12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Михайловна Чазова1888
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье
4

Исследовательский проект «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Г.О. ВЕРХОТУРСКИЙ»


Профориентационное самоопределение
PPTX / 607.94 Кб

Министерство образования и молодежной политики
Российской Федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»


ДОКЛАД

к исследовательскому проекту

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Г.О. ВЕРХОТУРСКИЙ»





Исполнители:

Обучающиеся 10 «А» класса

Сырчина Снежана

Калугина Снежана

 

Руководитель:

Педагог-психолог

Е.М. Чазова

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучаемой проблемы. Актуальность выбранной темы индивидуального проекта обусловлена тем, что выбор профессии и карьерного пути является одним из самых важных решений. Осознанный выбор своей профессиональной деятельности несомненно влияет на дальнейшую жизнь человека. Правильный выбор профессии человеком обеспечивает гармоничное развитие его личности: самореализация, социализация, карьерный и профессиональный рост.

Зачастую, учащиеся относятся к выбору специальности необдуманно. Принимают спонтанные решения на интуитивном уровне. Довольно часто мы можем наблюдать, что решение о выборе будущей профессии, за подростка принимают его родители. Это может негативно сказаться на дальнейшей жизни ребёнка.

Осознанный выбор профессии необходим не только с личностной точки зрения, но и с общественной (экономической; перспективы рынка труда), отсюда профориентация является важной задачей учебного заведения (школы). Нам стало интересно узнать как влияют разные факторы, такие как пол, успеваемость, возраст на уровень профессионального самоопределения.

Цель исследования – изучить проблему профессионального самоопределения обучающихся г.о. Верхотурский.

Объект исследования – обучающиеся с разным уровнем успеваемости и поло-возрастными особенностями.

Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения обучающихся г.о. Верхотурского с разным уровнем успеваемости и поло-возрастными особенностями.

В соответствии с постановленной целью, объектом и предметом исследования была сформулированы следующие гипотезы:

- предположим, чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень профессионального самоопределения обучающихся.

- вероятно, обучающиеся мужского пола обладают более высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения, нежели представительницы женского пола.

- возможно, чем старше обучающийся, тем выше его уровень сформированности профессионального самоопределения.

Цель исследования и сформулированная гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «профессионального самоопределения», «профориентации» и «профессионального плана».

2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения у обучающихся г.о. Верхотурский .

3. Провести анализ результатов и сделать соответствующие выводы,

4. Разработать схему личностного профессионального плана для обучающихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования, были использованы следующие методы: анализ научной литературы, опрос (анкетирование), количественный и качественный анализ данных исследования, статистические методы обработки данных с применением программы (Google форма); и статистический анализ (Microsoft Excel).

Методологической основой для проведения эмпирического исследования выступили учения Е.А. Климова о профессиональной ориентации и самоопределении личности.

Практическая значимость исследования: Разработанную схему личностного профессионального плана для обучающихся возможно будет в дальнейшем использовать в образовательном учреждении с целью профессиональной ориентации подростков.

Рассмотрев основные теоретические аспекты профессиональной ориентации подростком, мы пришли к выводу, что проблема профессионального самоопределения наиболее остро встает в старший подростковый период, так как после окончания основного общего образования школьникам неизбежно приходиться делать выбор в пользу определенной специальности.

Рассмотрев научные труды отечественных и зарубежных авторов, мы выделили учения Е.А. Климова, который определяет профессиональное самоопределение как сложный и многогранный процесс, осуществляющийся на всем протяжении жизненного пути человека с учетом накопленных, знаний, опыта и навыков. Климов Е.А. подчёркивает, что успешное самоопределение возможно в том случаи, когда личность осознает свои склонности, интересы, способности и личностные качества, и на основе имеющихся характеристик осуществляет профессиональный выбор. Данное учение легло в основу дальнейшего эмпирического изучения профессионального становления подростков.

Базой исследования выступила Google платформа. Сбор информации происходил среди обучающихся 8-10 классов г.Верхотурья.

В исследовательскую выборку входили учащиеся 8-го - 10-го класса, календарный возраст которых составляет 14 - 16 лет. Всего исследованием было охвачено 54 человека.

Мы составили анкету, которая выявляет уровень профессионального самоопределения подростков, их успеваемость и поло-возрастные характеристики.

В исследовании приняли участие 54 школьника, из них:

- 34 девочки (63%) и 20 мальчиков (37%).

- из 8 класса 20 человек (37%)

- из 9 класса 24 человека (44%.)

- из 10 класса 10 человека (18%)

- Практически половина участников не определилась с выбором профессиональной области, к которой будет относиться их будущая профессия (48%).

- 39 школьников (72%) определились по какой специальности собираются учиться (рисунок 4).

- большенство школьников намеренны получать высшее и средне-специальное образования, но 24% еще не определились в своем выборе (рисунок 5).

- Половина обучающихся еще не выбрали образовательное учреждение, в котором в дальнейшем собираются учится.

Проверка поставленных в начале исследования гипотез, показала, что:

- девочки имеют более высокий уровень профессионального самоопределения нежили мальчики: мальчики - 1,9; девочки – 2,9 (рисунок 8)

- чем старше школьники, тем выше уровень их профессионального самоопределения

- чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень профессионального самоопределения.

Таким образом, поставленная в начале исследования гипотеза о том, что:

- «чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень профессионального самоопределения обучающихся» подтвердилась;.

- «обучающиеся мужского пола обладают более высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения, нежили представительницы женского пола» не подтвердилась, результаты говорят об обратном.

- «чем старше обучающийся, тем выше его уровень сформированности профессионального самоопределения» подтвердилась.

Мы решили помочь одному нашему знакомому в профессиональном самоопределении и ориентации. Для этого было необходимо найти и применить на практике схему (план) для профессионального ориентирования. Мы остановили свой выбор на схеме личного профессионального плана Е.А. Климова. По его мнению личный профессиональный план должен содержать:

главную цель (кем хочу стать, чего достичь);

ближайшие задачи (2 – 3 года);

более отдаленные цели (4 – 10 лет);

пути и средства достижения ближайших целей;

внешние сопротивления на пути достижения цели;

внутренние условия достижения цели;

запасные варианты.

Применив данную схему на практике мы помогли юноше осознать и сформулировать свои будущие профессиональные цели и их способы достижения.


Презентация прилагается



Авторы материала: С. Сырчина (10 класс), С. Калугина (10 класс)
Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.