12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Найко Татьяна Николаевна14

Оренбургская область

Оренбургский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Европейский лицей» п. Пригородный











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ТЕМА:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД НАШИХ ПРЕДКОВ

(СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ)











Выполнил: Панин Олег Иванович,

7 «А» класс

Руководитель: Найко Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания









п. Пригородный

2020 г.

Оглавление



Введение…………………………………………………………………………

с. 3

1.

Общие славянские поконы или неписаные законы…………………...............

с. 5

2.

«Зеленые легкие планеты»: чтобы воздух был чистым………………………

с.7

3.

Забота у нас такая, забота у нас простая: чтобы земля была плодородной….

с.9

4.

«Капля для прибыли»: чтобы реки были полноводными……………………..

с.12


Заключение……………………………………………………………………….

с.14


Список литературы………………………………………………………….

с.15


Приложение 1. Природное происхождение названий некоторых населенных пунктов Оренбургской области…………………………..


с. 16


Приложение 2. Геральдика районов Оренбургской области……………….

с. 17


Приложение 3. Чуткое отношение славян к природе в приметах,

пословицах и поговорках…………………………………………………….


с. 18


Приложение 4. Отражение лада с природой в славянской системе питания..

Приложение 5. Целебные и магические свойства воды в понимании древних славян…………………………………………………………...............

Приложение 6. Славянские традиции сохранения природы…………………


с. 19

с. 20

с. 21

Введение

В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в России уже во второй раз за последние пять лет объявляется год экологии. О каких же экологических проблемах планеты идет речь? «…особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы,почв, водных источников» [8, с. 45].Каждая из них актуальнаи для нашей области.

Жители многих промышленных городов Оренбуржья не понаслышке знают о проблеме загрязнения воздуха, нередко своими глазамиможно увидеть заволакивающий города смог. Оренбургская степь взывает о помощи занесенными в Красную книгу тюльпанами и исчезающими видами животных, мы являемся свидетелями борьбы за выживание Бузулукского бора. Назрела необходимость решения проблем с загрязнением почв: ведь просто закапывать в землю отходы, как зачастую это делается в наших краях, недопустимо. Маленькие озера Оренбуржья, а также и когда-то полноводные Урал и Сакмара с каждым годом становятся все меньше и мельче. И происходит все это не без участия человека. Иногда наше равнодушие или бездумное отношение к природе бывает для нее губительным.

А как справлялись с подобными проблемами наши предки - славяне? Может быть, они знали какой-то особенный секрет в отношениях с природой? Какой экологический след оставили они нам в наследство? Эти вопросы определили тематику данного исследования.

Цель исследования: изучение славянских традиций сохранения природы.

Задачи исследования:

- определить отношение к природе в культуре древних славян;

- установитьналичие «экологических следов» славян в условиях современности.

Гипотеза: бережное отношение к природе наших предков позволило сохранить богатый и разнообразный природный мир.

Обзор литературы по теме исследования:

Исследование базируется на историческом и экологическом подходах. Основу исследования составили сведения из научной литературы, а также данные анкетирования. Для изучения исторических факторов мы использовали труды Крючковой О., Киселевой Н.Ю., Скрипник А. А., Васильчеко Л.П. и Лебедевой А. А. Они раскрывают особенности традиционной славянской культуры, в том числе и в отношении с природой. Для изучения вопросов экологии мы использовали энциклопедию Чижевского А.Е. «Я познаю мир: экология», монографию БрославскогоЛ.И. «Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии», а также ряд материалов, размещенных в сети Интернет.

1. Общие славянские поконы или неписаные законы

Свято чтить своих Богов и Предков, жить по Совести и в ладу с Природой (славянская заповедь)

Славянская заповедь, обозначенная в эпиграфе, определяла весь уклад жизни наших предков.

Родоначальником всего живого славяне считали бога Рода [4, с. 26]. Ему поклонялись, любили его как отца и мать, а все самое дорогое называли сходными именами: РОДня, РОДители, приРОДа. Все, что входило в понятие «природа» было священным, любимым и почитаемым. Природа была для человека живым существом. Говорили: земля-матушка, лес-батюшка.

