12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лабикова Марина Николаевна60
0

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо»

Министерство образования Омской области


Бюджетное общеобразовательное учреждение «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Тема: «Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо»







Выполнил:

ученик 6 класса

БОУ «Тарская гимназия №1»

Лабиков Дмитрий Евгеньевич


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, зам.директора по УВР

БОУ «Тарская гимназия №1»

Лабикова Марина Николаевна











Тара - 2018

t1587830463aa.gif

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты оценки общей физической подготовленности мальчиков


5

Спортивная борьба дзюдо

5

Общая физическая подготовленность: понятие и тесты определения


9

Возрастные особенности общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет


12



Глава 2. Исследование показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет (на примере обучающихся 4-6 классов БОУ «Тарская гимназия №1», занимающихся и не занимающихся дзюдо)





16

2.1. Логика проведённого исследования

16

2.2. Сравнительный анализ результатов исследования

18



Заключение

25

Список использованной литературы

27

Приложения

28









ВВЕДЕНИЕ


Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему одному.

Ясухиро Ямасита


Борьба – одно из самых неизменных увлечений мужчин всего человечества на протяжении нескольких тысячелетий. В старину ни одно празднование не обходилось без схватки борцов. Борьба признавалась древними самым интеллектуальным из всех видов состязаний, в котором наряду с физической силой большую роль играла смекалка, выносливость, ловкость, скорость.

Сегодня все виды борьбы классифицируются на те, которые присущи отдельным народностям (национальные) и, которые распространены во всём мире – вольная и греко-римская, самбо и дзюдо – международные или спортивные.

Дзюдо – вид спортивной борьбы, распространенный во многих стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к людям, занимающимся данным видом спорта, особые требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. По мнению ведущих спортивных специалистов С.П. Новикова, И.Д. Свищёва и др. специфика данного вида борьбы – разностороннее физическое развитие, так как этот вид спорта комплексно развивает все мышечные группы и системы организма. «Скорость, координация движений, гибкость, сила, выносливость – все эти качества необходимы для достижений успехов в дзюдо, а их развитие происходит в процессе упорных занятий» [9]. Занятия борьбой «оказывают гармоничное воздействие на все органы и системы организма занимающихся, выражающиеся в комплексном проявлении физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости [3]. Исходя из этого, борьба дзюдо может явиться весьма эффективным средством физической подготовленности школьников.

Так как я занимаюсь дзюдо, то захотелось узнать о данном виде спорта более подробно, а также выяснить результативность влияния учебно-тренировочных занятий на общую физическую подготовленность занимающихся данным видом борьбы, поэтому тема нашей исследовательской работы: «Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо».

Объект исследования – общая физическая подготовленность учащихся.

Предмет исследования – показатели общей физической подготовленности мальчиков 11 – 12 лет

Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что занятия спортивной борьбой дзюдо мальчиками 11-12 лет способствуют положительной динамике показателей, характеризующих их общую физическую подготовленность, отличных от показателей сверстников, не занимающихся данным видом борьбы.

Исходя из цели и гипотезы исследования, определены следующие задачи исследования:

Проанализировать научные и методические источники по проблеме исследования.

Организовать и провести тестирование общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся борьбой дзюдо.

Провести математическую обработку результатов тестирования и, на основе полученных данных, определить уровень общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет.

Сравнить данные и сформулировать выводы, позволяющие подтвердить высказанную гипотезу.

Методы исследования, которые были использованы при изучении данной темы:

теоретические методы (изучение литературных источников, методической литературы);

эмпирические методы (беседы с тренером и учителем физической культуры, наблюдение, тестирование, сравнительные методы, анализ)

статистические методы (определение средних величин).

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ

1.1.Спортивная борьба дзюдо

Дзюдо – вид спортивного единоборства, получивший массовое развитие в большинстве стран мира. Дзюдо – одно из самых молодых восточных воинских искусств, в котором спортсмены (в куртках с поясом и брюках – дзюдогах, без обуви) борются на татами.

В текущем году дзюдо исполнится 136 лет, оно считается одним из самых молодых восточных видов борьбы. Зародилось дзюдо в Японии в 1882 году. Основателем дзюдо считается выдающийся японский философ, тренер и просветитель Дзигаро Кано (1860-1938). Изучив в совершенстве существующие в то время различные стили джиу-джитсу и их техники ведения борьбы, Дзигаро Кано систематизировал лучшие приёмы, исключил наиболее опаснее удары, добавил к ним собственно разработанные приёмы и упражнения, тем самым создав новую систему, доступную для изучения разными людьми, которая получила название «Дзюдо» (яп. 柔道).

