Доклад на тему «Мыслители средневекового востока о проявлении социальных установок в межличностном познании»
Автор публикации: Х. Мансур, студент 1 курса
МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА О ПРОЯВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОЗНАНИИ
Холматов М.А. – магистрант 1-курса,
Научный руководитель – Эргашев П.С., д. психол. н., доцент,
Международная исламская академия Узбекистана,
Узбекистан, г.Ташкент
Аннотация
В данной работе представлен анализ воззрений мыслителей средневекового Востока, созвучных современным представлениям о социальных установках. На основе анализа, сделаны выводы о том, как установки влияют на процесс социального познания, и имеют конативный (поведенческий) эффект.
Ключевые слова
Восточные мыслители, психологические идеи, социальная установка, социальное познание.
Сегодня не представляется возможным точное определения той географической или культурной среды, которую можно было бы указать как место локализации первых элементарных научных знаний человека о мире и о себе. Однако бесспорным является тот факт, что в истории формирования научного мировоззрения важное место занимает творчество великих мыслителей средневекового Востока.
Большинство философов средневекового Востока изучали разные виды душевных сил и способностей, искали объяснения различным явлениям психической жизни человека. Некоторые из них посветили психологии даже специальные труды: Ал-Кинди написал особую книгу под названием «Китоб ал-акл ал-инси» («Книга о человеческом разуме»), Ал-Фараби принадлежат такие труды как «Калом фи ал-акл ал-кабир» («Слово о разуме взрослых»), «Китоб фи-л акл ас-сагир» («Книга о разуме молодых»), Ибн-Сина является автором таких работ по психологии как «Рисолат фи ан-нафс» («Брошюра о душе»), «Касидат фи ан-нафси» («Поэма о душе»), ибн ал-Абари написал работу под названием «Малакат фи ан-нафс ал-башорийят» («Статья о человеческой душе») [4, с.3], [5, с.73].
Действительно, в трудах многих мыслителей Востока затронуты не только философские, но и психологические проблемы. Безусловно, изучение психологических взглядов мыслителей Востока, отраженных в этих медицинских и философских трактатах могло бы существенно обогатить современную психологическую науку.
Анализ философских воззрений мыслителей средневекового Востока показывает их понимание и внимание к такой современной психологической проблеме как социальные установки. По справедливому определению Г.М.Андреевой, при исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки [1]. Как известно, традиционно установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи [8, с.119].
Сочвучную к постановке вопроса о социальных установках мысль можно прочитать, в частности, в трудах Абу Райхана Беруни (973-1048). Во-первых, великий мыслитель отдельно подмечал влияние установки на межличностное познание: «Люди пристрастны к тем, кого любят, и хулят тех, кого ненавидят» [2, с.60], «Дружба заставляет видеть в дурном поведении человека примерное поведение, закрывать глаза на его недостатки» [3, с.24]. Во-вторых, Беруний призывал не поддаваться влиянию сложившейся установки. Так, он рекомендует не делать поспешных выводов о человеке на основе его повседневного поведения в одной и той же ситуации, и советует понаблюдать за ним в ситуациях выполнения различной деятельности. «Пусть тебя, - писал Беруни, - не вводит в заблуждение то, что на уроке я выгляжу мягкосердечным и добрым, видел бы ты меня в бою, там я свирепее даже злых духов» [3, с.99].
Великий поэт и государственный деятель, мыслитель средневекового Востока Алишер Навои (1441-1501), внесший большой вклад в развитие не только узбекской литературы, но и педагогической, социально-психологической мысли, также обращал внимание на особенности проявления социальных установок в межличностном познании. Так, в сочинении «Возлюбленный сердец» А.Навои не двузначно указывает на феномен восприятия другого человека через призму личного опыта и сформированных установок относительно групповой принадлежности человека. По этому вопросу поэт делает следующую заметку: «Если ты похож на представителей какого-либо сословия тебя будут воспринимать как других членов этого сословия – если они плохие, тебя тоже будут считать плохим, нежели они хорошие, и ты будешь считаться хорошим» [6, с.238].
Известный, прежде всего, как поэт, проповедник, суфийский шейх, Джалаледдин Руми (1207-1273), оставил богатое философское наследие, где большое внимание уделяется проблемам психологии человека, в том числе, психологии межличностного познания и влиянии установок на этот процесс. Так, в «Фихи мо фихий» («Все твое в тебе») мыслитель отмечал влияние установки относительно оформления внешности на отношение к человеку. «Например, - пишет он, - в чей-то дом постучались двое нищих. Один из них приятен и красив, другой безобразен. Хозяин дома говорит слуге: «Безобразному дай хлеба, и пусть он уходит, а красивому скажи, чтобы он подождал, потому что хлеб пока не выпечен» [7, с.42].
Вышесказанное говорит о том, что труды мыслителей Востока, традиционно не рассматриваемых с психологической точки зрения также могут, а может и должны стать предметом специального анализа, который, может быть как общепсихологический, так и отраслевой. В частности, в идеях, созвучных с современному пониманию социальных установок, восточные мыслители, во-первых, анализируют их влияние на процесс социального познания, во-вторых, обращают внимание на то, что соответствующие установки имеют конативный (поведенческий) эффект.
Список литературы:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 c.
2.Антология педагогической мысли Узбекской ССР / Составители: С.Р.Раджабов, К.Х.Хошимов, К.М.Муминходжаев, С.К.Каримова. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
3.Беруний Абу Райхон. Ўйлар, ҳикматлар, нақллар, шеърлар. Тўп. ва нашрга тайёрловчи Абдусодиқ Ирисов. Т., «Ёш гвардия», 1973. – 104 б.
4.Закуев А.К. Психология Ибн-Сины.Баку:Изд-во Акад. наук АзССР, 1958.–89 с.
5.Маънавият юлдузлари: (Марказий Осиёлик машҳур сиймолар, алломалар, адиблар) // Тўпловчи ва масъул муҳаррир: М.М.Хайруллаев/.- Тўлдирилган қайта нашр. – Т.: Абдулла Қодирий номидаги халқ мероси нашр., 2001. – 408 б.
6.Навои А. Асарлар. 15 томлик. – Т.: Ғ. Ғулом ном. бадиий адабиёт нашриёти, 1963. Т.13: Маҳбубул-қулуб. Муншаот.Вақфия. – 243 б.
7.Румий Ж. Ичингдаги ичингдадир/ Турк тилидан У. Ҳамдамов тарж. Масъул муҳаррир Н.Комилов. – Т.: Янги аср авлоди, 2003. – 199 б.
8.Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.