12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дашиева Цындыма Ивановна19

Исследовательская работа «Сакральные земли Бурятии, особый подход»

Актуальность темы исследования:

Сегодня, коммерциализация жизни нашей страны ставит под угрозу сохранение сакральных земель. Они подвергаются постоянным атакам со стороны технической промышленности, нацеленной на разработку и добычу природных ресурсов. В современном мире важным является - проявление активной социальной позиции граждан, в частности, в отношении сакральных мест.

Цель данного исследования: представить сакральные места Бурятии как культурные памятники, требующие особого формата и регламента поведения на территории этих мест.

Для этого следует решить следующие задачи:

а) рассмотреть святыни Бурятии;

б) доказать, что данные объекты являются культурными памятниками;

в) разработать практические рекомендации по поведению в сакральных местах.

Гипотеза исследования: сакральные места существуют и требуют особого подхода.

Объект исследования: сакральные места Бурятии.

Проблема исследования: регулирование и формирование отношения населения к культурным и религиозным святыням в форме определенного регламента.

Научная новизна исследования: несмотря на огромную популярность сакральных природных мест России в наши дни, привлекающих ежегодно к себе огромное множество паломников, продвинутых туристов, любителей получить энергетический заряд в местах силы, искателей всего необычного и загадочного, попыток обобщить, описать и систематизировать в литературе такие места крайне мало.

1. Сакральные земли в культуре бурятского народа:

функции и атрибуты

1.1. Понятие сакральной (священной) территории

Значение термина «сакральное» — в широком смысле всё, имеющее отношение к Божественному, потустороннему, мистическому.  У всех народов мира с незапамятных времен существовали объекты, имеющие статус священных или заповедных. Места, где чувствуется особая энергетика: здесь хочется задуматься о вечном, вникнуть в смысл бытия, здесь проходит боль душевная или физическая, если она есть. Определение термина «сакральный» по мнению разных ученых.

В Бурятии (работу над понятием сакральный) начали еще в XIX в. ученые Матвей Хангалов и Цыбен Жамсарано. Позже работали советские исследователи Ксения Герасимова, Тарас Михайлов, Регби Пубаев, Михаил Брянский. В последние годы грант Российского фонда фундаментальных исследований вела Сурун-Ханда Сыртыпова, но участвовали в нем ученые и других специальностей — этнологи и археологи.

Как сообщает региональная газета Информ-полис, сегодня работа исследовательской группы Сурун-Ханды Сыртыповой прекращена, однако эстафету принял кандидат исторических наук Баир Нанзатов, который, как сотрудник отдела истории и этнологии ИМБиТ, в настоящее время продолжает эти исследования по гранту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Культурное наследие народов Центральной Азии: опыт визуальных реконструкций».

Общеизвестно, что места традиционного проживания бурятского народа включают в себя сакральные (священные) объекты, вызывающие особое — бережное и благоговейное — отношение со стороны местного населения. Священные земли воспринимаются коренным населением как особо значимые для их существования.

В целях понимания значения священных земель для выживания и развития бурятского народа на современном этапе мирового развития следует для начала более подробно остановиться на самом понятии «сакральная территория», а также на тех функциях, которые они всегда выполняли и до сих пор успешно выполняют в культуре.

1.2. Функции сакральных территорий в культуре бурятского народа

Под сакральной (священной) территорией можно понимать сознательно выделяемую часть культурного наследия этноса, играющую важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации; в культурном, демографическом и социально-экономическом воспроизводстве.  Это могут быть отдельные природные образования в виде гор, водных источников, рек, озер, рощ, деревьев; объекты культуры (архитектурные сооружения, наскальные изображения), а также священные территории, где природные и культурные элементы образуют целостные объекты. Сакральными объектами также являются археологические и культурно - исторические памятники, то есть объекты, сотворенные человеком, а не только природные места.

Сакральные территории благодаря своим уникальным природным и культурным элементам, а также благоговейному и бережному отношению со стороны коренного населения, имеют значимый функционал:

выражают и хранят ключевые мировоззренческие идеи и ценности данной этнической общности, обеспечивая передачу из поколения в поколения большого массива традиционных знаний;

являются устойчивыми носителями и хранителями исторической памяти народа;

являются центрами культурного наследия и служат местом проведения традиционных праздников и обрядов. В отдельных случаях для сакральной территории характерен запрет на посещение людьми, когда именно непосещение и бездействие со стороны человека подчеркивают сакральный характер пространства;

формируют психологическое чувство родства у членов данной этнокультурной общности и служат важным фактором ее непрерывного существования во времени;

вызывают у людей чувство благоговения, творческого подъема, эстетического восхищения и духовного подъема.