Не менее почитаемая славянами Богиня Лада завещала своим детям находиться со всеми «в ладу», то есть жить в согласии, мире и порядке [4, с. 21]. Лад соблюдался и в отношениях с природой.

Любовь к природе нашла отражение в названиях славянских племен. В лесах проживали древляне, в полях и лугах - поляне, у болот -дрегвичи.Именами животных позже стали называть поселения: Бобрики, Орловец, Изборск. Особенности местности дали названия таким древнеславянским городам как Псков (на песках) и Белые Вежи (на меловых залежах).Данную славянскую традицию используют и в наши дни (Приложение 1 и 2).Многообразие славянских примет, дошедших до нас, свидетельствует о ценности окружающей среды как источника важных сведений (Приложение 3). Это формировало важное представление о взаимосвязях в природе и способствовало ее сохранению.

Не разрушь (или не убей) без крайней необходимости было основным правилом жизни (Поконом) наших предков. Крайняя необходимость –это угроза выживанию человека, семьи, рода, племени. Именно этот славянский Покон формировал дух и правила существования наших предков. Именно это правило и означало «жить по Совести».Наши предки всегда учитывали целесообразность и соразмерность того, что они брали от природы, считая себя ее частью. Мера добычи ограничивалась негласным правилом «нельзя относиться с жадностью к дарам природы». На этот счет бытовали поверья о том, что у жадных охотников могут погибнуть дети взамен убитых сверх меры зверей[4, с. 12]).Это рождало понимание того, что ничего не проходит бесследно, а небрежное отношение к природе может обернуться большим несчастьем. Жизнь животных оценивалась высоко, как и жизнь человека. Так, существовал запрет на охоту, когда животные находились в бедственном положении после засухи, половодья или гололедицы, бескормицы. Сроки охоты и рыболовства соответствовали биологическим циклам жизни животных: они не начинались в период массового размножения диких животных и до тех пор, пока потомство не будет готово к самостоятельному существованию.

Вывод: Вся жизнь наших предков подчинялась определенным правилам (Поконам), которые поддерживали гармонию и порядок.Ограничение потребления природных ресурсов исключало нерациональное их использование, разграбление. Это своего рода моральный кодекс (основной закон), который должен соблюдать каждый человек в отношении с окружающей средой.

2. «Зеленые легкие планеты»: чтобы воздух был чистым.

Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ.Так, 1 гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Листья многих деревьев выделяют особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Но, к сожалению, эти самые "жизненно важные органы Земли" вырубаются с нереальной скоростью. Каждые 2 секунды исчезает часть леса размером с футбольное поле, а за счет этого и некоторые виды животных и растений.Знаменитые на весь мир защитники природы - организация «Гринпис» - утверждают, что к 2050 году, исчезновение животных и растений будет происходить в 1000 раз быстрее, чем сейчас [1, с. 234].

В далеком прошлом детей с детства учили бережно и с уважением относиться к Лесу. Каждый ребенок знал, что «если сорвешь ветку или цветок для забавы, то можешь поломать руку или ногу». Можно по-разному относиться к подобным запретам, но именно они приводили к осознанию человеком себя как части природы, воспитывали бережное отношение к ней.

С лесами связан целый ряд славянских традиций. Не принято было громко кричать в лесу(«Напугаешь лесных духов, сам будешь всего бояться» [5, с. 36]). Если подойти к этому факту рационально, всё оказывается очень просто: шум распугивает животных, мешает их воспроизводству, а это ухудшает охоту. Эта традиция соблюдена и в наше время. Надзорными органами запрещен отлов и отстрел животных в период размножения.

