12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4280
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Материалы для студентов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Московское среднее специальное училище

Олимпийского резерва № 1 (техникум)»

Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)



Бирюкова Вероника Сергеевна

студентка 3 курса 11-ф-31 группы


"Влияние социализации личности на командную игру в баскетбол»


Курсовая работа по ПМ 02. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастов групп населения.











Преподаватель:





Москва, 2022



Введение 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА 7

1.1 Теории социализации личности, специфика их реализации в спорте 7

1.2 Специфика развития социально значимых качеств личности у спортсмена командных видов спорта 15

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕННИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО БАСКЕТБОЛИСТА 21

2.1 Материалы и методы исследования 21

ВЫВОДЫ 22

Список использованной литературы 24

ПРИЛОЖЕНИЯ 25

































Введение

Актуальность темы. Баскетбол — важнейшее средство физического воспитания, направленное на увеличение работоспособности и совершенствование психофизических качеств занимающихся. Это увлекательная командная игра, способствующая развитию и совершенствованию физических, психических и интеллектуальных качеств человека; овладению игроками профессиональными двигательными умениями и навыками. Занятия баскетболом воспитывают у спортсменов силу воли, выдержки, настойчивости, смелости, решительности, уверенности в своих силах, чувства долга и ответственности, патриотизма и коллективизма. Эффективность воспитания этих качеств зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в тренировочном процессе осуществляется взаимосвязь физического, психологического и нравственного воспитания спортсменов.

Спорт – это эффективное средство и социального становления личности ребенка; но при условии правильно структурированной воспитательной работы с ним специалистов.

Одной из основополагающих целей для занятия ребенком физической культурой и спортом является всестороннее его развитие, как личности, формирование у него с помощью ФКС высокого уровня интеллекта, воли и эмоционального контроля. В курсовой работе нас изначально интересовала роль в данном процессе командного вида спорта (на примере баскетбола), его влияние на социализацию и коммуникации юного спортсмена внутри коллектива.

Игровые виды спорта несут в себе огромную социальную значимость для общества, реализуя внутри своей структуры и объединяющую -коммуникативную функцию, и соревновательную деятельность, позволяющую проявлять личностные особенности и черты характера доступные только в условиях состязаний, и помогает примерять различные новые роли, которые не свойственные личности в повседневной жизни, и воспитывает жизненно необходимые волевые качества личности. Этот список функций командных видов спорта можно перечислять долго, что в очередной раз доказывает необходимость в нашей жизни такого явления как спорт.

Командная работа есть неотъемлемая часть данного вида спорта; с ранних лет баскетболист изучает определенные поведенческие роли, у него формируется особая дисциплинированность, что положительно должно сказаться на карьерном росте в любой будущей деятельности.

В среднем из детской и юношеской команд в команды профессионалов попадают примерно 3%. Поэтому для остальных занятие баскетболом можно рассматривать, в первую очередь, как эффективный способ формирования у себя с юного возраста положительных социальных качеств внутри спортивного коллектива. Это и должно стать одной из ведущих целей у среднестатистического ребенка при занятии ФКС. Детский и юношеский спорт не может быть ориентирован только на достижение высокого профессионального результата, детскому тренеру важно уделять достаточно внимания развитию личности спортсмена, его психологической полноценности, что заложит у ребёнка фундамент для дальнейшей жизни.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования и заключается в необходимости поиска социально-значимых качеств личности у спортсмена в командных видах спорта на примере «баскетбола». Результативная социально-психологическая подготовка при работе с юными спортсменами не может быть грамотно выстроена без знания необходимых качеств личности спортсмена – представителя командного вида спорта.

Цель исследования: выявить особенности социализации на всех этапах подготовки юных баскетболистов.

Объект исследования – процесс социализации юных спортсменов, занимающихся баскетболом.

Предмет исследования формирование социально-значимых качеств личности у юных спортсменов, занимающихся баскетболом.

Гипотеза. Мы предполагаем, что наличие определённого набора качеств личности юного спортсмена и гармоничное их развитие на всех этапах подготовки в детской спортивной школе, помогает ребенку реализовать себя, как в профессиональном спорте, так и в любой другой деятельности.



























Задачи работы:

Рассмотреть и проанализировать научную и учебно-методическую литературу, посвященную данной проблематике, во-первых, для выявления степени освещенности заданной темы, во-вторых, для четкого определения вектора работы непосредственно по теме нашего исследования.

