Научно-исследовательская работа

2
0
Материал опубликован 6 November 2020 в группе

Автор публикации: А. Разумов, ученик 4Б класса

​​​​​​​
Презентация


Научно-исследовательская работа "Эх, дороги!"






Краеведение














Автор: Разумов Александр, 11 лет

ученик 5«Б» класса

МБОУ ТСОШ №3

Руководитель:

Кропотова

Маргарита Ивановна,

учитель начальных

классов









п. Таксимо

2020г.





Оглавление



















Введение


Три года подряд я посвящал свои исследовательские работы дорожной тематике. А 2020 год ознаменован Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. И я не мог остаться в стороне. Посвящаю свою работу Памяти героев дорожных войск Великой Отечественной войны.

Масштабы военных действий, развернувшиеся с первых дней Великой Отечественной войны на огромной территории, привели к большим трудностям на фронтовых дорогах. Напряженность превзошла все ожидания. Отход наших войск при одновременной эвакуации гражданского населения вглубь страны, создал на дорогах чрезвычайную перегруженность.

К осени 1941 года тылы фронтов и армия начали базироваться на территории, почти не имеющей дорог с твердым покрытием. В этот трудный период, созданные в составе Красной Армии дорожные войска, начали свой боевой путь. Дорожники, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

Цель исследования: Привлечь внимание к одной из самых негромких, но крайне необходимых для Победы в Великой Отечественной войне, профессий.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с историей дорожных войск ВОВ.

2. Выявить подвиги красноармейцев-дорожников.

3. Найти информацию об историческом наследии, посвященном воинам дорожных войск.

Гипотеза: Солдатский труд воинов дорожных войск Великой Отечественной войны до сих пор так до конца и не оценен историей.

Методы исследования: Выработка алгоритма действий; сбор информации через изучение литературы и исторических документов, наблюдение; составление презентации.

Объект исследования: Дорожные войска Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Предмет исследования: Исторические документы, памятники, фильмы о воинах дорожных войск Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Историческая справка


В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м. мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов. Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны.

Подвиги воинов-дорожников


В поисках материалов по упоминанию подвигов дорожных войск мы обратились в библиотеки - им. Молчанова-Сибирского г. Иркутска, Муйскую библиотеку п.Таксимо и в Президентскую библиотеку им. Бориса Николаевича Ельцина г. Санкт-Петербурга. В последней нам предоставили несколько электронных оригиналов газет и журналов.

В научно-техническом журнале "Автомобильные дороги" №5 май 1995г., изданного к 50-летию Победы, подробно описан опыт в строительстве фронтовых дорог, достигнутый работниками за период Великой Отечественной войны: побеждать распутицу, делать болото проходимым, лесную чащу проезжей, бороться с дюнами и сыпучими песками. Строители дорог научились побеждать все и прокладывать дорогу там, где на первый взгляд невозможно. Более всего меня впечатлил опыт первой ледовой трассы через Ладогу.

Дорога 101


Это было крупнейшее предприятие блокированного Ленинграда. В отдельные дни на смену выходило до 20 000 человек. Фантастическая мобилизация людских ресурсов. Уникальные технологии. Гениальные инженерные решения. Ленинградцы называли Ладожскую коммуникацию "Дорогой жизни". Официально это военно-автомобильная дорога номер 101. Ладожское озеро - единственный участок, где вражеское кольцо не сомкнулось. Дорога через Ладогу связывала осажденный Ленинград с тылом советской страны. Тысячи тонн грузов-боеприпасов и продовольствия, под носом у фашистов доставлялись по этой ледовой дороге в Ленинград.

В ноябре 1941г. Государственным комитетом обороны было принято решение готовить ледовую дорогу. Осложнения создавал вопрос, на который никто не знал ответа: Когда встанет лед? Северные районы Ладоги могут не замерзать полностью. Гладь может быстро замерзнуть, но лед будет очень тонкий и рыхлый. 13 ноября поступили данные воздушной разведки о появлении льда. Лед был сплошным, а 14 ноября его взломало.

