарде, Ханты-Мансийске. Только на административном дворе старинной Тобольской тюрьмы расстреляно и закопано две с половиной тысячи человек, преимущественно тоболяки и жители Вагайского, Ярковского и Уватского района. Долгое время эта тема была запретной. И только в конце 80-х - начале 90-х годов XX века стали открываться страшные страницы прошлого. Екимовка, Большой и Малый Нарыс, Софроновка, Пнинск, Голодное, Шелчинск, Встречное, Ербаш, Беляйка. Малиновка, Черпия, Пихтовое, Кулунгач, Красноярск и Кулунья, Атнист – названия исчезнувших поселений. « Так вот и возник в Уватском районе мини- гулаг» - пишет в своих воспоминаниях Мартюшев Ф.И., сын репрессированных. ( « Жертвы и палачи» с.21). Почему они исчезли? Почему люди покинули эти обжитые места? . Надпись на памятнике в райцентре гласит: "1930 - 1953 гг. в Уватский район с клеймом врага народа было выселено 7420 человек. Подвергнуто репрессиям в районе более 200 семей. Образовано более 40 спецпоселений. Уватская земля скорбит" На современном этапе возникла историческая потребность в освещении данной проблемы. Эта тема имеет важное идейно-нравственное значение для подрастающего поколения, которое необходимо воспитывать на традициях и примерах старших поколений соотечественников, в том числе и репрессированных. Потомки репрессированных не любят вспоминать тот страшный период. О нем мы узнаем из публикаций в районной газете « Уватские известия», скупым воспоминаниям детей репрессированных. В нашей деревне живут репрессированные семьи Крайцер А.Н., Шнайдер.А. Без уяснения исторического прошлого молодое поколение теряет ориентиры. Кожевников М.С. – сын репрессированных, переживший и репрессии, и Великую Отечественную войну. История его семьи связана с историей района, страны. Он отразил события тех лет в своих произведениях, дал им оценку. Считаю, что изучение его творчества актуально, так как не зная истории своего края, нельзя узнать историю страны.

Гипотеза: Предполагается, что репрессированные люди, считающиеся изгоями, на самом деле были люди с высокой духовной нравственностью, достойно пережившие удары судьбы.

Цель: изучить жизнь и деятельность спецпереселенцев в Уватском районе в условиях ограничения прав по произведениям Кожевникова М.С., выявить его позицию.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Проанализировать стихотворения и рассказы Кожевникова М.С., посвященные этой теме.- Изучить литературу, документы, о событиях 30-50-х годов XX века нашего края, связанные с историей политических репрессий.

-изложить собранный материал в исследовательской работе.

Объект исследования: стихотворения и рассказы Кожевникова М.С.

Предмет исследования: репрессии в творчестве уватского поэта.
Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных.

Обзор литературы: Изучены 2 сборника Кожевникова, его автобиографические короткие статьи, рассказы, систематизированы полученные материалы. Материалом исследования служат публицистические произведения писателя, его литературно-критические статьи, публикации рукописей. Для обоснования отдельных положений работы использованы интервью поэта и воспоминания современников. Они помогли понять активную жизненную позицию автора. В нашей школе изучением его творчества занималась ученица Слинкина Мария. В районной газете были опубликованы статьи « Черпия», « Екимовка», опубликована статья о походе в Старый Атнист, Новый Атнист работников музея « Легенды седого Иртыша».

Степень изученности темы: Среди трудов регионального направления особое значение имеют работы Ю. П. Прибыльского, впервые обозначившего проблему депортации.  В конце 80-х гг. XX века вышли в свет первые публикации автора по этой теме. В его работах рассмотрены вопросы трудового использования, жилищно-бытового обустройства спецпереселенцев, оказавшихся в отдаленных районах Северо-Западной Сибири, включая районы Крайнего Севера. Автор сумел, будучи очевидцем и современником этих событий, проследить процессы депортации на судьбах конкретных людей.