«Дзю» означает мягкий, гибкий, скромный, «до» – путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо – «гибкий путь к победе», мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.

Большое значение Д. Кано придавал достижению максимального результата с применением минимума усилий. Данный постулат является главной целью борьбы дзюдо. Поэтому название «дзюдо» можно ещё перевести как «искусство добиваться победы с помощью разума».

Д. Кано основал в Японии школу под названием «Кодокан» (в пер. с япон. «дом постижения пути»), ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо.

Д. Кано рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как форму время препровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», – так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания, основной на «пяти принципах:

Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

Владей инициативой в любом начинании.

Осмысливай действия полностью, действуй решительно.

Знай, когда следует остановиться.

Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной храбростью и трусостью».[14]

За 4 года дзюдо признали в Японии на государственном уровне и уже с 1886 года данный вид борьбы стал преподаваться в военных и полицейских академиях, а позже вошёл в программу физической подготовки средних и высших учебных заведениях.

В периодах зарождения и распространения дзюдо в Японии и популяризации данного вида борьбы в мире можно выделить ключевые даты. Одна из значимых дат в вехе развития дзюдо как вида спорта – это 1964 год – год, когда дзюдо было включено в программу летних олимпийских игр (Токио).

В России дзюдо начало развиваться в начале XX века. Основоположником российского дзюдо считается Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937), который занимался в знаменитой школе Кодокан. Василий Сергеевич в свои 19 лет сумел получить первый дан и стал четвертым иностранцем, удостоенным такой чести. В 1914 году Ощепков основал во Владивостоке свою школу дзюдо и в советский период обучал основам борьбы советских милиционеров и чекистов.

В 30-е годы дзюдо было запрещено в нашем государстве, как «чуждое советскому народу занятие». Это было связано с политикой того времени.

Второе рождение данного вида борьбы в СССР произошло в начале 1960-х гг., когда дзюдо было признано олимпийским видом спорта. Именно в этот период в советском союзе стали восстанавливать дзюдо на основе борьбы самбо (самозащита без оружия), техника которой походила на технику дзюдо (в самбо, как и в дзюдо, разрешены захваты за ноги и болевые приемы на ноги, но запрещены удушающие приемы).

В 1962 году была создана Федерация дзюдо СССР, а в 1964 году советские спортсмены-дзюдоисты дебютировали на XVIII Олимпийских играх в Японии (г. Токио) и завоевали 4 бронзовые медали. Этими спортсменами стали Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе. История развития дзюдо в нашей стране также имеет свои знаковые даты и события (Приложение 1).

В настоящее время дзюдо в России развивается по пяти основным направлениям:

массовое традиционное дзюдо (физическая культура и спорт для всех);

дзюдо как профессиональный спорт высоких достижений (олимпийское и параолимпийское дзюдо);

дзюдо как профессионально-коммерческий спорт (зрелищное дзюдо);

дзюдо как профессионально-прикладной спорт (боевое дзюдо в силовых ведомствах);

дзюдо как средство физической реабилитации и рекреации (инвалидный спорт).

Сегодня дзюдо – не только спорт высших достижений, но и массовый спорт. Сегодня в России им занимается более 200 тыс. человек. Важнейшая задача массового дзюдо – укрепление здоровья и профилактика вредных привычек среди подрастающего поколения.

Согласно классификации видов спорта, основанной на особенностях проявления физических и технических способностей спортсменов, созданной Ф.П. Сусловым, Ж.К. Холодовым в 1997г., дзюдо входит в группу единоборств вместе с фехтованием и другими видами борьбы. Дзюдо отличается от других спортивных единоборств содержанием соревновательной деятельности и экипировкой спортсменов.

Соревновательные схватки дзюдоистов проходят на татами. «Татами (яп. , дословно «складывание; то, что складывается») – маты, которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа)». [11] В современном понимании татами – это квадрат, составленный из прямоугольных матов, которые изготавливаются из полимерных материалов. Татами имеет размер минимум 14×14 метров. Схватка происходит внутри квадрата размером 8×8 метров или 10×10 метров. Внешняя зона татами шириной не менее 3 метров служит для обеспечения безопасности спортсменов. Раньше дзюдоисты тренировались и соревновались на соломенных циновках, жёсткость которых предъявляла к спортсмену особые требования к умению падать.

На татами спортсмены выходят в специальном костюме, который называется дзюдога, состоящий из куртки (кимоно), брюк (дзубон) и пояса (оби). Пояс в дзюдо, цвет которого соответствует квалификации участника, повязывается поверх кимоно.