Также у славян существовал запрет на вырубку в священных рощах – заповедование (отсюда и произошло слова «заповедник»). По преданиям, в их ветвях и стволах жили духи местности, которые считались покровителями жителей округи. Срубив такое дерево, можно было навлечь на себя неурожай или болезнь[6, с. 13]. Расположенные на склонах или среди распаханных полей деревья способствовали сохранению подземной влаги, регулируя сток в реки и предотвращая повреждение почв. И в наше время для сохранения исчезающих видов растений и животных также создаются охраняемые природные зоны (Национальные парки и заповедники). Возможно, благодаря именно этой традиции и удалось сохранить многие лесные богатства.

Особое внимание славяне уделяли правильной заготовке леса («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи» [3, с. 31]). Меня очень заинтересовала традиция, связанная с запретом вырубать деревья летом. Согласно преданиям, это можно было делать только зимой, когда деревья «спят и не чувствуют боли». Однако, и в этом запрете было рациональное зерно, ведь заготовленный зимой лесоматериал имеет особую ценность: его не точит червь, дерево лучше держит тепло, меньше подвергается порче и гниению. Качество древесины уменьшало потребность в вырубке леса.

Вывод: отношение древних славян к «зеленому наряду планеты» было, выражаясь современным языком, экологически обоснованным. В основе славянских традиций лежат чувства благодарности и интуитивного понимания хрупкости природы. В современных условиях «борьбы за чистоту атмосферы» традиции рационального отношения наших предков к лесам заслуживают глубочайшего уважения,а ее ценность не вызывает никаких сомнений.

3.Забота у нас такая, забота у нас простая: чтобы земля была плодородной.

Земля - кормилица, а и та сама есть просит. Земля ласку любит (пословицы)

Отдельного внимания заслуживают традиции, связанные с бережным отношением славян к родной земле. Плодородность земли делала её в глазах людей всеобщей матерью. В пословицах её называли святой («Будь богат, как земля святая»). Ей приписывали всеобщую материнскую любовь ко всему живому («Земля як мати!», «У Земли и жучок – дитятко», «Земля каждую травинку жалеет»). Особое отношение нашего народа к Земле выражается и в земных поклонах. Уважаемому человеку, Земле родной, дому кланялись до самой земли.Горсть родной земли считалась в народе мощным оберегом, спасающим от различных напастей. Ее брали с собой, уходя надолго или переезжая.  С этой же целью дома на божнице хранили щепоть земли, взятую из-под сохи на первой весенней борозде [6, с. 78].

Жить на Земле означало у наших предков ухаживать за ней, работать на ней, не истощать, а удобрять ее и ладить с ней. Особенно явно проявляется связь с матушкой-землей и забота о ней в славянском солнечном календаре - Кологоде.Многие никогда не слышали о Кологоде, но вот следы его в нашей жизни очень заметны и значимы.

В Кологоде соблюдался главный принцип жизни славян - принцип природосообразности: живи сообразно природе [2]. Сообразно временам года был построен весь уклад жизни наших предков.

Зимние обряды были призваны обеспечить подготовку к новому урожаю иблагополучие коллектива. День зимнего солнцестояния (начало астрономической зимы) - 21 декабря - считался самым благоприятным для закладки планов всей общины (оговаривали сроки опахивания земель, выбирали сеятелей), так и семейных планов на весь следующий год. А ведь мы тоже подводим итоги прожитого года и ставим задачи на год будущий, а новогоднюю ночь принято встречать в кругу семьи, как и у наших предков.

Основной темой весенних обрядов являлась подготовка к началу полевых работ. В день весеннего равноденствия - 21 марта (начало астрономической весны) славяне празднуют Лелю. В это период Солнце разгорается сильнее, пробуждается природа, пробуждается и работа. И обряды соответствующие, связанные с трудом (на поле выходили селяне, выгонялись стада коз для утаптывания последнего снега на полях («чтоб вода не убежала») и сохранения влаги ((Как потопаешь, так и полопаешь).До сих пор рачительные хозяева утаптывают снег на своих огородах, набивают им журавли-колодцы, не подозревая о славянском следе этого обычая.