Существенный вклад в изучение вопросов адаптации депортированного и сосланного населения в местах их водворения внесли исследователи Н. И. Загороднюк, А. А. ГТетрушин, В. И. Бронников. Историком Н.И. Загороднюк рассмотрены аспекты трудового использования, жилищно-бытового положения переселенцев в районах Крайнего Севера.2 Достоинство ее работ состоит в анализе значительного количества документов региональных архивов. В книге «Мы не знаем пощады...» Петрушин затронул вопрос о режиме содержания спецпереселенцев в условиях спецкомендатур. Этот аспект в современной историографии является одним из малоизученных, так как доступ в некоторые подведомственные архивы затруднен, без чего невозможно получение исчерпывающей картины. При изучении проблемы депортации нельзя оставить без внимания работу исследователя В.И. Бронникова, который раскрыл жизнь и деятельность спецпереселенцев Уватского района Тюменской области.4 Автор приходит к выводу о том, что депортанты внесли значимый трудовой вклад экономическое развитие района и области.

Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой попытки изучения жизни и деятельности репрессированных в Уватском районе в творчестве местного поэта Кожевникова Михаила Семеновича.  
Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о малоизвестном периоде прошлого. Работа может быть использована на уроках истории, русской литературы, уроках краеведения – изучения литературы, истории и географии родного края.

Научная статья.

История освоения Чебунтана.

Уватский район - самый северный район юга Тюменской области. Населенные пункты территории труднодоступны. Район относится к территории, приравненной к зоне Крайнего Севера. Он характеризуется неблагоприятнымдля сельского хозяйства суровым климатом. «Сибирь… есть тюрьма колоссальная», написал в XIX века первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. И до 1917 года Тюменская область была известна в России как место ссылки. Но самая тяжелая слава связана с XX веком. Когда в конце 20- начале 30-х годов стал раскручиваться маховик репрессий, часть преследовавшихся, приговоренных к ссылке стали направляться в Сибирь, в том числе и на территорию Уватского района. А сколько крестьян увезли «из Сибири в Сибирь» во время коллективизации! Потянулись обозы, составы телячьих вагонов, увозя сибирское крестьянство в места таежные, где их ждали лишения и смерть..

Первым жителем посёлка Чебунтан стал в 1913 году Максим Павлович Верзаков, сосланный с Воткинского завода Пермской губернии. А в 1914 году в посёлок прибыло тринадцать семей переселенцев из разных губерний России. Это были братья Новосёловы, Кожевников В.Г. с сыновьями; Семёновы, братья Канаевы,Софронов, Кодаренко Д., Карповы, Шарановы, Быковы, и др. Они вложили много труда для покорения тайги: построили дома, обрабатывали целину.     Нелегко приходилось крестьянам, каждый клочок земли для посевов хлебов приходилось отвоевывать у векового леса. Топоры и мотыги  - вот и всё, чем велась раскорчевка таёжных мест. Первые годы жили в землянках, не хватало времени для постройки домов, да и строиться начали основательно, по-хозяйски. В поселке отсутствовала почта,  школа, магазин,  ближайшая больница - в Новом селе, в 50-ти верстах. Некоторые из крестьян, не выдержав трудностей, возвращались в родные места, либо переселялись  на другие участки. В настоящее время в  поселке живут потомки первых поселенцев, судьбы которых тесно связаны с историей нашего края: Кожевниковы, Будылдины, Шарановы, Новоселовы, Кушпелевы, Зюсько и др.В стихотворении « Дедов кедр» поэт с уважением описывает тяжелый труд своих прадедов, дедов: дед посадил молодой кедр, который врос своими корнями в сибирскую землю на « полтыщи лет».

« Затем , спокойно застолбив участок,

Он рубит лес, корчует, пашет, жжет,

Возводит дом для радости и счастья,

В нем богу молится , и любит, и живет»

(«Душа нараспашку» стр. 8.).

На этой суровой земле вырос поселок Чебунтан, сейчас он « блестит веселыми глазами», « широк, могуч и крепок дедов кедр, врос в землю на века, стоит, как великан, и с этого кедра орешки падают добра детишкам на ладошки».

Репрессии в Уватском районе.

В 1931 году во время раскулачивания 5 семей, в том числе и Кожевниковы, были выселены из Чебунтанав глубь тайги, в Атнист. В период репрессий, в 1940 году в район прибыло 633 человека. Главными пунктами ссылки являлись: Уват – 49 семей ( 150 человек), Атнист – 26 семей (94 человека)… В Уват определили украинцев и белорусов, В Атнист – поляков, украинцев, белорусов. Кто же были по социальному положению и специальностям высланные сюда граждане Польши? Среди 133 рабочих оказались 115 поляков, 8 украинцев, 3 немца, 6 белорусов, 1 финн. Они оказались в нашем крае в результате политики репрессий, которую проводило наше государство в 30-50-е годы прошлого столетия. Репрессии - страшная страница летописи истории нашей страны и края. События того времени, коснувшиеся многих семей, остались в памяти навсегда.

