«Нейроигры для всестороннего развития личности»
Автор публикации: К. Кантемиров, ученик 10 класса
«Нейроигры для всестороннего развития личности»
Кантемиров Кирилл, 10 класс, БОУ «Тарская гимназия №1»
Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Помочь в коррекции такого поведения могут нейропсихологические игры и упражнения для детей. Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. Вовлечение детей в нейроигры – эффективный инструмент комплексного развития ребенка. Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе. Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с разнообразными нарушениями.
Проблема: Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью, вниманием, восприятием. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. В настоящее время неуклонно растет количество первоклассников не готовых к школе и испытывающих трудности в обучении. Кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, а также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития. Все это приводит к когнитивной и эмоционально-личностной неготовности ребенка к адекватной адаптации к социуму и обучению в школе. Чтобы количество школьников, испытывающих трудности в обучении, сократилось, необходимо решать все проблемы еще в младшем школьном возрасте.
Нейроигры — это специально разработанные задания, направленные на стимуляцию умственной активности и укрепление нейронных связей. Они комбинируют в себе элементы обучения и развлечения, создавая инструмент для разностороннего развития детей.
Один из известных ученых, изучающих нейроигры, - Адам Газалей, профессор нейробиологии и психологии в Университете Калифорнии в Беркли. Его исследования направлены на изучение влияния игр на мозг и когнитивные способности человека. Важной частью его работы является изучение пластичности мозга и как игры могут влиять на развитие мозга и улучшение когнитивных функций.
Также активно исследуют нейроигры ученые из различных университетов и институтов по всему миру, такие как Массачусетский технологический институт, Университет Мериленда, Университет Барселоны, и другие. Исследования в этой области ведутся с целью понять, как нейротехнологии и игры могут помочь в лечении различных неврологических и психических заболеваний, а также как использовать игры для обучения и развития мозга. И множество других Мэнила (RaduManuila), Томас Валли (ThomasWallis), ДюриХассон (Duri R. Hassan), Лоренцо Капенцо (LorenzoCapaces), Джошуа Ф. Уитакер (Joshua F. Whitaker).
Одной из самых ранних нейро-игр является гоночная игра NeuroRacer, которая была разработана Адамом Газзали для улучшения когнитивных функций пожилых людей. Другие ранние нейроигры включают "Бросай грузовики силой мысли" (которая позволяет пользователям подбирать и бросать предметы, мысленно блокируя отвлекающие факторы) и NeuroMage, которая позволяет пользователям использовать технику "расслабления разума" для изучения новых заклинаний и левитации "Тысячелетнего сокола".
Нейрогейминг – это зарождающаяся форма игр, которая предполагает использование интерфейсов мозг-компьютер, таких как ЭЭГ, (электроэнцефалографииоэнцефалографии) чтобы пользователи могли взаимодействовать с игрой без использования традиционных контроллеров. Его можно использовать как новый и увлекательный тип игрового процесса или как способ создания адаптивных технологий для повышения доступности игр. Некоторые варианты использования показывают комбинацию традиционных контроллеров с прямым вводом данных в мозг. Нейрогейминг также возможен в многопользовательском режиме. Некоторые варианты использования позволяют игрокам видеть мозговую активность других пользователей, в то время как другие не включают визуализацию данных о мозге в игровой процесс.
Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяет решать следующие задачи:
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;
- формирование правильного взаимодействия ног и рук;
- развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;
- обучение последовательного выполнения действий.
Регулярное применение нейроигр может способствовать развитию различных когнитивных навыков, таких как улучшение памяти, внимания, концентрации, быстроты реакции, решения проблем, логического мышления и т. д. Кроме того, нейроигры могут помочь развить творческое мышление, стратегическое мышление и улучшить общую психическую гибкость. Они также могут способствовать улучшению эмоционального состояния, снижению стресса и улучшению настроения.
Возрастные особенности играют ключевую роль в нейроиграх и эффективности:
- Для ребенка дошкольного возраста важны простые, яркие игры, которые развивают внимание, память и моторику. Действия с элементами поиска объектов или простыми пазлами способствуют формированию базовых нейропсихологических навыков и координации.
- У школьников акцент смещается на сложные задачи, требующие логического мышления и анализа. Здесь важны игры, которые развивают критическое мышление и командное взаимодействие. Задачи можно усложнить, добавляя временные ограничения и элементы соревнования.
- Подростки нуждаются в разнообразии и новых вызовах. Нейроигры для этой группы включают элементы стратегии и принятия решений, что помогает развивать абстрактное мышление и креативность.
