Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Автор публикации: С. Карякин, ученик 4Д класса
Дистанционный конкурс с международным участием
учебно-исследовательских работ и творческих проектов
«Первые шаги в науку»
Направление: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Карякин Семён
МОАУ «СОШ № 85», 2класс
Школьный учитель:
Казанцева Римма Фаритовна, начальные классы
2017
Оглавление
1. Введение 3-4
2. Теоретическая часть 5-10
3.Исследование 11-15 4. Заключение 16
5. Список литературы 17
Приложения
Введение
Современный мир стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства. И уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Дети, подражая взрослым, тянутся к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают.
Я и мои одноклассники задумались, почему мы обижаемся, когда наши родители порой запрещают нам пользоваться планшетом, играть в компьютерные игры? Почему современные школьники не могут обойтись без электронных устройств? Поэтому мы решили выяснить, как гаджеты влияют на здоровье школьников, их успеваемость, общение со сверстниками и дисциплину в школе.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в раскрытии влияния гаджетов на здоровье школьников, их успеваемость и поведение, в возможности использования результатов исследования с целью улучшения успешности учения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что электронные гаджеты оказывают отрицательное влияние на здоровье и успеваемость школьников.
Объект исследования: влияние современных гаджетов на здоровье и успеваемость школьников.
Предмет исследования: поведение школьников, активно использующих гаджеты для игр.
Цель: исследовать влияние гаджета на здоровье учеников и восприятие учебного материала;
Задачи:
- поиск информации о влиянии гаджетов на организм ребенка, от здоровья которого зависит успеваемость и поведение школьников;
- опрос учащихся школы и анализ полученных данных;
- ознакомление одноклассников с результатами исследования.
Методы:
Поисковый (при поиске источников информации);
Исследовательский и анализа (при обработке результатов опроса);
Обобщения и наглядности (при составлении презентации).
1. Что такое «гаджет»?
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за родителями, начинают интересоваться гаджетами. В первую очередь определим понятие «гаджет».
«Гаджет» - (с англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство) - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт — фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные устройства; медицина: электронные пластыри, трикодеры, гидрокоптеры, экзоскелеты; развлечения: смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое.
Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Ребенок рождается и растет в современном мире, уже в начальной школе ему понадобится знание компьютера, поэтому не допускать знакомства ребенка с разными электронными устройствами не предусмотрительно. Но и бесконтрольное использование гаджетов детьми тоже не приводит к хорошему. Дети должны использовать гаджеты дозировано и под присмотром родителей. В чем заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.
Плюсы использования гаджетов
Способ временно занять ребенка. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Книги, карандаши и альбом не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями могут помочь.
Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Также существуют познавательные мультики, которые позволяют ребенку получить новые знания об окружающем мире. Но, качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.
Минусы использования гаджетов
«Однобокость» развивающего эффекта. Гаджеты не только способствуют развитию ребенка, но имеют и обратный эффект. Для ребенка младшего возраста, у которого только формируется мышление, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно видеть изображение – обязательно нужно потрогать, ощутить руками грани и ребра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео дает однобокий эффект: ребенок что-то запоминает, но не осваивает информацию глубоко и качественно.
Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребенок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, так как там он действует в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Ребенок выпадает из реальной жизни, все его интересы сосредоточены в виртуальном мире. Наблюдается психическое расстройство, если ребенок часто играет в игры, где много крови и ужасов.
Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. Во-первых, это ухудшение зрения. Синдром «сухого глаза» - это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма и забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и истончается.
Если ребенок держит экран на маленьком от себя расстоянии, то глаза вынуждены повышать резкость изображения, что приводит к спазмам зрительных мышц.
По мнению врачей окулистов, ребёнок 7-9 лет не должен проводить у экрана больше 20 минут в день. Если занятия предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут. Оптимальное расстояние между глазами и монитором – 60-70 см.
Во-вторых, дети, проводящие много времени за гаджетами, ведут малоподвижный образ жизни. Сидя за компьютером, планшетом, ноутбуком сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.
Врачи советуют правильно сидеть:
- ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол;
- спину держать ровно;
- руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов.
В-третьих, статичное напряжение, которое в первую очередь, ощущают мышцы шеи, приводит к сдавливанию кровеносных сосудов и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу, провоцируя головные боли. Постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже. Поэтому прогулки на свежем воздухе и физические разминки просто необходимы.
В-четвертых, у детей много проводящих время за компьютерными играми, искажается мировосприятие, что сказывается на их поведении. Ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, ему кажется, что он с легкостью и без риска для жизни может совершить какой-нибудь опасный трюк.
Ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, он даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем.
За самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Также, компьютерные игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему. Эту неправильную модель поведения они переносят на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.