«Система репрессий не щадила никого. Тяжкий труд с малолетства на «спецпоселениях» подорвал здоровье детей, лишил их детства на обжитых местах, возможности получить достойное образование и работу. Напрасные подозрения и недоверие окружающих сопровождали их на протяжении всей жизни. Но многие люди не зачерствели душой, сохранили в памяти и передали потомкам истории своих жизней. Особенно была страшная участь детей «врагов народа». Чтобы сохранить их, матери отказывались от мужей, иначе самим бы пришлось отправляться в лагеря. Ребенок в 15 лет мог быть арестованным и расстрелянным, детей помладше отправляли в специальные детские дома, им меняли имена, фамилию, делали все, чтобы они не помнили, кто они и откуда. Но люди выдержали, не сломались...(из архивных документов).


 


 

Судьба детей врагов народа.

« Без вины виноватые дети сполна хлебнули горького лиха, когда их семьи сорвали с родных мест и повезли в неизвестность, не дав взять с собой даже необходимое. На новом месте их ждали тяжелейшая работа, голод, холод, беспросветная нужда. Сколько пришлось пережить, через что пройти, сейчас и вспоминать страшно… Но пережили, выстояли. Повзрослели, создали семьи, вырастили детей, всю жизнь трудились. « Выжили, потому что так надо. Природа впаяла в наш организм великий запас прочности, а родители, часто погибая, спасали нас…» - вспоминал Мартюшев в своей книге « Жертвы и палачи», - мы, дети кулаков имели доступ только в педагогические, медицинские и сельскохозяйственные учебные заведения. В другие нас не пущали.. Но и то, что было дозволено, являлось великим благом, так как давало возможность досрочного освобождения от спецссылки». О несправедливом отношении к детям репрессированных, раскулаченных рассуждает Кожевников в своем стихотворении «Враженок». Дети « уже рождаются неравноправными гражданами Советской Земли». Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма. Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Исчезли с лица деревни, названные « спецпоселениями» С их исчезновением ушла в небытие и память о людях, живших когда-то там. Когда-то там кипела жизнь, жили люди, страдали. А сейчас пустота… стоит крест… если он поставлен. Пусть в истории нашей Родины больше никогда не будет событий, за которые было бы больно и стыдно»! Драматична судьба репрессированных. Их сделали изгоями. О том, что пришлось пережить нашему народу во время войны, Михаил Семенович поведал в «Атнисте» и в ряде стихотворений: « Берег Туртаса», « Екимовка», « Бусальское поле», « Памяти отца!», « Враженок»,(108стр), « Сорок лет спустя»,(129),

Остались символами навсегда при нас

Названья звучные ручьев и речек

Иринка и Атнист, Хмелевка и Тивряс,

И память нашей первой с ними встречи….

( стихотворение Родина – стр. 10)

Место детства навсегда остается в душе каждого человека своеобразным островком до последнего мгновения жизни.

Речушка малая Иринка

с водой прозрачной, как слезинка,

Прорезала туртасский яр,

Как хлебный каравай…

Знакомая тропинка

Осталась в памяти у нас морозинкой…

Ты уж по ней почаще пробегай…

Там наша Родина! Не забывай…

(стихотворение « Родина ,стр 12).

В первых строфах стихотворения « Берег Туртаса» 1995 года поэт отмечает красоту солнечного утра в Атнисте, бывшем поселении, но теперь от него нет и следа. Но здесь « вся природа купается в чьих-то слезах, будто чьи души встают в лесах»…

Сколько их здесь, человеческих душ

В годы войны обездолено.

И захоронено так кое-как,

Не отпеваемых, не упокоенных?

Польский погост лесом зарос.

Сгнили кресты и ограды.

Вот и купается лес в море слез

В утреннюю прохладу…

В памяти нашей не будет конца

О том, что здесь было когда-то.

Навечно останется горечь в сердцах

От прошлого без возврата».