«До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс. В начале идут шесть ученических степеней: 6 кю – белый пояс, 5 кю – желтый, 4 кю – оранжевый, 3 кю – зеленый, 2 кю – голубой, 1 кю – коричневый. Далее следуют 10 мастерских степеней – данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан – пояса красно-белые, 9 и 10 дан – пояса красного цвета». [1, с.9]

Правила соревнований позволяют использовать кимоно только двух цветов: синего и белого. Сделано это для того, чтобы зрители и судьи легче могли различать участников спортивной схватки. Ещё во время соревнований, для различения соперников используют пояса разных цветов. Участник, которого вызвали первым, выходит в поясе, соответствующем его квалификации, а его противник должен дополнительно повязать пояс синего цвета.

Продолжительность схватки для взрослых спортсменов составляет 5 минут. В случае равных оценок по окончании основного времени может назначаться дополнительное время схватки — 2 минуты.

Технический арсенал дзюдо включает в себя:

бросковую технику;

технику удержаний;

технику болевых приёмов на локтевой сустав;

технику удушающих приёмов.

Техника дзюдо состоит из трех частей: бросков, борьбы лежа и борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.

Для борьбы лежа характерны три типичных приема — удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги запрещены.

В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д. Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках, что требует большой ловкости и координации движений от спортсмена, а, следовательно, предъявляет высокие требования к физической подготовленности дзюдоиста.


1.2.Общая физическая подготовленность: понятие и тесты определения

Одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья человека в целом, является физическое здоровье, характеризующееся показателями физической подготовленности, реализуемой в системе физического воспитания. По мнению Блинкова С.Н., Левушкина С.П., «физическая подготовленность является объективным показателем здоровья школьников» [2, с.17], итогом физической подготовки, под которой мы вслед за Шестаковым В.Б. и Ерыгиной С.В. понимаем целенаправленно «организованный процесс двигательной деятельности …, направленный на оптимальное развитие физических качеств и базирующихся на них способностей» [15, с.87].

Физическая подготовленность лежит в основе саморазвития организма и психики человека, является результатом физической подготовки, целенаправленно организованного процесса по развитию физических качеств, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой.

О физической форме человека свидетельствует состояние её основных составляющих:

сердечно-дыхательной выносливости — способности выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности; показатель того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;

мышечной силы и выносливости, необходимых для поднятия, перемещения и толкания предметов и выполнения других действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;

скоростных качеств, необходимых для передвижения с максимальной скоростью, прыжков, перемещений в единоборствах и спортивных играх;

гибкости, характеризующей пределы движения отдельных звеньев организма.

Физическая подготовка «направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения…, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей — силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости» [13].

Физическая подготовленность – совокупность таких физических качеств, как координационных способностей: сила, выносливость, быстрота, ловкость, а также гибкости. Физическая подготовленность, в значительной степени, определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося. [В.В. Сермеев, В.М. Зациорский, З.И. Кузнецова]

Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную (Табл. 1).

Таблица 1

Структура физической подготовленности


Физическая подготовленность

Общая

Вспомогательная

Специальная

предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности

служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.


Оценка уровня развития физических качеств и контроль двигательной подготовленности производится с помощью упражнений-тестов.

По мнению Панкратьевой Е.А., «оценка общей физической и специальной подготовленности путём тестирования – один из традиционных способов этапного и текущего контроля состояния спортсменов в разных видах спорта». [8, с.66].

Термин «тест» в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. [12]

Тестирование физической подготовленности – это процесс, позволяющий определить уровень развития двигательных качеств за определенный период времени и стимулировать тестируемого на улучшение результатов.

Существует множество тестов для определения физической подготовленности. В рамках тестирования каждого качества в основном применяются одинаковые или близкие по характеру двигательной активности тестовые задания [10], отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:

1) Скоростных (бег на 30 или 100 м);

2) Координационных (бег 3х10 м, прыжки через скакалку);

3) Скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.);

4) Силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);

5) Выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м);

6) Гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе).



1.3. Возрастные особенности общей физической подготовленности

мальчиков 11-12 лет

Многолетний опыт разностороннего исследования физических возможностей человека показали, что эти возможности у обучающихся одного и того же возраста и пола весьма различны.

Для каждого возраста в соответствии с медицинскими нормами двигательного режима, сегодня тщательно и детально разработаны нормативы ГТО («Готов к труду и обороне Отечества»), которые начали действовать по инициативе Правительства РФ с 2014 года. «Содержание комплекса представлено нормативами (контрольными упражнениями), системой присуждения спортивных разрядов, системой тестирования, рекомендациями по особенностям двигательного режима для различных групп».[5, с.63]

Наличие физкультурно-спортивного комплекса ГТО позволяет установить всеобщий ориентир физического развития в стране и единые всероссийские стандарты физической подготовленности к 11 возрастным ступеням населения от 6 до 70 лет и старше.

