12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Михайловна Чазова1895
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье
5

Исследовательский проект «ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»


Доклад Вандальное поведение
PPTX / 170.85 Кб

Министерство образования и молодежной политики

Российской Федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»




ДОКЛАД

к исследовательскому проекту


«ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»




Исполнитель:

Семенова Екатерина
10 «А» класс

 

Руководитель:

Педагог-психолог

Е.М. Чазова


Итоговая оценка:

______________________



Верхотурье, 2021


Актуальность: В современное время все чаще встречается отклоняющееся поведение связанное с уничтожением или осквернением, порчей предметов искусства, культуры или общественной значимости. К сожалению старшеклассники не являются исключением и также склоны к причинению ущерба чужому имуществу т.е. вандальному поведению.

Такие исследователи как В.И. Добреньков, Т. Парсонс, В.Ф. Пирожков, Э. Фромм указывают, что наибольшая склонность к вандальному поведению проявляется в периоды подростничества и юности, что связано с поведенческими реакциями, характерными для данных возрастов.

Вандализм и его последствия стали неотъемлемой частью социальных процессов и по праву занимают передовые места в списках отклоняющегося поведения, наносящего существенный вред современному обществу. Нас заинтересовала данная темы и мы решили изучить данный процесс в рамках обучающихся 10-го класса ГБОУ СО СОШ №2.

Цель исследования: исследование вандального поведения подростков и разработка занятия направленного на снижение уровня склонности к вандальному поведению.

Объект исследования: вандальное поведение.

Предмет исследования: вандального поведения обучающихся ГБОУ СО «СОШ №2».

Гипотезы исследования:

1. Возможно, существуют различия в уровне выраженности вандального поведения у мальчиков и девочек: мальчики в большей степени склонны к вандальному поведению нежели девочки.

2.Вероятно, обучающиеся ГБОУ СО «СОШ №2» 10 класса в большей степени склоны к такому типу вандального поведения как конформный и из-за скуки.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научных источников по проблеме изучения вандального поведения в старшем подростковом возрасте.

2. Организовать и провести эмпирическое исследование вандального поведения обучающиеся ГБОУ СО «СОШ №2» 10 класса.

3. На основании полученных результатов разработать занятие по снижению уровня склонности к вандальному поведению.

Теоретические основания:

Феномен вандализма, получивший столь широкое повседневное распространение, за последнее десятилетие нашел свое отражение в немногочисленных работах по юриспруденции (С.Н. Вязов, М.М.Москаленко, О.С. Пашутина, Л.М. Самохина, Э.Н. Харина, Н.А.Черемшова, Н.А. Шурухнов), психологическими причинами и условиями возникновения вандального поведения занималась А.С. Ватова, педагогическую методологию проблемы вандального поведения исследовали Ю.А. Акунина, А.Н. Волобоев, И.В. Воробьева, О.В. Кружкова, Е.С. Камышкова, З.В. Патрушева, Т.С. Стрелкова.

Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования:

- Методы теоретического исследования (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме).

- Методы эмпирического исследования – опросники: Опросник «Мотивы вандального поведения» (разработчики С.А. Острикова, О.В. Кружкова, И.В. Воробьева).

- Методы математико-статистического анализа: описательный и сравнительный анализы.

Эмпирическая база исследования. Выборку составили обучающиеся ГБОУ СО СОШ №2 г. Верхотурье, Свердловской области.

Общее количество респондентов составило 12 учеников 10 «А» класса из них 7 – девочек, 5 – мальчиков, средний возраст подростков – 16-17 лет.

Практическая значимость исследования состоит в разработке занятия по снижению уровня склонности к вандальному поведению.

Анализ научных источников позволил нам сделать вывод, что вандализмэто разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков.

Нам понравилась классификация мотивов вандального поведения О.Н. Кружковой и И.В. Воробьевой, которые выделяют следующие виды мотивов вандального поведения:

Стяжательный вандализм. Это вандализм, совершаемый ради получения выгоды, приобретения чего-либо. Его основным мотивом является материальная выгода, а разрушения каких-либо объектов чужой собственности выступают как сопутствующие последствия достижения цели приобретения.

Агрессивный вандализм. При данном виде вандализма разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление. При этом разрушение имущества представляет собой отложенный ответ на действие противной стороны и совершается анонимно.

Тактический вандализм. Данный вид вандализма объясняет наносимые разрушения как средство для достижения других целей (запугивания, саботажа и т.п.). Иногда данный вид вандализма может носить идеологический оттенок, когда объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл, вызывающий агрессию или протест со стороны субъекта вандализма.

Любопытствующий вандализм. Происходит из-за чрезмерной любознательности и «разрушительного экспериментаторства» с объектами общественной или частной собственности.

Эстетический вандализм. Происходит из-за получения удовольствия от процесса и результата вандальных действий. Удовольствие вандал получает от прилагаемых усилий для приобретения «познавательного» опыта разрушения объекта. И здесь основой вандализма могут быть названы интерес к объекту разрушения и творческое познание его сути подростком.