Для трассы наметили два направления (17:05) от Осиновецкой гавани через банку Астречье на острова Зеленцы и дальше на Кабону. Вторая дорога должна была начинаться южнее бухты Ольховец и идти в направлении маяка Кореджи на село Черное. Ориентировались на мели и небольшие острова, где промерзнет быстрее и лед будет надежнее. На трещины решили класть предохранительный настил. Планировали также намораживать лед искусственно там, где он тонкий.

Когда стала функционировать «Дорога жизни», начались странные аварии - легкие машины ломали лед, а тяжелые проходили по довольно тонкому льду. В связи с этим был сконструирован прибор, который получил название прогибограф (см. приложение 1). Конструкция из чугуна и натянутой до самого дна проволоки помогла рассчитать амплитуду колебания льда на Ладоге. А соответственно и безопасное расстояние между машинами и оптимальную скорость движения по «Дороге жизни» - не больше 35 км/час. На кадрах кинохроники 42 года видно как полуторки ходили по тонкому льду озера до середины весны. Шли почти по дверь кабины в воде, но не проваливались. Это спасло жизни многих Ленинградцев во время блокады. А во время ее прорыва зимой 43-го по Ладоге было решено перебросить колонну тяжелых советских танков для наступления. Танк КВ весил 50 тонн. Вот такая махина шла по льду, перепрыгивая трещины. В первом танке ехал будущий лауреат нобелевской премии Конторович, который делал математические расчеты. В расчетах он не ошибся - танки прошли! (см. приложение 2.)

В декабре 1941г. длина военно-автомобильной дороги по льду Ладожского озера составляла около 30 км. (23:40) Трассы приходилось часто менять. По одному следу пропускали не больше 50-ти автомашин. Расстояние между трассами 100м. Особые трудности представляли трещины. Лед мог вспучиться, появлялись торосы. Поэтому вдоль всей трассы работали ледовые наблюдатели.

Из дневника инженера-дорожника Симона Гельберга 13 января 1942г: "Итак, опыт подсказывает - сильный мороз делает лед хрупким, степень и взаимосвязь еще не изучены. Это требует лабораторного изучения. Понижение температуры влияет и на структуру льда и на его реакцию на механические усилия. Сейчас не до изучения вопроса. Хлеб все равно нужно возить вне зависимости от состояния льда. Даже если ни воды, ни льда не будет."

С марта 1942 года стояла одна задача - продлить работу ледовой трассы на максимально возможный срок. Но 25-ого резко поднялась температура. Скорость движения автомобилей ограничили до 15 км/ час (32:29) За толщиной льда приходилось наблюдать ежечасно. Пришлось укреплять трассу досками и фанерными щитами не только в местах постоянных трещин, а везде, где это только было возможно (см. приложение 3.).

20 апреля пришло сообщение, что решением военного совета приказано к 18:00 закрыть движение по трассе. Так трасса закончила свое существование. Ровно 150 дней, это солидный возраст и большая полезная прожитая жизнь!

Впоследствии, по льду Ладожского озера была проложена трасса зимы 42-43гг. и даже железная дорога. Но все это стало возможным благодаря уникальному опыту первой блокадной зимы 41 года.

Яркий пример героизма показали строители дороги через Ладожское озеро. Позже советское правительство наградило орденами и медалями работников знаменитой ледовой автомагистрали созданной по инициативе товарища А. Жданова.

Герои дорожных войск ВОВ



За образцовое выполнение заданий в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг. более 21 тысячи воинов-дорожников награждены орденами и медалями.

Цитата из статьи газеты "Дорога на Запад" от 29 сентября 1942г.:

"Мы не сражаемся непосредственно с врагом, но ненависть к нему кипит в наших сердцах так же неукротимо, как и у наших братьев, ведущих бой. Выполнить приказ командования - соорудить дорогу в срок, значит обеспечить успех операции, мощный удар по врагу. Сделаем! Все сделаем!" (см. приложение 4.)

В этой же газете мы нашли несколько фамилий героев-дорожников. С помощью интернет ресурса "Память народа" нам удалось отыскать их наградные документы. Их имена я пронесу в Бессмертном полку вместе с именами моих дедов.

Красноармеец Кускильдин Гафур Мустафеевич - ежедневно укладывал 35 погонных метров однопутной лежневки. Один он давал 700 норм и так изо дня в день. Награждён медалью "За боевые заслуги".

