Исследовательский проект «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Г.О. ВЕРХОТУРСКИЙ»
Автор публикации: С. Сырчина, ученица 10А класса
Автор публикации: С. Калугина, ученица 10А класса
PPTX / 607.94 Кб
Министерство образования и молодежной политики
Российской Федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ДОКЛАД
к исследовательскому проекту
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Г.О. ВЕРХОТУРСКИЙ»
Исполнители:
Обучающиеся 10 «А» класса
Сырчина Снежана
Калугина Снежана
Руководитель:
Педагог-психолог
Е.М. Чазова
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучаемой проблемы. Актуальность выбранной темы индивидуального проекта обусловлена тем, что выбор профессии и карьерного пути является одним из самых важных решений. Осознанный выбор своей профессиональной деятельности несомненно влияет на дальнейшую жизнь человека. Правильный выбор профессии человеком обеспечивает гармоничное развитие его личности: самореализация, социализация, карьерный и профессиональный рост.
Зачастую, учащиеся относятся к выбору специальности необдуманно. Принимают спонтанные решения на интуитивном уровне. Довольно часто мы можем наблюдать, что решение о выборе будущей профессии, за подростка принимают его родители. Это может негативно сказаться на дальнейшей жизни ребёнка.
Осознанный выбор профессии необходим не только с личностной точки зрения, но и с общественной (экономической; перспективы рынка труда), отсюда профориентация является важной задачей учебного заведения (школы). Нам стало интересно узнать как влияют разные факторы, такие как пол, успеваемость, возраст на уровень профессионального самоопределения.
Цель исследования – изучить проблему профессионального самоопределения обучающихся г.о. Верхотурский.
Объект исследования – обучающиеся с разным уровнем успеваемости и поло-возрастными особенностями.
Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения обучающихся г.о. Верхотурского с разным уровнем успеваемости и поло-возрастными особенностями.
В соответствии с постановленной целью, объектом и предметом исследования была сформулированы следующие гипотезы:
- предположим, чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень профессионального самоопределения обучающихся.
- вероятно, обучающиеся мужского пола обладают более высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения, нежели представительницы женского пола.
- возможно, чем старше обучающийся, тем выше его уровень сформированности профессионального самоопределения.
Цель исследования и сформулированная гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «профессионального самоопределения», «профориентации» и «профессионального плана».
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения у обучающихся г.о. Верхотурский .
3. Провести анализ результатов и сделать соответствующие выводы,
4. Разработать схему личностного профессионального плана для обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, были использованы следующие методы: анализ научной литературы, опрос (анкетирование), количественный и качественный анализ данных исследования, статистические методы обработки данных с применением программы (Google форма); и статистический анализ (Microsoft Excel).
Методологической основой для проведения эмпирического исследования выступили учения Е.А. Климова о профессиональной ориентации и самоопределении личности.
Практическая значимость исследования: Разработанную схему личностного профессионального плана для обучающихся возможно будет в дальнейшем использовать в образовательном учреждении с целью профессиональной ориентации подростков.
Рассмотрев основные теоретические аспекты профессиональной ориентации подростком, мы пришли к выводу, что проблема профессионального самоопределения наиболее остро встает в старший подростковый период, так как после окончания основного общего образования школьникам неизбежно приходиться делать выбор в пользу определенной специальности.
Рассмотрев научные труды отечественных и зарубежных авторов, мы выделили учения Е.А. Климова, который определяет профессиональное самоопределение как сложный и многогранный процесс, осуществляющийся на всем протяжении жизненного пути человека с учетом накопленных, знаний, опыта и навыков. Климов Е.А. подчёркивает, что успешное самоопределение возможно в том случаи, когда личность осознает свои склонности, интересы, способности и личностные качества, и на основе имеющихся характеристик осуществляет профессиональный выбор. Данное учение легло в основу дальнейшего эмпирического изучения профессионального становления подростков.
Базой исследования выступила Google платформа. Сбор информации происходил среди обучающихся 8-10 классов г.Верхотурья.
В исследовательскую выборку входили учащиеся 8-го - 10-го класса, календарный возраст которых составляет 14 - 16 лет. Всего исследованием было охвачено 54 человека.
Мы составили анкету, которая выявляет уровень профессионального самоопределения подростков, их успеваемость и поло-возрастные характеристики.
В исследовании приняли участие 54 школьника, из них:
- 34 девочки (63%) и 20 мальчиков (37%).
- из 8 класса 20 человек (37%)
- из 9 класса 24 человека (44%.)
- из 10 класса 10 человека (18%)
- Практически половина участников не определилась с выбором профессиональной области, к которой будет относиться их будущая профессия (48%).
- 39 школьников (72%) определились по какой специальности собираются учиться (рисунок 4).
- большенство школьников намеренны получать высшее и средне-специальное образования, но 24% еще не определились в своем выборе (рисунок 5).
- Половина обучающихся еще не выбрали образовательное учреждение, в котором в дальнейшем собираются учится.
Проверка поставленных в начале исследования гипотез, показала, что:
- девочки имеют более высокий уровень профессионального самоопределения нежили мальчики: мальчики - 1,9; девочки – 2,9 (рисунок 8)
- чем старше школьники, тем выше уровень их профессионального самоопределения
- чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень профессионального самоопределения.
Таким образом, поставленная в начале исследования гипотеза о том, что:
- «чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень профессионального самоопределения обучающихся» подтвердилась;.
- «обучающиеся мужского пола обладают более высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения, нежили представительницы женского пола» не подтвердилась, результаты говорят об обратном.
- «чем старше обучающийся, тем выше его уровень сформированности профессионального самоопределения» подтвердилась.
Мы решили помочь одному нашему знакомому в профессиональном самоопределении и ориентации. Для этого было необходимо найти и применить на практике схему (план) для профессионального ориентирования. Мы остановили свой выбор на схеме личного профессионального плана Е.А. Климова. По его мнению личный профессиональный план должен содержать:
главную цель (кем хочу стать, чего достичь);
ближайшие задачи (2 – 3 года);
более отдаленные цели (4 – 10 лет);
пути и средства достижения ближайших целей;
внешние сопротивления на пути достижения цели;
внутренние условия достижения цели;
запасные варианты.
Применив данную схему на практике мы помогли юноше осознать и сформулировать свои будущие профессиональные цели и их способы достижения.
Презентация прилагается