12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уразалеев Руслан2258
Жизнь прекрасна!
Россия, Омская обл., Омск

МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Омского района Омской области





ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:

«КАЗАХСКИЕ ПЛЕМЕННЫЕ ГРУППЫ НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ШКОЛЫ»

t1588664511aa.jpg

















Автор проекта:

ученик 9б класса

Исимов Даулетбек

Руководитель проекта:

учитель истории и обществознания

Уразалеев Руслан Фаритович





Троицкое-2020


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Стр. 3-5

ГЛАВА 1.

Племенные группы казахского народа

Стр. 6-11

1.1.

История вопроса

Стр. 6-7

1.2.

Средний жуз

Стр. 8-9

1.3.

Родовые подразделения казахов (на примере школы)

Стр. 10-11

ГЛАВА 2.

Тамги и боевые ураны

Стр. 12-20

2.1.

Аргыны

Стр. 12-13

2.2.

Чингисиды и кожа

Стр. 14-16

2.3.

Кереи

Стр. 17

2.4.

Кыпчаки

Стр. 18

2.5.

Другие родовые подразделения

Стр. 19-20

ГЛАВА 3.

Практическая часть

Стр. 21

3.1.

Результаты анкетного опроса 2018/2019 учебного года по казахским родам в Троицкой школе

Стр. 21



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стр. 22


Список литературы

Стр.23


Приложение 1 «Казахские родовые тамги»

Стр.24


Приложение 2 «Образец анкетного опроса»

Стр.2









ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ в России сохранил уникальные традиции и обычаи, являющиеся наследием далеких предков. Казахи в этом ряду не исключение, ибо помнят наименования родовых подразделений своих кочевых пращуров. Именно казахи, как одни из наследников мира Золотой Орды законсервировали генетическую память в названиях отдельных родов и колен (ырувы), в системе знакового обозначения (тамга) и в сохраненных боевых кличах (уран). Нет казаха на территории Омской области, кто бы ни помнил из какого он рода, кто был родоначальником его семьи (рода) и как надо себя вести, чтобы семь поколений потомков потом с гордостью рассказывали о нём. В Троицкой школе учащиеся казахи помнят о своем происхождении, что и облегчило написание работы. В связи с этим тема посвященная изучению казахских племенных групп на примере одного учебного заведения представляет интерес.

Актуальность данной темы связана с тем, что с проникновением новых общественных отношений в среду мусульман казахов нивелируются их родовые традиции и может встать вопрос об их полном или частичном исчезновении. Ведь у международной глобализации есть и минусы, когда отдельные этносы могут потерять свою национальную идентичность, яркую неповторимость.

В проекте подробно рассмотрены наименования родовых подразделений казахов Омской области на основе проведенного анкетирования. Поясняется, какое отношение омские казахи имеют к Среднему жузу, их связь с остальным казахским миром и перспективы развития в обозримом будущем.

Проблема исследования заключается в следующем:

Насколько учащиеся казахи и старшие представители их рода помнят о своих корнях;

Как соизмерить глубину этой генетической памяти;

Умение разбираться в сложной и разветвленной системе родовых отношений казахских племен в наши дни.

Объектом исследования являются наименования казахских племенных групп на примере одной школы.

Предметом исследования является структура племенных наименований Среднего жуза, деление на колена и подколена и место в современном казахском обществе.

Гипотеза исследования: с помощью данной работы школьники разных национальностей познакомятся с названиями казахских родов, узнают из каких родовых подразделений их одноклассники и сверстники. Будут понимать мозаичность истории России, где каждый народ занимает свое уникальное место.

Цель проекта: исследовать названия отдельных казахских племенных групп на примере одной из категорий учащихся Троицкой школы. Под этим подразумеваются дети казахской национальности. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Собрать необходимую информацию по теме проекта;

Составить план работы по проекту;

Рассмотреть структуру родовых подразделений казахов юга Омской области (на примере учебного заведения).

При подготовке проекта уклон делался на следующие научные методы:

Анализ доступных источников информации по теме исследования;

Анкетирование среди школьников 6-11 классов по названиям родовых подразделений (было проведено в 2019-2020 учебном году совместно с руководителем проекта и заинтересованными учащимися);

Обобщение полученных данных, выявление особенностей и различий;

Моделирование мультимедийного пособия (презентация PowerPoint).