Речка Туртас – « соленая речка несбыточных грез» – течет и теперь в бесконечность, лирический герой вспоминает, как « здесь пролетело, прозябло полуголодное, в нищете в рабстве у черного дьявола детство». Тяжелым и горьким было детство у « детей врагов». Экспрессивные слова, метафоры « море слез», « горечь в сердцах» помогают понять чувства человека, познавшего этот ад в детстве. Такое невозможно забыть. Во многих стихотворениях ключевое слово « слезы», вызывающее грусть.

Уватский мини-гулаг.

В Уватском районе есть место, которое когда-то называлось «Екимовка». Теперь на этом месте пустырь, возвышается крест, поставленный руками людей, чье детство прошло здесь. В 1991 году Михаил Семенович написал свое стихотворение про Екимовку:

Деревня-труп с запавшими глазами

В березовом желтеющем венце,

Чернеет, горбатая домами-крышами

И не одной души живой.

Построена Екимовка в тридцатых,

Когда Россию загнали в колхоз.

И жили в ней под крышами крутыми

Горбины горя и колодцы слез.

Поэт называет такие деревни - спецпоселения « шрамами позора у России на лице». Он правдиво показал тяжелый труд людей, « поруганных, изгнанных из родовых российских деревень». Гиперболы « горбины горя и колодцы слез» дают достоверную картину жизни в спецпоселениях, названных поэтом « деревня-труп с запавшими глазами». В развернутой метафоре дана картина разрушения. Люди трудились не только для себя, чтобы выжить в этих нечеловеческих условиях, но « все для победы фронту отдавали, старались родине в опасности помочь». С негодованием читаем строки о том, как над беззащитными людьми издевались « надменные, лицемерные» охранники, а сегодня « дай Бог им всем покоя, пусть дух их эту землю осветит».Ни один народ в XX веке не испытал того, что испытали народы ее. В 1937 - 1940-х годах почти всё старшее поколение посёлка Атнист было репрессировано и погибло в тюрьмах и лагерях. Вернулись лишь немногие: Кожевников Семён, Балыков Алексёй, Леонтьев Михаил, Осипова Анна.Как и для всей страны, тяжелым испытанием стали годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945. Все усилия жителей были направлены на выполнение спецзаказа; сбор тёплых вещей; помощь освобожденным от оккупации районам и областям; выполнение плана по заготовке зерна и фуража. В годы войны на фронт из Чебунтана ушло 32 человека, вернулось с войны только 7. По реке Туртас работало более 50-ти посёлков и лесоучастков. Труд  десятков наших земляков отмечен высокими Государственными наградами. Их судьбы, жизни стали неотъемлемой частью нашей жизни. Для нас кажется важным понять, уловить, почувствовать, сопережить то, что пережили наши отцы и деды. Из воспоминаний заслуженного учителя Уватского района Усольцевой В.А. «В начале войны репрессированные призыву не подлежали. По распоряжению райисполкома они все направлялись по разным деревням, чтобы заменить местных колхозников. Их стали призывать в 1942 году. В тот год из Черпии ушли воевать не только все мужское население, но и девушки: Клава Белова, Наташа Коровина, Зоя Прямоносова. Они окончили курсы радистов и их мобилизовали. Клава и Зоя вернулись, а Наташа погибла». {8}

Воспоминания детства.

