12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Куклева231
Россия, Свердловская обл., село Манчаж Артинский ГО
3

Исследовательский проект «Школьный буллинг в современной литературе»

Буклет
PUB / 312.5 Кб

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации Артинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Школьный буллинг в современной литературе

Исследовательский проект

Исполнители:

Просвирнина Варвара Романовна,

Кардашина Софья Владимировна,

ученицы 9 класса.

Руководитель:

Куклева Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

Манчаж,

2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. Буллинг как социальное явление

5

Глава 2. Отражение буллинга в литературе

10

Заключение

18

Список литературы

19

ВВЕДЕНИЕ

Тема детской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Е. Мурашова, Д. Пиколт, В.Крапивин, В.Распутин, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.

«Сильные мира» - это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути.

«Слабые мира» - тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни. Некоторые слетели от сильного порыва ветра, а те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах.

В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Мы решили обратиться к литературе, чтобы выяснить, как эта проблема в ней отражена.

Это обусловило выбор темы исследовательской работы: «Школьный буллинг в литературе ».

Цель: проанализировать литературные произведения на тему школьного буллинга.

Задачи:

Узнать, что такое школьный буллинг.

Подобрать произведения на тему школьного буллинга.

Составить список книг на тему школьного буллинга.

Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века.

Объектом исследования является буллинг .

Методы исследования-элементы анализа текста.

Гипотеза: Буллинг – явление, распространённое в школьной среде, которое нашло отражение в литературе.



 

ГЛАВА 1. Буллинг как социальное явление

Школьная травля, или буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические  унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.

Существуют  основные типы  буллинга:

 1. «косвенный» - социальная агрессия;

 2. «физический» - непосредственный-агрессия с физическим насилием;

 3. поведенческий - преследователь  вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости»(похищение тетрадей с домашней работой)

 4. словесный - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.

5. кибербуллинг  - жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

Последствия.

Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства. Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы. Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и депрессия, иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно. Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива. Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни. Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений. Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Социальная  структура  буллинга

Социальная  структура  буллинга   включает в себя три элемента:  преследователя (булли), жертву и наблюдателя.  Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были),  учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Булли ( агрессоры)

1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя,  гораздо легче будет добиваться своих целей;

2. не  умеющие  сочувствовать своим жертвам;

3. физически  сильные  мальчики;

4. легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие   быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные   в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся  в жертве;

7. интуитивно  чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В  школьном  буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли  одноклассников.

«Союзники» или «зрители» булли  чаще всего дети:

1. боящиеся быть на месте жертвы;

2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;

  3. дорожащие своими отношениями с лидером;

  4.  поддающиеся  влиянию   «сильных мира сего » в классе;

  5. не умеющие  сопереживать и сочувствовать другим;

  6. без собственной инициативы;

  7.  принимающие   травлю за развлечение;

  8. дети жестоких родителей;

 9. озлобленные  ровесники, мечтающие взять реванш  за свои унижения;

  10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Жертвы буллинга.

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

гиперактивность  и  повышенная возбудимость;

плохая успеваемость;

ябеды;

синдром дефицита внимания;

любимчики учителей;

с трудом  усваивающие  чтение и письмо;

гиперопекаемые родителями;

воображалы;

хвастуны;

«белые вороны» во внешности (например, заячья  губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки,  тики, косоглазие,…)

неопрятно одетые или же  суперодетых;

одарённых;

кичащихся достижениями своих родителей;

не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;

вундеркиндов;

интроверты с затруднённой коммуникацией;

часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;

необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как вы и  понимаете, может быть что угодно);

дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;

дети другой национальности.

Изучив источники в сети Интернет, литературу, пришли к выводам:

Буллинг – явление социальное.

Всегда есть жертва и есть агрессор, также присутствуют наблюдатели.

Жертвы, агрессоры и наблюдатели имеют четко определенные характеристики.

 


 

ГЛАВА 2. Отражение буллинга в литературе.

