12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лабикова Марина Николаевна60

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Матаненко Ксения Михайловна,

обучающаяся 10А класса

БОУ «Тарская гимназия №1»


Аннотация: в статье рассматриваются виды коммуникаций среди старшеклассников, ее проблемы; особенности коммуникаций среди старшеклассников; функции коммуникаций.

Ключевые слова: процесс общения, коммуникативные функции, мерки коммуникативного поведения.

Коммуникации занимают важное место в прекрасной жизни организации и оказывают огромное воздействие на индивидов и групп. Обмен информацией между сотрудниками в организации приводит к достижению поставленных задач.

Коммуникация – это форма социального общения, протекающая в обычных ситуациях реальной жизни. Это непростой процесс с несколькими признаками, чертами, актуальными для теории и практики преподавания коммуникативной культуры. Коммуникация всегда целенаправленна, выполняет определенную задачу. Отсюда, для формирования коммуникативной культуры личности старшего школьника важно понять, что это особая форма деятельности, которая подразумевает наличие языковой компетенции, умение соотносить языковые средства с задачами и критериями общения, осознание отношений между коммуникациями, умение организовать общение с соблюдением этических и речевых норм.

В системе коммуникации можно выделить следующие функции:

  1. Информативно-коммуникативная функция. Данная функция общения содержится в любой форме обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в людском общении имеет свою специфику:
  • Во-первых, размен информацией осуществляется между двумя индивидумами, любой из которых является активным субъектом (в небольшом отличии от технического устройства);
  • Во-вторых, обмен информацией непременно подразумевает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
  1. Регуляционно-коммуникативная функция. Содержится в регуляции поведения и конкретной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может повлиять на мотивы, цели, программки, принятие решений, на исполненье и контроль действий, то есть на все сочиняющие деятельности собственного партнера, включая обоюдную стимуляцию и корректировку поведения.

Роль и интенсивность общения в современном сообществе вырастают: непрерывно возрастает число людей, которые занятых в профессиональная деятельности , связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, превосходно разумея значение общения для деловой деятельности, сказал: Умение разговаривать со сверстниками таковой же покупаемый за средства продукт, как сахар или кофе. И я готов выплачивать за это умение больше, чем за какой-нибудь иной продукт в нашем мире. Но что означает уметь разговаривать? что уметь разбираться в людях и на этой базе строить свои взаимоотношения с ними, что подразумевает познание психологии общения.

  1. Аффективно-коммуникативная функция. Это функция общения, в базе которой лежит восприятие и понимание иного человека, включая напарника по общению, ориентирована на регуляцию чувственной сферы нервной системы человека, так как общение является наиглавнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфично человечьих чувств появляется и развивается в критериях общения людей происходит или сближение чувственных состояний, или их поляризация, обоюдное усиление либо ослабление.

Термин коммуникативное поведение ввел в науку лингвист, доктор филологических наук И.А. Стернин. Под коммуникативным поведением он понимает совокупности общепризнанных мерок и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т.д. групп, также отдельной личности. Это поведение личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое общепризнанными мерками и традициями общения данного социума. Стоит отметить, И.А. Стернин выделяет общекультурные, групповые, ситуативные и личные нормы коммуникативного поведения.

Выделяют главные общепризнанные мерки коммуникативного поведения:

  1. Общекультурные, общепризнанные мерки коммуникативного поведения отражают принятые правила этикета, приветливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми за пределами без помощи сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и так далее. Это такие ситуации, как вербование внимания, знакомство, приветствие, прощение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, признательность, пожелание, успокоение, сострадание, соболезнование. Это стандартные ситуации.
  2. Ситуативные общепризнанные мерки обнаруживаются порой, когда общение определяется определенной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по нраву. Стоит отметить ограничения по статусу контактирующих дают возможность разговаривать о 2-ух разновидностях коммуникативного поведения  вертикальном (вышестоящий / нижестоящий) и горизонтальном (равный / одинаковый). Граница меж разными типами подвижна, у нее есть возможность нарушаться.
  3. Групповые общепризнанные мерки отражают необыкновенность общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть необыкновенности коммуникативного поведения парней, девушек, юристов, докторов, детей, родителей, гуманитариев и так далее.
  4. Личные общепризнанные мерки коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивидуума. Представляют собой личностный перелом общекультурных и ситуативных коммуникативных мерок в языковой личности. Подлежат описанию также нарушению общих и групповых общепризнанных мерок, характерных для данного индивида.