Нормативы ГТО для обучающихся возрастной группы 11-12 лет представлены в таблице 2.


Таблица 2

Нормы ГТО для школьников 11-12 лет (3 ступень)

п/п

Виды испытаний (тесты)

Мальчики

Бронзовый

значок

Серебряный значок

Золотой значок

1.

Бег на 60 м (сек.)

11,0

10,8

9,9

2.

Бег на 1,5 км (мин., сек.)

8,35

7,55

7,10

или на 2 км (мин., сек.)

10,25

10,00

9,30

3.

Прыжок в длину с разбега (см)

280

290

330

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

150

160

175

4.

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

3

4

7

или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)

12

14

20

5.

Метание мяча весом 150 г (м)

25

28

34

6.

Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)

14,10

13,50

13,00

или на 3 км


или кросс на 3 км по пресеченной местности*

7.

Плавание 50 м (мин., сек.)

Без учета времени

0.50

8.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол)

Пальцами

Ладонями

9.

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 5 м (очки)

10

15

20

10.

Туристический поход с проверкой туристических навыков


Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе

10

10

10

Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

5

6

7


Для изучения уровня физической подготовленности необходимо использовать Государственные тесты, с помощью которых можно определить основные двигательные качества обучающихся – это быстрота, выносливость, координация, сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества.

В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией Ляха В. И., Зданевича А. А. [6] описаны показатели и уровни физической подготовленности учащихся 11-12лет (Табл.3)


Таблица 3

Уровени физической подготовленности учащихся 11-12 лет


Физические способности

Контрольное упражнение (теcт)

Возраст

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, c

11

12

6,3 и выше

6,0

6,1—5,5

5,8—5,4

5,0 и ниже

4,9

2

Координационные

Челночный бег, 3x10 м, с

11

12

9,7 и выше

9,3

9,3—8,8

9,0—8,6

8,5 и ниже

8,3

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11

12

140 и ниже

145

160—180

165—180

195 и выше

200

4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

900 и менее

950

1000—1100

1100—1200

1300 и выше

1350

5

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

11

12

2 и ниже

2

6—8

6—8

10 и выше

10

6

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

11

12

1

1

4—5

4—6

6 и выше

7


Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет по программе А.П.Матвеева в 5-х классах [7], включает в себя 5 тестов-испытаний, уровневые показатели которых совпадают с показателями, представленными в таблице 3:

Тест 1. Бег на 30м с высокого старта (для оценки быстроты и скорости движений). На прямой ровной дорожке длиной не менее 40м обозначают линию старта и через 30м линию финиша. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги парами. Участники бегут в полную силу до ориентира. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Участникам дается 1 попытка. Результат фиксируется до 0,1 с.

Тест 2. Челночный бег (для оценки координационных способностей). Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твёрдым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) тестируемый бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, осуществляет её касание и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Тестируемые стартуют по два человека. Результат фиксируется до 0,1 с.

Тест 3. Подтягивание на перекладине (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильное выполнение подтягиваний не засчитываются.

Тест 4. Прыжок в длину с места (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате.

Тест 5. Наклон вперед из положения стоя (для оценки гибкости). Участник выступает в спортивной форме, позволяющей спортивным судьям определять выпрямление ног в коленях. При выполнении испытания (теста) участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2с.

ГЛАВА II.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ

(на примере обучающихся 4-6 классов БОУ «Тарская гимназия №1»)


2.1. Логика проведенного исследования


С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование, в котором принимали участие 30 обучающихся 4-6 классов 11-12 летнего возраста из БОУ «Тарская гимназия №1». Мальчики были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную. Мальчики, занимающиеся борьбой дзюдо в ПСК «Витязь» (не менее 3-х тренировочных занятий в течение недели), составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли мальчики этого же возраста, основной медицинской группы и занимающиеся физической культурой только на занятиях по физическому воспитанию в соответствии с программой А.П. Матвеева (3 часа в неделю). Исследование осуществлялось с сентября 2017 года по январь 2018 года. В состав экспериментальной группы вошли - 15 мальчиков, в состав контрольной группы 15 мальчиков.

Для определения отличий в уровнях общей физической подготовленности двух групп мальчиков, занимающихся борьбой дзюдо и не занимающихся, нами было осуществлено констатирующее исследование. Оно заключалось в проведении тестирования мальчиков 11 – 12 лет, анализе полученных количественных результатов и их сравнении.