Красноармеец Кирилов Александр Федорович не встречался один на один с вражеским танком, но в груди у него билось сердце героя, в тяжелых условиях он в 6 раз перевыполнил норму по выстилке гати, под обстрелом врага прокладывал путь к победе. Награждён медалью "За боевые заслуги".

Старший Лейтенант Ной Севастьянович Ломжария: его рота выполняла поставленные задачи досрочно и помогала отстающим. Награждён медалью "За боевые заслуги".

Товарищ Яков Михайлович Кулангиев: его рота в целом показала производительность труда в 170% от установленной нормы укладки дороги. Награждён медалью "За боевые заслуги".

Политрук Георгий Петрович Гугушвили при выполнении боевого задания всегда находился на трассе. Его всегда можно было найти там, где было особенно трудно. Представлен к награде медалью "За боевые заслуги" (см. приложение 5.)

Симон Аронович Гельберг служил в управлении перевозок Ленинградского фронта на Ладожском озере как инженер-дорожник. Награждён Орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Записи из его дневника я цитировал выше. Именно он отвечал за перевозку грузов по «Дороге жизни». Это он учитывал толщину и усталость льда, температуру, скорость ветра, когда запускать машины и сколько тонн можно перевезти. И все это время с первого до последнего дня работы «Дороги жизни» он вел дневник. Писал и зарисовывал страшные блокадные дни. Опубликовали этот единственный дневник ледовой трассы совсем недавно (см. приложение 6.).

Историко-культурное наследие о воинах дорожниках


Мы всей семьей посмотрели много художественных фильмов о ВОВ: «Ладога», «Спасти Ленинград», «Дорога на Берлин», «Единичка», «Т-34». И лишь в одном из них показан маленький фрагмент о незаметных рабочих войны, благодаря которым была возможность продвигаться советским войскам, изгоняя немецко-фашистских захватчиков с территории страны.

В поисках памятников воинам-дорожникам выяснилось, что такой памятник есть. На 71 километре Минского шоссе стоит единственный в России памятник тем, кто прокладывал пути к победе, кто под огнем, рискуя своей жизнью, занимался тем, что выстраивал дороги, по которым шла Красная армия к победе. Памятник был открыт 7 мая 2002 года. Автор скульптуры – заслуженный художник России Андрей Ковальчук. Архитектором этого монумента является Николай Ковальчук, отец скульптора – он воевал именно на этом минском направлении. Не трудно понять, что конкретность воспоминаний позволила ему оптимальным образом реализовать идею сына. Монумент посвящен воинам-дорожникам Минского шоссе, имевшего важное стратегическое значение во время Великой Отечественной войны. В то время, на месте установки памятника, находился мощный оборонительный узел, который так и остался неприступным для врага (см. приложение 7.).

Заключение.


В ходе работы выяснилось:

1. Очень мало доступной информации о подвигах солдат дорожных войск.

2. В художественных фильмах о Великой Отечественной войне про героизм воинов-дорожников не упоминается.

3. Памятник, посвященный воинам-дорожникам, в России всего один.

Гипотеза подтвердилась!

Говорят, что немало случаев, когда истинные герои остаются в тени побед, и только история потом расставляет все по своим местам.

Список использованных источников информации.


1. Интернет- ресурс "Память народа" - pamyat-naroda.su

2. Научно-технический журнал "Автомобильные дороги" №5 май 1995г.

3. Газета "Дорога на запад" №20 от 29 сентября 1942г.


Приложение 1.

t1604640629aa.jpg

Приложение 2.

t1604640629ab.jpgt1604640629ac.jpg

Приложение 3.

t1604640629ad.jpgt1604640629ae.jpg


Приложение 4.


t1604640629af.jpg

Приложение 5.




t1604640629ag.jpg

t1604640629ah.jpg

t1604640629ai.jpg

t1604640629aj.jpg

t1604640629ak.jpg

Приложение 6.


t1604640629al.jpgt1604640629am.jpg


t1604640629an.jpgt1604640629ao.jpg


Приложение 7.



t1604640629ap.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.