Практическая значимость данной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы как на историческом кружке «Этнография», так и национальными тюркскими центрами города Омска и области.

Продуктом исследования являются:

Мультимедийная презентация «Казахские племенные группы (на примере одной школы)»

Участие в городских научно-практических конференциях школьников: «Шаги в науку» и «Эврика».

Эссе на тему «Перспективы родовой памяти в обозримом будущем (личное эссе-размышление об этом)».


















Глава 1. Племенные группы казахского народа

История вопроса

В период современного постиндустриального общества, когда человечество шагнуло далеко вперед, грани между народами на планете стираются, различия уходят в прошлое. Но этот процесс несет и негативные последствия, идет обезличивание человеческих сообществ, этносы начинают терять свою уникальную неповторимость, непохожесть. Казахи в этом смысле не исключение. Сохранив, подобно многим тюрко-язычным народам, уникальный родовой код от предков они шагнули в новое тысячелетие. Каким станет XXI век для казахского населения Омской области, покажет время.

Возвращаясь к истокам народа надо отметить, что большинство казахов Омской области помнят свои племена и роды. Знают, что их предки входили в состав Среднего жуза и близкие сородичи живут на территории Казахстана, Китая и Монголии. Отрадным в настоящее время является то, что старые казахские обычаи, знания о своих родах возрождаются и обретают новое дыхание в свете современных мировых тенденций развития. Это характерно и для жителей аулов, переехавших в Омск и его пригороды. Как верно отметила Ш.К. Ахметова в своей монографии «Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде» «…этническая самоидентификация городских казахов Западной Сибири складывается большей частью из таких признаков, как обычаи и обряды, религия, язык, меньшую, но еще достаточно значимую роль играют физический облик и особенно поведения»1.

Генетическая память о своем происхождении ставит вопросы перед многими исследователями и краеведами занимающимися проблемами возникновения Среднего жуза. Существует широкий перечень источников по данной тематике, но выбор пал на материалы, обладающие высокой степенью информативности. Это устные предания народа, семейные предания, исследования российских и казахстанских ученых, статистические материалы, свободные форумы и посты из мировой паутины. Одним из свидетельств информационной насыщенности явился анкетный опрос, проводившийся в ходе работы над проектом. Вопросник показал, что люди разных поколений хорошо знают свое происхождение, называют не только род, но и подрод. К примеру, сам автор проекта является выходцем из племени аргын из Среднего жуза, а подрод носит название кеменгер2.

Таким образом, вопрос о родовом происхождении казахов Омской области является актуальным в плане самоидентификации и тем маркером, который позволяет своих отличить от других.


















Средний жуз

Средний жуз — группа казахских племенных объединений в Центральном, Северном и Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную, северную и восточную часть современной территории Казахстана. В конце XIX — начале XX в. Число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн. 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.

Племена Среднего жуза:

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Племя Аргын включают в себя роды: Мейрам (Куандык, Суйиндик, Богендик, Шегендик, Каракесек), Момын (Атыгай, Карауыл, Канжыгалы, Басентиын, Тобыкты), Томенги-шекты, Жогары-шекты, Таракты. Их лозунг и клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алтайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай».

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас». Они являются выходцами из Кокандского ханства, и часть присоединились к казахам после падения Кокандского ханства, а часть до сих пор проживает в Ферганской долине, в составе киргизского узбекского этносов.

Коныраты проживали на территории Южного Казахстана, на южных берегах Сырдарьи в её среднем течении, так же в предгорьях Каратау. В основном они проживали в Чимкентском, Перовском и Ташкентском уездах, и в других регионах Средней Азии. Боевой клич — «Алатау».

Керей жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».

Уаки проживали в Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях Казахстана, также в Алтайском крае, Омской и Новосибирской областях. В Костанайской области, в частности жили в Сарыкольском, Карасусском и Узункольском районах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал».

Численность:

Аргын — 509 000 тыс. чел.

Керей — 90 000 тыс. чел.

Конырат — 128 000 тыс. чел.

Кыпшак — 169 000 тыс. чел.

Найман — 395 000 тыс. чел.