Нам стало интересно, как данное явление отражено в литературе. Новое это явление или не новое и уже имело место быть и ранее? Как чувствуют себя жертвы буллинга, почему появляются агрессоры и что ими движет? Как прекратить травлю и кто в состоянии это сделать?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы выбрали несколько, как нам показалось, значимых произведений. И первое, что мы выяснили, оказалось, что явление это вовсе не новое, оно присутствовало в подростковой среде очень давно. Свидетельство этому произведение В.Железникова «Чучело», написано оно было в 1975 году, в нем очень ярко описана травля одноклассниками новенькой девочки Ленки Бесольцевой.

Ребята начинают над ней посмеиваться, в поведении ребят раскрываются их характеры. Однажды класс сбегает с урока, любимчик учителей Дима рассказывает об этом учительнице, класс наказывают, лишая поездки в Москву. Миронова начинает расследование: кто предатель, Дима не сознается, Лена берет вину на себя, после этого начинается жестокая травля Лены - буллинг, как это говорят психологи. Дедушке приходится увести Лену из города, правда о предательстве Димы раскрывается.

Ленка – типичная жертва: она сирота, её дедушка - предмет насмешек всего города, она – другая, «белая ворона», среди сверстников.

Героиня очень больно переживает травлю одноклассников, она не понимает, за что с ней так поступают. Она в порыве отчаяния обвиняет дедушку в своих бедах, но ее обвинения он не воспринимает как серьезные, дедушка понимает, что Ленке очень тяжело, ей не справиться в одиночку, и принимает решение, уехать из города, тем самым прекратить издевательства над девочкой.

Главная мысль повести В.Железникова "Чучело": надо оставаться человеком даже в самых сложных жизненных ситуациях, когда все против тебя. Доброта, чуткость и отзывчивость присущи каждому человеку, но так страшно, когда дети не ценят эти качества ни себе, ни в других людях, принимая жестокость и бессердечность за силу. Только сила заключена в доброте, в правде, в самопожертвовании и уважении к другим людям.

Финал повести оптимистичен, те, кто затеяли травлю Ленки, все – таки понимают свою неправоту, признают свои ошибки. В итоге появляется надпись на школьной доске: «Прости нас, Чучело!»

По книге режиссер Ролан Быков снял одноименный фильм, главную роль в котором сыграла Кристина Орбакайте. Фильм стоит посмотреть в первую очередь тем, кто является зачинщиком школьной травли.

Следующее произведение, которое мы взяли для анализа - повесть Е. Мурашовой «Класс коррекции». Автор подростковых драматических книг, таких как «Барабашка — это я», «Класс коррекции», трилогии «Анжелика и Кай» и других

Родилась в Ленинграде, в 1962 году.

Два раза окончила ЛГУ — биологический и, спустя почти десять лет, психологический факультет по специальности «Возрастная психология». С научными экспедициями объездила весь Союз. Была на юге, на севере (Баренцево, Белое моря), на Дальнем Востоке (Сахалин, Камчатка, острова). Работала в зоопарке и в цирке «шапито» (рабочей по уходу за животными), на кафедре эмбриологии ЛГУ, в институте экспериментальной медицины, по программе «Врачи мира» с детьми из социально-неблагополучных семей. В настоящее время работает в детской поликлинике семейным психологом, преподает в СПб Университете Культуры.

Писать начала довольно рано, но всегда писала очень мало, с большими перерывами. Из интервью ПИТЕРbook: «Писать я начала в школе, и большей популярности чем в школе у меня никогда не было: мои тетрадки ходили по рукам, потом они, естественно, попадали к учителям, к директору. И меня вызывали, пытались разбираться, кого я там вывела».