В-пятых, частое использование гаджетов может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
Первое из них – отставание в развитие речи. В последние годы педагоги отмечают задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Логопедическая помощь нужна практически в каждом классе. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей, а за последние 20 лет число речевых нарушений возросло в 6 раз.
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, сознания себя в целом.
В последнее время педагоги и психологи отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Это новый вид заболевания «дефицит концентрации». Этот вид заболевания ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, стремятся к смене впечатлений.
У многих детей выявлены затруднения в восприятии информации на слух. Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать, поэтому им просто не интересно и скучно читать даже самые хорошие книжки.
Еще один факт, который отмечают педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им не интересно общаться друг с другом.
Приведем немного статистических данных и исследований.
Ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это также отражается и на интересах детей при пользовании Интернетом.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями.
В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
Более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1-2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю.
Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне. В Европе только 8% детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности.
Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. Подростки от 12 до 17 лет являются основной группой риска для развития интернет-зависимости в силу своих возрастных особенностей.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями и энергией, они обращаются к компьютеру.
Примерно треть вредоносного ПО, существующего в настоящее время, создана детьми до 11 лет. Дети начинают интересоваться разработкой кодов, столкнувшись с проблемами во время игр онлайн.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребенка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребенка и поможет ему шагать в ногу со временем.
Исследование
С целью подтверждения того факта, что дети уделяют много времени гаджетам, а это отрицательно влияет на их здоровье и успеваемость, мы решили провести анкетирование среди учащихся нашей школы.
В опросе участвовали 30 учащихся начальной школы, в возрасте 8-9 лет, из них: 19 – девочек, 11 – мальчиков, и 34 учащихся средней школы, в возрасте 13-14 лет, из которых 18 — девочек, 16 — мальчиков.
Анкета называлась «Об использовании школьниками электронных гаджетов» и состояла из 12 вопросов (см. Приложение №1).
Рассмотрим подробнее полученные результаты.
На первый вопрос: «Есть ли у тебя электронный гаджет?» - 100 % учащихся, как начальной, так и средней школы, ответили «Да».
На второй вопрос, в каких целях они его используют, были предложены следующие варианты ответов:
- звонки родителям, друзьям и т.д.;
- смотрю мультфильмы;
- слушаю музыку;
- играю в игры;
- в целях обучения;
- общаюсь в социальных сетях.
Результаты на данный вопрос представлены на диаграмме 1 (см. Приложение № 2). Из которой наглядно видно, что большинство учащихся используют гаджеты в развлекательных целях и общения в социальных сетях, а также для звонков родителям. Меньше для чтения и образовательных целей.
На третий вопрос: «Нравится ли тебе играть в компьютерные игры?» - 87% учащихся начальной школы ответили «да», 13 % - «нет», а в средней школе 76 % учащихся ответили «да» и 24 % - «нет». Не нравится играть в компьютерные игры в основном девочкам.
На четвертый вопрос, предлагалось ответить в какие игры больше предпочитают играть. Результаты данного вопроса представлены на диаграмме 2 (см. Приложение № 2). Из диаграммы видно, что у девочек предпочтения в пользу приключенческих игр, в то время как у мальчиков – «стрелялки». Также из данной диаграммы видно, что развивающие и обучающие игры выбирают 53 % девочек и 27 % - мальчиков начальной школы, а вот учащимся средней школы такие игры не интересны. При этом 43 % опрошенных учащихся начальной школы и 65 % - средней школы играет в компьютерные игры каждый день.
На диаграмме 3 (см. Приложение № 2) представлены результаты на шестой вопрос анкеты, из которой видно, что большее количество учащихся, а именно 27 человек из 64, проводит за гаджетом в день 1 час, 23 опрошенных от 1 часа до 2 часов и 14 опрошенных от 2 часов до 4 часов. При этом, только 40 % учащихся начальной школы родители ограничивают время провождения за компьютерными играми, в то время как в средней школе - 100 % учащихся.
Также, что очень радует, 88 % опрошенных предпочитают реальное общение с друзьями, и лишь 12 % (8 человек из 64) больше общаются с гаджетами.
Результаты опроса на вопрос, чем нравится заниматься в свободное время, отражены на диаграмме 4 (см. Приложение № 2). Из диаграммы видно, что большинство опрошенных начальной школы, все-таки любят проводить свободное время на прогулках с друзьями. Так девочки, наряду с компьютерными играми, предпочитают слушать музыку, посещать кружки и читать книги, чего не скажешь о мальчиках, интересы которых разделились на прогулки с друзьями и игру в настольные и компьютерные игры, их практически не интересует телевизор, музыка, чтение и посещение кружков. При этом при загруженности детей в школе, на дополнительных занятиях, секциях и кружках, у 66 % опрошенных остается свободное время на компьютерные игры.
