Автор публикации: К. М, ученица 5 класса
Творческий проект:
«Математика в искусстве оригами»
Автор: М. Ксения, ученица с ОВЗ, 5 класс
МКОУ Судайская средняя школа
Руководитель: Е. А. Бурилова, учитель чтения
Актуальность: оригами мне известно достаточно хорошо. В детском саду, а затем на уроках технологии я не раз делала поделки такой направленности. Однажды учительница сказала нам, что эта техника прочно связана с математикой и хорошо помогает усвоить математические понятия. Я удивилась и решила изучить этот вопрос более подробно с различных сторон.
Цель: развитие математического интереса посредством искусства японской пластики
Задачи:
- рассмотреть полезную литературу по данной тематике;
- составить ряд экспериментальных моделей;
- организовать мастер-класс для своих одноклассников;
- оформить полученные материалы в виде проекта.
Гипотеза: занимаясь оригами, повышается мотивация к учебному предмету «математика».
Предмет изучения: оригами в математике
Используемые методы: поиск необходимой информации, наблюдение, сравнение, описание, создание продукта деятельности, обобщение
Теоретические знания:
Для решения поставленных задач обратилась к специальной литературе, собрала интересные сведения:
1. Что такое оригами
ОРИ – означает сгибать, ГАМИ – бумага.
ОРИГАМИ – сложенная бумага (в переводе с японского).
2. Как произошел данный вид искусства
Родиной является Япония. Первые листики бумаги, сложенные в необыкновенные фигурки, первоначально появились в монастырях. Постепенно они вышли из религиозных стен. Искусством стали заниматься придворные, аристократия. Начиная с конца 16 века, это занятие превратилось в любимое увлечение японцев. Жители страны Восходящего Солнца открыли границы оригами для всего мира. Оно стремительно распространилось среди детей и взрослых.
3. Виды оригами
В настоящее время существует несколько основных стилей:
А) В классическом варианте для изготовления фигурок за основу берется квадрат.
Б) Модульное оригами сегодня пользуется особой популярностью. Сборка фигуры происходит из множества однотипных частей, т.е. модулей.
В) Смешанное сгибание выполняется из листов бумаги разной формы.
Г) Мокрое складывание используют для того, чтобы придать фигуре плавность линий, выразительность.
4. Связь с математикой
В ходе проекта я установила точки соприкосновения оригами и математики:
- Путем сгибания листа бумаги нам легче усвоить геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, трапецию, ромб и другие.
- Работая с исходным квадратом, получаем представление об угле, вершине, диагонали, вертикали, горизонтали, центре, средней линии.
- Вырабатываем навыки, как ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, делить угол и отрезок на части.
- Учимся решать геометрические задачи, например, как построить правильный треугольник.
- Для выполнения поделки необходимы расчеты. К примеру, сколько потребуется листов бумаги определенного цвета.
- Развиваем внимание, конструктивное мышление, точность, логику, расчет, аккуратность, фантазию.
Практическая деятельность:
1. Работая с информационными источниками, меня привлекла история японской девочки Садако из Хиросимы. Ребенок искренне верил, что если смастерит 1000 журавликов, то обретет спасение от лучевой болезни. Я восхитилась мужеством, упорством девочки, что решила самостоятельно изготовить бумажную птичку с помощью схемы.
Потом сделала ещё несколько моделей: щенка, мышонка, бабочку.
2. Затем провела обучающий мастер-класс для своих одноклассников. Научила их читать и зарисовывать схемы, базовым формам и приемам работы. Ребята настолько увлеклись складыванием бумаги, чтобы начали самостоятельно собирать интересные изделия. Оригинальных поделок в разных стилях получилась масса. Мы вместе оформили в нашем классе выставку «Мир геометрии руками оригами».
3. После творческих занятий проанализировала успеваемость и мотивацию. Меня приятно удивили позитивные изменения. Ученики стали лучше понимать учебный материал. Они начали проявлять неподдельный интерес к точной науке. Многие учащиеся улучшили свои оценки по предмету.
Выводы: цель и задачи достигнуты. Выдвинутое мной предположение полностью подтвердилось в процессе исследования. Я рассмотрела учебный предмет с творческой стороны. Занимаясь оригами, оказывается, можно выйти за пределы стандартной программы, рассмотреть на практике элементы геометрии. Применение такого подхода к изучению школьной дисциплины положительно повлияла на заинтересованность учащихся в математике. Я убедилась в этом лично!