Выбор тестов, отражающих общую физическую подготовленность мальчиков 11-12 лет, производился на основе Государственных тестов, определяющих развитие основных двигательных качеств детей – скорость, силу, выносливость, ловкость и гибкость, с учетом рекомендаций А.П. Матвеева.

Нами были проведены 5 тестов (упражнений):

Тест 1. Бег на 30м с высокого старта

Тест 2. Челночный бег

Тест 3. Подтягивание на перекладине

Тест 4. Прыжок в длину с места

Тест 5. Наклон вперед из положения сидя.

Каждому тестированию обязательно предшествовала разминка, с целью подготовки организма учащихся к выполнению предстоящих тестов, предварительная общефизическая подготовка.

Каждый испытуемый участвовал во всех 5 тестовых упражнениях.

Итоговая оценка тестирования определялась на основе рекомендаций о проведении общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, следующим образом:

Оценивался показанный испытуемым результат в каждом тесте и вносился в форму (Приложение 2)

На основании рекомендации А.П. Матвеева об оценке уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, каждый результат испытуемого был переведен в качественную оценку, т.е. определён уровень прохождения каждого испытания: высокий, средний и низкий.

По результатам тестов определялся индекс физической подготовленности (ИФП) у каждого участника испытаний путём вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов. Например, результат участника по уровням распределились так: в 1-м тесте результат попал в диапазон «средний» (3 балла), во 2-м – «низкий» (1 балл), в 3-м – «высокий» (5 баллов), в 4-м – «низкий» (1 балл), в 5-м – «высокий» (3 балла). ИФГ = (3+1+5+1+3):5=4 (округлять в большую сторону).

Давалась качественная оценка индекса физической подготовленности (ИФП) каждого испытуемого на основе рекомендаций Давыдова В.Ю., Шамардина А.И. [4], представленных в таблице 4

Таблица 4

Уровневая оценка ИФП

Уровни

Высокий

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

Низкий

100%

85-99%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Для расчёта ИФГ экспериментальной и контрольной групп результаты ИФГ каждого испытуемого суммировались и делились на число участников тестирования в каждой группе.

Результаты, полученные после математической обработки, оценивались, сравнивались в двух группах (контрольной и экспериментальной) и формулировались выводы.



2.2. Сравнительный анализ результатов исследования


В октябре 2017 года в протоколы тестирования общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо, мы внесли первые результаты, на основе контрольных срезов, проводимых учителями физической культуры на начало учебного года и зафиксированных в классных журналах на странице «Показатели физической подготовленности учащихся» (Приложение 3). Это были результаты по показателям: бег на 30 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (кол-во раз).

В ноябре 2017 года учащиеся 4-6 классов выполнили тест-упражнение «Челночный бег» и в декабре прошли тестирование на оценку гибкости, сдав тест-норматив «Наклон вперед из положения сидя». Каждый тест, который проходили испытуемые, проходил под наблюдением учителей физической культуры с целью чистоты проводимого эксперимента. (Приложение 4)

Сводные результаты, проведенного тестирования по оценке показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо, отражены в протоколах тестирования и представлены в таблицах 5 и 6 соответственно.

На основании рекомендации А.П. Матвеева об оценке уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, каждый результат испытуемого был переведен в качественную оценку, т.е. были определены уровни прохождения каждого испытания: высокий, средний и низкий. Данные сведения представлены в таблицах 7 и 8, согласно двум группам – контрольной и экспериментальной.

Таблица 5

ПРОТОКОЛ

ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 11 – 12 лет,

НЕ занимающихся дзюдо



Фамилия, Имя

ученика

Возраст

30м., сек.

Челночный бег,

3*10м., сек.

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

1

Максим Б.

12

5,5

6,9

185

4 7

2

Глеб К.

12

5,6

7,6

170

3 7

3

Артём С.

12

5,7

7,4

166

7 6

4

Никита Ш.

12

5,9

7,1

170

5 8

5

Глеб В.

12

5,7

7,4

165

0 4

6

Алексей А.

12

5,3

7,2

171

6 7

7

Юрия К.

12

6,2

8,0

170

0 3

8

Иван М.

12

6,3

7,9

160

3 16

9

Андрей Ц.

12

6,4

8,0

150

4 0

10

Кирилл Ю.

12

6,3

7,3

158

6 0

11

Иван Э.

11

6,7

8,3

162

1 0

12

Данила К.

11

6,5

8,2

154

10 0

13

Максим М.