Несмотря на то, что Екатерина Мурашова не считает себя профессиональным писателем, библиографический список ее произведений довольно значительный. Ее авторству принадлежат такие книги как «Полоса отчуждения», «Ваш непонятный ребенок», «Одно чудо на всю жизнь», «Барабашка – это я», «Глаз бури», «Сибирская любовь», «Гвардия тревоги». Привлекает Екатерину Вадимовну и история. «Афанасий Никитин: повесть о тверском купце», «Вещий Олег», «Князь - чародей» (о Всеславе Полоцком) и другие книги – это увлекательное повествование из жизни наших великих соотечественников. Писательница участвовала в проекте «Энциклопедия малыша». В серии «Сказки о художниках» вышло несколько ее книжек, которые в доступной сказочной форме знакомят самых маленьких читателей с биографиями знаменитых художников.

В «Маленьком письме к читателю о чем угодно» Мурашова написала: «…Никогда не торопитесь сдаваться, если вам говорят, что это или то слишком трудно, малодостижимо из вашего положения, «лучше синица в руках, чем журавль в небе», осмельтесь и сделайте шаг вперед по желанной для вас дороге. Затем еще один … и еще… Потом когда – нибудь оглянетесь назад и удивитесь – как далеко вам удалось уйти».

В повести травле подвергается целый класс, коррекционный класс в общеобразовательной школе.

Класс коррекции – это 7 «Е». В нём учатся дети без особых способностей. Попали они сюда по разным обстоятельствам. Ученик этого класса Антон, который является рассказчиком, когда-то самостоятельно поступил в «Б» класс, набрал максимальное количество баллов и блестяще там учился. Затем по неврологическим показателям и под давлением богатых родителей-спонсоров был переведён в класс коррекции. Мама у него почтальон, поэтому и не пыталась «бороться». Трудно поверить, как умный мальчик мог оказаться в таком классе. Он является лидером, хотя стесняется сам это признать и не стремится к лидерству. Антон очень переживает ближайшую гибель класса коррекции и прогнозирует будущее своих одноклассников, чётко осознавая, что эти дети никого не интересуют, они сами по себе.

У Юры ДЦП. Это взрослые решили, что он должен учиться в таком классе. Юра – способный ученик. Он сразу расположил к себе ребят, терпеливо перенося насмешки. У него появились друзья. Устроив для одноклассников вечеринку, Юра ненавязчиво демонстрирует им правила этикета, свою культуру. Ему становится ужасно от того, что эти дети считают себя «уродами, отбросами». Антон называет Юру «даже слишком нормальным». «За тобой как будто стоит что-то, » - говорит он. Именно Антону первому показывает Юра параллельный мир. С приходом в класс Юры стал лучше учиться Пашка. Мишаня – умный и талантливый мальчик со зрением минус двадцать, немного глуховат, совсем не для класса коррекции. Но беда Миши в том, что мама его бедна и не может заняться лечением ребёнка. В 7 «Е» классе учатся не только дети с отклонениями в психике, но и неустроенные в обществе, просто брошенные.

Стеша стала жертвой дележа её собственными родителями, с судами и похищениями. Витька встала на путь ранней проституции не по собственной воле, а потому, что родная сестра выставила её за дверь.

Когда в классе появляется Юра – домашний мальчик, Антон объясняет ему, как создаются классы в их школе.

Целый класс – жертвы, их сверстники из общеобразовательных классов считают детей коррекционного класса «отбросами, уродами». И никто не в состоянии изменить это положение, ведь даже педагоги придерживаются такого же мнения. Завуч возмущается: «…почему мы, гимназия, занимающая первые места в городе по девятнадцати показателям, должны заниматься еще и психически больными детьми?!». Классная руководительница 7 «Е» внушает молодому учителю географии, который встал на сторону ребят: «Школа - всего лишь слепок с общества в целом. Неужели вы не видите разделения «на классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умники и глупые…»

Учитель географии пытается изменить отношение окружающих к этим детям. Он парирует завучу: «…Вы гораздо более социально опасны, чем все классы «Е» в целом…». И за этими словами стоит очень многое. В частности, то, что хотим мы этого или нет, но всем нам не откреститься безнаказанно от социальных проблем. Эти неудобные обществу дети уже мстят нам за своё неблагополучие (и за наше благополучие, кстати, тоже). Они держатся стайкой и стоят друг за друга горой. (Они вместе.)