Тепло описывает поэт богатство природы края в автобиографическом рассказе «Атнист». « Шумела здесь в ту пору тайга: вековые кедры, ели, сосны, лиственницы. Берег высокий, крутой, безопасен от затопления весенним половодьем. Вверх и вниз по течению реки много озер и стариц. В них разная рыба. В лесу очень много зверей и птиц. Место для поселка выбрано удачно. Выживать без помощи государства можно было»… В1937 году в Атнисте открыли лесозаготовительный участок Тобольского леспромхоза. Валили вековые кедры, диаметр которых достигал 1 метр. В 1939 году поляки построили поселок бревенчатого типа для жилья. В стране катилась волна репрессий. В 1940 году был арестован отец Кожевникова М. С. По ст.58Ук РФФСР по политическим мотивам. И брата его Павла посадили на 10 лет и деда за то, что он выполнял функции попа, крестил детей. Михаилом Семеновичем даны достоверные картины жестокого отношения к людям. Поляки, братья Изаки, работают на улице в 40-45 градусов мороза. У них нет теплой одежды, их лохмотья настолько завшивели, что нет сил терпеть, и люди бьют насекомых на « гашнике». Другая картина: замерзший, еле живой пан Франек идет домой. Его жена, Марыся, боится открыть ему двери. Он настолько замерз, что не может говорить, стучит. Марыся боится арестов. « Поляки злобно шипели, изрыгая ругательства в адрес русских, - давали понять, что скоро Советам конец. Их быстро арестовали и по 10 лет каждому». ( « Атнист» стр.141)…Люди от недоедания и переохлаждения почти все заболели куриной слепотой. Работают все, кто может. Дети помогают выращивать овощи. От непосильной работы, от обилия гнусов лошади ложились на землю и не могли вставать. Страшны картины похорон и проводов на войну. Читаешь и как будто присутствуешь рядом. « Смерть стояла у порога каждого дома, ждала своей очереди»… Когда забирали брата на войну, мать в бессилии осталась лежать зимой на дороге и рыдала. « Прожитая жуть войны в Атнисте останется в памяти людей, если даже на месте поселка будут шуметь сосны, а на густонаселенных погостах будет расти горькая трава полынь и кровохлебка. В истории нашего Уватского края это глубокая царапина, факт пережитого людьми периода сталинского деспотизма» (стр. 143). В 1945 году получили право возвращаться на Родину поляки, депортированные в Сибирь. 23 марта 1946 года первый эшелон с 925 репатриантами отправился из Тюмени в Варшаву. [ 1 ] Исследуя основные периоды истории нашего края, мы изучаем страницы сибирской истории, дополняя ее новыми фактами. Обращение к истории своего народа нам кажется важным. История живет и развивается, пока не гаснет свеча ее духовности и у народа есть осознание и достоинство исторической целостности, чувство сопричастности к ней.

В стихотворении «Бусальское поле» поэт вспоминает далекое детство, труд людей-землепашцев, побежденную целину, засеянные поля, счастье тех, «для кого этот тяжелый труд стал залогом счастья». Страшна антитеза картины современности: «на полях дурман густой, хлеб канадский в магазинах, зарастают поля, а душа России угасает вместе с полями». А что станет с Родиной? Читая стихотворения Михаила Семеновича, мы убеждаемся в высокой нравственности, совестливости и трудолюбии, патриотизме земляков. Богатство, созданное преобразовательным трудом - один из самых важных атрибутов социального престижа русских крестьян – старожилов. Вглядываясь в историю своей малой родины, мы постигаем ту огромную духовную и физическую работу, которую проделали наши прародители-земляки. Изучение истории края позволяет нам осмыслить ценность духовной и материальной работы и понять ценность отдельной личности в истории. Обращение к наследию прошлого заставляет по-новому оценить настоящее, осознать человека как творца. В духовном богатстве и мужестве предков мы черпаем уверенность для преодоления трудностей настоящего, осознаем безграничные возможности человеческого разума и воли.

Эта мысль проходит красной нитью в стихотворении « Памяти отца». Поэт с глубоким уважением вспоминает нравственные уроки своего отца, который « был достойным сыном у Земли, его трудолюбивыми руками леса обласканы, которые росли, родной земле не наносил он раны, всегда охранял святейшие начала, любил природу».{2} Сегодня на бывших местах поселений стоят кресты, сохранились кладбища, заросшие бурьяном.. А сколько еще неизвестных захоронений разбросано по России? Руководитель экспедиции Павел Викторович Загривков из Тобольска рассказывает: «Если бы населенный пункт возник по доброй воле, то он бы и сегодня жил. А такие спецпоселения не имеют права на существование. Он возник ниоткуда и исчез в никуда. Однако, как бы там ни было, Черпия - это наша малая родина, земля, куда зовет сердце». На вопрос: «А почему бы не возродить поселок?» - многие из них говорят: «Надо помнить уроки прошлого, чтобы видеть дорогу в счастливое будущее. А Черпия и другие поселения репрессированных должны исчезнуть: слишком много горя принесли они народу».{5} Хотелось бы, чтобы эта память не исчезла бесследно, а места, где жили замечательные люди, напоминали о себе хотя бы памятным знаком. Памятные знаки должны стоять везде, где жили и умирали люди. Поставить кресты памяти можно всем миром.

IY. Заключение.