Последний вопрос анкеты, был посвящен социальным сетям. Результаты показали, что 6 учащихся, в возрасте 8-9 лет, имеют странички в социальных сетях, из них: 2 мальчика, 4 девочки. А вот среди учащихся средней школы странички в социальных сетях имеют 100 % опрошенных.
Анкетирование показало, что все учащиеся начальной и средней школы, используют гаджеты, и больше в развлекательных целях, чем в образовательных. Также стоит обратить внимание на то, что мальчики выбирают для игры компьютерные игры, связанные с жестокостью, убийством и насилием. Нет заинтересованности в посещении спортивных секций, кружков, чтении книг.
При этом в классах не высокая успеваемость у отдельных учеников, есть случаи нарушения дисциплины, что сказывается на общем уровне показателей успешности всего класса. С некоторыми детьми до сих пор трудно работать, так как учителю приходится часто обращать их внимание на себя, дополнительно объяснять задания.
С целью подтверждения того, что гаджеты необходимо использовать разумно, мы провели эксперимент.
Родители приобрели несколько разных настольных игр «Викторина для школьников», «Словодел», «Барбарон». Данные игры развлекательные, но способствуют развитию логики, мышления, памяти, усидчивости, скорости реакции. Также во время игры есть реальное общение со взрослыми, что способствует речевому развитию. Время провождения в гаджете сократилось, появились новые интересы.
Отказались от компьютерных игр перед сном, так как из-за перевозбуждения было нарушение сна.
При подготовке домашнего задания по окружающему миру использовали гаджет для поиска дополнительной информации по темам: «Достопримечательности г. Оренбурга», «Растения Оренбургской области, занесенные в «Красную книгу», «Самые не обычные растения мира» и т.д.
С целью сократить время провождения в интернет- ресурсах и повышения уровня знаний, начали посещать уроки дополнительного английского языка. Также с помощью планшета, скачали приложение «Изучение английского языка», позволяющее закрепить полученные знания.
Стали уделять больше времени спортивной подготовке, три раза в неделю посещаем спортивную секцию, где вместе с ребятами играем в подвижную игру – футбол. Совместно с родителями регулярно посещаем домашние футбольные матчи команды «Футбольного клуба «Оренбург», что также положительно сказывается на нашей целеустремленности в достижении результатов в спорте.
Больше времени уделяем внеклассному чтению, предоставляя выбор книги самому ребенку, так чтение приносит положительный эффект, если произведение интересно, а не навязано родителями. Самым любимым произведением является «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского. С целью провести время с пользой, рисовали персонажей из любимой книги.
Результатом стала высокая успеваемость в школе, что подтверждается итогами первой четверти. Появились новые интересы, которым уделяется большее внимание, чем гаджетам. Соответственно, это отразилось на усидчивости, психическом состоянии – спокоен, не агрессивен, хорошее самочувствие.
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что излишнее увлечение гаджетами может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Результаты эксперимента показали, что разумное использование гаджетов не оказывает отрицательного влияния на успеваемость и поведение. А использование электронных и интернет- ресурсов в общеобразовательных целях облегчает подготовку к урокам и экономит время.
Считаем необходимым объяснять одноклассникам информацию о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми и интернет- зависимости. Поэтому нами разработана памятка пользования электронными гаджетами:
1. Не позволяй компьютерным играм и социальным сетям поглотить всё твое свободное время!
2. Удели время спорту и подвижным играм!
3. Занимайся в кружках и секциях дополнительного образования- это твоё развитие!
4. Пользуйся планшетом или ноутбуком только сидя за столом!
5. Не пользуйся гаджетами во время еды!
6. Не играй в компьютере или планшете перед сном!
7. Делай перерыв и гимнастику для глаз!
8. Будь осторожен! В сети можно столкнуться с опасностями(нужно сообщить родителям)! Не забудь про обязанности по дому!
Заключение
Таким образом, гаджеты стали неотьемлемой частью в жизни школьников. Считаем, что необходимо соблюдать меру в их использовании. Правильный режим дня поможет школьнику быть независимым от гаджетов. Активные занятия спортом и подвижные игры на свежем воздухе укрепят здоровье. Взрослые обязаны контролировать пользование электронными новинками.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет. В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр. Дети быстрее заинтересуются полезной игрой, если родители будут играть вместе с ними. Кроме того, не стоит на глазах у ребенка играть в игры, увлечение которыми, не принесет ему пользы. Необходимо показать ребенку, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.
Список литературы
Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов,- М., 2010.- С. 24
Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.
https://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej/
https://buuu.ru/780-deti-i-gadzhety-tehno-vliyanie-na-rebenka.html
https://sites.google.com/site/kyrsbez/26-1