11

5,7

8,2

176

1 0

14

Захар Д.

11

5,9

8,0

146

5 1

15

Родион Р.

11

6,0

8,4

146

0 0



Таблица 6

ПРОТОКОЛ

ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 11 – 12 лет,

занимающихся дзюдо



Фамилия, Имя

ученика

Возраст

30м., сек.

Челночный бег,

3*10м., сек.

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

1

Артём Б.

12

5,1

8,1

198

11 8

2

Евгений К.

12

5,1

8,4

165

8 6

3

Кирилл С.

12

5,0

8,9

165

4 5

4

Дмитрий Н.

12

5,8

8,5

160

9 5

5

Дмитрий Л.

12

4,9

8,1

163

11 13

6

Артём К.

12

5,2

8,0

195

4 7

7

Никита С.

11

6,0

9,2

141

10 2

8

Андрей З,

11

4,8

8,0

175

9 10

9

Даниял Д.

11

5,9

9,0

155

7 4

10

Вячеслав Т.

11

5,9

8,7

144

8 2

11

Абдурауф Р.

11

6,1

8,5

155

4 2

12

Владислав Н.

11

5,6

8,6

161

10 6

13

Рустам Р.

11

5,6

9,6

157

4 3

14

Кирилл Т.

11

6,2

9,0

149

6 2

15

Роман Д.

11

6,1

9,0

140

7 2


Таблица 7

Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, НЕ занимающихся спортивной борьбой дзюдо



Фамилия, Имя

ученика

Возраст

30м., сек.

Челночный бег,

3*10м., сек.

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) Индекс физической подготовленности

1

Максим Б.

12

С

В

С Н В 3,4

2

Глеб К.

12

С

С

С Н В 3

3

Артём С.

12

С

С

С С В 3,4

4

Никита Ш.

12

С

С

С С В 3,4

5

Глеб В.

12

С

В

Н Н С 2,6

6

Алексей А.

12

С

С

С С В 3,4

7

Юрия К.

12

Н

С

С Н С 2,2

8

Иван М.

12

Н

С

С С В 3

9

Андрей Ц.

12

Н

С

С С

Н

2,2

10

Кирилл Ю.

12

Н

В

С С

Н

2,6

11

Иван Э.

11

Н

С

С Н

Н

1,8

12

Данила К.

11

Н

С

С В

Н

2,6

13

Максим М.

11

С

С

С Н

Н

2,2

14

Захар Д.

11

С

С

С С

Н

2,6

15

Родион Р.

11

С

Н

С Н

Н

1,6

ИТОГО:

2,67


Таблица 8

Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся спортивной борьбой дзюдо



Фамилия, Имя

ученика

Возраст

30м., сек.

Челночный бег,

3*10м., сек.

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) Индекс физической подготовленности

1

Артём Б.

12

С

В

В В В 4,6

2

Евгений К.

12

С

В

С С С 3,4

3

Кирилл С.

12

В

С

С С С 3,4

4

Дмитрий Н.

12

С

В

С С С 3,3

5

Дмитрий Л.

12

В

В

С В В 4,6

6

Артём К.

12

С

В

В С В 4,2

7

Никита С.

11

С

С

С В С 3,4

8

Андрей З,

11

В

В

С С В 4,2

9

Даниял Д.

11

С

С

С С С 3

10

Вячеслав Т.

11

С

С

С С С 3

11

Абдурауф Р.

11

С

С

С С С 3

12

Владислав Н.

11

С

С

С В В 3,8

13

Рустам Р.

11

С

С

С С С 3

14

Кирилл Т.

11

С

С

С С С 3

15

Роман Д.

11

С

С

С С С 3
ИТОГО: 3,53


Результаты тестовых испытаний мальчиков по каждому из пяти тестов, характеризующих основные физические качества: скорость, сила, выносливость, ловкость и гибкость, свидетельствуют, что качество быстроты у мальчиков, не занимающихся дзюдо, развито недостаточно. Дефицит развития качества скорость в среднем составляет 40% (6 испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития данного качества). Дефицит развития качеств силы и гибкости наблюдается, почти в 50% случаев (7 испытуемых – 47% продемонстрировали низкий уровень развития данных качеств). Скоростно-силовая выносливость и координационные способности учащихся, не занимающихся дзюдо находится на оптимальном уровне, дефицит развития качеств встречается в 7% случаев (1 из 15 испытуемых в каждом случае продемонстрировал низкий уровень развития соответствующего качества).