Творчество и креативность как причинная основа вандализма редко называется исследователями данной проблемы, поскольку под вандальными актами ими чаще всего понимается разрушение объекта, а не его преобразование (рисунки, надписи на нем, придание ему иной формы и т.д.). В то же время и теория удовольствия и, тем более, эстетическая теория могут быть распространены на эти случаи именно в свете получения подростком удовлетворения от творческого акта, хотя и носящего не созидательный, а деструктивный характер по отношению к общественной собственности. Интересно, что сами подростки, увлеченные граффити и относящие себя к субкультуре райтеров, как основной мотив их асоциального поведения называют именно творческое самовыражение.

Экзистенциональный вандализм. Вандализм может выступать и как средство самоутверждения, в форме исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе.

Протестующий вандализм. Протест против социальных и культурных норм взрослого мира довольно часто характеризует поведение подростков. В то же время данный вид вандализма вполне может быть присущ человеку, вышедшему за пределы подросткового возраста – представителю оппозиционных юношеских субкультур или человеку, сочувствующему какой-либо политической партии, общественной организации и совершающему вандальные акты по отношению к собственности их оппонентов, или человеку, обиженному на общество или отдельных его представителей и демонстрирующему свою обиду через вандальные действия и т.п. В целом мотив мести можно рассматривать как определенные негативистские действия.

Конформный вандализм. Совершение вандальных действий здесь является следствием давления группы, необходимости или желания субъекта подражать другим. Иногда подобные действия совершаются под девизом: «Все так делают». Особо это относится к представителям некоторых субкультур, в которых делинквентное поведение считается нормой.

Вандализм, вызванный неудобствами окружающей среды. Этот вид вандализма инициируется каким-либо неудобством окружающей среды, желанием субъекта изменить ее для себя, ради персонального удобства, комфорта, чувства безопасности.

Вандализм, вызванный скукой. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью. Безделье, скука, неумение занять себя, поиск развлечений часто бывают связаны со скудностью информационного фона, отсутствием мест отдыха, незанятостью человека учебой или работой. В рамках теории удовольствия (Csikszentmihalyi, Larsоn) отсутствие в школе необходимого для подростка числа и качества интересных и увлекательных событий трактуется как основание совершения им асоциальных действий, поскольку последние приносят подростку большее удовольствие, чем обычные учебные действия.

Таким образом, в современном мире вандализмом считают такие формы поведения человека, при которых материальные и культурные ценности приводятся в негодность или уничтожаются.

Нами было проведено исследование вандального поведения в подростковом возрасте. За основу мы взяли профессиональную методику О.Н. Кружковой и И.В. Воробьевой.

Анализ результатов показал, что гипотеза о том, что «возможно, существуют различия в уровне выраженности вандального поведения у мальчиков и девочек: мальчики в большей степени склонны к вандальному поведению нежели девочки» не подтвердилась. Результаты нам говорят об обратном девочки в большей степени склоны к вандальному поведению, нежили мальчики.

Вторая гипотеза о том, что обучающиеся ГБОУ СО «СОШ №2» 10 класса в большей степени склоны к такому типу вандального поведения как конформный и из-за скуки, тоже не подтвердилась. Было выявлено, что основными мотивами вандального поведения стали:

– эстетический вандализм – это значит, что подростки получают удовольствие от процесса и результата вандальных действий. Эстетический вандализм может проявляться в форме нанесения граффити и рисунков на объекты общественной или частной собственности (например остановки, заборы, дома);

– стяжательный вандализм, т.е. данные подростки совершают вандальные действия ради получения выгоды, приобретения чего- либо. Мотивом является материальная выгода, а разрушения каких-либо объектов чужой собственности выступают как сопутствующие последствия достижения цели приобретения. Например взять с украшенной елки, площади или украшенного зала понравившийся предмет.

- вандализм вызванный неудобством окружающей среды. Например, сесть на спинку скамейки, поставив ноги на ее сидение. Или протаптывать тропинку через газон, потому что так удобнее и ближе ходить.

Практическая значимость исследования состоит в разработке занятия по информированию обучающихся 10 класса о возможных мотивах вандального поведения; о доминирующих мотивах конкретно в их классе, а также оно направлено на снижение склонности к вандальному поведению.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Алиев Х.К. Вандализм среди несовершеннолетних/Х.К.Алиев// Современное право. 2011. № 10. С. 148 –151.

Ватова Л. С. Социально-психологический феномен молодежного вандализма // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 25 –26.

Воробьева И.В., Кружкова О.В. Возможности профилактики и коррекции вандального поведения в условиях образовательной среды // Организация работы с молодежью. 2012. №11.

Иванова З.С. Профилактика детского и подросткового вандализма // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Вып. 4 / Отв. ред. В.П. Моисеенко. М.: 2008.

Карабущенко П. Л. Вандализм как культурно-исторический феномен // Гуманитарные исследования. 2011. № 4. С. 12 –20.

Пашутина О.С. Вандализм: понятие и виды его проявлений // Общество и право. № 2.2008.

Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.).2002.

Пирожков В. Ф. Групповой подростковый вандализм / В. Ф. Пирож- ков // Криминальная психология : [учеб. пособие]. Кн. 1 / В. Ф. Пирожков. М.:1998.Гл. 9, ч. 3. С. 213 –220.





Автор материала: Е. Семёнова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.