Уак — около 75 000 тыс. чел3






Родовые подразделения казахов на примере школы

Нам стало интересно, а как современные школьники казахи помнят о своих племенных и родовых корнях. С этой целью в 2019-2020 учебном году был составлен анкетный опрос. Учитывались все современные реалии и информантов просили обращаться за помощью к людям старшего поколения. Соблюдая этику опроса, мы решили, указать казахские племена и роды без привязки к фамилиям учеников. Опрос проводился среди учащихся 6-11 классов, и вот какие результаты были получены:

В 6в классе дети отнесли себя к следующим казахским племенам: керей, кожа и кыпчак (кыпшак);

В 7-х классах указали такие племенные группы, как аргын (род: канжыгалы), аргын (род: темеш; подрод: урас-темеш), кыпчак (род: клатай-кыпшак), кыпчак (род: сагал-кыпчак);

В 8-х классах дети казахи себя относят к кереям (род: кайдаул);

В 9-х классах аргын (род: темеш; подрод: урас-темеш), кыпчак (род: клатай-кыпшак), кыпчак (род: сагал-кыпчак), аргын (род: атагай), керей (роды: караул, курман), аргын (род: каржас, подрод: кеменгер);

В 11 классе (выпуск 2019 года) дети указали свою принадлежность к племени керей (род: сулу-терек), уак (род: бескемпир), торе (род: Чингисиды);

В 11 классе (выпуск 2020 года) 1 один ученик отнес себя к кереям, другой указал принадлежность к кыпчакам.

Проведенный опрос показал, что большинство учеников казахской национальности, обучающихся в МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» помнят о своих корнях, гордятся ими. Немалую помощь в этом детям оказали люди старшего поколения. Вместе с тем наблюдаются отрицательные тенденции, когда некоторые дети и их родители (рожденные в 1970-1980-е гг.) не смогли указать своих родовых истоков. Это настораживает, ведь настоящий казах, это, прежде всего человек, который помнит о своих предках и их деяниях. Утрата родовой памяти может привести к обезличиванию, культурной ассимиляции в современном глобальном социуме.





























Глава 2. Тамги и боевые ураны

2.1 Аргыны

Аргын — тюркское племя, один из четырёх сильнейших бейских родов Крымского ханства — карачи-беков, которые могли утверждать крымских ханов на престоле и состояли в государственном совете этого государства, определяя во многом внешнюю политику Крыма; одно из шести казахских племён (коныраты, уаки, кереи, кипчаки и найманы), составляющих Средний жуз казахского народа. Самое многочисленное казахское племя, перешедшее из улуса Джучи в Тимуридское государство при Абу-Саиде правнуке Тимура, затем перекочевавшее из Мавераннахра в Сибирское ханство вместе с ханом Кучумом, а после поражения хана Кучума вошедшее в Казахское ханство.

По мнению ряда авторов, первоначальное ядро аргынов восходило к монгольским племенам. По одной из версий, этноним «аргын/аргун» в переводе с монгольского означает «союз десяти» и может быть связан с рекой Аргунь в Бурятской области и с легендарной местностью Эргунэ-кун. В свою очередь, название реки Аргунь с монгольского переводится как «широкая». Г. Г. Мусабаев слово аргын возводит к монгольскому аргуй «скотовод». Н. А. Аристов связывает его с названием реки Аргун (Аргут) на Алтае. В монгольском языке окончание «т» означает множественное, а «н» единственное. М. Т. Тынышпаев полагал, что аргыны восходят к нирун-монгольскому племени арикан. По его мнению, аргыны в V—VII вв. были в составе коренных монголов и проживали на территории современной Монголии. По Н. А. Аристову, аргыны во времена Чингисхана подались на запад впереди найманов и кереев.

Ч. Ч. Валиханов включал аргынов в число монгольских народов Джагатайской орды.

Согласно другой версии, аргыны являются потомками Аргун-ага, ойратского наместника, служившего в Ильханате Хулагу.


Согласно К. Этвуду, аргыны (аргуны) происходят от завоёванных степных народов Монгольского плато, подчинённых монголами и приведённых на запад монгольским завоеванием. По его мнению, аргыны (аргуны) представляли собой онгутский клан, который добился важной позиции в джучидской Синей Орде и сформировал часть казахов и монголов.4


























2.2 Чингисиды и кожа

Чингизиды, род Чингиза, Чингизовичи, Чингисиды — прямые потомки Чингисхана. У Чингисхана и его первой жены Бортэ было четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве, и только их потомки носили родовой титул Чингизидов.