По весне Землю принято было «накормить и напоить». Ее осыпали перегноем, золой, поливали отварами трав. Такое «угощение» способствовало урожаю и уничтожению насекомых-вредителей. В наше время биологические средства удобрения и избавления от насекомых также используются дачниками и даже некоторыми фермерскими хозяйствами[2].

Летом работа, связанная с землей, прекращалась только на купальскую ночь. Все остальное время наши предки занимались уходом за ней, ладили ее (в борьбе с вредителями обсыпали землю сажей или поливали отварами трав; чтобы не допустить распространения уничтожали зараженные растения).

Обряды осени связаны с заботами о будущем урожае (уборка ульев на зиму, забота о сохранности семян). В это время собран и подсчитан урожай, уже сделаны запасы на следующий год. В августе-сентябре, как известно, природа начинает свою подготовку к отдыху. Славяне, живя в ладу с природой и наблюдая за изменением ритмов ее развития, также старались в этот период больше времени уделять миросозерцанию и отдыху, занимались охотой и рыбалкой). В день осеннего солнцестояния (23 сентября) празднуется день Макоши (образ земли, судьбы)[2]. Считалось, что заканчивается год, в это время для человека самое важное провести самоанализ. Главным обрядом на Макошь было выйти в поле, взять горсть земли, вспомнить, что было в уходящем году плохого и хорошего.Таким образом, человек сам осознавал свои ошибки и делал соответствующие выводы. Бережное отношение к земле в этот период было связано с внесением удобрений на поля, изгнание насекомых-вредителей (в междурядья укладывали пучки полыни).

В оставшееся время (ноябрь, декабрь) природа быстро угасает, силы ее на исходе. То же и с человеком: осенняя депрессия, пробуждение осознанных и неосознанных страхов. В этот период, вплоть до наступления весны запрещалось трогать землю («нарушать ее покой»). Исполнение этого запрета считалось залогом успешного будущего урожая.

Кстати, периоды «бодрствования» и «покоя» Земли перенимались людьми и отражались, в том числе, и на системе питания («сообразно природе»). Так, например, увязать ритмы земли с ритмом жизни человека, облегчить переход из одного состояния в другое, были призваны посты. Они способствовали укреплению здоровья и проводились обычно в те периоды, когда люди мало работали. Однако во время поста употребляли высококалорийные продукты (рыбу, грибы, масло, орехи, сушеные ягоды и фрукты), которые усиливали очищение организма. На постный ужин готовили полезные блюда из бобов, гороха, фасоли, кукурузы, капусты и пшеницы [7]. Ценность использования в пище каш, которые способствуют лучшей работе кишечника и придают сил, зародилась в народных обрядах: на крестины варили кашу и разыгрывали сцену ее «купли-продажи». В более позднее время, когда появились школы, традиция угощения кашей переместилась туда. Когда впервые дети шли в школу, родители несли учителю горшок каши, чтобы «наука шла на ум». А однодневные славянские посты есть не что иное, как разгрузочные («покойные») дни. О системе славянских постов и подчинении их сезонным изменениям в природе можно прочитать в Приложении 4.

Вывод:восприятие славянами Земли как очень дорогого и любимого существа определяло бережное к ней отношение. Наши предки любили и ладили с «матушкой-землей», «воспевая» ее в пословицах и поговорках, создавая правильные традиции. Наблюдательность и чуткое отношение к ней, использование принципа природосообразности определило появление Кологода, «постничных» периодов.Таким образом, совершенно очевидно, что вся жизнь славян имела смысл единения с Землей-матушкой и всей Природой. 


4. «Капля для прибыли»: чтобы реки были полноводными

Велик океан, да и капля для него прибыль (пословица).

Испокон веков славяне бережно относились к воде, сохраняли чистыми родники и реки. Большинство славянских поселений, как правило, строилось на берегах рек и водоемов. И хотя недостатка в чистой воде никто не испытывал, все равно наши предки берегли каждую каплю воды, о чем свидетельствует пословица «Велик океан, да и капля для него прибыль». Значение воды для человека подчеркивалось одним из приветствий славян при встрече: «Будь здрав, как вода» [6, с.15].