Подростковый возраст — важнейший этап биологического, психологического, социального развития человека. Его сущность состоит в переходе от детства к взрослости, а содержание предполагает завершение физического созревания, развитие сознательного «Я» и достижение социальной зрелости. Разумеется, им очень важно разговаривать с собственными ровесниками, но в текущее время это происходит чаще только в социальных сетях и намного реже в реальной жизни.

Выделяют несколько мотивов, подталкивающих ребенка к подмене реального общения виртуальным:

Во-первых, анонимность. В интернете ребенок может размещать для себя всякую информацию, даже если она не подходит действительности. Это дает ему большую свободу выражений и возможность передачи ложной информации.

Во-вторых, возможность выбора дамского либо мужского общения. Ребенок может выбирать гендер, от лица которого будет идти общение. Девушки более пассивно относятся к виртуальному общению и проявляют при всем этом свою тревожность. Невзирая на ограниченность передачи чувственных состояний посредством текстовых извещений, девушки устремляются к использованию всего обилия инструментов Интернета, чтоб повысить чувственность своего общения. Для юношей в подростковом возрасте интернет является полем для поиска и скачки разных файлов, программ, кинофильмов и игр. Общение мальчишек охарактеризовывают недлинные, точные сообщения, в небольшом отличии от сообщений.

В подростковый период, один из основных критериев формирования самооценки, - сужденье ровесников, другими словами общение с ними превращается в особенный тип деятельности подростков, которой отводится главное место в жизни, и выделяется в самостоятельную сферу жизни.

На данном шаге перед ребенком возникает определенный круг проблем, имеющий отношение к делам связанным с общением. Часть проблем связана с общением со сверстниками. Оно связано с тем, что ребенок порой умеет (либо это вообще невозможно) занимать посреди ровесников удовлетворяющее его положение. То есть, ужас быть незначимым в глазах ровесников. Иная же часть проблем связана с общением со взрослыми, проявляющееся в недопонимании внутреннего мира ребенка, требование полного повиновенья со стороны взрослого. Отсюда вывод, что существуют барьеры, тормозящие эффективную коммуникативную деятельность. Барьеры бывают личностными (к примеру, различия в ценностях), временные (расстояние), семантические, организованные, информационные и так дальше.

У современных подростков в их лексиконе находится тенденция к автономизации и дистанцированию своей среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном же пространстве общения происходит упрощение и огрубление речи. В коммуникативном общении подростков преобладает телеграфный стиль, либо совсем специфичный полностью неграмотный, обрубленный лексикон типа sms-переписок. Специолисты и обыденные люди с горечью наблюдают исчезновение целых пластов языковых ресурсов, в особенности в речи подростков происходит усиление иноязычной (английской, в главном) лексики, вместе с распространением простых речевых штампов, и ненамеренной клишированности.

Коммуникативные отношения подростков с 15 до 17 лет довольно специфичны. В этом возрасте формируются определённые интересы и нравственные идеалы. Поиск разных способов выражения себя и повышенная потребность в общении с друзьями, нежели с родителями. Поэтому чаще всего старшее поколение не понимает молодёжь, считает их общение грубым и глупым. А так же, стиль общения многих подростков сильно отличается. Кто-то предпочитает общаться в реальной жизни, а кому-то наоборот более комфортно общение в интернете. Это ещё раз подчёркивает индивидуальность каждой личности. ​​​​​​​

Автор материала: К. Матаненко (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.