"Мадонна блокадного Ленинграда"
Автор публикации: Е. Клюхина, ученица 10 класса
«Мадонна блокадного Ленинграда»
Клюхина Елена,
обучающаяся 10 класса
МБОУ «Гимназия»
г. Александровск
Пермского края
Руководитель:
Политова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка
и литературы
2019 год
«Мадонна блокадного Ленинграда»
(эссе)
Нередко самыми выдающимися личностями в искусстве и литературе становились люди, прошедшие тяжелейшие жизненные испытания. Мое знакомство с одной из таких личностей произошло на уроке литературы, посвященном снятию блокады Ленинграда, тем трагическим событиям, с которыми тесно связано имя Ольги Берггольц – поэтессы, корреспондента, блокадницы, сильной духом женщины.
Заинтересовавшись одним из ее произведений - поэмой «Февральский дневник», мне захотелось подробнее узнать о судьбе писательницы, которую сами ленинградцы называли «голосом блокадного Ленинграда». Так состоялось моё знакомство с книгой «Дневные звезды», которую сама Ольга Берггольц характеризует как «философский дневник». Это автобиографическое произведение, в котором отражается не только жизнь поэтессы, но и судьба военного поколения, судьба страны. Читая книгу, действительно понимаешь, какими были ленинградцы, которые, вопреки всему, выстояли в схватке с голодом, болезнями и самым страшным врагом – отчаянием. Победили страх, бесконечные очереди за водой и хлебом, бомбёжки и обстрелы, ежедневно теряя родных и близких. Ольга Берггольц назвала эту книгу Главной из всех своих книг, так как та описывает «становление коммунистического мировоззрения человека». Благодаря автобиографическому характеру «философского дневника», позволившему перелистать страницы жизни как самой поэтессы, так и многих, дорогих её сердцу ленинградцев, мы узнаём о сильной привязанности писательницы к своему отцу, участнику Первой мировой и Гражданской войн. Теплыми чувствами к родителю проникнуты её детские воспоминания, о любимом отце говорит она с нежностью и легкой печалью.
Сама Ольга Берггольц, будучи уже взрослой женщиной, перенесла немало испытаний: ещё в довоенные годы была арестована и невинно осуждена. Почти два года провела она в тюрьме, там и потеряла своего первого ребёнка. Допросы, побои, невыносимые условия жизни не сломили сильную женщину. После освобождения и реабилитации она продолжает работать на ленинградском радио и самое главное – продолжает писать стихи и о любви к своей стране тоже. Трудно представить, как после стольких испытаний человек не ожесточился, не замкнулся в себе, а продолжает любить свою страну и верить в советские идеалы.
Но особо хочется сказать о том, какое впечатление произвела на меня одна из глав книги – «Фриц умирает». В ней говорится о том, как перед Рождеством 1941 года, самого тяжёлого времени в жизни ленинградцев, Ольга Берггольц по заданию редакции написала передачу на противника. В своём обращении к немецким солдатам, сидящим в окопах блокадного кольца, поэтесса пытается достучаться до совести и человеческой сути врага, по-человечески сочувствуя чьим-то отцам, мужьям и детям, оказавшимся далеко от дома и своих семей (в ту студёную зиму немцы тоже мёрзли в окопах), и призывая отказаться от самой мысли о том, что Ленинград может быть взят. И в том, как убедительно пишет Ольга Берггольц своё обращение, нет ни капли сомнения, что поэтесса искренне верит в неминуемую победу над врагом. Почему глава так называется? А потому что тяжело больной Фриц, немец по происхождению, тоже работник редакции, переведёт передачу на немецкий язык и запишет на радио. Вот чей голос услышат сидящие в окопах немецкие солдаты.
Слушая голос Ольги Берггольц, дошедший до нас спустя десятилетия, явственно представляешь светловолосую, хрупкую, с провалившимися от недоедания глазами невысокого роста женщину, с нелёгкой, а порой и трагической судьбой. Женщину, чей голос стал символом стойкости и мужества ленинградцев. Её стихи, прорываясь сквозь обледенелые окна, вселяли в сердца людей веру и надежду. «Мадонной блокадного Ленинграда» прозвали ленинградцы свою любимую поэтессу.