С водой связаны многие запреты. Так, например, в июне во время проведения Русальной недели запрещалось купаться, чтобы не тревожить русалок. По преданиям они могли запросто увлечь человека в воду. Однако, у этой фантастической истории также есть вполне разумное, рациональное объяснение: нерест у большинства пресноводной рыбы проходит с весны до начала лета. Следовательно, чем спокойнее он проходил, тем удачнее рыболовный сезон в будущем. В наше время органами Рыбохотнадзора в этот период также введен запрет на отлов рыбы и отстрел животных и птиц. Также было запрещено плевать в воду, ругаться или говорить что-то плохое возле воды. Считалось, что человек делает это в адрес самого бога.

Природная чистота воды сделала ее единственным верным и легким очистительным средством. Водой наши предки лечили многие болезни. Особенно ценилась так называемая «непитая» вода (другие целебные и магические свойства воды в понимании славян представлены в Приложении5). А уж переоценить значение бани для человека невозможно (считалось, что вода, настоянная на травах и нагретая до состояния пара, может «выгнать их тела любую хворобу» [7]). Следует сказать, что огромная роль принадлежит воде в лечении и про­филактике заболеваний и в наши дни. Разделы водной медицины многообразны, основные из них: бальнеотерапия (ванны, души, бани, сауны) и гидротерапия (обтирание, обливание, закаливание).

В давние времена существовало множество священных источников, вода которых обладала особо сильной энергетикой. Вокруг них запрещалось собирать грибы и ягоды. И хотя объяснялось это лишь тем, что будет потеряно лечебное свойство воды, совершенно ясно, что нарушение этой традиции могло попросту способствовать нарушению связей в природе и привести к исчезновению источника. Чтобы не допустить этого, у славян было принято высаживать вокруг них деревья, что позволяло сохранить их полноводность на долгие годы. Славянский след оставлять у источников воды посуду, чтобы любой человек мог напиться, жив до сих пор.

Вывод:Отношение славян к воде как к святыне, способствовало сохранению чистоты и полноводности рек, озер и родников, сделало ее очистительным средством в борьбе со многими болезнями. Традиция лечить болезни «святой» водой нашла отражение в современной медицине в виде бальнеотерапии и гидротерапии. Также славянские корни имеет современная традиция высаживать у источников воды деревья. Вода - это святое! А потому отношение славян к воде для нас должно служить примером.


Заключение

Проводя данное исследование, мы выяснили, что основной Покон, который формировал уклад жизни наших предков - «Не разрушь (или не убей) без крайней необходимости». Он определял целесообразность и соразмерность того, что наши предки брали от природы. Знание Природы, лад с ней рождали понимание того, что ничего не проходит бесследно, а небрежное отношение к природе может обернуться большим несчастьем. Соблюдение этого неписанного правила объясняет отсутствие многих проблем, с которыми сталкивается современное общество.

Изучение традиций сохранения природы древних славян убедило нас в природосообразности всей их жизни. Бережное отношение к Природе распространялось на все ее богатства. С почитанием славяне относились к лесам и всем тем, кто в них живет, интуитивно понимая ценность и необходимость сохранения «зеленых легких планеты».Они любили и ладили с «матушкой-землей», создавая правильные традиции и «воспевая» ее в пословицах и поговорках. А отношение славян к воде как к святыне, способствовало сохранению чистоты и полноводности рек, озер и родников, сделало ее верным и легким очистительным средством в борьбе со многими недугами.

Использование многих традиций в древние времена имело скорее обрядовый, а зачастую и магический смысл. Однако, каждая из них на самом деле имеет вполне рациональное объяснение. Именно поэтому многие древнеславянские традиции используются и в наши дни (Приложение 6). Таким образом в современное время проявляется «экологический след» наших мудрых предков.