Существует версия, что старший сын Чингисхана, Джучи, был не родным сыном. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», Джучи на самом деле был сыном Чилгера, который похитил и держал наложницей Бортэ, любимую жену Чингисхана, держа её в плену полгода, пока её не отбил обратно Темуджин (первое имя Чингисхана). В соответствии с легендой, сыновья Чингисхана неоднократно выражали сомнения относительно их родства с Джучи, но сам Чингисхан называл Джучи родным сыном. Тем не менее, из-за сомнений о происхождении Джучи, Чингисхан был вынужден назначить своим наследником своего третьего сына, Угэдэй. Ни один джучид так и не стал каганом Монгольской империи.

При определении потомков Чингисхана необходимо учитывать, что джучиды нередко брали себе жен из ильханской династии Персии, родоначальником которой считается Хулагу-Хан. Следовательно, у многих джучидов также присутствуют и гены Чингисхана по материнской линии.

От Чингисхана вели род ряд азиатских династий — династия Юань в Китае, джучиды в Золотой Орде (Казахстан, Средняя Азия и Юго-Восток России, Юг Украины и Северный Кавказ), Хулагуиды в Персии, Гиреи в Крыму, Туглуктимуриды в Могулистане и Могулии, Шейбаниды и Аштарханиды в Бухаре, Торе в Казахстане.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингисхана, плюс несколько более малочисленных линий.


Монгольские Чингизиды, Казахские Чингизиды (Торе), Узбекские Чингизиды (Шейбаниды), Татарские Чингизиды, Ногайские Чингизиды,

Сибирские Чингизиды (Шибаниды), Крымские Чингизиды (Гиреи) и некоторые другие линии.

Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. В частности на территории Казахстана правили потомки Джучи и его потомка Урус хана (потомки ханов Керея и Жанибека), их род называется торе (существует и до сих пор). С потерей суверенитета и присоединения Казахского ханства к Российской империи Чингизиды были военными правителями, султанами. Известный чингизид — казахский учёный, просветитель и путешественник Чокан Валиханов (1835—1865). В современном Казахстане Чингизиды существуют и поныне (например — поэт Б. Канапьянов и скульптор Ш.-А. Валиханов).

Вблизи современного космодрома Байконур находится могила одного

из представителей рода — Торе-Баба, в честь него назван посёлок Торетам5










Ходжа́, Ко[д]жа́ — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама.

Исхакии («черногорцы»):

Вали Исаак-ходжа — один из Сеидов, то есть прямых потомков Магомета — стал родоначальником ходжей, приверженцы и последователи которых образовали в Восточном Туркестане политическую партию Исакия, более известную как Черногорская, властвовавшую около 70 лет и уничтоженную в конце 1760-х годов главой Белогорской партии, ходжой Бурган-эд-Дином.

Афакии («белогорцы»):

Родоначальником ходжей был Имам-калян («старший имам») — старший сын Мяхтуми-Азяма. Его приверженцы и последователи образовали в Восточном Туркестане политическую партию «Ишкия», более известную под именем «Белогорской». Последним представителем и главой этой партии, властвовавшей в Кашгарии, был Бузюрг-Ходжа (Бузрюк-хан-тюря, единственный сын Джеингир-ходжи) — личность ничтожная и бывшая только игрушкой в руках Якуб-бека6











2.3 Кереи

Кере́й — одно из шести племён (аргын, керей, кипчак, найман, уак, конырат) Среднего Жуза казахов. Кереи в Казахстане делятся на два крупных рода — абак и ашамайлы.

Происхождение:

В исторической литературе господствует мнение, что казахское племя керей происходит от кереитов Ван-хана, живших в Монголии в 13 веке и воевавших с Чингисханом. Большинство исследователей склонялись к этой точке зрения. В свою очередь, Г. Е. Грумм-Гржимайло поставил под сомнение этническую связь кереев и кереитов, указав на то, что китайские письменные источники для написания этих двух этнонимов используют абсолютно разные иероглифы.

