Творческая педагогическая деятельность как важный фактор формирования всесторонне развитой личности
Логвиненко Лилия Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория, старший учитель
МОУ «Школа №77 г. Донецка»
ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье раскрыты пути развития и значение творческого потенциала учителя на современном этапе развития общества, что является важным фактором в процессе формирования всесторонне развитой личности ученика, в развитии и реализации его творческих способностей.
Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество, творческая личность.
Актуальность статьи определяется значимостью образовательной деятельности на территории Донецкой Народной Республики. Именно творческому педагогу отводится главная роль в системе подготовки учащихся и формировании всесторонне развитой и творческой личности.
Внедрение Государственного образовательного стандарта начального общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации современной системы образования. В его основу положены системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы, которые предполагают «придание образовательному процессу воспитательной функции; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих: рост творческого потенциала и познавательных мотивов; формирование предпосылок к развитию внутренней позиции личности; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающихся: позитивного опыта участия в творческой деятельности, мотивации к творческому труду; направленность на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода…»
Целью статьи является:
- систематизация теоретических знаний по теме “Творчество учителя”;
- раскрыть творческую природу педагогической деятельности;
- определение методов работы, влияющих на повышение творческого потенциала педагогов;
- выявление условий для реализации творческих возможностей учителя.
Одной из главных задач современного образования является обеспечение современного качества образования.
А оно достигается в первую очередь через повышение эффективности учебного занятия. А это возможно только при постоянном творческом поиске учителем новых форм, средств и методов обучения. Но, как показывает опыт, творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению передового опыта.
Неотъемлемой частью этой программы является создание условий для самореализации каждого ребенка как личности, реализации его творческого потенциала.
И в этом ученику должен помочь педагог творческий, постоянно совершенствующий своё мастерство, ищущий, создающий новое и интересное в организации учебно-воспитательного процесса.
В.А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».
Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к учащимся, так и в отношении к своему предмету, подаче учебного материала, к выбору средств и методов обучения и воспитания.
Творческий подход учителя к отбору учебного материала, создание нетрадиционного урока или внеклассного мероприятия обеспечивает эффективность урока, стимулирует активность учащихся, активизирует познавательный интерес.
Творчество учителя не ставит цель создать что-то социально ценное новое, оригинальное. Творчески работающий педагог создает свою систему, которая является средством для формирования всесторонне развитой личности.
В. А. Сухомлинский, обращаясь к руководителям школ, говорил: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества». Действительно, педагогическая деятельность носит творческий характер. Решая множество типичных и оригинальных педагогических задач, учитель строит свою деятельность на основе анализа педагогической ситуации, проектирует результаты, анализирует средства, которые приведут к достижению искомого результата.
Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.
Ведь современная школа призвана не только обучать, её основная задача - формирование физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить личности. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наша Республика будет процветающей и перспективной. А успешность решения этих задач, во многом, определяется степенью педагогического мастерства учителя, главной характеристикой которого является способность его к творчеству.
Ещё В.А. Сухомлинский говорил, что только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке. И сейчас эти слова как никогда актуальны. Ведь только креативному педагогу под силу зажечь искру в глазах его учеников, пробудить в них жажду познания. Творческий учитель своей работой оказывает огромное влияние на тех, кто находится рядом, а именно, на своих учеников. Стереотипов в работе и мышлении быть не должно, т.к. они могут стать врагами творчества. Как говорил Эрих Фромм, творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творчество присуще тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта.
Творческий учитель не останавливается на достигнутом, он находится в постоянном педагогическом поиске. Его девиз: «Кто не учится, тот не имеет права учить». Современный учитель должен быть эрудированной, многогранной личностью, если хочет быть интересным детям.
На страницах педагогических изданий можно все чаще встретить термин «творческая индивидуальность педагога». Это объясняется тем, что решающим фактором обновления системы образования является не просто личность учителя, его готовность действовать творчески, но и яркая, уникальная, неповторимая личность, и что педагогической творчество не может существовать без индивидуального, личностного воплощения.
В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии творческих способностей учащихся.
Первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства.
В личностной сфере педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста.
Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.
Выделяют следующие уровни педагогического творчества:
1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.
2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.
3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.
4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Таким образом, педагогическое творчество - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта.
Педагогическое творчество содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводит к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь. И является наиболее ценным.
Каждый творчески работающий учитель, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставит для себя следующие задачи: поддержка и развитие интереса к предмету; формирование навыков поисковой и исследовательской работы; выполнение практических заданий; организация работы с современными источниками информации.
Данные задачи могут быть реализованы только на уроке, где царит творчество, потому что только в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.
Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал учителю, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.
Каковы же источники педагогического творчества?
Известный советский дидакт М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества:
- практическая деятельность учебно-воспитательного характера (это сфера первичных педагогических изобретений и открытий);
- исследования педагогического процесса, его содержания и методов (здесь на первый план выступают теоритические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам).
Педагогическое творчество требует от педагога умения наблюдать, анализировать и исследовать все аспекты учебно-воспитательного процесса.
Спецификой педагогического творчества является и то, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.
Главными помощниками учителя в развитии творческих способностей учащихся должны быть родители. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить всесторонне развитую и творческую личность ученика.
Таким образом, существуют разные пути развития творческого потенциала личности учителя и ученика, но все они ведут к одной цели – воспитанию успешного ученика успешным учителем, владеющим компетентностями в рамках преподаваемой дисциплины, теорией и практикой применения новейших достижений современной науки.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что творческий педагог должен уметь строить свою педагогическую деятельность с учетом меняющихся социальных и других условий; владеть формами и методами эвристической деятельности; видеть, учитывать, и развивать индивидуальные способности учащихся; заниматься самообразованием, ведущему к личному творческому росту и воспитанию всесторонне развитой, активной, творческой личности ученика.
Список литературы:
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. - Казань, 1997.
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.- Казань, 1988.- с.45-56.
Венедиктова Т.А., Глазунов А.Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2000.
Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя.- Тюмень,1995.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990.
Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя.- Казань, 1982.- с.59-64.
Под ред. И.А. Зязюна. Основы педагогического мастерства. - М., 1989.