Бережное, трепетное отношение славян к родной природе позволило нам, живущим в XXI веке, наслаждаться красотой бескрайних степных просторов, усыпанных тюльпанами, отдыхать на живописных берегах оренбургских озер и наслаждаться пением птиц. Но при этом не стоит забывать о тех правилах, которые оставили нам в наследство наши предки. На их основе мы разработали свои «Правила дружбы с Природой» (Приложение 7). Каждому из нас по силам выполнять их. Так и мы сможем изменить к лучшему состояние окружающей нас природы, оставив свой экологический след для своих потомков.






Список литературы:

Брославский, Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии: монография / Л.И. Брославский. - Москва: Изд-во «Научная мысль», 2016. – 369с.

Васильченко, Л.П. Кологод - природосообразность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://derzhavarus.ru/kologod-prirodosoobraznost.html - (дата обращения: 28.01.2017г.)

3. Киселева Н.Ю. Национальные экологические традиции и их изучение // Экология и культура. - 2000. - №1. - С.28-37.

Крючкова, О.С. Славянские мифы / О.С.Крючкова. - Москва: Изд-во «Э», 2016. – 96с.

Лебедева, А. А. Народные знания славян / А. А. Лебедева. – Москва: Изд-во Пресс, 1987. - 56с.

Скрипник, А. А. Традиционные народные знания / А. А. Скрипник.- Москва: Изд-во Собос, 2000. –95с.

Славянские корни: народная медицина[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://SlavKorni/post/688877297822681 - (дата обращения: 10.02.2017г.)

Чижевский, А.Е. Я познаю мир: экология / А.Е. Чижевский.- Москва: Изд-во «АСТ», 2005. – 410с.

Экологическое сознание Запада и Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=354 - (дата обращения: 10.01.2017г.)

Экология и мы. Как жить в гармонии с природой? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://shkolazhizni.ru/world/articles/29468/- (дата обращения: 18.01.2017г.)









Приложение 1

Природное происхождение названий некоторых населенных пунктов Оренбургской области

От названий представителей флоры

От названий представителей фауны

От названий рек

В зависимости от особенностей рельефа

В зависимости от природных явлений

Беляевский район

Цветочное

Листвянка

Карагач

Сазан

Ключевка

Междуречье

Верхнеозерное

Луговской

Красноуральск

Белогорский


Бузулукский район

Липовка

Бузулук (с башк. телячий)

Лисья Поляна

Озерье

Каменная Сарма


Кувандыкский район

Ольховка

Старозайцево

Двуречный

Лесной

Медногорск

Подгорное

Подлесное

Кувандык (с башк. «долина счастья»)

Бурангулово

Новосергиевский район


Рыбкино

Козловка

Ключевка

Новородни-ково

Нагорный

Старая Белогорка

Отрожный

Ясногорский

Первомайский район

Осочный

Вербовый Сырт

МалыйЗайкин

Лебедев

Соболево

Большепруд-ный

Озерное

Долинный

Каменное

Теплое

Саракташскийрайон

Камышино

Кабанкино


Красногор

Желтое

Саракташ (овечий камень, валун)

Студенцы

Соль-Илецкий район

Колос


Ащибутак (с казах.приток с солоноватой, горькой водой)

Дивнополье

Крутые горки

Круторечка

Буранное

Светлинский район

Ковыльный


Озерный

Целинный

Полевой

Степной

Светлый

Тюльганский район

Репьевка

 Тюльган (с башк.коршун)

Ключи

Рудное

Ташла (камень, скала) 


Ясненский район

Ореховка

Комарово

Каракульский


Утес

Речной

Ясный

Рассвет

Составлено автором на основе данных сайта Оренбургской областиежим доступа: http://orenobl.ru/topo.php)



Приложение 2

Геральдика районов Оренбургской области

Гербы городов Оренбуржья


t1613383838aa.gif

t1613383838ab.jpg

t1613383838ac.gif

Бузулук

Оренбург

Сорочинск


Гербы районов Оренбуржья


t1613383838ad.jpg

t1613383838ae.gif


t1613383838af.gif


t1613383838ag.gif

Абдулинский район

Адамовский район

Александровский район

Новосергиевскийрайон

t1613383838ah.gif

t1613383838ai.gif

t1613383838aj.gif

t1613383838ak.gif

Ташлинский район

Гайский район

Грачевский район

Северный район


Составлено автором на основе данных сайта Оренбургской областиежим доступа: http://orenobl.ru/herald.php)