- Для взрослых и пожилых людей такие упражнения способствуют поддержанию когнитивных функций и профилактике возрастных изменений. Игры с элементами социальной интеракции помогают сохранить активность и улучшить психоэмоциональное состояние.
Нейроигры могут быть полезны различным категориям людей, включая:
- Людям, страдающим от неврологических заболеваний, таких как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера или тревожные расстройства. Нейроигры могут помочь улучшить когнитивные функции, такие как память, внимание и мышление.
- Детям и подросткам, которые хотят улучшить свои навыки в области математики, чтения и других предметов.
- Взрослым, которые хотят тренировать свой мозг и улучшить свою память, реакцию и концентрацию.
- Нейроигры могут быть полезны и для всех, кто просто хочет провести время с пользой и развлечься одновременно. Они могут помочь развить логическое мышление, стратегическое мышление и принятие решений.
Виды нейроигр:
1. Игры на развитие памяти – эти игры помогают улучшить кратковременную и долговременную память. Задачи могут включать запоминание последовательности объектов или звуков, картинок.
"Пары" - классическая игра на запоминание, в которой необходимо находить одинаковые карты с изображениями.
2. Игры на внимание – направлены на развитие способности концентрироваться и переключать внимание между различными задачами.
"Найди отличия" - игра, в которой нужно находить отличия между двумя похожими картинками, тренируя внимание и наблюдательность.
3. Логические игры– стимулируют развитие рассуждений и способности к проблемному анализу. Это может быть решение математических задач или логических головоломок. Загадки и логические задачи - игры, где нужно решить разнообразные логические задачи, такие как загадки, головоломки, шарады и т.д.
4. Моторные игры – способствуют развитию координации и мелкой моторики. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются базовые навыки управления движениями.
5.Креативные и творческие игры – направлены на развитие воображения и творческих способностей. Это может быть создание музыки, рисование или составление историй.
Игры, которые я выбрал для продукта проекта:
1)Игра "Пары"
1.Я взял игру "MEMO" это просто развлекательная игра, но также подойдет для моего проекта.
2.Я достаю 8 пар одинаковых карт с любыми изображениями (города, реки, озера) переворачиваю их, и ребята, открывая карты должны запомнить их местоположение на столе и найти пары.
3.Эта игра развивает межполушарное взаимодействие, улучшает концентрацию внимания и прокачивает память.
2)"Моторные игры"
1.Из инвентаря понадобится ракетка для настольного тенниса, шарик.
2.Ребенок должен пронести на ракетке шарик из точки А в точку В, стараясь не уронить его, при этом сделать это на скорость.
3.Данная игра хорошо развивает зрительно-моторную координацию, вестибулярную систему, мышечно-суставное чувство.
3)Третья игра "Художественный марафон"
1. Из нужных предметов понадобятся листы бумаги, фломастеры, карандаши, и текст с разными короткими историями, под которые можно без труда нарисовать иллюстрацию.
2.Проводится игра легко, я зачитываю историю, или загадку, а дети должны описать эту историю рисунком.
3.Она направлена на развитие воображения и творческих способностей ребенка.
4)Следующая игра "Художник"
1.Лист бумаги и два цветных фломастера.
2.Ребенку дается лист бумаги и два фломастера. Задача - нарисовать правой рукой три правильных круга, а левой три аккуратных квадрата, рисовать нужно одновременно.
3.Развивает координацию, пространственное воображение и работают сразу два полушария мозга.
5)Игра "Крути - верти"
1.Для проведения данной игры нам понадобится небольшой обруч и привязанные к нему ленты, на концах которых будут карандаши или любые другие палочки.
2.Дети должны накручивать ленты на палочки, при этом действовать слажено и добиться того, чтобы не поднимался обруч.
3.Развивает координацию, улучшает внимание и сплачивает коллектив.
6)Ещё одна коллективная моторная игра "Перенеси меня"
1.Для этой игры нам понадобится резиновый мяч, две гимнастические палки, тор (круг-бублик), к нему привязано по две нитки.
2.Сначала два человека с разных сторон берут палочки и ими берут мяч, дальше несут его до отметки и перекладывают в тор , берут его за середины ниток и несут мяч в изначальное место.
3.Развивает координацию, умение балансировать, и работать в паре.
Нейроигры для детей младшего школьного возраста представляют собой мощный инструмент, позволяющий в игровой форме развивать умственные способности детей. Они способствуют не только учебному, но и эмоциональному, социальному и физическому развитию. Использование таких игр в повседневной жизни может значительно облегчить процесс обучения и подготовить детей к школьным задачам, а также помочь в формировании основ для успешного будущего.
Спицына Любовь Ивановна