Сохранение сакральных территорий — это несомненно гарант существования и воспроизводства традиционных культур в пространстве и во времени, особенно культур коренных малочисленных народов. Можно даже сказать, что сохранность священных земель есть важное условие обеспечения права народа на сбережение своей Малой Родины и национального достоинства.

1.3. Атрибуты сакральных территорий Бурятии

К числу атрибутов священных территорий, благодаря которым они и распознаются людьми, относится наличие уникальных природных объектов, выдающихся по своим физическим и эстетическим характеристикам. Это могут быть высокие горы, целебные водные источники, живописные озера и реки, укромные плоскогорья и долины, древние лесные массивы с деревьями-долгожителями. С сакральными землями, как показывают современные исследования, нередко совпадают центры биологического разнообразия и ареалы распространения редких животных. Эти животные часто рассматриваются бурятским народом как тотемные животные-прародители, с которыми у данной этнической общности существуют глубинные экологические и духовные связи. Так, например, тотем хоринских бурят – «Лебедь». Во время дальних перелетов эта птица делает остановку на озерах Еравнинского района, расположенных на родовых территориях хоринских бурят. Эти земли известны своей особой священной энергетикой.

Многие сакральные территории обеспечивают сохранность почвенных, водных и климатических балансов на огромных территориях, выступая в роли глобальных стабилизаторов климата. На них фиксируются геомагнитные и атмосферные аномалии, выходы редких пород металлов и минералов, необычные природные явления. Люди, даже не принадлежащие к числу местных жителей, попав в подобную природную атмосферу, нередко испытывают необычайный прилив физических сил и состояние творческого вдохновения.

В Бурятии к таким священным местам относятся:

- Буха Нойон Баабай – гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона, земного божества – покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства.

- Мыс Бурхан, или скала Шаманка (оригинальное название не сохранилось) – сакральное место в районе поселка Малый Хужир Иркутской области на южной оконечности острова Ольхон на Байкале на берегу Малого моря. Находится в зоне расселения эхиритов. На этом месте проводились общественные молебны, связанные с поклонением «владыке Байкала». В последнее время Мыс Бурхан становится общебурятским культом.

- Буха-шулуун («Камень-бык») – священный камень, находящийся в долине реки Баргузин между селами Уро и Суво Баргузинского района Бурятии. Шаманское сакральное место, главное у баргузинских бурят – потомков эхиритов, переселившихся туда с острова Ольхон и западного побережья Байкала. Связано со скотоводческим культом бурят.

- Бурин-хан – гора на границе Джидинского и Селенгинского районов Бурятии. Первоначально – это культ племени сартулов, расселенных на территории Западной Монголии (Забханский аймак) в верховьях реки Селенга. Распространялся в Бурятии одновременно с появлением здесь представителей сартульской этнической группы, перенесших сюда этот «кочующий» культ.

- Хумунхан гора возле села Мурочи Кяхтинского района Бурятии. Сакральное место для представителей племени цонголов. В настоящее время в значительной степени ассимилирован буддизмом;

- Даян Дээрхэ гора возле села Санага Закаменского района Бурятии. Сакральное место, на котором первоначально отправлялся монгольского происхождения культ поклонения грозному божеству Даян-тэнгри в образе всадника-воина. Ученые-этнологи связывают этот культ с деятельностью Чингис-хана.

- Баргузинская долина. Она c древнейших времен почитается эвенками и бурятами. На ее территории — огромное количество природных и культовых памятников, имеющих сакральное значение.

Точное количество сакральных мест «этнической Бурятии» сегодня не сможет назвать никто. Раньше у бурят почиталось также множество мелких локальных эжинов, т.н. «хозяев местности», покровителей природных объектов местного значения — каждая местность в границах родового кочевья или улуса (поселения), каждая гора или какой-либо другой природный объект имел своего «хозяина»- эжина.

Многие священные места являют собой яркий пример гармонизации отношений человека и природы. Немало примеров, когда именно охрана с древних времен культовых мест одновременно способствовала сохранению и природных достопримечательностей. Одним из наиболее ярких примеров такого отношения к сакральным объектам служит священный горный массив Алханай в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Именно благодаря исключительной настойчивости и самоотверженности местного населения этот массив был сохранен от промышленного освоения и взят по надежную федеральную охрану. В настоящее время национальный парк «Алханай» – одна из главных святынь северного буддизма и один из самых посещаемых парков России.