На основе результатов собственного конкретно - социологического исследования (КСИ) сформировать развернутое и комплексное представление о развитии определённого набора социальных качеств личности юного баскетболиста.

Теоретико-методологическими основаниями исследования выступали приведённые в списке литературы труды отечественных специалистов в области социологии, психологии, философии и физической культуры. Например, использовались работы Асмолова А. Г. (1990 г.), Столярова В. И. (2004, 2013), Баринова В. В., Блудов Ю.М., Боцманова М.Э., Захарова А.В., Крюкова, С.В., Щетинина С.Ю. и т.д.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном подходе к решению поставленных цели и задач. Данный подход основан на социологических и психологических научных знаниях по выявлению особенностей социализации спортсмена на всех этапах спортивной подготовки в спортивной школе.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

















ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА 1.1 Теории социализации личности, специфика их реализации в спорте

Процесс социализации осуществляется посредством передачи социального опыта от одного индивида к другому, тем самым обеспечивая возможность функционирование социальных ролей, норм, ценностей, которые соответственно дают возможность полноценному существованию самого общества. 

На протяжении многих лет социологическая наука разработала и собрала целый ряд теорий, способных объяснить данный феномен, раскрыть его механизмы и стадии. Но спортивной социализации отводится скромное место научном сообществе. Несмотря на то, что спортивный социализация и спорт в целом максимально приближена к модели человеческих отношений в реальной жизни. 

Социологические исследования показали, что спорт в большей степени, чем другие виды деятельности, является отражением специфических общественных отношений, потому что в системе спорта, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия.

По мере всего пути взросления человек приобретает определенный социальный опыт, который со временем образуется в набор определенных личных ценностей. На личность большое влияние оказывает социум, в котором развивается личность, в котором находится под влиянием социальных ролей. Полноценное развитие личности можете происходить только в условиях постоянного взаимодействия с другими людьми, которые так же оказываются в определенных социальных ролях. Приобретение социальных ролей в обществе процесс сложный и зависит от множества факторов и условий, особенно если мы рассматриваем спортивную команду. Это могут быть как природные или приобретённые физические факторы и способности, так и социальные условия. Разберём социальные роли, которые имеют место быть в спортивных командах. Главной особенностью распределения ролей в спорте можно назвать игровые роли, которые формируются на площадке в соревновательной и в тренировочной деятельности. Например, роль лидера, «ролевика», запасного игрока, морального лидера (ментора), так же имеют место быть противоречивые и негативные роли, часто перечисленные игровые роли переносятся и в бытовую жизнь на положение внутри определённого социума.

Личность, как даёт нам понять «Советский энциклопедический словарь», представлена следующими понятиями: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Отечественные исследователи (например, Г. М. Андреева) отмечают, что социализация является двусторонним процессом. Он включает в себя усвоение индивидом накопленного социального опыта через вхождение в социальную среду и через освоение всей системы социальных связей. С другой стороны, социализация – это процесс достаточно активного воспроизводства самим индивидом системы ценностей, социальных связей. Это происходит за счет его активной социальной деятельности, стремления изменить что-либо в окружающем мире. Индивид активно включается в социальную среду, он не может просто усваивать социальный опыт – он преобразовывает его в соответствии с собственными установками и ориентациями. И. С. Кон утверждал, что «… социализация наряду с воспитанием включает в себя ненамеренные, а иногда и спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

Командный вид спорта является надежным средством для выполнения ранее перечисленных условий. Так как спортсмены получают помимо привычных нам всем социальных общностей, еще и дополнительный опыт социализации при работе в команде. При этом стоит учитывать, проходя отбор на каждом из этапов спортивный подготовки цели и задачи меняются соответственно создаются новые условия социализации для спортсмена, что даёт огромный потенциал дополнительного развития личности.

Отталкиваясь из вышеперечисленных теорий, можно утверждать, что социализация определяется, как влияние среды на поведение человека. Если рассматривать этапы социализации с позиции социологической науки, то можно выделить три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Отталкиваюсь из вышеперечисленных теорий можно утверждать, что социализация определяется, как влияние среды на поведение человека. Я. И. Гилинский рассматривает социализация с точки зрения трудовой деятельности и выделяют три этапа: дотрудовой, трудовой и послетрудовой социализации, учитывая, что в процессе, каждого из перечисленных этапов, личность приобретает социальный опыт.

Если рассматривать данную теорию не буквально, то её можно применить и на спортивную деятельность. Так как карьера спортсмена состоит из многочисленных этапов и вех, на каждом из которых спортсмен получает определённый опыт.

В социологии физической культуры и спорта этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Исходя из этого постулата, конкретизируют следующие этапы социализации:

1) вхождение субъекта в спортивную деятельность;

2) занятия спортом в детско-юношеском возрасте;

3) переход из любительского спорта в профессиональный;

4)завершение спортивной карьеры и переход в другую сферу деятельности.

Первый этап социализации характеризуется началом активного занятия спортом, происходит формирование интереса, ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период наиболее важен для юного спортсмена, поскольку здесь закладывается новый круг общения, происходит первая проба сил, приходят первые победы и сопутствующие им неудачи, формируется спортивный характер.

Как показывают исследования, испытания в этот период не все могут выдержать. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в профессиональном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Участие в соревнованиях в различных городах и странах, получение первых гонораров, достижение высоких спортивных результатов и побед позволяют им активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки.

Последующие активные занятия спортом связывают со вторым этапом социализации, для которого характерны увеличивающееся количество соревнований, а следовательно, и количество тренировок. Переезды, сборы, новые спортивные базы и тренировочный процесс, организуемый зачастую вдали от родного дома, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль на данном этапе социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером. По мнению президента Федерации тенниса России Ш. Тарпищева, теннисист, входящий в число двухсот лучших игроков, «чистыми» получает в год более 300 тыс. долл. При этом на свою подготовку он тратит порядка 50 тыс. долл.

Третий этап социализации связан с расцветом спортивной карьеры. В этом период весь образ жизни спортсмена подчинен интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером существенную роль в его жизни играют массажисты, врачи, менеджеры.

Четвертый этап социализации характеризуется завершением спортивной карьеры и переходом в другую сферу профессиональной деятельности. Для многих спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру, как правило, связывают со снижением спортивных результатов, «непопаданием» в основной состав сборной команды, возрастом, а нередко и с получением спортивной травмы. Данные обстоятельства могут спровоцировать психологический кризис у спортсмена. В этот момент важную роль в преодолении негативных процессов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкие люди.

В целом социализация спортсмена должна обеспечить ему возможности не только включения в активную и продолжительную спортивную жизнь, но и гарантировать эффективную общественную интеграцию.

Возвращаясь к описанию феномена спортивной социализации, чтобы понять ее особенности и механизмы, мы отталкиваемся от двух подходов интерпретации социализации – Дж. Мид с символическим интеракционизмом и П. Бергер, Т. Лукмана с подходом социального конструктивизма.

Концепция, которую разработал Джордж Мид, обьясняет восприятие человеком человека. Теория звучит так: теория «обобщённого другого». «Обобщенный другой» уже имеет некий жизненный опыт, нормы и ценности своей социальной группы, коммуникация с ним даст возможность социального обмена. Человек, коммуницируя в группе с другими людьми, принимает их позицию, как бы «встаёт на их место» и оценивает себя со стороны в соответствии с представлениями «обобщенного другого».

Далее принимая систему и ценности данного общества, а самое главное осознать себя частью выбранного социума, естественным поведение будет являться ролевая игра. Два уровня игры по Дж. Миду:

«play»

«game».

Каждый уровень игры соответствует этапам развития самосознания ребенка и двум этапам социализации ребенка. Первый этап – это начальная стадия социализации, коммуникация с ограниченным кругом лиц, на этом этапе индивиду свойственно повторять и имитировать действия окружающих (примеряет роль других, играет в них). На следующем этапе ребёнок «играет по правилам» («game»), то есть не беспорядочно примерят роли, а делает это по системе.

В спорте часто используется понятие «телесная коммуникация». Тренером часто используется модель демонстрации определенной информации на своём примере, от ребенка соответственно требуется повторить увиденное. Такая модель подражания является одним из основных механизмов обучения в спорте.

По мере социализации ребенка в спортивном коллективе его отношения с тренерами, партнерами по команде, сверстниками обретают определенную форму, систему. Переход от одной роли к другой уже зависит от положения в коллективе и не происходит беспорядочно.

«Игра» Дж. Мида – это не только развитие социальных отношений, но и модель социального взаимодействия индивидов в группе.

Теория социально конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана, основана на следующем понятии социализации: «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть». Первичная социализация позволяет войти индивиду в общество, вторичную же социализацию они определяют, как «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества». Первичная и вторичная социализация проходит в этом возрасте очень идентично, главное отличие между этими этапами заключается в количестве агентов социализации и возможности определённого выбора, хоть и ограниченного. В процессе первичной социализации индивид интерпретирует окружающий мир своих значимых других как единственный из возможных, на следующем же этапе социализации перед индивидом открывает n-количество миров, т.е. учебный и спортивный коллектив, сверстники и т.д. Соответственно мир, созданный при первичной социализации всегда прочнее укоренён в сознании и будет основой, используемой при вторичной социализации.

П. Бергер и Т. Лукман считают, что первичная социализация заканчивается с приходом понимания обобщённого другого и все, что сопровождает это понятие. С осознанием этого индивид становится полноправным членом общества, но на этом процесс социализации не заканчивается: «Социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается…».

Л. Апциаури указывает, что социализация обязана обеспечивать постоянный личностны рост, а результатом в данном процесс будет положительное социальное образование и обучение. Но не редко бывает, что данный процесс имеет отрицательные отклонения от нормы, выраженный в отрицательном поведении личности.

Сфера спортивной деятельности, определяется вторичной социализацией.

Разбирая механизмы спортивной социализации, можно выделить некоторые универсальные социально-педагогические и психологические метолов ее реализации. Самый простой и широко используемый механизм – это подражание. Подражание – это следование образцам и примерам поведения, которое транслирует в данном случае тренер или товарищи по команде, данный процесс может быть, как произвольным, так и непроизвольным.

В спортивной деятельности, как и в искусстве, прослеживается проблема соотношения практики и теории. Исправить дефекты технических, координационных элементов на практике достаточно сложно и именно механизм подражания здесь игра основополагающую роль.

Так же большая роль в спорте отводится воспитательной деятельности за эту задачу уже отвечают совершенно другие механизмы.

Механизм индентификации – это процесс освоения норм и ценностей, воспитываемых внутри группы и изучение определенных моделей поведения на эмоционально-когнитивном уровне. На этом уровне юный спортсмен идентифицирует себя в первую очередь как спортсмена, глубже понимает принадлежность к группе. Благодаря данному процессу мы можем говорить о становлении спортсмена со своими целями, идеалами и установками.

Следующим процессом уже приходит механизм социализации – рефлексия, включающий в себя оценивание сложившихся устоев группы, принятие и непринятие ценностей и поведенческих норм, сценариев внутри коллектива. Обобщая с помощью данного механизма, формируется осознание социальной реальности в которой находится индивид, он может принимать ее или отвергать, здесь он формирует свою свободу выбора, подчеркивает индивидуальность своей личность. Образуется процесс взаимовлияния его самого и общества, в котором он функционирует. Это важный этап в развитии и формировании личности человека. Эти механизмы максимально раскрываются с точки зрения спортивных практик.

Все перечисленные процессы взаимодействия дают человеку возможность приобрести специфические знания ролевых моделей поведения, связанных с социальным статусом, который обычно напрямую зависит от успешности выступлений и превосходства.

Таким образом, социализацию в спорте можно определить, как всестороннее и последовательное социальное образование индивида путём вхождения в условия спортивных практик и освоения телесных и ментальных форм коммуникации.



















1.2 Специфика развития социально значимых качеств личности у спортсмена командных видов спорта



В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. В начале этой работы была представлена структура личности. В большинстве учебников по психологии, личность характеризуется именно так как направленность, темперамент, характер и способности. В спорте направленностью личности во многом предопределяется мотивация высших достижений. Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния сильной психической напряженности, в преодолении соперника, а самое главное - потребность показать высокий спортивный результат. Характерно, что в мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. Другими словами, спортсмены реже, чем другие люди, также мотивированные на достижения, думают перед началом деятельности: Как бы чего не вышло! Как бы не проиграть! Считается, что в содержание мотива человека входят:

1) стремление к победе;

2) эмоциональный фактор;

3) способности бороться до конца».

В игровых видах спорта мотивация на достижение результатов не так выражена, чем у представителей индивидуальных видов спорта, однако намного сложнее и связана с определенными чертами личности.