Приложение 3

Чуткое отношение славян к природе в приметах, пословицах и поговорках


Приметы:


Дождь в декабре – к урожайному году. Низко летают птицы – к дождю. Рано прилетают птицы – рано сойдёт снег.Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.Зимой небо все усыпано звездами – утром будет сильный мороз. Если в небо поднялись две радуги – ждите длинную череду дождей. Воробьи купаются в пыли — быть дождю. Возникновение молнии без грома предвещает сухое лето.


Пословицы и поговорки:


о реках:

о лесах:

Где река глубже, там меньше шумит.

Если исток мутный, так и река мутная.

Около реки колодца не копают.

По которой реке плыть, ту и воду пить.

Река рыбки даст, рыбка хлебом накормит.

Учись понемногу – станешь мудрым; капля по капле – собирается река.

В чисту водицу вся жизнь глядится.

Когда чист ручей - всем нужен, хоть и ничей. А как вода замутится, так и хозяин отворотится.

Жизнь - к воде, человек - к чистоте.

Как чиста вода, так и жизнь свята.

Коль воды не густо, так и в лесу пусто.

Лесная сторона не одного волка и мужика до сыта кормит.

Лесные дары для каждой поры.

Хорошо в лесу, береги его красу.

В лес идут — на троих один топор берут.

Леса от ветра защищают, урожаю помогают.

Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.

Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.

Бор свели, а соловушка по гнезду плачет.

Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.

Умей охотится, умей и о дичи заботиться.

о воздухе

о земле

В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.

В запас воздухом не надышишься.

Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства.

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

Своя земля и в горсти мила.

С родной земли – умри, не сходи.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева

Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

Земля кормит людей, как мать детей.

Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.

Кто землю лелеет – того земля жалеет.


Составлено автором на основе трудовКиселевой Н.Ю.[3], Лебедевой А. А.[5], Скрипник А. А.[6].


Приложение 4

Отражение лада с природой в славянской системе питания

Пост - это Полное Очищение Сiлы Тела.

Наименование и период поста

Цели и особенности изменений в рационе питания

Первый пост - декабрьский

Цель - осуществление перехода на полностью консервируемую пищу - соления, копчения. От мяса и рыбы, а также яиц необходимо было отказаться. Для улучшения обмена рекомендовалось употреблять кислую капусту или гречневую кашу, а для пополнения организма витаминами - пророщенное зерно, и хлебцы из пророщенного зерна.

Второй пост – февральский или Чистый пост

Запрет употребления консервированной и жирной пищи, с целью приготовления организма к свежей растительной еде (зеленый лук, редис и т.д.)). Кроме того, обязательным атрибутом пищи в зимний период был мед, который считался кладовой энергии и лучшей защитой от простуд. Им заправлялись каши, его добавляли в отвары и чаи. После долгой зимы, когда организм был истощен, источником энергии служили вводимые в рацион кедровые и грецкие орехи. Они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают человеку могучую природную силу.

Третий пост – мартовский или Великий пост.

Весной, когда необходимо пробудить организм после зимы, постепенно возрастает потребление еды растительного происхождения, переваривание которой не требует от уставшего за зиму организма существенных энергетических затрат. Непозволительно было употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты.

Четвертый – июньский или Светлый пост

Был связан с употреблением растительной пищи и лишь в день Купалы разрешалось есть мясо.


Пятый – октябрьский или Святый пост

Осенью, когда уже собран урожай, сделаны заготовки, организм очищался от шлаков подготавливался к переходу на ранне-консервируемую пищу. Существовал запрет на жирную пищу и напротив, приветствовались богатые витаминами овощи, фрукты, зерновые и зернобобовые, а также вода, соки, травяные чаи. Организм подготавливался к суровым зимним условиям.