Подавляющее большинство природных сакральных мест России расположено на особо охраняемых природных территориях разного уровня: в заповедниках, национальных парках, музеях-заповедниках, природных парках, заказниках, памятниках природы. Однако их реальная охрана осуществляется лишь в заповедниках, национальных парках и, частично, в природных парках.

Важным непосредственным доказательством сакральности местности служит и то, что она окружена трепетным отношением со стороны местного населения, которое хранит о ней древние легенды и предания, передающиеся из поколения в поколение. Из века в век в этих местах проводятся праздники и культовые действия, чтобы установить связь между миром людей и миром духов-хранителей. Эти места до сих пор являются местом паломничества и поклонения со стороны не только местного, но и пришлого населения.

2. Практическая часть исследования

2.1. Метод исследования, анализ результатов исследования

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН в течение шести лет ведет работу над составлением и описанием карты сакральных мест монголоязычного мира. Ее появление позволит защитить культовые объекты от разрушения. В 2002 году активизировалась работа ученых над составлением карты сакральных мест Бурятии, которую финансировал Российский фонд фундаментальных исследований.

«Серьезный практический смысл работа над картой сакральных мест приобрела из-за посягательств на них при строительстве промышленных объектов, - говорит участник исследовательского проекта, научный сотрудник ИМБиТ археолог Николай Именохоев, - Это началось в связи с проектами проведения по территории Бурятии нефтепровода и газопровода». Впервые эта проблема возникла в Тункинском районе, где должны были законодательно оградить сакральные места бурят от разрушения. На основе карты сакральных мест должен был быть разработан проект охранных зон, который строители должны учитывать при размещении своих объектов на территории республики.

Сегодня угроза со стороны нефтяных компаний обошла стороной территорию республики, однако схожие проблемы могут возникнуть при реализации проектов «газификации Бурятии» компанией «Газпром», разработки нескольких крупных бурятских месторождений «полезных ископаемых» и строительства инфраструктурных объектов, в том числе и в районе Байкала, отмечает то же региональное издание «Информ-полис». Ведь уже существуют прецеденты по отношению к таким культурным памятникам. На горе Качканар, за тысячи километров от традиционных мест изучения буддизма, больше 20 лет строят буддийский монастырь. Четыре года назад суд потребовал снести постройку, так как металлургический комбинат «Евраз» вскоре начнет там разработку нового месторождения руды. Свердловские власти разрешили «Евразу» снести буддийский монастырь под Качканаром, сообщает новостное издание «РИА новости» города Екатеринбург, от 02.02.21года.

Нападение на буддийскую ступу «Бодх» произошло возле деревни Сухой в Емельяновском районе Красноярского края. На допросе она пояснила, что разбила статуэтку Будды, а также полностью признала свою вину, сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Красноярскому краю.

«Местные жители и власти в селе Дулан были в шоке, когда при строительстве дороги «срезали» местное обоо, — рассказал Николай Именохоев, участник исследовательского проекта, научный сотрудник ИМБиТ, археолог об акте «строительного вандализма» . Перед строительством дороги проект охранных зон, в котором территория обоо определена как неприкосновенная территория, было заключение, что проект строительства дороги нужно изменить. Сдвинуть ось дороги в этом месте всего на полтора-два метра. От строителей тогда официально пришла бумага, что проект изменен. Но в итоге дорогу построили так, как было предусмотрено в начальном проекте, то есть по территории обоо.

Неуважительное и безответственное поведение на сакральных территориях, а тем более попытки их сознательного или бессознательного разрушения, закономерно воспринимаются коренным населением как кощунство, как покушение на честь и достоинство народа. Подобные ситуации вызывают многочисленные этнические и религиозные конфликты по всему миру.

Такие вопиющие случаи кощунства и вандализма безусловно, связаны с общим культурным и образовательным уровнем человека. Для изменения уровня в ту или иную сторону необходимы, во-первых, посвящение и просвещение в ориентированных знаниях, во-вторых, серьезные изменения личности, ее культуры. Возможность изменений в уровне культуры обусловлена также наличием целого ряда обстоятельств. Безусловно, определяющим среди них является наличие элементарных основ общей и духовной культуры человека, то есть той базы, которая складывается из его предыдущего развития.