Мальчики экспериментальной группы, в которую вошли ребята, занимающиеся спортивной борьбой дзюдо, на оптимальном уровне продемонстрировали развитие каждого качества. Среди ребят не было тех, кто не справился с тестом-испытанием или продемонстрировал результат на низком уровне. Показатели сформированности качеств, характеризующий общую физическую подготовленность мальчиков, занимающихся спортивной борьбой дзюдо, соответствуют среднему и высокому уровням развития.

На основе качественных характеристик пройденных тестов-испытаний каждым участником мы вычислили их индексы физической подготовленности, а также индекс каждой группы – контрольной и экспериментальной. Сравнительные результаты индекса физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп в абсолютных показателях представлен на рис. 1

t1587830463ab.png

Рис.1 Диаграмма уровневой оценки индекса физической подготовленности мальчиков

контрольной и экспериментальной групп


Анализ результатов распределения мальчиков контрольной группы по ИФП показал, что преобладающее число мальчиков (67%) имеет средний показатель, треть мальчиков – ниже среднего (33%)

Результаты, характеризующие распределения участников ЭГ по уровням оценки индекса физической подготовленности, позволяют сделать вывод о том, что преобладающее большинство мальчиков (67%), занимающихся спортивной борьбой дзюдо, демонстрируют средний показатель, треть участников ЭГ демонстрируют показатели выше среднего и средний, что составляет 20% и 13% соответственно.

Математическая обработка полученных результатов, оценка их достоверности позволили сделать вывод о различиях в уровнях физической подготовки между ребятами экспериментальной и контрольной групп.

Результаты изучения показателей общей физической подготовленности мальчиков из экспериментальной и контрольной групп показали, что их абсолютная величина у юных дзюдоистов, в целом выше, чем у ребят, не занимающихся данным видом спортивной борьбы.

Как показало наше исследование, занятия дзюдо значительно увеличивают физические показатели детей, улучшают функциональное состояние организма, приводят к возрастанию силовых возможностей школьников. Максимальные результаты (высокий уровень развития) демонстрируют юные дзюдоисты в развитии таких качеств как гибкость (27%), сила (33%), а также в развитии координационных способностей (40%). Это связано с тем, что ситуация в борьбе на татами меняется с невероятной скоростью, юному дзюдоисту необходимо уметь за доли секунды оценить эти изменения на мышечном уровне, принять правильное решение и применить нужный прием. Самое интересное, что одновременно все эти сенсорные и психические процессы протекают и у его соперника, в итоге побеждает тот, кто думает и реагирует быстрее. (Дзюдо чем-то похоже на игру в шахматы, вот только ходы нужно делать молниеносно).

Дзюдо закаляет тело и воспитывает характер лидера. Дзюдо – это гибкий путь к достижению цели, где главное даже не победа над соперником, а воспитание себя, победа над самим собой, развитие и самостроительство себя и своего организма. Для занятий дзюдо нет отбора детей по принципу «пригоден – непригоден». Даже если ребенок пока далек от физического совершенства, слаб и неуклюж, регулярные занятия на татами в короткие сроки способны развить в нем силу, координацию и гибкость.

:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дзюдо – это красивая и изящная техника с эффектными бросками, пришедшая к нам с востока. Дзюдо – японский вид единоборства, однозначно полезный для физического и психического развития занимающегося, являющийся важнейшей альтернативой телевизору, компьютерным играм и другому, отнюдь не безвредному для детского организма и психики, времяпровождению.

При этом критерием в пользу занятия дзюдо выступают внешние, физические результаты тренировок – мышечная сила, выносливость, гибкость, ловкость, овладение специфическими техническими навыками. Дзюдо, наряду с комплексным физическим развитием, отлично тренирует у ребенка волю, формирует гибкость и скорость мышления, а также постоянную готовность к борьбе, волю к победе и стремление к лидерству.

Проблема выяснения результативности влияния учебно-тренировочных занятий борьбой дзюдо на общую физическую подготовленность занимающихся определили логику нашего исследования, которое было направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы. Гипотеза состояла в предположении о том, что занятия спортивной борьбой дзюдо мальчиками 11-12 лет способствуют положительной динамике показателей, характеризующих их общую физическую подготовленность, отличных от показателей сверстников, не занимающихся данным видом борьбы.

Основные результаты, полученные в ходе исследования:

Охарактеризовали вид восточного единоборства – спортивную борьбу дзюдо.

Уточнили понятие общая физическая подготовленность, а также показатели её характеризующие.

Определили тесты-упражнения, позволяющие дать оценку сформированности показателя общей физической подготовленности мальчиков.

Выяснили возрастные особенности общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет.