Помимо перечисленных пяти постов, регулярно, то есть раз в неделю, славяне держали Однодневный пост (от него сейчас появились так называемые разгрузочные дни, чтобы организм не зашлаковывался, а очищался). В этот день необходимо было воздерживаться от принятия пищи вообще, исключение составляли соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель.



Составлено автором на основе видеолекции о славяноведении Васильченко Л.П. ежим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5YYGllLQ24c)



Приложение 5

Целебные и магические свойства воды в понимании древних славян

Виды воды

Способ ее использования

Свято-Вечерняя вода; вода, набранная в вечер перед Крещением

Набрав ее, несли в дом молча и сберегали как средство против порчи и проклятия. Такая вода никогда не портится.

Вода, набранная в Чистый четверг


Такая вода имеет силу исцелять от кожных болезней. Для этого необходимо в этот день выкупаться как можно раньше. Считалось, что в «Чистый четверг ворона купает воронят», и, чтобы исцеление у человека произошло, необходимо выкупаться раньше воронят.

Богоявленская вода


Ею кропили членов семьи, скот, все уголки в доме и хозяйственных помещениях, потому что верили, что эту воду страшно боится нечисть. Также считалось, что водяная нечисть в этот день идет «в люди», поскольку не может высидеть в освященном водоеме, а возвращается назад только тогда, когда женщины начинают в водоеме стирать. Поэтому наши предки старались как можно дольше после Водосвятия не стирать, «чтобы больше нечистиповымерзало». Богоявленскую воду доливали в ванночки для малышей, чтобы те росли здоровыми, купались в ней также и взрослые для исцеления от чесотки, умывались, чтобы быть красивыми. Богоявленскую воду очень ценили пчеловоды, кропили ею улья, в надежде, что это убережет рой пчел от болезней и даст пчелам возможность собирать мед с различных цветов без вреда для себя.

Непочатая вода


Непочатой водой считалась та, с которой в этот день никто не контактировал (в роднике или водоеме, в котором сегодня никто еще не купался и не прикасался). Непочатую воду следует набирать рано утром, раньше всех (и, в некоторых традициях, из 3-х родников), зачерпывая по направлению с запада на восток. По дороге ни с кем не разговаривать, иначе вода утратит свою целительную силу. Неся воду домой, нельзя оглядываться назад. Такая вода используется для обретения большой силы и крепкого здоровья.

Вода от града; дождевая вода

Особенно полезными считаются капельки, которые остаются на овощах в огороде. Использовалась для промывания больных глаз, при головной боли и от бородавок. Ее также давали больным детям от кашля и умывались ею, чтоб быть красивыми.

Кузнечная вода

Чтобы получить такую воду, кузнецы, заостряя сабли, опускали металл в воду и после этой процедуры использовали воду как целебную (при болезнях печени). Кузнечной водой поили обессиленных, тяжело раненых, тех, кто потерял много крови.

Маковейная вода

Это вода, освященная на Маковея. Она может помочь в случае семейных неурядиц, семейной беды. Ею окропляют все помещения, двор, хозяйство.

Звездная вода

Верили, что она набирает волшебные свойства от света звезд. Она помогает коровам, чтобы было много молока. Набирать ее следовало в 2 ведра из 3-х источников до восхода солнца. Весь день эту воду держат спрятанной и накрытой, чтобы никто не зацепил ее, а на ночь выставляют на двор под звезды.


Составлено автором на основе данных сайта Славянские корниежим доступа: http://SlavKorni/post/688877297822681)

Приложение 7

Правила дружбы с природой


1. Дикие животные должны жить в привычной для них среде обитания. Не следует держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

2. Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

3. Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ: муравьев, жучков, гусениц, ящериц.

4. Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

5. Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые.

6. Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать — например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

7. Собирая грибы и ягоды старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды до единой, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.


Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы.


Составлено автором на основе изученных природоохранных традиций славян и рекомендаций современных экологов [1,8,9,10].

Автор материала: О. Панин (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.