Литературных источников и прямых указаний, что делать, чтобы предотвратить подобные случаи, нет. Поэтому, данная исследовательская работа является попыткой урегулировать отношения населения к культурным и религиозным святыням в форме определенного регламента.

Для исследования проблемы автор работы разработала вопросы и провела опрос-анкетирование респондентов.

В исследовании участвовали 12 человек разных возрастных категорий. Большинство имеют среднее школьное образование. 2 человека на момент исследования учатся в высших учебных заведениях, 3 человека имеют постоянное место работы, 5 человек обучается в среднем учебном заведении, 2 человека не обучаются и не работают на момент исследования. Все респонденты исследования проживают в республике Бурятия в городе Улан-Удэ.

Проведены исследования с помощью анкетирования и получены следующие результаты:

Большинство участников имеют представление о том, что такое сакральные места. Многие из участников обеспокоены нынешним состоянием сакральных мест, отношением людей и государства к этим местам. Некоторые респонденты отметили плачевное состояние этих священных мест.

Главными проблемами сакральных мест в Бурятии назвали плохую экологию, вандализм и отсутствие государственной защиты в таких местах.

Все респонденты выразили мнение о том, что необходимо начать менять себя и свое отношение к сакральным местам для их сохранения.

2.2 Рекомендации по поведению в сакральных местах.

Исходя из итогов анкетирования были разработаны основные рекомендации по поведению в сакральных местах: 

Не нарушайте спокойствие местности в вечернее и ночное время         шумными возгласами, громким пением и т.д.    

При посещении ритуальных мест и памятников наследия, воздерживайтесь от каких-либо действий, приводящих к изменению их ландшафта (повязывание лент, совершение обрядов, надписи, сбор камней или растений).

Не оставляйте после себя надписи на скалах, камнях и деревьях, на памятниках наскального искусства.

Настоятельно рекомендуется поддерживать чистоту на сакральном пространстве священного места.

Священное место является маркером особого сакрального пространства и на всей его площади действуют законы, запрещающие проливать кровь.

Не оставляйте мусор. Весь мусор, который может гореть, сжигайте в кострах, металлические банки прокаливайте в огне и оставляйте только в отведенном для этого месте на стоянке. А лучше всего весь мусор уносить с собой.

Узнайте о традициях, обычаях и религии, исповедуемой жителями, проживающими на территории, выбранной для путешествия.

На перевалах и вершинах гор не шумите. Нельзя стоять у изголовья почитаемого родника и перешагивать через него, брать вещи, оставленные другими людьми.

Уважайте других посетителей, которые совершают паломничество и традиционные ритуалы на священных для них местах.

Будьте уважительны и дружелюбны к местным жителям.

Помните, что местные традиции основаны на законах Природы и сосуществования Человека и Природы.

Заключение

Сакральные места сохраняются и чтятся на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Многими поколениями был определен порядок поведения на природе, выработаны нормы морали, запреты по отношению к природным явлениям, к богатству животного и растительного мира. Сегодня эти знания принято называть традиционными экологическими знаниями.

Если с уважением подходить к традиционным экологическим знаниям местного населения, то любой посещающий Бурятию человек может почерпнуть кладезь информации о природе и культуре Бурятии, и понять простые истины и этику поведения на сакральных местах. 

Сознательные люди смогут активно способствовать этим процессам, поскольку природные сакральные места представляют собой национальное достояние нашей страны, и сохранить их – важная задача для всех нас и будущих поколений.

Существование подобных священных территорий Бурятии утверждает абсолютные ценности нашего мира. К этим абсолютным ценностям можно отнести: сохраненный биосферный потенциал и живую красоту бурятской природы; непрерывность исторической памяти народов и их умение благоговеть перед национальными святынями; ответственность человека перед обществом и перед самим собой за поступки и мысли, совершаемые в этом мире.

  Список литературы

1. Селезнева И.А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. C. 59–73.

2. Занданова Б. А. Культовые места как элементы культурных ландшафтов (на примере национального парка «Тункинский»): автореф. дис. канд. геогр. наук. Улан-Удэ, 2007. 21 с.

3. Окладникова Е. А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. М.: Директ-Медиа, 2014. 230 с.

4. Мелихов Г. В. Антропология сакрального: к характеристике предмета исследования / Г. В. Мелихов // Учен. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 152, кн. 1. – С. 109–124.

5. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах / В. Алагуева; Отв. ред. Б.Т. Жигмытов. – Улан-Удэ, 2006. - С.50-51.


Автор материала: Д. Каратаева (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.