Роль предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся
Роль предмета «Технология»
в профессиональном самоопределении обучающихся.
Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества.
Тем более что ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Личностные характеристики выпускника
(или «портрет выпускника основной школы» -
выдержки из ФГОС ООО):
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Урок технологии - возможность формирования универсальных
(нужных в любой ПРОФЕССИИ) учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями.
Это, прежде всего, конечно проектная деятельность. Выполненные проекты представляются в самых разных формах: кроссворды, презентации, рекомендации и др. Например, возьмем раздел «Художественная обработка материалов». В 5 и 6 классе это может быть аппликация, вышивка, в 7 - лоскутное шитье. При изучении декоративно-прикладного искусства проекты на темы: изготовление сувениров из подручного материала; рамки для фотографий; изделия из папье-маше, прихватка для кухни своими руками.
Ну и конечно в процессе обучения я логически увязываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Например, «Обработка ткани», 5 класс. В этом блоке я знакомлю ребят с организацией рабочего места швеи, с профессией швеи и закройщика (выполняемая работа, характер и условия труда). Знакомлю с профессиями прядильного и ткацкого производства: прядильщиц и ткачих (выполняемая работа, характер и условия труда).
Используя широкие возможности компьютерной техники, устраиваем виртуальные экскурсии, которые позволяют познакомиться с редкими видами технологического оборудования и профессиями, которые встречаются только на очень крупных предприятиях. На родине сыра Чеддер в Англии — урок-экскурсия в 6 классе по теме «Молочные продукты»; на рыбном предприятии в Норвегии — урок-экскурсия в 6 классе по теме «Рыба и морепродукты».
Уроки — видео-лекции помогают продемонстрировать учащимся последовательность выполнения технологических операций, современное оборудование, передовые технологии в различных областях производства. Это вызывает интерес, побуждает любознательность, создаёт эмоциональное восприятие учебного материала. В 8 классе на урок по теме «Знакомство с профессиями, связанными с электротехническими работами и электронными
технологиями» можно представить оборудование ГЭС. При изучении электротехники можно указать на значение электроэнергии, способы ее производства, передачи и использования, объяснить, что профессии данной отрасли делятся на три большие группы. К первой относятся профессии, связанные с производством электротехнического оборудования, машин, аппаратов, приборов (слесарь – сборщик электротехнических машин, слесарь – наладчик, электромонтер – обмотчик, изолировщик и т.д.), ко второй – связанные с передачей электроэнергии (электромонтер – электромонтер подстанций, электромонтер по эксплуатации сетей и т.д.), к третьей – профессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь – электромонтажник, электромонтер – ремонтник и т.д.).
Формированию профессиональных навыков и умений способствуют уроки-конференции, на которых происходит обсуждение и детальное рассмотрение изучаемой темы. На уроках-конференциях затрагивают вопросы о качестве продуктов, условиях хранения пищевых продуктов (5–8 классы). К уроку-конференции учащиеся готовят сообщения, которые основываются на высказываниях, взятых из профессиональной литературы, материалов интернет-сайтов. На таких уроках формируются общие компетенции: поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи, анализ полученной информации.
Сведения о профессиях сообщаются и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые обучающимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.
Работая таким образом, знакомясь с профессиями у обучающихся накапливаются профессиограммы, которые они создают сами на уроках технологии.
Что такое профессиограмма? Профессиограмма - это информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащей для ознакомления с избираемой профессией, создаёт целостное представление о данном виде труда.
К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ – «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-8 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, опираясь на профессиограммы осознанно и самостоятельно делает этот выбор.
Кроме этого учитель технологии призван также заниматься изучением личности обучающихся, проводить профконсультационную, профвоспитательную работу. Для этого в 9 классе на факультативе «Мой выбор» я провожу множество диагностик, тестов, выявляющих уровень развития тех или иных качеств обучающихся. При этом следует отметить, что полнота и глубина в познании личности достигаются лишь при использовании различных методов. Только в этом случае можно получить наиболее полную характеристику личности. Например, диагностика «мыслитель или художник».
Тест "Художник – Мыслитель"
Инструкция: Ответьте на вопросы, пользуясь 10-ти балльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.
Вопросы:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учили.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов:
Л= 1,2,5,8,9 (левополушарный)
П= 3,4,6,7,10 (правополушарный)
Если ваш (л) результат более, чем на 5 баллов превышает (п) результат, то у вас преобладает логический тип мышления (мыслитель)
Если у вас (п) больше (л), то вы человек художественного склада (художник).
Анализируя результаты диагностик, тестов обучающиеся пишут характеристику сами себе. В которой уже учитывают те данные, которые они получили в результате работы на уроках, они уже знают, какие требования предъявляются к людям той или иной профессии, и могут сказать, какие качества есть у них для того, чтобы овладеть данной профессией, а над какими ещё следует поработать.
Для более глубокого ознакомления с профессией ребята самостоятельно готовят сообщения профориентационного характера.
Анализ работы в школе выявил следующие основные проблемы:
моя недостаточная подготовленность при осуществлении профориентационной работы (отсутствие курсов повышения квалификации, обучающих семинаров для специалистов, занимающихся вопросами профориентации);
учащиеся недостаточно информированы о реальной ситуации на рынке труда, а также не мотивированы на получение рабочих и инженерных профессий.