Таким образом, нам есть чему учиться у поколений прошлого и надеемся, что данное исследование послужит делу понимания исторического самосознания и культурного наследия.
1. Поэт своим творчеством показал, что основы нравственности - это духовные корни, память истории. Забвение истории влечет утрату духовности и культуры. Репрессии, по мнению поэта, « шрам позора на лице России», Спецпоселения не имеют права на существование. Репрессированные испытали все тяготы репрессий, проявившиеся в нарушении гражданских прав.

2.Произведения Кожевникова М.С. – летопись событий, энциклопедия реальной жизни человека - труженика, средоточие неподдельного горя и искренней радости, душевного тепла и огромной силы человека, изгнанного в глухую тайгу умирать. Изучая его творчество, мы узнаем, как складывалась жизнь целых поколений, живших до нас в нашем краю. Поэт передал нам свой опыт, мечты, передал свою тревогу и боль о судьбе края, предостережения от ошибок. Главная наша цель - сохранение связи между поколениями.

3. Обращение к стихотворениям поэта заставляет по-новому оценить настоящее, осознать человека как творца. В духовном богатстве и мужестве предков мы черпаем уверенность для преодоления трудностей настоящего, осознаем безграничные возможности человеческого разума и воли. Поэт раскрыл нравственные и психологические особенности людей, оказавшихся в тяжелейших условиях. Они вынесли многочисленные нарушения своих прав и идеологическое давление местных органов власти по месту работы спецпереселенцев, в результате чего в их среде возникали протестные настроения..Их личные переживания, оценка происходивших событий дают возможность раскрыть проблему «изнутри». В этом главное достоинство воспоминаний автора.

« У каждого есть мир иной

Мир внутренний, мир персональный.

В него нельзя войти ногой

То мир божественный, хрустальный».


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы.

1. Бронников В. И. « История земли Уватской», Уват , 2000г, стр. 105

2. Кожевников М.С. « Душа нараспашку», Туртас, 2004 г

3. Кожевников М.С., « Полет в неизведанное», Тюмень,2005г.

4. Мартюшев Ф.И. « Жертвы и палачи», Екатеринбург, «СВ-96», 1997 г

5. Насыров В. « Черпия: никто не забыт», газета « Уватские известия» №61 от 29 июля 2011 года

6..«Пелех Н. « Истории живые строки», газета « Уватские известия» от 29 октября 2010

7. Порвина Р.А. « Черпиинская экспедиция стартует», газета « Уватские известия» от 13 июля 2011 .

8. Усольцева В.А. « До сих пор не могу забыть…», газета « Уватские известия» от 10 февраля 2010 года.

9. Филатова Л. « Экспедиция в босоногое детство», газета « Уватские известия» от 10 июня 2011 года

 Приложение

Нижний Чебунтан стал малой родиной для Михаила Семеновича и его детские воспоминания вылились, стали темой рассказа «Ванькин трамплин». Ванька(читаем Миша) – любитель катания по крутым заснеженным спускам к реке. Вот откуда «прыжок как с трамплина» в жизнь. Сначала деревенский тяжелый труд и охота с отцом на дикого зверя, годы армии, затем работа заготовителем пушнины, заведующего типографией, корреспондентом в газете «Коммуна» и параллельно учеба в вечерней школе. В 1964 году он окончил Боровской лесной техникум. С 1959 года по 2000 год тяжелый труд в лесных хозяйствах области, а в настоящее время пенсионер. Вот и вся жизнь. Но в этих скупых строках судьба человека

Справка.

С началом принудительной Коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920- х – начале 1930 –х годов, а также с укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особого размаха они достигли в 1937-38 годах, когда органами НКВД было арестовано 1,58 миллиона человек и приговорено к расстрелу более 582 тысяч. ( газета « Уватские известия» от 29 октября 2010 года)

Справка.

Сегодня правозащитный центр « Мемориал» насчитывает примерно восемьсот тысяч пострадавших от политических репрессий. В это число входят не только сами репрессированные, но и их дети, которые в результате преследований остались без опеки родителей.

Однако рассчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно. По словам Александра Яковлева, председателя комиссии по реабилитации при президенте РФ, безвинно репрессированных – миллионы, и значительное число их нигде не было учтено. Сотни пострадавших – жители Уватского района. ( Статья « В историю вписаны кровавым росчерком», газета « Уватские известия» № 89 от 9 ноября 2011 года.)
«Судьбы репрессированных людей в творчестве уватского поэта
PPTX / 3.98 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации