Научно-исследовательская работа «Лев Толстой-педагог»
Автор публикации: Ф. Галиев, ученик 3Б класса
Исследовательская работа
«Лев Толстой – педагог»
ученика 3класса
филиала МБОУ «Нусинская ООШ»
- «Сердебашская НОШ»
Галиева Фирзара
Научный руководитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Романова Равиля Аглиевна
с.Сердебаш, 2018 год
Оглавление.
1.Введение. Обоснование выбора темы……………………………………3
2. Лев Николаевич Толстой – гордость всей России………………………..4
3. Педагогическая деятельность Льва Толстого в Яснополянской школе…4
4. «Новая азбука» Л. Н. Толстого……………………………………….5
5. Педагогические идеи Толстого…………………………………………5
6. Лев Николаевич Толстой является примером для современных учителей и учеников……………………………………………………………………….6
«Для того, чтобы человеку
хорошо прожить свою жизнь,
ему надо знать, что он должен
и чего не должен делать. Для
того, чтобы знать это, ему
надо понимать, что такое он
сам и тот мир, среди которого
он живет. Об этом учили во все
времена самые мудрые и
добрые люди всех народов».
Л. Н. Толстой
1.Введение. Обоснование выбора темы
Тема “Лев Толстой – педагог” актуальна, потому что многие учащиеся знают Льва Толстого, как писателя.О его педагогической деятельности или мало знают, или вообще не знают.Я решил изучить его педагогическую деятельность.
Цель моей исследовательской работы – понять педагога Толстого.
Задачи: 1.Изучить педагогическую деятельность Толстого-учителя.
2.Узнать, каким должен быть хороший учитель.
Гипотеза: Толстой-учитель – пример для современного учителя и ученика.
Объект исследования: педагогическая деятельность Толстого.
Предмет исследования: Рассказы Л.Н.Толстого. Рассказы о Толстом.
Методы:
Анализ художественных произведений и статей.
Обобщение.
2. Лев Николаевич Толстой – гордость всей России.
Толстой был и писателем, и педагогом. Он всё время думал, как правильно воспитывать детей. Толстой размышлял о том, как развивать детей. Даже хотел создать свою собственную методику для обучения и воспитания детей.
3. Педагогическая деятельность Льва Толстого в Яснополянской школе.
Он работал в школе деревни Ясная Поляна. Эту школу писатель открыл сам для крестьянских детей. Граф Толстой помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях! Люди сначала даже не верили бесплатной школе. В первый день пришло всего 22 ученика.Скоро число детей намного увеличивалось. В школе обучение было в форме беседы. Беседовали на разные темы, развивали живую речь.
Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, природоведение, география, рисование и пение. Ученики охотно слушали искренние рассказы Толстого. Учитель обучал детей богатству русского языка. Научил видеть прекрасное во всём.
Домашние задания не давали. Это было здорово! Ученики могли уходить из школы, когда захотели. Но я думаю, им не хотелось уходить, потому что было интересно. А когда интересно,так и хочется учиться и учиться.
4. «Новая азбука» Л. Н. Толстого.
Толстой видел, что отсутствуют книги и пособия, пригодных для народных сельских школ. Поэтому Толстой написал «Новую Азбуку» и
четыре «Русские книги для чтения». Эти книги он написал долго, с душой . Вот что написал он об этом: «Что из этого выйдет – не знаю, а положил в него всю душу». «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть». Некоторые предложения он переделывал до 49 раз. Работа над «Азбукой» длилась около 14 лет.Надо было писать коротко – это было трудно для писателя.
Поэтому потом эти учебники переиздавались тридцать раз!
5. Педагогические идеи Толстого.
В те времена школы и учителя враждебно относились к детским потребностям и интересам, пользовались насильственными методами, постоянно наказали, унижали детей. Толстой с этим не соглашался. Он хотел,чтобы крестьянские дети тоже стали образованными. Для этого не пожалел ни своих денег, ни сил и здоровья.
Он издавал педагогический журнал «Лесная поляна». Там он написал новые методы обучения.
Толстой был творческим учителем. К нему в Ясную Поляну приезжали учителя из разных уголков России и из зарубежных стран. Они хотели обмениваться опытом и изучать методы преподавания Толстого. Толстой- учитель сам создавал свои учебники. Чтобы детям было учиться интересно, написал для них сказки, рассказы, загадки, басни, пословицы. Дети любили читать то,что написал Лев Толстой. Ведь он написал для них всё самое лучшее. Хотел, чтобы все произведения,что читали дети,были просты,понятны,интересны.
Толстой большое внимание уделял трудовому воспитанию. Обучал детей столярному делу, ремеслу. Охотно занимались сельскохозяйственными работами. Толстой считал,что труд воспитывает человека.
Толстой говорил, что не следует препятствовать свободному развитию ребёнка. Свобода образования, гуманное отношение к ребёнку - это главное для Толстого.
Толстой обращал большое внимание к развитию творческих способностей ученика. Он говорил: «Школа должна быть творческой. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений». Поэтому его ученики часто писали сочинения.Учились мыслить,сочинять, творить.
6. Лев Николаевич Толстой является примером для современных учителей и учеников.
Толстой понимал,что обучить детей непросто. Поэтому он читает специальную литературу, разговаривает с деятелями просвещения. Толстой ,чтобы накопить опыт, совершает путешествие в Европу. Посещает Германию, Францию, Швейцарию.
Толстой не только любил детей, но и уважал личность каждого ученика.
Он назвал их «маленькими людьми». Я тоже разделяю его мысли.
Но в те времена многие считали, что начальное обучение – дело недостойное таланта великого писателя. Но Толстой был убежден, что в начальных классах начинается и духовное развитие ребенка. Писатель считал, что духовное развитие без школы не может состояться.
Толстой считал, что необходимо учить ребят ценить то, что дает нам природа - жизнь, здоровье! Учитель должен служить примером для подрастающего поколения.
Я считаю , что для нашего поколения Лев Николаевич Толстой остается тем же наставником, каким был для детей деревни Ясная Поляна.
Вывод: он был учителем не только для яснополянских ребятишек, он был и остается Учителем всего российского народа.
Я считаю,что гипотеза подвердилась.
Литература
Инновационная педагогика Льва Толстого. – М.: Эврика, 2004. – 160 с.
Об истине, жизни и поведении/Л.Н. Толстой. – М.: Эксмо, 2006. – 992с.
О педагогическом общении. Как начать диалог. Ретроспектива: Лев Николаевич Толстой: Телегин М.В.