Кереи делятся на два подрода: абак и ашамайлы. По данным шежире выделены две версии генеалогии кереев:

1. Н. Э. Масанов приводил легенду, записанную Н. Коншиным о том, что кереи происходят от двух братьев — Сыбана и Кара-бия, У Кара-бия было 4 сына: Балтаба, Кочубе, Тарычи, Танычи и дочь, на которой был женат Абак, выходец из Старшего Жуза. Потомство Сыбана и Кара-бия называется ашамайлы-керей, а потомки Абака – абак-кереи.

2. Согласно З. Садибекову сыновьями Ашамайлы были Шибай и Кара-би. Дочь Караби вышла замуж за Абак батыра из рода Уйсун, а детьми Шибая были Танан, Сыбан, Сакалкерей, Таз, Сагындык-керей. Детьми Танаша были Кошебе, Балта, Тарышы.

Несмотря на различия в генеалогиях, по этим двум вариантам шежире есть единая точка зрения о том, что Абак не являлся кровным родственником ашамайлы-кереям и был связан с ними посредством своей жены7


2.4 Кыпчаки

Об участии кипчаков в этногенезе казахских племен и родов много писалось в научной литературе. Об этом свидетельствует и су­ществующее в науке одноименное собира­тельное название для всех казахских племен. Однако исследование исторических взаимо­связей требует систематизации накопившихся знаний, которые порой разбросаны по крупицам в отдельных исторических трудах.

Рассмотрим данные, подтверждающие род­ство и существовавшие издавна этнические взаимосвязи племени аргын с некоторыми племенами Среднего жуза. Это поможет пред­ставить картину возможного пребывания ар-гынов в составе крупных племенных союзов, известия о которых встречаются в источниках.

Если обратиться к периоду, предшество­вавшему монгольскому завоеванию, можно предположить, что аргыны, как и многие тюркоязычные племена находились в составе кипчакской конфедерации племен. Н.Аристов, обосновывая смешанный состав аргынского племени, приводит следующие данные в пользу этого положения. Так, исследуя родовой состав найманов, киреев, кипчаков, он проводит следующие параллели между этими племенами и племенем аргын: в составе каждого из указанных племен нашлись роды с одним и тем же названием, как, например, род тертоул у аргынов и найманов. В этой связи Н.Аристов писал: «Род тертоул имеется, как увидим ниже,в племени аргын. Так как тамга рода тертоул в Тургайской области есть два круга (ики куз, два глаза), т.е. именно тамга аргынов, то и тарба-гатайские тертоулы может быть аргыны, отстав­шие от главной массы племени, подавшейся далеко на запад. Об этих тертоулах на китайской границе упоминает в своем «Описании средней орды» (1785 г.) капитан Андреев8



2.5 Другие родовые подразделения

Найма́ны — средневековый кочевой центральноазиатский народ. Языковая и этническая принадлежность найманов является дискуссионным вопросом.

Найманы участвовали в этногенезе казахов (племя найман Среднего жуза), монголов (племя найман, составляющее Найманьский аймак во Внутренней Монголии), каракалпаков (подразделение найман племени конграт), узбеков, киргизов (племя найман и род найман племени багыш), алтайцев (племя майман), ногайцев (подразделение Найманская хоругвь в войске Великого княжества Литовского; ойконим Найман и Кара-Найман в Буджаке; род найман акногайцев и кундровских татар, племя найман караногайцев), бурят и хазарейцев. В составе казахского народа найманов около 940 000 человек.

По поводу происхождения найманов есть две основные версии. Одна из версий — это происхождение от тюркоязычного племенного объединения «сегиз-огуз». Этноним «сегиз-огуз» («сегиз» — «восемь» в тюркских языках, «огуз» — в значении «род, племя», то есть восьмиплеменый народ или «найман» по-монгольски) упоминается в рунических памятниках эпохи Уйгурского каганата. В 747 году впервые проявилось имя «сегиз-огузов» и «тогуз-татар», которые подняли мятеж, не признавая каганскую власть Моян-чура (то есть принца или князя Мояна) из династии яглакар Уйгурского каганата.

