Особенности коммуникативного контакта педагога с учащимися
Статья «Особенности коммуникативного контакта педагога с учащимися».
Автор: Ковалева Валерия Витальевна, учитель биологии, химии и географии МАОУ «СШ№ 66»
г. Хабаровска, высшая квалификационная категория, стаж работы 22 года.
«Чем глубже культура учителя и чище его нравы,
тем более прочны ростки добродетели и учености
он оставит в детях своим преподаванием»
(Веджо Маффео)
Педагогическая коммуникация в сфере образования имеет очень важное значение, так как ее основной задачей является не только обмен учебной информацией между учителем и воспитанниками, а в первую очередь социальное взаимодействие между субъектами образовательного процесса, в частности педагогом и учащимися.
Согласно Федеральной целевой программы образования (2016-2020 гг.) под педагогической коммуникацией подразумевается совокупность, идей, средств и способов организации учебно-воспитательного процесса на основе приема, усвоения, использования и передачи информации из различных источников для разностороннего развития и воспитания учащихся.
В педагогической психологии существует ряд подходов к классификации стилей общения между учителем и обучающимися. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
Так, при авторитарном стиле педагогического общения педагог занимает доминирующую позицию, не позволяя учащимся проявить собственную позицию, высказать субъективную точку зрения, не согласится с чем-либо, а тем более опровергнуть утверждение. В данном случае ученики выступают в роли объекта педагогического воздействия. Даже если дети и будут владеть при этом соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенными компетенциями, но это будет вызвано не потребностями и мотивацией ребенка, а необходимостью реализовывать желательное для учителя поведение на уроке. На мой, взгляд такой стиль общения не позволит ребенку чувствовать себя полноценной личностью, что в конечном счете не будет способствовать установлению продуктивных межличностных взаимоотношений.
Отличительной особенностью демократического стиля педагогического общения является сотрудничество и эмпатия субъектов образовательного процесса. При этом педагог привлекает своих воспитанников к совместному обсуждению проблем, вопросов, позволяя высказать учащимся их видение, выразить собственное отношение, предложить с обоснованием решение данной задачи. При этом педагог создает условия для самореализации и проявления творчества детей, что в конечном итоге способствует повышению мотивации к учебе, развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Ученик чувствует себя эмоционально уравновешенным на уроке, спокойным и защищенным, а значит создаются предпосылки для проявления учащимся уверенности и активности.
Либеральный стиль педагогического общения характеризуется формализмом, стремлением педагога минимально включаться в деятельность. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность, тем самым педагог уходит от ответственности за результаты своей деятельности. И здесь имеет место так называемое педагогическое выгорание. Причем, к сожалению, данный процесс выявляется не только у опытных учителей, но и начинающих педагогов. А как результат – разрыв эмоциональных связей учителя и ученика. А это трагедия, потому что такой воспитанник, даже будучи самостоятельным и независимым, станет равнодушным и не способным к соучастию и сопереживанию к окружающим людям, и даже эксцентричным и жестоким человеком.
Таким образом, все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. Общение-монолог подразумевает коммуникацию на исполнительности одной стороны. Однако, основу учебно-воспитательного процесса должно составлять диалогическое общение субъектов образовательного процесса. И это на мой взгляд, самое продуктивное взаимодействие между учителем и учениками. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.
Я, как учитель-предметник, имеющий стаж работы 22 года, в своей педагогической деятельности считаю приоритетным направлением использование рефлексивного стиля управления уроком, внеклассным занятием, организацию соуправления процессом обучения, что невозможно без ценностно-личностного подхода в обучении, предполагающего отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Проработав более 20 лет в школе санаторного типа, а в настоящее время последние 2 года преподавая предметы как в общеобразовательных классах, так и коррекционных средней школы, я со стопроцентной уверенностью утверждаю, что демократический стиль педагогического общения дает самые продуктивные и эффективные результаты. В перечень образовательных технологий включаю такие педагогические технологии как, индивидуально-дифференцированное обучение, совместную проектную деятельность учащихся, разработку детьми рефератов, сообщений и докладов, подготовку презентаций по изучаемому материалу с последующей защитой перед аудиторией. Данный подход обучения позволяет в полной мере достигать высоких результатов воспитанников как в учебной, так и в коммуникативной сфере.
В своей работе часто использую метод группового обучения. Обучающиеся работают в малых группах по индивидуальным заданиям, выданным каждой группе. Каждая группа выполняет задание, делает доклад, решает поставленные проблемы и сверяет выполнение работы по заданным критериям. Такая работа дает положительный настрой на работу, благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта, приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами, дает положительный результат, повышает интерес обучающихся к изучению темы. Обучающиеся, даже со слабой мотивацией, активно включаются в работу, так как чувствуют поддержку со стороны сильных учащихся, не боясь ошибиться.
В коррекционных классах ребята как правило имеют узкий кругозор, низкий уровень развития устной и письменной речи, языковой культуры, что тормозит развитие мыслительных процессов и мешает успешности в преодолении пробелов. При этом я все равно создаю ситуацию успеха для обучающегося, стимулируя его деятельность не только посредством использования разноуровневых заданий, индивидуальных карточек, заданий по выбору, но и результатом его собственного труда. Занятия проводим в спокойной дружелюбной атмосфере, в завершении урока обучающиеся обязательно должны выразить свое отношение у урока в устной либо графической форме.
Деятельность учителя должна строиться на базовых принципах гуманистической педагогики. В гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом. Так, с позиций гуманизма конечная цель образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек смог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, существом, ответственным за происходящее в мире. Мера гуманизации образования и воспитания определяется тем, насколько они создают предпосылки для самореализации личности.
Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.
Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся. Реализация культурно-гуманистических функций образования обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности в целом.