12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Терских327

Добрый день, меня зовут Антипина Алена, я ученица 5 класса Опытненской школы. Тема моего выступления: «Выучить стих? Легко!». Сегодня я расскажу вам, как можно легко выучить стихи, которые очень часто задают нам учить наизусть на уроках литературы. Кроме стихов можно также заучивать и материал параграфа.

Объект моего исследования – процесс заучивания стихов.

Предмет мнемотаблицы

Методы: изучение литературы по теме, эксперимент.

Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его. Симонидовский метод широко использовал оратор Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

В настоящее время создано множество методик запоминания, суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.  Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Таблицы-схемы е помогают развитию связной речи.

Пример мнемотаблицы и презентации.

Давайте сегодня выучим новогоднее стихотворение, которое каждый из нас сможет рассказать Деду Морозу 

Я выбрала «Мишка, мишка, лежебока», В. Берестова.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь!

Для опоры взяла 6 картинок и получилась вот такая мнемотаблица.

t1607350063aa.jpg

Давайте попробуем вместе вспомнить текст стихотворения.

Как выучить стихотворение?

Внимательно прочитать стихотворение и подумать о чем оно, какие образы возникают друг за другом.

Попытаться их нарисовать, обращая внимание на текст, детали, отношение автора (оценочные слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

Повторение и просмотр по 1 картинке.

Повторение и просмотр по 2 картинкам.

Усложнение и проговаривание текста с опорой на 3 картинки сразу.

Ну и наконец, заключительное рассказывание стихотворение с использованием всей мнемотаблицы.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста ребенка: для первоклассника достаточно 4 или 9 ячеек.

Таблицы можно заполнять не только во время заучивания стихов, но и при пересказе текста, составлении творческого рассказа.

Готовую мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

1.восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2.смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3.определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4.найти лишнюю картинку;

5.найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

На уроке литературы мы проходим произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино», несмотря на то, что оно легко запоминается, многие ребята не могли выучить из-за объема. Мы нарисовали таблицы в виде кадров мультфильма и легко восстановили последовательность событий. И еще написали творческую работу – «Путешествие на поле боя». Эта работа была интересной и увлекательной!

Таким образом, использование мнемотаблиц помогает нам учить стихи и писать творческие работы, а также поможет заучивать тексты большого объема на протяжении нашей учебы. Спасибо за внимание!



Автор материала: А. Антипина (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.