Данные рунического памятника указывают на группу племен, проживающих на тех же территориях, что и найманы позднее. Из географического описания мест, занимаемых найманами (современная Западная Монголия, Монгольский Алтай, Восточный Казахстан, Алтай), понятно, что они занимают земли, традиционно являвшиеся ядром более ранних государственных образований, таких как телэ/тегрег (тюрк. «тележники», «народ кибиток»), Тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат, Кыргызский каганат. При этом с 907 года по 1125 годы в данном регионе господствовали монгольские племена киданей, которые создали государство Ляо, протянувшееся от Японского моря до Восточного Туркестана. Кара-кидани в свою очередь создали государство Западное Ляо на территории Средней и Центральной Азии, просуществовавшее с 1130 по 1212 годы. Таким образом, этническое становление найманов напрямую связано с ранее существовавшими тюркскими и монгольскими государственными образованиями9






















Глава 3. Практическая часть

3.1 Результаты анкетного опроса за 2018-2019 гг.

В результате анкетного опроса по казахским родам за 2018/2019 учебный год, было выявлено то, что некоторые учащиеся казахи Троицкой школы не знают к каким родам, они относятся. Точнее сказать, что родители и их предки не могут или не пытаются донести им эту информацию. Но в первую очередь это относится к самим учащимся, т. е. они не интересуются этой информацией о родах и их предках. И всё это приводит к процессу, который будет довольно сложно обратить, ведь если не знать хотя бы основную информацию о родах, то это приведёт к тому что будущее поколение практически не будет знать необходимую информацию о родах. Вся эта информация – это история наших предков, а я считаю, что историю надо знать.

Но также нашлись учащиеся казахи, которые знают довольно достаточно информации, и могут поделиться ею со своими детьми, близкими и друзьями. Но главное, то что эту информацию они получили от своих родителей, т. е. взрослые помнят и чтят историю своего рода, своих предков. И если эта информация будет переходить из поколения в поколение, то историю своих родов будут помнить, накопившаяся информация за всё время не будет утеряна.


Заключение

Были исследованы названия отдельных казахских племенных групп на примере одной из категорий учащихся Троицкой школы. Под этим подразумеваются дети казахской национальности. Для реализации поставленной цели были выполнены определённые задачи.

А так же были решены такие проблемы как:

Насколько учащиеся казахи и старшие представители их рода помнят о своих корнях;

Умение разбираться в сложной и разветвленной системе родовых отношений казахских племен в наши дни.

Как соизмерить глубину этой генетической памяти;

Конечно же, каждый народ в России сохранил уникальные традиции и обычаи, являющиеся наследием далеких предков. Казахи в этом ряду не исключение, ибо помнят наименования родовых подразделений своих кочевых пращуров. Именно казахи, как одни из наследников мира Золотой Орды законсервировали генетическую память в названиях отдельных родов и колен, в системе знакового обозначения (тамга) и в сохраненных боевых кличах (уран).


Список литературы

1. Ахметова Ш.К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. С. 50

2. https:// ru.Wikipedia.org/wiki/Кеменгер

3. https:// ru.Wikipedia.org/wiki/Средний жуз

4. https:// ru.Wikipedia.org/wiki/Аргыны

5. https:// ru.Wikipedia.org/wiki/Чингизиды

6. https:// ru.Wikipedia.org/wiki/Ходжа_(род)

7. https:// ru.Wikipedia.org/wiki/ Кереи

8. https:// articlekz.com/article/7363

9. https:// ru.Wikipedia.org/wiki /Найманы


Приложение 1 «Казахские родовые тамги»

t1588664511ab.jpg

На данной картинке вы можете наблюдать казахские родовые тамги среднего жуза. С лева на право тамги принадлежавшие: аргынам, кереям, коныратам, кыпшакам, найманам, уакам.

Приложение 2 «Образец анкетного опроса»

Вопросы для работы с детьми казахами по родовым названиям:

1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).

2. Представителем какого рода по семейным преданиям Вы являетесь?

3. Что Вам известно о таких родо-племенных названиях казахов, как аргын, кыпчак, найман и др.

4. Известны ли Вам подродовые подразделения рода? Если знаете, укажите?

5. Кто из членов Вашей семьи передал Вам информацию о роде (папа, мама, дедушка, бабушка)


1Ахметова Ш.К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. С. 50

4https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB Дата обращения: 03.01.2020 год


6https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D0%B4) Дата обращения: 03.01.2020 года


7 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B8 Дата обращения: 03.01.2020 год


8 https://articlekz.com/article/7363 Дата обращения: 03.01.2020


9 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B Дата обращения: 03.01.2020 года


Автор материала: Д. Исимов (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.