Книга написана для детей, причем для детей скорее нормальных, чем аномальных. И для родителей, возможно, тоже. Для того, чтобы все прочитавшие поняли, что и у таких детей существует свои мир. Они другие, да, они непонятные для нас, но они вынуждены как-то жить в этом нормальном (для нас) мире. А для них он... чужой. И надо пытаться, нет, надо уметь понять и таких детей. Книга о вечных ценностях: добре, справедливости, милосердии, сопротивлении злу. Подростки скорее, чем взрослые, понимают сложность и неоднозначность некоторых жизненных ситуаций. Практически с детства эти ребята знают, что такое социальная иерархия и какое место они в ней занимают, как к ним относятся, видят фальшь, показуху.

Из – за остроты поднятых проблем повесть "Класс коррекции" не рискнуло опубликовать ни одно издательство, и рукопись пролежала в столе у автора целых пять лет. Но даже неопубликованная повесть была отмечена несколькими наградами, в том числе: в 2005 году – Второй премией Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно – популярной литературы им. А.Н. Толстого, а в 2006г. – Национальной детской литературной премией «Заветная мечта» в номинации «Трудный разговор».

Практически все детали биографий героев повести взяты из реальной жизни, из тех ее сторон, затрагивать которые в разговоре с детьми не принято, но необходимо.

По повести был снят фильм, который стал лауреатом кинопремии «Кинотавр» в 2014 году.

Следующее произведение – рассказ Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».

Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). Работала в газете «Молодежь Севера», на телевидении, в театральном обществе. С конца 1960-х годов начинает публиковаться в республиканской и всесоюзной печати. Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Наш современник», «Путеводная звезда» и др. Е.В.Габова также известна и как переводчик с коми на русский язык: перевела повесть В.Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести Алексея Попова, Елены Козловой, сказки Геннадия Юшкова. В 1983 году Е.В. Габова приняла участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, проходившем в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством С.Залыгина, и Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1984). С 1989 года она - член Союза писателей СССР, с 1992 - литературный консультант Союза писателей Коми. Е.В. Габовой присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации. Ее пьесы-сказки «Венок тундры» и «В стране Дождевании» ставились Воркутинским театром кукол, а по книге «Гришуня на планете Лохматиков» в Сыктывкаре поставлен музыкальный спектакль. Это история о том, как смешной мальчишка-двоечник попадает на планету еще более ленивых, чем он, человечков – лохматиков. Как отмечает сама Е.В. Габова, «книжка немного дидактична, но немного дидактики для детей все-таки нужно. Тем более, что она сопряжена с фантастикой. Дети читают эту книжку, и в них это дидактическое потихоньку, ненавязчиво откладывается». Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом.

Главная героиня Светка Сергеева не пользовалась любовью одноклассников. У нее были рыжие волосы, отчего ее называли - Рыжуха. Когда все ездили в поход на озеро, рыбачили и варили уху, Света держалась обособленно. В одиночестве на лодке она заплывала на середину озера и пела песни. Всем это не нравилось, т.к. считали, что она воет и распугивает рыбу. После девятого класса Светка решила не продолжать учебу и больше о ней никто не слышал. Но спустя некоторое время один из одноклассников посетил театр и увидел на сцене ту самую Рыжуху. Однако она превратилась в красивую женщину с прекрасным голосом. И он понял, что главное в человеке то, что внутри, а не снаружи.

Что же помогло героине выстоять? Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце  подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал.У Светки была цель – научиться петь, тренировать свой голос и она шла к ней, несмотря ни на что.

Следующее произведение – рассказ молодой писательницы Дарьи Доцук «Ниша для Кати Олиной».