Прослеживается взаимосвязь между качествами, определенными чертами личности большинства игроков и тем какой стиль игры предпочитает команда. Если подавляющее большинство игроков команды мотивированны и уверенны в себе, то команда показывает атакующий стиль игры, если же игроки команды чувствуют неуверенность и тревожность, то чаще всего команда выбирает защитную систему ведения игры. И даже поставленные планы на игру зачастую не могут исправить данную особенность в ведении игры.

Определенно существует связь между мотивиронностью на результат и таким качеством личности спортсмена, как тревожность.

Под данным свойством личности подразумевается устойчивая принадлежность личности к таким эмоциональным состояниям, как страх или тревога, способные угрожать рациональному развитию ситуации, как в игре, так и в жизни.

Тревожность подразделяют на психодинамическую, то есть свойство темперамента и социальную тревожность, то есть свойство личности. Уровень тревожности зависит от силы мотива, ведущей человека к достижению определённого результата, чем сильнее мотив, тем сильней спортсмен испытывает тревогу. Но здесь ключевую роль играет несколько сила мотива, сколько сила страха потерпеть неудачу – это наиболее свойственно спортсмену с ярко выраженной тревожностью.

«Следующий компонент структуры личности - черты характера. Относительно спортсменов, наиболее типичными являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, самоконтроль, общительность. Термин характер часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях. Г.Е. Леевик в своей работе Личность и деятельность спортсмена-парашютиста приводит несколько точек зрения на тему характера. К примеру П.Ф. Лесгафт считал, что характером можно назвать проявление воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом. Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов основным качеством характера считают направленность человека. К.К. Платов считал, что характер, как бы каркас личности. Характер- это всегда индивидуальное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Свойства характера человека устойчиво проявляются в его поведении при определенных типических обстоятельствах. Поэтому, зная характер, можно предугадать поведение человека в определенной ситуации. В одной и той же ситуации, например, столкнувшись с опасностью, трус промолчит, увернется, убежит, а мужественный человек будет с ней бороться. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных черт характера. А.Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера спортсменов. К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, смелость, активность, инициативность и мужество. Достижение сколько-нибудь важных высот в спорте невозможно без осознанного регулирования своих действий и поступков, без борьбы и преодоления внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли».

А. Ц. Пуни констатировал, что настойчивость, упорство, трудолюбие, добросовестность, целеустремленность, увлеченность, самостоятельность, творчество являются, определяющими качествами личности в характере любого спортсмена.

К перечисленному выше набору основополагающих качеств личности приписывают: инициативность и мужество, активность, волю к достижению результата, смелость, надежность и силу воли.

Нельзя представить достижение каких-либо высот в спорте без эмоционального контроля своих решений, без преодоления всевозможных трудностей, без определенных усилий воли, без борьбы и уверенности в себе.

Волевые усилия личности состоят из трёх компонентов: интеллектуального (воля – деятельная сторона разума), эмоционального (воля – как сторона моральных чувств) и операционного (умения и навыки, выработанные с накопленным жизненным опытом). На разном уровне воздействия все три эти компонента задействованы в любом проявлении воли.

В структуру волевых качеств заложены следующие черты личности: выдержка, самообладание, решительность, смелость, упорство, настойчивость и уверенность.

Главная направленность проявления воли – это целеустремленность. Постановка и ясное видение цели помогает сконструировать действия и направленность личности на будущее. Цель определяет и регулирует цепочку поступков и действий члена общества, помогает найти себя в нем. И что немало важно целеустремленность активизирует и помогает развивать такое умение, как достижение общественно значимых целей. На пути спортсмена цель является опорой и поддержкой на протяжении всей спортивной деятельности.

Говоря об особенностях личности нельзя не уделить внимание темпераменту. Решение задач в определенных обостренных условиях реализуют и провоцируют определенные особенности личности у спортсмена.

Темперамент напрямую влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, именно соотношения партнеров с разнообразными стилями деятельность способствуют реализации создания оптимальной команды.

«В спортивных играх сочетание невротизма с экстраверсией, пожалуй, часто приводит к игровым ошибкам при организации взаимодействий, оно часто обуславливает срывы в виде аффективных реакций, ситуативных отказов от деятельности.

Сочетание невротизма с чрезмерной эктравертированностью особенно неблагоприятно для спортсменов, исполняющих в команде роль делового лидера. Аффективные срывы, удаление с поля за грубость, чрезмерно жесткая атака соперника у таких игроков чаще всего бывают в наиболее напряженных играх, со снижающейся мерой успеха. И при этом такие спортсмены склонны действовать активно, напористо, особенно если игра складывается удачно».

Так же один из компонентов личности – это способности личности. Процесс выработки способностей зависит от определенных свойств личности. Принято считать, что способности личности и темперамент не способны меняться, кроме того, большинство специальных возможностей личности напрямую зависят от темперамента личности.

В спортивной деятельности особенности личности связаны с выбором стратегии их реализации: стратегией индивидуализации и стратегией избавления от недостатков. Стратегия индивидуализации предполагает широкий учет индивидуальных особенностей личности, формирование индивидуального стиля деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что спорт является неотъемлемой частью образа жизни большинства людей. По средствам спорта формируются определенные нравственные устои и предпочтения, способствует удовлетворению потребностей неких духовных ценностей. Одни из основополагающих функций спорта: пропаганда активного образа жизни, формирование многих жизненных ценностей, разнообразие деятельности, определяет направление для формирования положительного нравственно-психологического климата в коллективе.

В нашем обществе спорт занял высокие позиции, что способствует привлечению огромного числа людей к занятиям активной деятельностью, развитию нетрадиционных видов спорта.

Спортивная деятельность предполагает и способствует успешной социализации индивида в общественном пространстве, что несёт огромное значение в дальнейшем развитии личности у человека и во многом определяет его успешность в любых отраслях деятельности. Особенно это важно для формирования набора определенных социально-психологических качеств детей, в особенности игровые виды спорта служат развитию коллективизма в формировании личности, воспитываются правильные ценностные устои, проходит взаимообмен опытом и умениями.

Успехи, провалы, нагрузки все это способствует становлению характера, воспитываю волевые качества.

Можно смело утверждать, что занятия спортом, являются наиважнейшим способом в социализации личности, особенно в юном возрасте. Помогает решить такие проблемные позиции как: формирование активной жизненной позиции, развивает огромное количество наиважнейших качеств личности (которые были перечислены ранее в работе). Объединяет людей разного социального статуса и разной социальной среды внутри общей соревновательной деятельности, что даёт пространство для проявления личных качеств. В данном контексте возможности спорта следует использовать для людей любых возрастов, но в первую очередь – для детей.



































ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕННИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО БАСКЕТБОЛИСТА



Материалы и методы исследования


Анкетирование проводилось в 23.03.2023 года на базе

«СДЮСШОР № 1»

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; экспертный опрос; методы математической статистики.

В целях комплексного теоретического изучения набора социально-значимых качеств личности у спортсмена в командном виде спорта на пример «баскетбола», нами был применен метод анкетирования в базе проводимого исследования. В целях выявления набора социально-значимых качеств личности в командном виде спорта у юных спортсменов 15-17 лет, занимающиеся баскетболом, к анкетированию нами были привлечены 42 тренера.

Таким образом, мы расставили цель и задачи конкретного социологического анкетирования, что помогло нам сконструировать направленность дальнейшей работы. Обозначение гипотезы даст возможность выделить ряд ключевых вопросов анкеты и по полученным данным сделать выводы.

Таким образом, подавляющие большинство специалистов и анализ научной литературы в первый главе, дают нам возможность утверждать, что социальные качества личности, развитые по средствам занятий спортом, помогут ребенку или юноше в дальнейшем жизненном пути.









ВЫВОДЫ



В результате анализа научной литературы мы рассмотрели основные подходы, методы, проанализировали теории социализации личности в командном виде спорта. На основе отечественных источников, можно сделать определенные выводы. А именно, что комплексное решение проблемы социализации юного спортсмена в рамках его занятий баскетболом включает в себя ряд специфических особенностей: развитие определенных черт и качеств личности, распределение ролей (отраженных и в повседневной жизни), контроль влияния социальных факторов на спортсмена. Анализ социологической и педагогической литературы показал, что социализация, пройденная внутри спортивных команд, положительно влияет на успешную социализацию спортсмена в любой другой деятельности. Именно такой подход к социализации личности в командных видах спорта был отражен в результатах анкетирования тренеров спортивных школ Москвы и специалистов, работающих с резервными сборными России.

Подводя окончательный итог данного конкретного социологического опроса, можно сделать следующие заключительные выводы:

На первых этапах подготовки команды социализация спортсмена связана с формированием отношений внутри команды, освоением новых ролевых моделей поведения, изучение нового социума;

На этапах начальной и спортивной подготовки важную роль в социализации спортсмена играют соперничество, конкуренция и соревновательная деятельность, которая служит стимулом к развитию важных качеств личности;

На этапе высшего спортивного мастерства приобретают большое значение работа с эмоциональным состоянием спортсмена на фоне влияния социальных факторов.

Нами также были выявлены качества личности, способные влиять на успешность в процессе дальнейшей деятельности. Наибольшие значения получили коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, морально-волевые и доминантные качества личности.




























Список использованной литературы

Андреенко Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. – 1980. — №3.

Анн, Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн - СПб.:Питер, 2007. - 271с.

Апциаури, Л. Ш. Система современного спорта как фактор социализации личности. Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. Научнотеоретический журнал № 6–2008 г. с. 164–166

Апциаури, Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры. Научнотеоретический журнал № 1 — 2003 г.

Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ. 1990. –С.289-311.

Бакиров А.Б., Чухно П.В. «Роль занятий баскетболом в формировании личности», 2012, С.110-111;

Лубышева Л.И. Философия спорта в системе физкультурно-спортивного знания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 2. – С. 93-97

Михайлова Т.А., Студеникина Е.С. «Проблемы спорта и физической культуры в российских социологических исследованиях: история и перспективы развития», 2017;

Пешков А.Г. «Психологический портрет современного спортсмена» (методико-практический проект), 2016;

Трещева О.Л., Карпеева С.А., Карпеев А.Г. «Характеристика личностных качеств спортсмена-чемпиона», 2015;

Федоровская М.Ю. «Спорт как социокультурное явление современности и его ведущие функции», 2019;





ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1.

Анкета

«Основные социальные качества личности юного спортсмена баскетболиста»

Уважаемый тренер!

Мы предлагаем Вас принять участие в опросе. Его цель – определить, какие качества помогают юному спортсмену заниматься баскетболом, и могут ли эти занятия способствовать успешности и востребованности в дальнейшей взрослой жизни, в формировании необходимых для этого личностных качеств.

Опрос является анонимным, нам очень важно Ваше мнение, как профессионалов



Заранее благодарим за Вашу помощь.

Какие из нижеуказанных качеств личности нужно, в первую очередь, воспитывать в юном баскетболисте в рамках тренировочных занятий (можно выбрать несколько вариантов ответа):

Инициативность

Эмоциональная устойчивость

Уверенность

Коммуникабельность

Целеустремленность

Другое__________________________________


Какие качества личности (правый столбик) нужно, по Вашему мнению, нужно воспитывать в юном баскетболисте на разных этапах спортивной подготовки (левый столбик).

СОГ (спортивно-оздоровительные группы)

Эмоциональная устойчивость

Уверенность Коммуникабельность

Лидерские качества Дисциплинированность

Уверенность Самостоятельность

Решительность

ЭНП (этап начальной подготовки)

Эмоциональная устойчивость

Уверенность Коммуникабельность

Лидерские качества Дисциплинированность

Уверенность Самостоятельность

Решительность

ТЭСП (тренировочный этап спортивной подготовки)

Эмоциональная устойчивость

Уверенность Коммуникабельность

Лидерские качества Дисциплинированность

Уверенность Самостоятельность

Решительность

ЭВСМ (этап высшего спортивного мастерства)

Эмоциональная устойчивость

Уверенность Коммуникабельность

Лидерские качества Дисциплинированность

Уверенность Самостоятельность

Решительность


Какие из нижеуказанных качеств, в первую очередь, определяют готовность юного баскетболиста к соревновательной деятельности? (можно выбрать несколько вариантов)

Психическая устойчивость

Мобилизационно-бойцовские качества

Самоконтроль.

Дисциплинированность

Работоспособность

Тревожность


Какие из нижеуказанных качеств личности могут помочь юному спортсмену успешно выступать на соревнованиях? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Эмоциональная устойчивость

Уверенность

Коммуникабельность

Ответственность



Как Вы считаете, сформированные во время занятий спортом личностные качества у ребёнка будут способствовать его успешности во взрослой жизни?

Да

Нет

Не в полной мере, только в отдельных случаях























Автор материала: В. Бирюкова (3 курс)
Опубликовано в группе «Материалы для студентов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.