Выделили уровни сформированности общей физической подготовленности учащихся.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы провели исследование, в котором принимали участие 30 обучающихся 4-6 классов 11-12 летнего возраста из БОУ «Тарская гимназия №1», 15 ребят из которых занимаются борьбой дзюдо (не менее 3-х тренировочных занятий в течение недели) и 15 мальчиков, основной медицинской группы не занимающихся дзюдо, посещающих только занятия по физическому воспитанию в школе.

Подтвердили различия в уровнях общей физической подготовленности между двумя группами мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо, а также справедливость выдвинутой гипотезы исследования.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть в дальнейшем развит и уточнён.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Базовая техника дзюдо для курсантов УВАУ ГА: учеб.-метод.пособие / сост. С.А. Королев, В.К. Федулов. – Ульяновск: УВАУ ГА (и), 2008. – 68с.

Блинков С.Н., Левушкин С.П. Исследование физической подготовленности сельских и городских школьниц 7-17 лет Ульяновской области // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №8 (126). – С. 16-21.

Городничев Р.М. Самбо. Очерки по физиологии/ Р.М Городничев. ВЛГИФК. Великие Луки, 2001. 146с.

Давыдов В.Ю., Шамардин А.И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: Учебно-методическое пособие / ВГАФК. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2004. – 92с.

Карась Т.Ю., Ерюшева Т.В. К вопросу о внедрении норм ГТО // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. – 2015. – №1. – С. 60-65.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: [Электронный ресурс]. – Просвещение, 2016. URL: http://uchitelufk.ru/images/document/shcola/programmy/Programma%20Lyah%201-11.pdf (Дата обращения: 12.09.2017).

Матвеев А.П. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2012

Панкратьева Е.А. Общая физическая подготовленность (ОФП) юных спортсменов-тяжелоатлетов и способы её оценки //Физическая культура, спорт и здоровье. – 2016. – Т.27. – С.66-69

Слепченко Е. Роль занятий борьбой дзюдо на физические показатели детей старшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2011/Psihologia/8_88547.doc.htm (Дата обращения: 17.09.2017).

Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.Шустина. – М.: СААМ, 1995. – 445с.

Татами: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8 (Дата обращения: 21.10.2017).

Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся: [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3355714/ (Дата обращения: 03.12.2017).

Учебное пособие: Структура подготовленности спортсменов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-217712.html (Дата обращения: 05.01.2018).

Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие: [Электронный ресурс].– М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 000с. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-399437.html (Дата обращения: 05.01.2018).

Шестаков В.Б., Ерыгина С.В. Теория и практика дзюдо: учебник /В.Б. Шестаков, С.В. Ерыгина. – М.: Советский спорт, 2011. – 448с.





ПРИЛОЖЕНИЯ

  Приложение 1

Развитие дзюдо в нашей стране


Первый этап развития дзюдо в нашей стране начался с 1914 г. в кружке, организованном В.С. Ощепковым во Владивостоке. Это этап продлился более 20 лет и закончился в 1937г. с политическим признанием дзюдо «буржуазным спортом».

Второй этап развития дзюдо наступил в 60-е годы 20 века. В то время дзюдо обрело новый статус в мире – стало олимпийским видом спорта и вошло в программу Игр 1964г. Руководство страны приняло решение о восстановлении дзюдо, приняв за основу борьбу самбо.

На Играх XVIII Олимпиады в Токио отечественные борцы добились абсолютного результата – сборная СССР, состоявшая из четырех спортсменов: О. Степанова, А. Боголюбова, П. Чиквиладзе и А. Кикнадзе, вернулись домой с четырьмя бронзовыми медалями.

Третий этап развития дзюдо связан с появлением авторских школ дзюдо, являющихся центрами подготовки дзюдоистов, деятельность которых основана на ведущей концепции подготовки в дзюдо, разработанной автором-составителем школы или группой специалистов (авторским коллективом). Ведущими авторскими школами дзюдо в Советском союзе явились курская, майкопская, грузинская, челябинская школы.

Четвертый этап – современный этап развития дзюдо. После Игр-1992 сформировалась Национальная федерация дзюдо, успешно развивалось женское дзюдо.

t1587830463ad.gifПриложение 2

ПРОТОКОЛ

ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ


Фамилия, Имя

ученика

Возраст

30м., сек.

Челночный бег,

3*10м., сек.

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12





13





14





15






t1587830463ae.gifПриложение 3

Показатели физической подготовленности учащихся (на начало учебного года) и сведения о занятости обучающихся во внеурочной деятельности (на основе классных журналов 4-6 классов 2017/18 учебного года)t1587830463ap.gif


Автор материала: Д. Лабиков (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.