Дарья Доцук - детский писатель, блогер, журналист. Родилась 8 марта 1990 года в Алма-Ате. С отличием окончила факультет Международной журналистики МГИМО. Живет в Москве. Пишет в основном для подростков. Финалист конкурса "Книгуру", дипломант премии им. В. П. Крапивина, лауреат конкурса им. С. В. Михалкова. Ведет блог о современной детской литературе в лицах и событиях.

Катя Олина — большая, сильная, с толстыми белыми руками. Стрижка у нее короткая, под мальчишку. И одежда мальчишеская, местами даже дырявая. И, наверное, из нее получился бы отличный, в меру задиристый мальчишка, если бы только она не была пятиклассницей по имени Катя Олина. Была второгодницей. Она на голову выше и в два раза шире всех своих одноклассниц.

На прогулке с Катей Олиной тоже беда: она ко всем лезет. Мальчишки не хотят ее пускать на футбольное поле, и она их бьет. Орет и бьет. Только сдачи дать они не успевают — прибегает классная руководительница и уводит рыдающую Катю Олину подальше от «этих невоспитанных хулиганов». Несправедливо как-то, ведь они ей как раз ничего плохого не сделали.

На день рождение рассказчика пришла Катя Олина. Ее позвала мама. Все были в шоке и даже хотели разбежаться по дому от нее, но место было мало и поэтому не удалось. Все начали играть в твистер, и конечно же победила Катя Олина. И вот Катя Олина полезла толстой белой ручищей в мешок. Мы в ужасе застыли: она шарила там своей пятерней и перетрогала все конфеты! И тут Катя Олина вынула из мешка горсть конфет и протянула нам.

Вы же поддавались в Твистере, чтобы я победила, значит, все заслужили приз!

Бедная Катя! Она думала, что мы с ней играли всерьез и уступали, потому что она вроде как новенькая. Никому не хотелось брать что-то из ее рук, но и ссориться с ней при взрослых мы тоже испугались.

Этот рассказ интересен тем, что травлю Кати прекращает мама рассказчика, только вмешательство взрослого человека остановило это дикое явление, дети поняли, что Катя – такая же, как и все они, а, следовательно, и издеваться над ней, избегать ее не надо.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав литературные произведения на тему школьного буллинга, мы пришли к выводам, что их герои – типичные жертвы буллинга, они не такие как все, поэтому и становятся жертвами. Они остро переживают и не понимают причин травли, которой подвержены. Мы взяли для анализа только те произведения, в которых жертвы буллинга, несмотря на все жестокие условия, в которые они попадают, остаются людьми с доброй душой и верой в людей. Но последствия буллинга могут быть и другими: суицид, употребление алкоголя и наркотиков, моральное разрушение личности.

Также мы сделали вывод о том, что подвергаться буллингу могут не только отдельные люди, но и целые классы, и что без помощи со стороны взрослых зачастую травлю не остановить.

Буллинг как социальное явление был всегда, но в последнее время о нем заговорили чаще, т.к. в сети Интернет стали появляться ролики об избиениях, издевательствах подростков над сверстниками. Без зазрения совести выкладываются в сеть сцены драк, а порой даже убийств. Жестокость обретает все более привычные рамки и от этого становится по- настоящему страшно.

Мы рекомендуем эти произведения, а также еще целый ряд, для прочтения подростками, учителями и родителями, может быть, знакомство с этими книгами остановит кого- то от совершения жестокого поступка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

http://psihomed.com

https://psycho4you.ru/

http://www.b17.ru/blog/71131/

https://mobbingu.net/articles/detail/335/

Железников В. Чучело – 2012г.- ООО «Издательство Астрель»

Габова Е. Двойка по поведению – 2016г.- Издательство «Аквилегия- М»

Мурашова Е. Класс коррекции – 2007г. – Издательство «Самокат»

Авторы материала: В. Просвирнина (9 класс), С. Кардашина (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 29.11.23 в 19:37 0Ответить Пожаловаться
Все эти книги ребята читают с удовольствием, тема для них важная.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.